Причины межнационального конфликта пути разрешения. Проблема и опасность межнациональных конфликтов

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственный университет управления

Кафедра государственного и муниципального управления

Контрольная работа

по дисциплине « Социальная антропология »

на тему: «Межнациональные конфликты».

Выполнила:

Студентка группы ГиМУ 3–3

Стенина Мария

Проверил:

Д.И.Н., профессор Тайсаев К.У.

Москва 2009

1. Введение…………………………………………………………………2

2. Причины и факторы межнациональных конфликтов………………...3

3. Формы межнациональных конфликтов……………………………….5

4. Пути решений межнациональных конфликтов……………………….6

5. Заключение……………………………………………………………...9

6. Список используемой литературы…………………………………...11

ВВЕДЕНИЕ

Многонациональная среда - типичная черта и условие жизни современного человека. Народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют друг с другом. Почти все современные государства многонациональны. Многонациональны все столицы мира, крупные города, и даже сёла. И вот именно поэтому, сегодня как никогда, нужно быть корректным и внимательным как в словах, так и в действиях. Иначе можно оказаться вовлечённым в совершенно неожиданные и необоснованные перипетии, а иногда даже в чётко образовавшийся межнациональный конфликт.

Межнациональный конфликт - это осложнение отношений между нациями и народами вплоть до прямых военных действий. Как правило, межнациональные конфликты могут происходить на двух уровнях межнациональных отношений. Так один из них связан с межличностными и семейно- бытовыми отношениями, в то время как другой реализуется через взаимодействие федеральных конституционно- правовых органов и субъектов Федерации, политических партий и движений.

ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ

КОНФЛИКТОВ

Межнациональные конфликты как социальное явление есть столкновение интересов разного уровня и содержания, и представляет собой проявление сложных глубинных процессов в отношениях между отдельными этническими общностями, группами людей, протекающих под влиянием множества социально-экономических, политических, исторических, психологических, территориальных, сепаратистских, языково-культурных, религиозных и иных факторов.

Факторы, оказывающие влияние на межнациональные конфликты:

1. национальный состав региона конфликта (выше его вероятность в смешанных регионах);

2. тип поселения (вероятность выше в большом городе);

3. возраст (крайние полюсы: «старшие-молодые» дают более высокую вероятность конфликта);

4. социальное положение (выше вероятность конфликта при наличии маргиналов);

5. уровень образования (корни конфликта гнездятся в массе невысокого уровня образования, однако, следует помнить, что идеологами его всегда выступают отдельные представители интеллигенции);

6. политические взгляды (конфликты значительно выше у радикалов).

Какими бы причинами ни вызывались межэтнические конфликты, они приводят к массовому нарушению законов и прав граждан. Объективными причинами обострения межэтнической напряженности могут быть:

во-первых, последствия серьёзных деформаций национальной политики, накопившаяся за долгие десятилетия неудовлетворенность, выплеснувшаяся наружу в условиях гласности и демократизации;

во-вторых, результат серьёзного ухудшения экономического положения в стране, которое также порождает недовольство и вражду у различных слоёв населения, причём эти негативные настроения канализируются, прежде всего, в сфере межнациональных отношений;

в-третьих, следствие закостеневшей структуры государственного устройства, ослабления тех основ, на которых создавалась свободная федерация советских народов.

Немаловажны и факторы субъективного порядка.

Межнациональные конфликты по причине и характеру происхождения могут быть:

● социально-экономическими (безработица, задержки и невыплаты зарплаты, социальных пособий, не позволяющие большинству граждан удовлетворять необходимые потребности, монополия представителей одного из этносов в какой-либо сфере услуг или отраслей народного хозяйства, и т. д.);

● культурно-языковыми (связанными с защитой, возрождением и развитием родного языка, национальной культуры и гарантированных прав национальных меньшинств);

● этнодемографическими (сравнительно быстрое изменение соотношения численности населения, т.е. увеличения доли пришлого, иноэтнического населения в связи с миграцией вынужденных переселенцев, беженцев);

●этнотерриториально-статусными (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, требование малых народов о расширении или приобретении нового статуса);

● историческими (взаимоотношения в прошлом войны, былые отношения политики «господство подчинение», депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти, и т. д.);

● межрелигиозными и межконфессиональными (включая различия в уровне современного религиозного населения);

● сепаратистскими (требование создать собственную независимую государственность или же воссоединение с соседним «материнским» или родственным с культурно-исторической точки зрения государством).

Причиной возникновения межэтнических конфликтов могут стать и любые необдуманные или заведомо провокационные заявления политиков, национальных лидеров, представителей духовенства, СМИ, происшествия бытового характера, случаи

Конфликты по поводу национальных ценностей, важнейших жизненных установок в сфере межнациональных отношений входят в число наиболее сложно разрешаемых, именно здесь наиболее остро может стоять проблема обеспечения и защиты гражданских, социально-культурных прав индивидов, представителей тех или иных этнических групп.

По мнению А.Г. Здравомыслова, и сточником конфликта является мера и форма распределения властных полномочий и позиций, имеющихся в иерархии властных и управленческих структур.

ФОРМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Существуют цивилизованные и нецивилизованные формы межнациональных конфликтов:

а) локальные войны (гражданские, сепаратистские);

б) массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, грубыми и многочисленными нарушениями прав и свобод личности;

в) религиозный фундаментализм.

В зависимости от мотивов (причин), особенностей субъективного состава, межнациональные конфликты могут быть представлены следующим образом:

1) национально-территориальные конфликты. Во многих случаях данные конфликты содержат попытки решения проблем «исторической родины» (исконные территории проживания или воссоединения разных этнических общностей);

2) конфликты, связанные со стремлением национальных меньшинств реализовать право на самоопределение;

3) конфликты, источником которых является стремление депортированных народов восстановить свои права;

4) конфликты, основанные на столкновении правящих национальных элит в экономической и политической сферах;

5) конфликты, связанные с дискриминацией какой-либо нации, этноса, нарушением её прав либо прав, свобод и законных интересов её представителей;

6) конфликты, обусловленные принадлежностью (по национальному признаку) к разным религиозным общинам, течениям, т. е. на конфессиональной почве;

7) конфликты, имеющие в своей основе расхождения и столкновения национальных ценностей (правовых, лингвистических, культурных и др.) .

О важности исследования и предотвращения конфликтов на этнической, межнациональной основе свидетельствуют и такие цифры: по некоторым неофициальным источникам, в период с 1991 по 1999 г. число погибших в межнациональных конфликтах на постсоветском пространстве составило более одного миллиона человек.

ПУТИ РЕШЕНИЙ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Межнациональные конфликты это одни из тех видов конфликтов, для которых невозможно найти стандартного подхода или пути решения, так как для каждого из них существует своя особенность, основа. Мировой опыт показывает, что такие ситуации лучше урегулировать только мирными способами. Так к наиболее известным из них относятся:

1. деконсолидация (разъединение) сил, участвующих в конфликте , которая, как правило, достигается с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, склонные к компромиссам, переговорам.

2. прерыв конфликта - способ, который позволяет расширить действие прагматических подходов к его регулированию, и в результате которого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей.

3. переговорный процесс - способ, для которого существует особые правила. Для того чтобы добиться в нём успеха, необходима прагматизация переговоров, которая состоит в разделении глобальной цели на ряд последовательных задач. Обычно стороны бывают готовы заключить договоренности по жизненно важным потребностям, по поводу которых и устанавливается перемирие: для захоронения погибших, обмена пленными. Затем переходят к наиболее актуальным экономическим, социальным вопросам. Политические вопросы, особенно имеющие символическое значение, откладывают и решают в последнюю очередь. Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась найти удовлетворительные ходы не только для себя, но и для партнера. Как говорят конфликтологи, надо сменить модель «выигрыш - проигрыш» на модель «выигрыш- выигрыш». Каждый шаг в переговорном процессе следует закреплять документально.

4. участие в переговорах посредников или медиаторов . В особо сложных ситуациях подтверждение законности договоренностям придает участие представителей международных организаций.

Урегулирование конфликтов - это всегда сложный процесс, граничащий с искусством. Намного важнее не допускать развития событий, приводящих к конфликтам. Сумма усилий в этом направлении определяется как предупреждение конфликтов. В процессе их регулирования этносоциологи и политологи выступают экспертами для выявления и проверки гипотез о причинах конфликта, для оценки «движущих сил», массовости участия групп при том или другом варианте развития событий, для оценки последствий принимаемых решений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конфликт - это всегда противостояние двух (или более) сторон, не приносящее с собой ничего кроме дискомфорта. Данное явление обычно не проходит в стороне, а с каждым последующим разом приобретает характер массовости. Именно по такому же принципу действует и межнациональный конфликт. Из всех видов конфликтов он поистине является одним из самых масштабных. Так как по истечении времени людей, принимающих в нём участие, лишь только увеличивается, недовольство возрастает, а объём ущерба и потерь становится только внушительней.

Проделав большую работу над рефератом, я лишний раз убедилась и пришла к выводу, что:

1)межнациональный конфликт - это явление нежелательное и крайне разрушительное в жизни общества, которое является своего рода тормозом в решении проблем общественной жизни людей различных национальностей.

2) В основе межнационального конфликта лежат как объективные, так и субъективные противоречия.

3)Погасить разразившийся конфликт крайне трудно, он может длиться месяцы, годы; затухать, затем разгораться с новой силой.

4)Негативные последствия межнациональных конфликтов не исчерпываются прямыми потерями. Так как возникают массовые перемещения мигрантов, что существенно изменяет количественный состав населения.

Также к последствиям конфликтов относятся и безработица среди молодежи, малоземелье, люмпенизация (социально-регрессивное явление, характерное, как правило, для общества катастрофного типа и заключающееся в полном выпадении людей из социальной жизни и одновременным формированием обширного "социального дна", состоящего из обездоленных, обнищавших слоев населения.) значительной части населения.

5)Избежать межнациональный конфликт крайне трудно, так как в составе каждой нации всегда есть группы, заинтересованные в утверждении своей нации и при этом грубо нарушающие принципы справедливости, равенства прав, суверенитета других. Правда, в одних странах такие группы нередко определяют основное направление межнациональных отношений; в других - всегда получают решительный отпор. Сейчас мыслители, прогрессивные политики ведут напряжённый поиск путей выхода из многочисленных современных этнических кризисов. Передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам. Суть его состоит, в добровольном поиске согласия, в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, а во-вторых, в последовательном развитии демократии. Правовых начал в жизни общества. Обеспечение прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности, есть условие свободы любого народа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабаков В.Г. Межнациональные противоречия и конфликты в России» // Социально- политический журнал. 1994, №8, стр. 16-30

2. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1997, с.90-92.

3. Тутинас Е.В. Права личности и межнациональные конфликты. Монография. Ростов-на-Дону, РЮИ МВД России. 2000, с.20

4. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в России// Общественные науки и современность. 1996, №2, стр. 153- 164

5. http://www.conflictolog2.isras.ru/docs/journal/1_04/koksharov.htm

6. Д. ист. н., проф, К.У.Тайсаев: курс лекций по социальной антропологии.

Ирбитский филиал

государственного бюджетного образовательного учреждения

Среднего профессионального образования

«Свердловский областной медицинский колледж»


Тема: «Пути преодоления межнациональных конфликтов»

по учебной дисциплине «Этика и культура межнациональных отношений»

Специальность: "Акушерское дело, Сестринское дело, Лечебное дело "


Ирбит
Дисциплина

Этика и культура межнациональных отношений.

Тема занятия

Пути преодоления межнациональных конфликтов.

Тип и форма занятия

Теоретическое занятие (комбинированное).

Продолжительность занятия 90 минут.

Образовательные цели занятия

Студент должен уметь:

Высказывать свою точку зрения;

Аргументированно противостоять проявлениям национализма, национального экстремизма;

Проявление способности к национальной (этнической) самоидентификации и её обоснования, взаимодействие с соблюдением норм межнационального общения

Студент должен знать

Что такое межнациональный конфликт.

Причины появления межнациональных конфликтов.

Солидарность, толерантность.

Пути решения межнациональных конфликтов.

Цели воспитания и развития

Познавательные:

Выяснить, что такое межнациональный конфликт и чем отличается от других конфликтов.

Знать нормы международных отношений.

Умения анализировать, обобщать и давать оценку событиям.

Знать тенденции в развитие современных межнациональных отношений

Развивающие:

Развивать логическое мышление, внимание, устную речь.

Развивать чувства солидарности, толерантности.

Воспитательные:

Поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.

Воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Развитие общих компетенций

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повешение своей квалификации.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия


Методы обучения

Информационно-развивающие.

Междисциплинарные связи (интеграция)

Обществознание, история

Обеспечение занятия:

Методическое обеспечение

Технологическая карта занятия, конспект лекции, учебник (Бателеаан П. Межкультурное образование – больше, чем долг. М.: Просвещение, 2013. С.243; Кравченко А.И. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. М Академический проект. –Мир2014 г)

Наглядные пособия

Раздаточный материал

Текстовое задание, ситуационные задачи.


Список литературы

    1. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. М Академический проект. –Мир2014 г.

    2. Тишков В. Этническое и религиозное многообразие – основа стабильности и развития российского общества / Этнопанорама. 2013. №1-2. С2-12.

    3. Бателеаан П. Межкультурное образование – больше, чем долг. М.: Просвещение, 2013. С.243

Ход занятия


№ п/п

Этапы

Задания и рекомендации

Затраченное время

1

Организационный

Приветствие

Активизация сознания,

Положительная эмоциональная установка


5минуты

2

Сообщение темы и мотивация

Сообщение темы занятия, запись на доске, определение цели занятия, актуализация значимости темы для освоения профессии.

Тема: Пути преодоления межнациональных конфликтов

1. Формирование у студентов способности к национальной (этнической) самоидентификации и её обоснования.

2. Способность аргументированно противостоять проявлениям национализма, национального экстремизма.

Обращаясь к истории, мы видим, что за время существо­вания наций и народностей отношения между ними были не­редко напряженными и даже трагическими. Так, русские зем­ли испытали на себе удары монгольских кочевников, немецких рыцарей, польских захватчиков. Открытие Колумбом Америки сопровождалось гигантским по своим масштабам ограблением и уничтожением ее коренных жителей - индейцев. Уже в XX в. произошли две мировые войны, в ходе которых беспощадно уничтожались или подвергались жесточайшему угнетению отдельные нации и народности. Во время Второй мировой вой­ны в СССР были выселены с территорий, на которых они ра­нее проживали, и переселены в отдаленные места крым­ские татары, немцы Поволжья, калмыки, некоторые народы Северного Кавказа.

И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое. Подтверждением этого служат события в Юго­славии, в ряде территорий бывшего Советского Союза. В меж­национальных столкновениях гибнут люди, уничтожаются цен­ности. Причин тому много, и искать их следует не только в кризисе экономики, спаде производства, росте инфляции, цен, безработице, в резком ухудшении экологической обстановки, ан­тидемократических законах и т. д.

Особенно тяжелые последствия вызывает подавление на­ции (ущемление прав людей по национальному признаку, пре­следование национальной религии, культуры, языка) или при­нижение ее, пренебрежение национальными чувствами.

Между тем национальные чувства очень уязвимы. По на­блюдениям психологов, проявления национального насилия вы­зывают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, бе­зысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержку в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие и защиту. Нация как бы уходит в себя, самоизолируется, замыкается.

История свидетельствует, что в таких случаях нередко и возникает желание найти виновного во всех бедах. А посколь­ку их истинные, глубинные причины часто остаются скрытыми от массового сознания, то главным виновником чаще всего на­зываются люди другой национальности, проживающие на дан­ной или соседней территории, или «свои», но «предатели», «пере­родившиеся». Постепенно складывается «образ врага» - опаснейшее социальное явление. Разрушительной силой может стать и националистическая идеология.

Национализм, как вы знаете из курса истории, по-разно- ^У проявляет свою социально-политическую направленность.

ак > Движения, связанные с идеями национализма, сыграли не­маловажную роль в антиколониальной борьбе народов Африки и Азии.

Однако, как свидетельствует исторический опыт, особенно XX в., национализм из идеологии и политики борьбы против национального угнетения все чаще превращается в утверждение словом и делом превосходства и даже исключительности «сво­ей» нации.



Свое крайнее выражение политика национализма получи­ла в странах с фашистским режимом. Человеконенавистничес­кая идея искоренения «неполноценных» рас и народов выли­лась в практику геноцида - истребления целых групп насе­ления по национальному признаку. Из курса истории вы знае­те, что Гитлер, придя к власти в Германии в 1933 г., сделал частью государственной политики уничтожение еврейского на­селения. С этого времени и за период Второй мировой войны было расстреляно, сожжено и уничтожено в специальных лагерях смерти (Треблинка, Освенцим и др.) около 6 млн чело­век - почти половина всего еврейского народа. Эту величайшую трагедию называют теперь греческим словом «холокост», кото­рое означает «всеуничтожение через сожжение».

К числу «неполноценных» гитлеровцы относили и славян­ские народы, планируя колонизацию «восточного пространства» с одновременным сокращением численности проживающего там населения и превращением оставшихся в рабочую силу для «выс­шей расы».

Но вот вопрос: появилось ли раскаяние в содеянном у тех, кто творил преступления? Появилось ли оно у их потомков? По­думайте над этими вопросами, почитайте литературу.

По мнению специалистов, ни один народ не застрахован от проявлений национализма и шовинизма. В составе каждой на­ции есть группы, которые заинтересованы в утверждении осо­бых привилегий для своей нации и при этом грубо нарушают принципы справедливости, равенства прав, суверенитета дру­гих. С такими группами вы, к сожалению, хорошо знакомы. Чем кончаются их притязания, надеемся, вы также хорошо пони­маете.

В одних странах такие группы нередко определяют основ­ное направление межнациональных отношений; в других - все­гда получают решительный отпор. Подумайте и вспомните из­вестные вам примеры различного отношения к проявлениям агрессивного национализма.

Мыслители, прогрессивные политики ведут напряженный поиск путей выхода из многочисленных современных этничес­ких кризисов. Передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам. Суть его состоит, во-первых, в добровольном поис­ ке согласия (консенсуса), в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, а во-вторых, в последовательном раз­витии демократии, правовых начал в жизни общества. Обеспе- че цие прав и свобод личности, независимо от национальной при­надлежности, есть условие свободы любого народа.

Вооруженные конфликты в России до сих пор развиваются по одной схеме. Хотя их возникновение обычно прогнозируется, реакция на них запаздывает.

Не выполняется одно из главных условий прекращения конфликта: общественность на получает ответа на вопрос, кто в нем виноват. Из дипломатической и политической лексики ушло понятие «агрессор». Однако анализ конфликта должен начинаться с определения именно этого действующего лица. Игнорирование фигуры агрессора, растворение ее в массе абстрактных факторов и сил фактически стимулирует его к активным действиям и делает еще более беззащитной его жертву.

Не используются все возможности как вертикального (правительство-армия-местные власти-органы внутренних дел-отдельные граждане), так и горизонтального (правительство-правительство; армия-армия; общественные движения-общественные движения) блокирования вооруженных конфликтов.

Серьезным препятствием в деле разрешения конфликтов является страх правящих кругов и общественных движений попасть в разряд «недемократичных», «нецивилизованных», «имперских», «тоталитарных» и т.д.

Анализ результатов вооруженных конфликтов позволяет сделать следующие выводы:

  • 1. Большинство вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР (карабахский, абхазский, югоосетинский, приднестровский) возникло по поводу споров о статусе национально-территориальных образований и справедливости границ, разделяющих этносы. Субъектами этнополитических конфликтов выступали этнически консолидированные группы населения, организованные и возглавляемые национальными движениями;
  • 2. Использование в конфликтах вооруженных сил должно быть политически и юридически обоснованным, носить исключительный характер, пределы их применения важно очертить законодательно;
  • 3. С вооруженными конфликтами, как и с войнами, надо бороться задолго до того, как они возникнут. Для этого необходимо создание разветвленной системы блокирования конфликтов, механизмов их предотвращения и прекращения.

Прежде чем начать поиск конкретного варианта разрешения конфликта, следует попытаться снизить уровень напряженности между противоборствующими сторонами. Затем устанавливаются каналы коммуникации, начинается диалог. Попытки участников конфликта сразу решить проблему путем переговоров обычно приводят к провалу. Важнейшая проблема - наличие доверия между участниками конфликта.

Главное же условие предотвращения любых конфликтов, в том числе и вооруженных, - гармонизация национальных отношений в стране Политология: Учеб. / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2003. С. 210.. Для этого необходимо следующее:

  • - наличие демократического правового государства. Существует две основные гарантии общественного спокойствия, гармонично влияющие друг на друга, - сильное государство, базирующееся на справедливых законах, и разумная организация общества, в котором каждый имеет средства к достойному существованию;
  • - обеспечение единства страны, отказ регионов и национальных меньшинств от сепаратизма, признание за верховной властью всех полномочий в деле обороны страны, ведения иностранных дел, борьбы с организованной преступностью;
  • - предоставление компактно проживающим меньшинствам широкой автономии и права решения собственных дел, включая местные налоги, на региональном и местном уровнях;
  • - признание культурной автономии территориально рассеянных национальных меньшинств, финансирование из центрального бюджете преподавания и вещания на их языке и других культурных мероприятий;
  • - максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный и местный уровень;
  • - проведение политики упреждения перерастания противоречий в кровопролитные конфликты. в последнее время для нормализации обстановки в зонах локальных и региональных конфликтов используется политика национального примирения, оправдавшая себя, например, в Никарагуа и Сальвадоре;
  • - демократизация межгосударственных отношений, отказ от произвольного толкования общепризнанных норм международного права;
  • - координация, компромисс национальных интересов как предпосылка их реализации; ведущим принципом национальной политики должно стать управление интересами через интересы национальностей;
  • - равноправие всех наций, удовлетворение их национально-культурных, религиозных, языковых и иных потребностей, укрепление демократии и централизма.

К основным методам предотвращения и разрешения конфликтов можно отнести Политология: Учеб. / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2003. С. 210.:

  • 1. «Избегание» как:
    • - игнорирование противника, отсутствие реакции на действия противоположной стороны;
    • - уход (добровольный или в силу обстоятельств) с политической арены того или иного национального лидера;
    • - эмиграция представителей отдельных этнических групп.
  • 2. «Откладывание» - уход от противоборства в надежде, что изменятся обстоятельства и возникнут более благоприятные условия для разрешения конфликта;
  • 3. Переговоры - стороны сами избирают более предпочтительную процедуру, число участников переговоров необязательно равно числу втянутых в конфликт сторон;
  • 4. Третейское разбирательство - добровольная передача спора для разбирательства третьей стороне, решение которой обязательно для конфликтующих сторон;
  • 5. Примирение - сближение позиций и интересов противоборствующих сторон через посредника, или путем создания следственных комиссий, устанавливающих и обследующих факты, вызывающие конфликт, или путем создания согласительных комиссий, вырабатывающих конкретные рекомендации сторонам.

В России до сих пор отсутствует необходимая правовая база для урегулирования межнациональных отношений, ненасильственного разрешения конфликтов на этнической почве. Не выработаны механизмы реализации конституционных положений, обеспечивающих претворение в жизнь демократических прав и свобод не только личности, но и этнонациональных сообществ.

Объективным ходом событий Россия вовлечена в процесс разрешения межнациональных проблем в ближнем зарубежье. Важно выработать свою принципиальную позицию по защите прав человека и прав национальных меньшинств в соответствии с международными нормами, поскольку каждый шаг так же будет оказывать прямое влияние на состояние межнациональных отношений в самой Российской Федерации.

Решение этих задач возможно лишь на системной основе с использованием современного аппарата и инструментария таких дисциплин, как теория систем, теория управления и системно-информационный анализ.

Роль Госкомнаца в решении этих вопросов должна резко возрасти, тем более, что за время его существования не разработано ни одного законопроекта или нормативного акта в области национальной политики, который оказал бы на нее существенное влияние.

На сегодняшний день так же резко встает вопрос о неравенстве субъектов Российской Федерации, края и области, в отличие от республик, не обладают статусом государственных образований. Это ставит вопрос о Русской республике, что в перспективе чревато демонтажем Российской Федерации как таковой. Цивилизованной альтернативой такому варианту явилась идей «земель», не нашедшая поддержки. Поэтому решение проблемы видится в придании равного статуса всем субъектам федерации. Однако никакое многообразие и равноправие субъектов не должны ставить под сомнение целостность Российской Федерации.

1. Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.

2. Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда деятелей.

3. Колониальное население.

4. Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.

Пути разрешения межнациональных конфликтов

1. Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп, народов.

2. Проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.

3. Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров.

4. Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранять свои обычаи, язык, культуру в целом.

Этносоциальный конфликт – форма конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку.

Типы конфликтов

1. Территориальные споры, стремление к суверенизации.

2. Борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования.

3. Против нарушения прав человека, дискриминации языка, образа жизни.

4. Проблемы беженцев, вынужденных переселенцев.

5. Противоречия исторического характера – последствия войн, ошибок в национальной политике.

Пути урегулирования межнациональных конфликтов

1. Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

2. Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.

3. Создание культурной инфраструктуры консенсуса (национальные общества и центры, национально-культурная автономия, двуязычие), соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.

Гуманистические принципы политики в области национальных отношений

1. Отказ от насилия и принуждения.

2. Поиск согласия на основе консенсуса всех участников.

3. Признание прав и свобод человека.

4. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

5. Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства.

Основные принципы национальной политики

1. Гармоническое сочетание национальных и интернациональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.

2. Признание права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства.


3. Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.

4. Неприятие любых форм шовинизма.

Условия гармонизации национальных отношений

1. Наличие правового государства.

2. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание за верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел.

3. Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.

4. Признание культурной автономии меньшинств, финансирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства.

5. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный, местный уровень. (Человек и общество. Современный мир / под редакцией В. И. Купцова.)

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

Конфликтная ситуация – предельный случай обострения социальных противоречий, динамичный социально-психологический процесс.

Ролевой конфликт возникает, когда не совпадает поведение носителя социального статуса (исполнителя «соц.роли») и ожиданий окружающих.

Функции социальных конфликтов:

В плюралистических открытых обществах конфликты играют позитивную роль, становятся стабилизаторами общества:

  1. выявляют противоречия, своевременное и эффективное разрешение, которых способствует развитию общества.
  2. являются побудительной силой развития общества
  3. столкновение стратегий ведет к поиску продуктивных решений проблемы
  4. ведут к контролируемой эволюции общества

Причины социальных конфликтов:

u противоположность социальных (институтов) интересов.

u Неравное социальное положение конфликтующих сторон

u Неадекватное отражение в сознании сложившейся ситуации

u Столкновение ролевых позиций, групповых норм и ценностей, культурного уровня, потребностей.

u Несовпадающие оценки деятельности социальных групп

u Нарушение соц.норм.

u Перераспределение власти и национального дохода.

Масштаб конфликта - число участвующих людей и серьезность последствий.

Противоречие – фундаментальная несовместимость, несогласие важных - политических, экономических, этнических - интересов. Противоречие обязательно лежит в основе любого конфликта. Неустранимое противоречие называется антагонистическим. Однако! Противоречие так и может остаться противоречием, не дойдя до открытого столкновение, т.е. конфликта.

Разрешение конфликта - переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества сторон.

Способы решения конфликтов : -компромисс, -переговоры, -посредничество, -арбитраж, -применение силы, -применение власти, -применение закона.

СЕМЬЯ

Семья как малая группа – это основанная на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

Брак – признанная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов:

1. Вступление в брак

2. Начало деторождения - рождение первого ребёнка

3. Рождение последнего ребёнка

4.Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка

5. Смерть одного из супругов.

ФУНКЦИИ СЕМЬИ.

1. Репродуктивная – воспроизводство новых членов общества.

2. Воспитательная (социализации) – формирование индивида как личности, Передача культурных ценностей и норм следующим поколениям.

3. Экономическая – совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета (общее хозяйство, помощь, поддержка.)

4. Защитная – физическая, экономическая, психологическая защита.

5. Социально-статусная – передача детям определенного социального положения, принадлежность к определённому социальному слою, национальности и т.д.

6. Эмоционального удовлетворения – психологическая поддержка членов семьи

(доверительное общение, эмоциональное выражение чувств, забота, ласка, любовь.)



Поделиться