Трагедия настасьи филипповны. Настасья Филипповна Барашкова: биография, характеристика персонажа и интересные факты Какого числа день рождение у настасьи филипповны

Отношениях между персонажами романа Фёдора Достоевского “Идиот” Тоцким и Настасьей Филипповной довольно загадочны.

С одной стороны, данная тема является малозначащей, если оценивать произведение с точки зрения основного смысла. С другой – не случись этого трагического поворота в судьбе юной Настасьи Филипповны, автору “Идиота” было бы трудно объяснить поступки данной героини.

Как Достоевский описывает знакомство Тоцкого и Настасьи Филипповны? – Родители девочки погибли при трагических обстоятельствах. Тоцкий решил сделать широкий жест и взял Настасью к себе на воспитание. Точнее, она стала жить с семейством одного из управляющих Тоцкого. Позднее Тоцкий приметил, что сирота с возрастом становится всё милей и краше, и устроил Настасью Филипповну в отдельный дом в “глухой деревеньке”, с прислугой и учителями для образования.

Фёдор Михайлович далее пишет: “…А чрез две недели пожаловал и сам Афанасий Иванович… С тех пор он как-то особенно полюбил эту глухую, степную свою деревеньку, заезжал каждое лето, гостил по два, даже по три месяца, и так прошло довольно долгое время, года четыре, спокойно и счастливо, со вкусом и изящно”.

Невнимательный читатель не увидит в этих словах никакого намёка на разврат. Как и я не видел (или не хотел видеть), когда читал роман. Но автором всё разъяснено предельно ясно – конечно, в рамках приличия, хоть и не без иронии: “…Спокойно и счастливо, со вкусом и изящно”.

Что ж, можно до хрипоты спорить, что означает это “со вкусом и изящно”. Ей-богу, это даже на вечный афоризм тянет, можно его использовать в миллионе ситуаций.

Например: “Путин правил страной 33 года, со вкусом и изящно”. – Так могут написать в учебнике истории через 100 лет.

Или: “Американский доллар крепко держит мировую финансовую систему со времени оформления Бреттон-Вудской системы, ничего не опасаясь, со вкусом и изящно”.

Или: “Абрам Абрамов сидит на шее у государства, получая пособие по безработице, со вкусом и изящно”.

Достоевский – мастер таких ёмких выражений. Одно из проявлений его гениальности. Но вернёмся к Настасье Филипповне и Тоцкому.

Вспомним, что Настасья Филипповна (на званом вечере, куда заявился Рогожин со ста тысячами рублей) бросала в лицо Тоцкому гневные слова о развращении им маленькой девочки. Это – ещё одно подтверждение неприглядных действий Тоцкого.

Схожесть с другими произведениями Достоевского

Вспомним “Униженных и оскорблённых” – более ранний роман Достоевского. Одно из действующих лиц – князь Валковский, описывается как безнравственное и беспринципное чудовище, любитель клубнички. В образе князя Валковского можно обнаружить характерные для Тоцкого черты. Эта схожесть двух персонажей не оставляет шансов Тоцкому хоть немного реабилитироваться в глазах читателя.

Конечно, данная параллель с “Униженными и оскорблёнными” может выглядеть натянутой, но, всё-таки, она очень показательна при анализе подобных героев Достоевского, как Тоцкий и князь Валковский. Можно вспомнить и Свидригайлова из “Преступления и наказания” – ещё одного тёмного персонажа Фёдора Михайловича.

Итак, прослеживается сексуальный характер отношений между Тоцким и Настасьей Филипповной. Физическая близость – последний предел для тонко чувствующей и юной девушки, какой была Настасья. Большего ущерба для психики и представить трудно.

Допустим, близости между ними не было. Было “изящное ” времяпрепровождение Тоцкого в компании Настасьи Филипповны, миловидной и образованной. Но и в этом случае легко обнаруживается унижающая девочку ситуация. Она – вещь Тоцкого, рабыня, которая своим присутствием ублажает барина.

Это не отеческое, благородное отношение благодетеля Тоцкого к своей воспитаннице. Тонко чувствующий человек понимает, где благородная поддержка в трудном положении, а где – “изящное ” пользование вещью. Именно такое “пользование ” и “приятное времяпрепровождение ” может воспринимается жертвой даже более остро и негативно, чем, например, физическое насилие.

В данной ситуации мы видим типичную для персонажей Достоевского реакцию – болезненное, острое реагирование героя произведения (Настасьи Филипповны) на “несправедливость”, “обиду”.

В этом отношении обратная ситуация была у князя Льва Николаевича Мышкина, как и Настасья Филипповна, рано осиротевшего. Его взял на попечение помещик Павлищев, который полностью содержал Льва Николаевича и в России, и в Швейцарии во время лечения князя у доктора Шнейдера.

На мой взгляд, нанесённая Тоцким “обида” Настасье Филипповне полностью оправдывает её действия во взрослой жизни. Личность героини в результате пережитого подверглась уродливой трансформации, душевной организации нанесён тяжкий урон. Вспомним слова князя Льва Николаевича про Настасью Филипповну:

“- Да; она – сумасшедшая! — прошептал он [князь Мышкин] бледнея. – Вы наверно это знаете? — спросил Евгений Павлович с чрезвычайным любопытством. – Да, наверно; теперь уже наверно; теперь, в эти дни, совсем уже наверно узнал!”

“Сумасшедшей” в романе Настасью Филипповну называл и генерал Епанчин, и Рогожин (хотя и косвенно).

Безумные, “сумасшедшие” герои милы сердцу Достоевского.

Но это уже тема для отдельной статьи.

За душу Настасьи Филипповны.

Здесь тоже мы должны различать два плана. В эмпирическом (внешнем, описательном) плане Настасья Филипповна – «гордая красавица» и «оскорбленное сердце». В ее образе скрещиваются две линии женских характеров, из которых одна («гордая красавица») восходит к «Неточке Незвановой » (княжна Катя), а другая («оскорбленное сердце») к «Бедным людям » (Варенька). Ей наиболее близки Дуня в «Преступлении и наказании » и Полина в «Игроке ». Семи лет героиня осиротела и воспитывалась в деревне богатого помещика Тоцкого; когда ей исполнилось шестнадцать лет, он сделал ее своей любовницей. Через четыре года она переселяется в Петербург. Робкая и задумчивая девочка превращается в ослепительную красавицу, в «необыкновенное и неожиданное существо», одержимое гордостью, мстительностью и презрительной ненавистью к своему «благодетелю». Тоцкий, намереваясь жениться на дочери генерала Епанчина, Александре, хочет выдать свою бывшую любовницу за Ганю Иволгина. Настасья Филипповна узнает, что тот продает себя за 75 тысяч, и с негодованием его отвергает. В эту минуту в жизнь ее входят Рогожин и Мышкин. Один хочет купить ее любовь за 100 тысяч, другой предлагает ей свою руку. Настасья Филипповна мечется между ними, как затравленный зверь. Она жаждет спасения, но не сомневается в своей гибели. Ей ли, наложнице Тоцкого, мечтать о счастьи с князем? Ей ли, «рогожинской», быть княгиней? Она упивается позором и сжигает себя гордостью; из церкви, в подвенечном платье, убегает от Мышкина и покорно подставляет себя под нож Рогожина. Эту мелодраматическую историю невинной грешницы и кающейся камелии, написанную в духе модной французской идеи о «rehabilitation de la chair» (Сен-Симон , Жорж Занд), Достоевский сделал оболочкой религиозного мифа.

Парфён Рогожин и Настасья Филипповна

В метафизическом (философском) плане героиня его есть «образ чистой красоты», плененной «князем мира сего» и в темнице своей ждущей избавителя. Душа мира – прекрасная Психея , пребывавшая в лоне божества, на грани времени, отпала от Бога. Возгордившись своим богоподобием, она употребила свободу во зло и самоутвердилась в «самости». И вместе с ней весь мир подпал закону греха и смерти; «всякая плоть томится и стенает». От своего прежнего вневременного существования Психея сохранила воспоминание о «звуках небес» и чувство роковой неизбывной вины. Злой дух, пленивший ее, разжигает в изгнаннице гордость и сознание виновности и этим толкает на гибель.

И вот приходит к ней человек с вестью о небесной ее родине. Он тоже был под «кущами райских садов», он видел ее там в «образе чистой красоты» и, несмотря на ее земное унижение, узнает свою нездешнюю подругу. Достоевский искусной градацией подготовляет встречу героев. Сначала князь слышит о Настасье Филипповне, потом три раза рассматривает ее портрет. «Так это Настасья Филипповна? – промолвил он, внимательно и любопытно поглядев на портрет: – удивительно хороша!» – прибавил он тотчас же с жаром. На портрете была изображена действительно «необыкновенной красоты женщина». При первом взгляде князь узнает только красоту Психеи, при втором он замечает ее муку в этом мире. «Удивительное лицо, – говорит он, – лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами, в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое... ».При третьем – «он приближает портрет к губам и целует его».

Наконец, наступает встреча. Князь потрясен: к его восторгу примешивается мистический ужас. Это она, Психея! «А как вы узнали, что это я? – допрашивает его Настасья Филипповна. – Где вы меня видели прежде? Что это, в самом деле, я как будто его где-то видела? И позвольте спросить, почему вы давеча остолбенели на месте? Что во мне такого остолбеняющего?» Князь смущенно отвечает, что узнал ее по портрету, что именно такою ее воображал... «Я вас тоже будто видел где-то». – «Где, где?». – «Я ваши глаза точно где-то видел... да этого быть не может!.. Это я так... Я здесь никогда и не был. Может быть, во сне...».

Так происходит мистическая встреча двух изгнанников из рая . Смутно помнят они о небесной родине... как «во сне».

Настасья Филипповна готова погубить себя: она покидает Тоцкого, рвет с Ганей и хочет уйти с Рогожиным. Князь бросается ее спасать – он предлагает ей свою руку и уверяет, что «она ни в чем не виновата». «Вы горды, Настасья Филипповна, – говорит он ей, – но, может быть, вы уже до того несчастны, что и действительно виновною себя считаете... Я давеча ваш портрет увидал и точно знакомое лицо узнал. Мне тотчас показалось, что вы как будто уже звали меня... ».Таинственные слова: князь узнал Психею, услышал ее призыв, отгадал ее тоску по освобождению. Он мучительно хочет ее спасти, но не знает как. Он думает, что магическими словами «вы не виновата» он разобьет оковы опутавшего ее зла. Но она знает свое падение, и напоминания князя об утраченной чистоте только терзают ее. Она жаждет искупления греха, а он ей, падшей, говорит о безгрешности. И Настасья Филипповна уезжает с Рогожиным. – «А теперь я гулять хочу, я ведь уличная».

Князь любит говорить «красота спасет мир». И вот он нашел эту красоту. Судьба ее на земле трагична: она осквернена, унижена, одержима демонизмом, возбуждает нечистые и злые чувства: тщеславие (у Гани), сладострастие (у Тоцкого и Епанчина), чувственную страсть (у Рогожина), Среди взметаемых ею вихрей, лик ее темнеет и искажается. Небесная невеста становится земной женщиной и на сострадательную, братскую любовь князя отвечает земной, эротической любовью. Рогожину приходится объяснять своему невинному сопернику: «Да неужто уж ты и впрямь, князь, до сих пор не спохватился в чем тут все дело?.. Другого она любит – вот что пойми. Точно так, как я ее люблю теперь ,точно так же она другого теперь любит. А другой тот, знаешь ты кто? Это ты! Что не знал, что ли?».

Любовь князя не спасает, а губит; полюбив его, Настасья Филипповна казнит себя, «уличную», и сознательно идет на смерть. Князь знает, что она гибнет из-за него ,но старается убедить себя, что это не так, что, «может, Бог и устроит их вместе». Он жалеет ее, как «несчастную помешанную», но любит другую – Аглаю . Однако, когда соперница оскорбляет Настасью Филипповну, князь не может вынести ее «отчаянного безумного лица» и с мольбой говорит Аглае: «Разве это возможно! Ведь она... такая несчастная!».

Теперь Настасья Филипповна не может больше заблуждаться: жалость князя – не любовь и любовью никогда не была. Из-под венца с ним, она убегает с Рогожиным, и тот ее убивает. Вот почему убийца приводит князя к ее смертному ложу: вдвоем бодрствуют они над телом убитой: они – сообщники: они оба убили ее своею «любовью».

Психея ждала избавителя: князь обманул ее: его бессильную жалость она приняла за спасающую любовь. Тот же миф творится автором в «Бесах » и в «Братьях Карамазовых ». В первом романе мотив самозванства избавителя резко подчеркивается: плененная невеста (Марья Тимофеевна) ждет своего суженого. Ставрогин ее обманывает, но она догадывается, что он не Иван Царевич, а самозванец, и кричит ему: «Гришка Отрепьев, анафема!». Таинственная вина ее символизируется физическим недостатком («хромоножка»). В «Братьях Карамазовых» Грушенька занимает место Настасьи Филипповны, Митя – Рогожина, Алеша – князя Мышкина, Лиза Хохлакова – Аглаи. Сострадательная любовь Алеши помогает, страсть Мити не губит. Но это иной духовный план, другой мистический опыт. Символ его не «детский рай» князя Мышкина, а монастырская келья старца Зосимы . Мечтательному христианству светского праведника противопоставляется «православная» вера монаха и подвижника.

Образ Настасьи Филипповны Барашковой один из центральных в романе «Идиот». Эта женщина с непростой судьбой невероятно красива, одевается без вычурности и изящно, темно русые волосы убирает просто, тёмные глаза её глубоки, а на лице сочетаются страстность, высокомерность и страдание. Рождённая в хорошей дворянской семье, в семилетнем возрасте Настасьи Филипповна осталась сиротой и была воспитана в поместье Тоцкого. Когда ей стукнуло шестнадцать, её опекун сделал девушку своей содержанкой и наведывался к ней регулярно для удовлетворения своих безнравственных желаний. Со временем Настасья Филипповна осознаёт, что сей «благодетель» подошёл к её воспитанию весьма продуманно, чтобы впоследствии из неё вышло «орудие» для особо утончённого удовольствия. Безвыходность и унизительность положения сделали из молодой женщины несчастное, бесчувственное существо.

Общественность начинает обсуждение скорой женитьбы Тоцкого. Настасья Филипповна покидает поместье и заявляется в Петербург, чтобы объявить любовнику о своём полнейшем безразличии. Она показывает себя в новом для Тоцкого свете — непокорной, лишенной чувств, но не побеждённой. Тоцкий, находясь под сильным впечатлением от преображения уже надоевшей своей покорностью игрушки, поселяет содержанку в столице. Его тщеславие греет элегантная красота принадлежащей ему одному оскорблённой женщины. Теперь он задумал выдать свою подопечную замуж, наградив будущего жениха приличным приданным, чтобы расставание с любовницей прошло на достойных нотах.

Настасья Филипповна и князь Мышкин

В водоворот этих событий попадает только что прибывший из Швейцарии . Один лишь раз увидев портрет Настасьи Филипповны, не зная её лично, он поражается смешением гордости, страдания и неземной красоты в её утончённых чертах. Князю становится страшно за дальнейшую судьбу этой прелестной и несчастной женщины. А Тоцкий боится её саму — обновлённую, высокомерную, искушённую. Его создание, дерзкое и безжалостное, теперь уже никому не остановить. Терять Настасье Филипповне нечего, и она может в любой момент погубить себя самым ужасным из способов. Вдобавок, его содержанка становится объектом торгов — её возжелал богач Рогожин, нисколько не стесняющийся в этом признаться.

Князь Мышкин уверен, что из ада, в который заключена эта женщина, её может вытащить только искренняя любовь. Он делает ей публичное предложение руки и сердца, объясняя свой поступок тем, что она из водоворота похоти и грязи вышла чистой и с честью. Для него она образец невиновности и невинности. Мышкин жаждет спасти Настасью Филипповну. Но демоническую гордость этой женщины не сломить, она не желает такого спасения и не готова принять высокого чувства князя. Её влечёт свет любви, но она выбирает мрак. Её личная драма в том, что она не способна поверить в свою чистоту перед миром. Решившись после мучительных раздумий на брак с князем Мышкиным, Настасья Филипповна бежит из-под венца и находит позорный конец своей позорной жизни от руки убийцы —

НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА

НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА - героиня романа Ф.М.Достоевского «Идиот» (1867-1869). Первым произносит это имя молодой купец Парфен Рогожин, рассказывая, как увидел ее и как его «тут и прожгло». У Юрия Олеши сказано: «вздрогнувшее в строчке имя Настасьи Филипповны»; «кажущееся лиловым имя, от которого то тут, то там вздрагивают строчки». Она еще долго не появится, не заговорит. Но князь Мышкин уже узнает, как может «прожечь» женская красота и как Рогожин был бит своим отцом за то, что купил Н.Ф. бриллиантовые «подвески». Рогожин этим рассказом будто вводит героиню в роман. Еще несколько страниц, и князь Мышкин видит ее лицо на фотографии - портрет свой она подарила Гане Иволгину. «Удивительное лицо!., и я уверен, что судьба ее не из обыкновенных. Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а?»

Достоевский - мастер экспозиции. В следующей главе, чтобы объяснить некоторую напряженность в доме генерала Епанчина, он рассказывает, как сблизился с этим генералом некто Тоцкий, человек лет пятидесяти пяти, «изящного характера, с необычайной утонченностью вкуса». Тоцкий хотел было посвататься к одной из генеральских дочерей, однако тут был «один мудреный и хлопотливый случай, из-за которого все дело могло расстроиться безвозвратно». Так под видом «хлопотливого случая», мешающего богатому человеку хорошо жениться, появляется в Петербурге женщина по имени Н.Ф. В коротком (всего на одну страницу) рассказе Достоевский умещает всю ее жизнь. Оказывается, Тоцкий взял когда-то на воспитание двух девочек-сироток (младшая вскоре умерла от коклюша) и, живя за границей, совсем забыл о них, а потом, спустя годы, увидел в своем деревенском доме «прелестного ребенка, девочку лет двенадцати, резвую, милую, умненькую и обещавшую необыкновенную красоту». Воспитание ее приняло «чрезвычайные размеры». Не ведая, что ее ждет, девочка училась языкам, музыке и рисованию, в то время как Тоцкий терпеливо поджидал, пока этот бутон не раскроет все свои благоухающие лепестки. Дождавшись, он пожаловал собственной персоной и с тех пор «как-то особенно полюбил ту глухую свою деревеньку, заезжал каждое лето... И так прошло довольно долгое время, года четыре, спокойно и счастливо, со вкусом и изящно». Это «спокойствие» Достоевский внезапно взрывает. До деревеньки дошел слух, что Тоцкий в Петербурге собирается жениться. И тут Н.Ф. обнаружила характер необыкновенный. Она бросила свой деревенский домик, явилась в Петербург к Тоцкому, и тот понял, что перед ним совершенно другая женщина. Она хохотала, излагая ему, что, кроме глубочайшего презрения, ничего к нему не испытывает, а приехала, чтобы не позволить ему жениться - «ну хоть для того, чтобы мне только посмеяться над тобой вволю». И Тоцкий понял, что теперь имеет дело «с существом совершенно из ряду вон».

Героиней романа Достоевский делает женщину, которой движет «ненасытимое чувство презрения, совершенно выскочившее из мерки». Эта женщина для Тоцкого безвредна в смысле «юридическом», но готова самое себя погубить безвозвратно и безобразно, лишь бы надругаться над своим обидчиком. Тоцкий в петербургском окружении Н.Ф. не один, он только богаче других, умнее и осторожнее. Генерал Епанчин и Ганя Иволгин - еще два участника интриги, которая ведется вокруг женщины. Ею торгуют, ее перекупают. На свой день рождения она собирает всех, кто хочет ее купить. Генерал Епанчин, имея свои дальние планы, принес ей роскошный жемчуг. Ганя Иволгин явился, зная, что ему продают женщину, а он клятву дал «доехать» ее, когда купит. И наконец, Н.Ф. ждет Рогожина, который поднял ей цену с восемнадцати тысяч до ста.

Все собравшиеся на этот невероятный день рождения преступают какую-то черту - совершают скверность или преодолевают желание ее совершить. Н.Ф. сознает, что, чем бы тут ни торговали, торгуют ею. И в момент отчаяния вместо себя предлагает другой объект внимания - бросает в огонь пачку денег, принесенных Рогожиным, и искушает Ганю бредовым соблазном: «Вытащишь - твоя».

Когда-то Тоцкий удивлялся, как дешево досталась ему эта «нежившая душа». Теперь эта душа оживает и подымает мятеж. В пламени этого мятежа все выглядят ничтожными. Все - кроме князя Мышкина. Он один, плохо разбираясь в происходящем, видит, что перед ними - живая, страдающая душа. «Вы страдали и из такого ада чистая вышли...» - это момент понимания, доступный лишь сверхпроницательному князю.

Чувство стыда в Н.Ф. обострено настолько, что другим это совсем непонятно, разуму недоступно. Отсюда версия, что она сумасшедшая. Иногда это мерещится даже князю. Он самому себе боится сказать, отчего такой гипнотической силой повлекла его за собой женщина. «Она помешанная», - не один раз повторяет князь, то отводя от Н.Ф. суждения толпы, то ужасаясь своей мысли.

Достоевский оставляет внутренний мир героини закрытым. Мы узнаем о нем только по тому, как судят эту женщину другие. Какие-то детали («точки», как говорил Достоевский) намекают на характер и на образ жизни героини. Например, лицо, каким его видит Мышкин на портрете, или постоянно повторяемые ею слова о том, что Рогожин ее зарежет (первым про это сказал князь Мышкин, еще не видя Н.Ф.). Или еще подробность - роман Флобера «Мадам Бовари», который князь, разыскивая Н.Ф., нашел в ее комнате.

Н.Ф. - это красота, не дающаяся никому в руки. Ее невозможно присвоить, и на страсть Рогожина она не отвечает, хотя и понимает, что этот человек - единственный, кто любит ее и ради нее пойдет на все. Она мечется от Рогожина к Мышкину, от Мышкина к Рогожину, придумывает для князя свою форму счастья, толкает его к Аглае и обещает Рогожину повенчаться, когда князь женится на Аглае. Ей нужно, чтобы в любви князя не было жертвенности, а было бы молодое и чистое счастье. Обостренным слухом она схватывает какие-то слова и интонации Мышкина, которые убеждают ее в собственной правоте: да, конечно, он любит Аглаю. Но достаточно получасового свидания двух женщин, чтобы всякая надежда на мир распалась и рассеялась. Встреча эта написана Достоевским как поединок. Два его свидетеля - князь и Рогожин, а сражаются две женщины. У них все разное - судьбы, социальное положение, даже ненависть. Аглая ненавидит соперницу, и это обычное женское чувство. Н.Ф. в Аглае ненавидит «чистенькую». Одна женщина - огромной внутренней силы, темперамента и опыта страданий. Другая - девчонка перед ней, очень живая и живучая. Идет яростная борьба за князя. У Аглаи своя бессознательная цель - не пустить Н.Ф. туда, где уже принят князь, указать «беспутной» ее место. А «беспутная» верит только в Мышкина, больше ей верить не во что. И от того, уйдет ли князь вместе с Аглаей или останется, зависит все. Князь метнулся к дверям. «За ней? За ней?» - и Н.Ф. без чувств упала ему на руки. Тут Достоевский первый раз дает мизансцену, которой чуть позже закончит роман. В финале князь утешает Рогожина, а тут - Н.Ф.

Как сказал Достоевский в «Идиоте», «причины действий человеческих обыкновенно бесчисленно сложнее и разнообразнее, чем мы их всегда потом объясняем». И сам он под финал ограничивается «простым изложением событий», связанных с Н.Ф., не уклоняясь, правда, от невероятного толкования этих событий в слухах и сплетнях. Н.Ф. торопила свадьбу, князь подчинился, но из-под венца невеста сбежала - бросилась опять к Рогожину с криком «Спаси меня!» Она бежала прямо на «нож» и знала это. Ее панические слова о том, что нужно скрыться в Москве, в Орле, Рогожин прекращает ударом ножа - того самого ножа, которым была заложена книга «История России...».

Роман Достоевского много раз инсценировался и экранизировался во всем мире. На первые пьесы, написанные на основе романа, был наложен цензурный запрет. «Пессимистический взгляд на жизнь и общество Достоевского проявляется ярче, усугубляется при подаче его творениям драматической формы и делает из них какой-то сплошной протест против существующего общества» - таково было заключение цензора. Но в 1899 году постановка «Идиота» была разрешена. В Малом театре роль Н.Ф. исполнила М.Н.Ермолова; в Александрийском - М.Г.Савина. В 20-50-е годы эту роль играли Е.Н.Гоголева, В.Н.Пашенная, Е.И.Тиме, Ю.К.Борисова.

Н.А.Крымова


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Настасья. Настасья Nastazja … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Идиот. Идиот Жанр: Роман

    Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Идиот (фильм). Идиот … Википедия

    - (р. 1925), актриса, народная артистка СССР (1969), Герой Социалистического Труда (1985). С 1949 в Театре им. Вахтангова (Настасья Филипповна в «Идиоте» по Ф. М. Достоевскому, 1958; Валька в «Иркутской истории» А. Н. Арбузова, 1959; Клеопатра в… … Энциклопедический словарь

    Юлия Константиновна Борисова Дата рождения: 17 марта 1925(1925 03 17) (87 лет) Место рождения: Москва, СССР Профессия: актриса … Википедия

    Достоевский, Федор Михайлович знаменитый писатель. Родился 30 октября 1821 г. в Москве в здании Мариинской больницы, где отец его служил штаб лекарем. Он рос в довольно суровой обстановке, над которой витал угрюмый дух отца человека нервного,… … Биографический словарь

    Герой романа Ф.М.Достоевского «Униженные и оскорбленные» (1861), сын князя Валковского. Случайно став соперником отца в делах амурных, был сослан князем в имение Васильевское, где встретил и полюбил дочь управляющего Наташу Ихменеву. После… … Литературные герои

    Герой романа Ф.М.Достоевского «Идиот» (1867 1869). В романе «Идиот» Достоевский подводил итог многим своим размышлениям о христианстве, о личности Христа и судьбе его учения в миру. «Главная мысль романа, писал Достоевский, изобразить… … Литературные герои

    Татьяна Васильевна (род. 1933), актриса, народная артистка СССР (1981). С 1959 в Ленинградском Большом драматическом театре, в 1966 72 и с 1983 во МХАТе; после разделения труппы в 1987 художественный руководитель сцены МХАТа по ул. Москвина (с… … Русская история

Книги

  • Идиот , Федор Достоевский , Князь Мышкин, главный герой знаменитого романа Ф.М.Достоевского "Идиот", несет людям проповедь сострадания, прощения, милосердия и братства. Однако надежды его рушатся: становится… Категория: Художественная литература и сопутствующая тематика Серия: Издатель:


Поделиться