Средства активизации познавательной деятельности на уроках. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках

Город Тула

Приёмы и методы активации познавательной деятельности учащихся в начальной школе

«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным» /Б.Паскаль.

Общепризнанно, что одним из важнейших мотивов учения для школьников является познавательный интерес. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более успешно.

Проблемой активизации познавательной деятельности занимались такие педагоги, как Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман, Г.И. Щукина, И.Ф. Харламов и многие другие.

Используются такие способы активизации познавательной деятельности, как:

- игровые формы, методы и приёмы обучения

- самостоятельные работы

- проблемные ситуации

- нетрадиционные формы учебных занятий

- проектно-исследовательскую деятельность и современные образовательные технологии.

Любимой формой деятельности младших школьников, как и дошкольников, является игра . В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях.

В.А. Сухомлинский считал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игры, применяемые мною на уроках математики разнообразны:

Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. Дети учатся быстро и логично рассуждать. Кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы. Интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующие сообразительности, поэтической выдумки.

Очень нравятся детям игры с мячом при изучении табличных случаев умножения и деления или при проведении устного счёта.

Сюжетно – ролевые игры не требуют специальной подготовки и сложного оформления. Используем лишь детали костюмов, например, Учащиеся выполняют определённые роли, проигрывают определённый сценарий, диалог.

Игры-путешествия способствуют углублению, закреплению учебного материала. Например, на уроке мы получили письмо от эльфов, в котором сообщалось, что Дед Мороз похищен. Можно предложить детям отправиться в путешествие по зимнему лесу с целью отыскать Дедушку Мороза.

Ещё большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании интеллектуальных игр . Даются им шарады, головоломки, загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.

Большое внимание уделяются организации самостоятельной работы на уроках. Чтобы все с ней справлялись, я использую подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, необходимо продумывать последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность. Можно увеличить число самостоятельных работ, которые:

Готовят учащихся к изучению нового материала;

Содержат новую для учеников информацию.

На уроках изучения нового материала используются внутрипредметные связи (ранее изученный материал). Практикуется начало урока не с объяснения нового материала, а с самостоятельной работы.

Упражнения к таким работам составляю так, чтобы в процессе выполнения школьники:

Повторили правила, определения, математические факты, знание которых, необходимо для понимания нового материала;

Выполнили ранее изученные вычисления и преобразования, которые являются составной частью нового правила;

Предугадали существование неизвестного для них алгоритма, формулы, понятия.

Таким образом, в процессе упражнения ученики уже изучают новый пункт программы. Во время проверки делаем вместе с учениками обобщения, вводим новое понятие или правило. Это позволяет сократить время на объяснение.

Чтобы активизировать познавательную деятельность, используются п роблемные ситуации.

Проблемность при обучении математике возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. Никогда не строю работу на уроке таким образом, чтобы дети решали только по образцу. Стараюсь, чтобы над решением задач ученик задумался.

Побудить учащихся к творчеству и реализации скрытых возможностей позволяют нестандартные формы организации урока , например, приглашение в сказку. Сказочный сюжет вводит учащихся в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия, побеждают зло, помогают обиженным. Урок-сказка позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний и делает обучение более эффективным.

Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Для того чтобы облегчить процесс восприятия и запоминания информации, часто использую в практике презентации. Выполненные к урокам презентации значительно экономят моё время, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования школьников.

На уроках математики с помощью слайдов провожу демонстрацию примеров, чертежей и иллюстраций к задачам, цепочек для устного счета, организую математические разминки и самопроверку, физкультминутки.

Формированию познавательных действий сопутствуют положительные эмоции . Поэтому ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Считанные секунды нужны мне для того, чтобы улыбнуться, ободряюще сказать доброе слово, а сколько прибавят они и уроку, и ребенку.

С целью минимальных затрат времени на проверку знаний учеников используются различные печатные тетради, раздаточный материал, различные виды математических диктантов.

Условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию укреплению познавательного интереса учащихся:

Первое условие состоит в том чтобы, осуществлять максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся.

Второе условие предполагает обеспечение формирования познавательных интересов и личности в целом.

Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса - третье важное условие.

Четвертым условием является благоприятное общение в учебном процессе. Эта группа условий отношения «ученик - учитель», «ученик - родители и близкие», «ученик - коллектив».

Дидактическая игра – одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету.

В педагогической работе большое внимание следует уделять дидактической игре на уроке. Дидактическая игра содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста. Важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес.

Русский язык

Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Я разработала презентации и с успехом использую их на уроках как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, так и интегрированных уроках, контроле ЗУН.

Работа со словарными словами”

Правописание трудных слов – одно из направлений русского языка. При изучении этих слов я использую презентацию. Презентацию я разработала для применения в практической работе со словарными словами.

Презентацию можно построить таким образом:

    сначала ребята отгадывают слово с помощью ребуса или загадки,

    проговаривают слово, находят ударный слог, объясняют правописание слабой позиции,

    появляется запись слова с пропуском буквы в слабой позиции, ученики записывают слово в тетрадь, выделяют орфограмму,

    затем знакомятся со значением этого слова с помощью учителя (смысл слова), происхождение слова (этимология),

    делят слово на слоги, дают характеристику каждого звука, записывая при этом слово в транскрипции, сравнивают буквенную и звуковую запись слова,

    подбирают к слову однокоренные слова,

7.подбирают синонимы, антонимы (если это возможно),

8. следующий слайд демонстрирует сочетаемость слов с изучаемым словом,

9. выделение этого слова во фразеологизмах, пословицах, поговорках,

10. составление предложения с этим словом, или запись предложения со слайда.

Такая работа поможет реализовать один из принципов работы с трудными словами – целенаправленный выход в речевую практику. К написанию словарных слов нужно обращаться на разных этапах урока:

    на чистописании это может быть поговорка или пословица,

    четверостишие можно использовать как письмо по памяти,

    написание словарных диктантов может проводиться с помощью ребусов, этимологии или толкования слова (обратные диктанты),

    предложения можно использовать для комментированного письма.

В эмоционально окрашенных текстах, как правило, встречается несколько слов с трудным написанием. Это позволяет многократно возвращаться к ранее изученным словам, закреплять их написание в контексте письменной речи и способствуют лучшему запоминанию слова – “запоминание с пониманием”.

Особого внимания заслуживает этимология, так как она позволяет увидеть основу слова, в этом случае к моторной и зрительной памяти подключается ассоциативное мышление и память, что делает запоминание более осмысленным. При знакомстве с происхождением слова происходит расширение границ познания, осуществляется связь между русским и историей, знакомство с бытом разных народов, что приводит к повышению интереса к учёбе.

Антонимы и синонимы также обогащают нашу речь. Результативным для понимания синонимов и антонимов является одновременная работа над ними.

Если фразеологизмы – это изюминки нашей речи, делающие её привлекательной, то синонимы и антонимы – это огоньки, освещающие, разные стороны речи, позволяющие избежать стереотипности, повторений и штампов.

Фразеологизмы можно использовать в следующих видах творческих заданий:

1. придумать ситуацию, подходящую к данному фразеологизму;

2. подобрать фразеологизм к иллюстрации или ситуации;

3. написать мини-сочинение с использованием конкретного или любого фразеологизма на заданное слово.

Использование ребусов, стихотворений при изучении слов с трудным написанием поддерживает эмоциональный настрой ребёнка на выполнение задания, интерес, позволяет избежать процесса монотонности процесса усвоения новых знаний, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию к учению.

Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Литературное чтение

В начальной школе на плечи учителя ложится огромная ответственность за формирование ученика как читателя. Успешность обучения по всем предметам (не только в начальной школе) определяется качеством читательских навыков школьника, но интерес к самостоятельному чтению проявляется у ребенка только тогда, когда он овладевает самим процессом чтения. Чтение - это деятельность. Как общая психическая деятельность оно побуждается мотивами, потребностями, в основе которых лежит интерес. Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова, обогатить читательский опыт. Как известно, литературное чтение представляет собой начальную ступень единого, непрерывного курса литературы в современной общеобразовательной школе. В свое время К. Д. Ушинский говорил: «Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное дело». Учитывая особенности современных детей - они мобильны, самостоятельны, коммуникативные и любознательны, надо так сорганизовать работу на уроке чтения, чтобы направить их активную деятельность в нужное русло. Учебно-познавательная деятельность учащихся в школе - необходимый этап подготовки молодого поколения к жизни. Это деятельность особого склада, хотя структурно и выражает единство с любой другой деятельностью. Учебно-познавательная деятельность - это направленность учебной деятельности на познавательный интерес. Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.

Личность развивается только в процессе собственной деятельности. «Научить человека плавать можно только в воде, а научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности». Процесс обучения определяется стремлением учителей активизировать учебную деятельность учащихся.

Литературное чтение - это учебная дисциплина, цель которой состоит в приобщении младшего школьника к миру искусства слова, в обучении правильному и выразительному чтению, а так же в формировании умения понимать замысел автора произведения и составлять собственное мнение. Истинное чтение - это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности.

Целью развития познавательной активности является формирование 8 качеств:

любознательности;

находчивости и фантазии;

альтернативного мышления;

изобретательности;

оригинальности;

гибкости;

самостоятельности;

широты и глубины мышления.

При чтении литературных сказок можно предложить учащимся:

нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению;

вылепить героя из пластилина;

разыграть сценку;

сочинить сказку с таким же началом или похожими персонажами;

подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку;

подобрать пословицы и поговорки по различным темам.

На уроках чтения сказок разных народов можно предложить такие задания:

составить рисуночный диафильм;

найти крылатое выражение в сказке;

придумать счастливую концовку к сказке;

дать толкование слову, работа со словарём по расширению активного словарного запаса учащихся.

При ознакомлении с жанром басни, предложить такие виды заданий:

выразительное чтение басни и ее драматизация;

придумать экспозицию басни;

составление литературной мозаики;

составление характеристики героев с опорой на выборочное чтение;

разгадывание кроссвордов.

Для развития творческой активности на уроке использовать и такие виды заданий:

Составление и доработка текстов. Перед вами текст «Сказка об одуванчике». Ваша задача подобрать к именам существительным имена прилагательные. Сделать так, чтобы описание стало ярким.

Использовать в работе творческие пересказы, которые предполагают передачу текста с какими-либо изменениями:

добавить то, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;

изменить грамматическое время глагола;

придумать, как могли разворачиваться события дальше.

Творческий пересказ тренирует гибкость читательского взгляда, приучает видеть позицию разных героев, сопереживать им.

Также можно использовать и такие формы работы как:

подобрать дополнительный материал об авторе произведения;

подготовить выставку книг одного из авторов;

найти дополнительный материал в энциклопедии;

сочинения сказок, считалок, потешек, стихотворений.

Сочинения, например, на различные темы приближают автора к самораскрытию, самовыражению личности.

Проведённая работа по развитию познавательной активности на уроках литературного чтения даёт свои результаты. Ученики демонстрируют индивидуальные и неповторимые творческие решения стоящих перед ними задач.

Окружающий мир

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.

На уроках реализуются следующие принципы деятельности:

активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;

дифференцированный подход к изучению предмета;

повышение интереса к изучаемому материалу;

развитие творческих способностей учащихся.

Феномен нестандартного урока – это объективное проявление чётко выраженной тенденции развития классно-урочной системы в современной школе, когда собственно урок как форма учебных занятий перестаёт занимать монопольное положение и наряду с ним всё шире применяются другие формы.

Это обусловлено рядом причин, главная из которых состоит в том, что урок, несмотря на кажущуюся универсальность, имеет всё же ограниченные возможности: опираясь лишь на него, недостаточно эффективно удаётся развить творческие способности учащихся, обеспечить надлежащий уровень формирования обще учебных умений, использовать возможности для развития монологической речи школьников, организовать различные формы общения.

Творческие принципы нестандартных уроков заключаются в следующем:

1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.

2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.

3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.

5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

6. «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам способностям и склонностям.

7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).

Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа. Такие уроки появились как своего рода “ответ” учителей на ситуацию снижения интереса учащихся к занятиям. Это прогресс учительской мысли. На этих уроках учащиеся развиваются в личностно – ориентированном образовании. Оно помогает ребёнку стать культурной личностью, поддерживая всё то хорошее, что заложено в него от природы. Учитель пользуется предлагаемыми материалами, создавая условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, рефлексии и т. д. Нетрадиционные уроки в моей работе занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. При разработке уроков я преследую основные цели и реализую их в конкретных формах.

Например:

развитие осмысленного отношения к знаниям: урок-защита знаний, урок - защита идей, урок-встреча.

становление творческих способностей учащихся: урок-сказка, урок-бенефис, урок-творчество.

расширение кругозора: урок - экскурсия, урок -путешествие.

развитие нестандартных умений учебной работы: парный опрос, работа в группах, экспресс- опрос.

стимулирование познавательного интереса: урок-КВН, урок “Что? Где? Когда?”, урок-викторина.

Всё это способствует повышению эффективности преподавания учебных предметов, достижению поставленных целей, высокой результативности в обучении.

При проведении отрытых уроков нетрадиционная форма является всегда выигрышной, так как в ней представлены не только игровые моменты, но и оригинальная подача материала. Занятость учащихся через различные формы коллективной и групповой работы. Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками.

Актуальность такой работы, по моему мнению, выражается в создании условий для самореализации личности учащегося, повышение статуса ученика, значимости его личных вкладов в решении общих задач.

На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности.

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и другого.

Можно сформулировать следующие рекомендации:

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

Таким образом можно сделать вывод о том, что нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока

Использование на уроках нетрадиционных форм работы приносит свои результаты:

У учащихся возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность.

Меняется характер взаимоотношения между учащимися.

Растёт самокритичность.

Формируются навыки учебного делового общения.

Опыт работы показывает, что нетрадиционные уроки:

Делают занятия более запоминающимися, эмоциональными;

Способствуют глубокому и последовательному усвоению материала;

Благоприятно воздействуют на развитие творческих способностей;

Развивают логическое мышление; творческие способности учащихся;

Проявляют интерес к предмету, любознательность;

Организуют связь с другими видами искусства.

В младшем школьном возрасте дети наиболее открыты, и не только для новых знаний, но и для личных контактов. А дальше – всё зависит от учителя, от того, как он будет понимать свою цель. Для меня важно, что бы мои уроки запомнились детям, поэтому я пытаюсь использовать в своей работе нетрадиционные формы и методы обучения, которые помогают мне создать урок более увлекательным.

Татьяна Михеева
Приемы активизации познавательных процессов детей подготовительной группы в непосредственно образовательной деятельности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

детский сад «Тополек» .

Методическая разработка по приемам активизации детей подготовительной группы в »

Воспитатель : Михеева

Татьяна Николаевна

г. Советский

Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет большое значение для подготовки детей к школе . Дети овладевают навыками учебной деятельности , становятся более собранными , организованными. У них развивается устойчивое внимание, сосредоточенность, способность к волевым усилиям. При систематическом обучении формируются познавательные интересы .

Воспитатель, определяя основной метод обучения, которым он будет пользоваться в непосредственно образовательной деятельности , использует разнообразные приемы для того , чтобы повысить эффективность этой деятельности и активность детей .

Определяя цели и задачи непосредственно образовательной деятельности воспитатель должен также продумать приемы активизации детей . Условно эти приемы можно обозначить следующим образом :

Вербальные;

Невербальные;

Ситуативные;

Аудиовизуальные.

К вербальным приемам мы можем отнести вопросы, словесные игры, обсуждения, рассказы, чтение художественной литературы, стихи, малые фольклорные формы.

Невербальные приемы это-пантомимика , мимические упражнения, пальчиковые, артикуляционные гимнастики, гимнастики для глаз, динамические паузы, физкультминутки.

Создание проблемных ситуаций, ситуаций занимательности, успеха окажут влияние на сохранение заинтересованности детей .

Основной вид деятельности детей в детском саду это-игра и использование игровых приемов активизации детей в процессе непосредственно образовательной деятельности поможет поддержать интерес детей . К игровым приемам активизации

относятся : игровая мотивация, дидактические , развивающие, сюжетные игры, экспериментирование, конструирование.

В настоящее время в детских садах активно используются аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения, они помогают разнообразить развивающую среду , организовать деятельность педагога и детей так , чтобы это было интересно, занимательно. Просмотр фильмов, мультфильмов, прослушивание аудиозаписей музыки, сказок, интерактивные игры , мультимедийные презентации активизируют мышление детей , способствуют поддержанию познавательного интереса .

Шестилеткам недостает социально-нравственного опыта, у них преобладает актуальная потребность, импульсивная активность , тенденция к игровой деятельности . Это возраст движения и развития функциональных сил, а одна из ведущих черт детства - стремление ребенка к взрослению. Активизируя деятельность детей , необходимо уделять особое внимание подбору средств, форм, методов и приемов организации непосредственно образовательной деятельности .

Я считаю, что интегрирование приемов активизации детей в непосредственно образовательной деятельности поможет достичь хороших результатов в работе педагога с детьми.

Приемы активизации деятельности обучающихся.

Т. И. Вохменцева

Муниципальное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа №6,г. Комсомольск-на-Амуре

Главной задачей современной системы образования является создание условий для качественного обучения.

С этой позиции важным и первостепенным является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса.

Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя.

Активизация познавательной деятельности обучающихся- одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. Латинское слово " activus" переводится как «активный», «деятельный». Активизация обучения школьников означает, таким образом, усиление, оживление их деятельности на всех этапах учебного процесса.

В полной мере эта проблема получила разработку в педагогике Д. Дьюи и ученых XX века. Дьюи выступал с критикой словесной, книжной школы, которая дает ребенку готовые знания, пренебрегая его способности к деятельности и познанию. Он предлагал обучение, когда учитель организует деятельность детей, в ходе которой они решают возникающие у них проблемы и получают необходимые им знания, учатся ставить задачи, находить решения, применять полученные знания. Целостную систему обучения и воспитания, базирующуюся на возбуждении познавательного интереса школьников, на организацию их совместной заинтересованной деятельности с педагогом, разрабатывали многие педагоги современности.

Школа сегодня должна научить ученика находить пути к решению проблем, формировать у учащихся способность к самостоятельному, творческому мышлению. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приёмов познавательной деятельности.

Какие же приемы помогают учителю активизировать деятельность обучающихся на уроках?

В книге «Здравствуйте, дети» Шалва Амонашвили пишет, что без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников, сделать их активными участниками и творцами урока. Я стремлюсь создать на каждом уроке такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребёнку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать

учебная игра, которая способствует развитию познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат. У ребёнка в начальной школе фантазия развита настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру. У нас на уроке проходят такие игры как: «Путешествия по …(стране Цифр", стране Почитай-ка" и др.», «Почтальон», «Прогулка по лесу», «Помоги Незнайке», "Путешествие с Колобком" др.) Детям очень нравятся игры-путешествия. В них ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия. А главное - ни одного скучающего на уроке! Всем интересно, дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизированного навыка знания. Это хороший инструмент для формирования положительной устойчивой мотивации. Но для меня важно не только вызвать первоначальный интерес, но и удержать его, сделать стойким. Игра - это «дитя труда». В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Воздействуя на учащихся эмоционально, игры активизируют мыслительную деятельность обучаемых, позволяют сделать учебный процесс привлекательным, интересным. Дидактические игры оказывают большое влияние на развитие познавательной деятельности, так как усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания. Это обеспечивает систематическое усвоение знаний учащихся и закрепление их.

Использование игр в учебной деятельности направлено на формирование у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий.

В своей педагогической практике я использую известные приемы активизации деятельности обучающихся: разгадывание и составление ребусов (выпущен сборник детских ребусов), кроссвордов,выпуск сборников детских работ по различным темам (" Знаки дорожного движения", " Зимушка-зима"), книжки -помощники (" Учись решать уравнения"). Данный прием позволяет формировать личностные универсальные учебные действия, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Учителя должны прокладывать новые пути для активизации деятельности обучающихся. Одним из приемов активизации деятельности является умение задавать вопросы. Существует несколько правил к формулировке вопросов: вопросы нельзя оценивать или исправлять; все вопросы необходимо фиксировать; относиться к вопросам уважительно; обязательно хвалить за любой вопрос. Данный прием можно использовать на любом предмете в начальной школе. Например: тема " Уравнения" 1 класс.

Детям на доске записывают слово уравнение и предлагается задать вопросы. Обучающие могут работать индивидуально, в парах, в группах.

Вот такие вопросы задали обучающие: Что это? Зачем уравнения нужны? Кто создал уравнения? Как решать уравнения? Какие бывают уравнения? Зачем их решать? Можно ли самому составить уравнение? Будут ли уравнения на экзамене? Почему я должен уметь решать уравнения? Почему такие выражения назвали уравнение? Какие правила должен знать ребенок, чтобы решить уравнение?

К сожалению такой прием используют редко, обычно на уроках обучающимся предлагается готовая информация, которая не заинтересовывает обучающихся. Данный прием позволяет формировать у обучающихся следующие УУД: общеучебные универсальные действия:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Познавательные универсальные учебные действия : постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. построение логической цепи рассуждений,
выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные универсальные действия :
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Умение задавать вопросы позволяет заглядывать в будущее, заставляет самостоятельно искать информацию, а учителю планировать опережающее обучение.

В настоящее время мы работаем с поколением Z, которое называют

" цифровыми аборигенами"(название дал американский педагог Марк Пренски). Это дети мультимедийных технологий. Практически всю информацию они получают из Сети, умеют в ней отлично работать, лучше разбираются в компьютерах, телефонах, чем в человеческом общении, общении с книгой. Нам необходимо научить использовать данную информацию во благо развития обучающихся. Научить использовать данную технику для обучения, тем самым активизировать деятельность обучающихся на уроках, при выполнении индивидуальных заданий, при подготовке домашних заданий. Не выходя из класса, можно посетить разные страны, музеи, рассмотреть картины известных художников, побывать в космосе, найти ответы на вопросы тд.

Например:

Получение готовой информации:

1. Найти информацию о писателе.

2.Найти мультфильм к произведению.

3. Найти фильм к произведению.

4. Найти значение слова.

5. Найти известную картину.

Переработка информации:

1. Составить презентацию.

2.Составить рассказ по найденной информации.

3.Просмотр и обсуждение фильма.

4. Сравнить свое представление о герое произведения с героем фильма.

Создание веб-квеста. Универсальность данной технологии заключается в том, что разработкой веб-квеста могут заниматься обучающиеся с разным уровнем обученности; могут самостоятельно организовывать познавательную деятельность; имеют возможность пополнять, систематизировать собственные знания, развивать умения. Данные приемы помогают формировать следующие УУД:

Поиск и выделение необходимой информации;

Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
В младшем школьном возрасте происходит продолжение формирования личности. Насколько легко ребёнок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно её организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.

Библиографический список

1. Всероссийский научно- методический журнал " Педагогическая мастерская"№10,12.2015- С.10-13

2. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад, М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С.Глебова и др. – М., Большая Российская энциклопедия, 2003.

3. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя /Н.Ф. Талызина. -М., Просвещение, 1982.-С.45-69

4.Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М., Педагогика, 1982.-С. 36-43

5.. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе /Г.И. Щукина. – М., Просвещение, 1979.-С. 21-32.

Методы и приемы активизации познавательной деятельности на уроках.

По моему мнению, верный путь повышения эффективности урока - это обеспечение единства его содержания и формы.

Ключевой проблемой повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учебной деятельности учащихся. Начав свою педагогическую деятельность, я задумалась над вопросом: каким же образом активизировать учащихся на уроке математики?

Известно, что обучение, как и всякий другой процесс, связан с движением. Движение в процессе обучения идёт от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Я думаю, что обучение не должно сводиться к механической “передаче” знаний, так как обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагог и ученик: преподавание и учение.

Отношение учащихся к учению характеризуется активностью.

Активность определяет степень “соприкосновения” обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности можно выделить следующие компоненты:

готовность выполнять учебные задания;

стремление к самостоятельной деятельности;

сознательность при выполнении заданий;

систематичность обучения;

стремление повысить свой личный уровень.

С активностью непосредственно связана ещё одна важная сторона мотивации учения учащихся - это самостоятельность.

В процессе своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники (в плане учебной деятельности), как правило, и более самостоятельные.

Управление активностью учащихся многие педагоги традиционно называют активизацией.

Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Я в своей практике использую различные приёмы активизации познавательной деятельности.

Это разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

На уроках я стараюсь создать ситуации, в которых учащиеся сами:

задают вопросы друг другу и учителю;

самостоятельно выбирают разноуровневые задания;

отстаивают своё мнение;

выбирают вариант оценивания (тренировочная доска);

принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

анализируют ответы друг друга;

оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);

консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;

находят несколько вариантов решения проблемы.

В своей работе я использую различные методы активизации познавательной деятельности, например:

1. Метод проблемного обучения . На уроках создаю проблемные ситуации, которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают мотивацию.

2. Метод алгоритмизированного обучения . Ребята самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы.

3. Метод эвристического обучения , основной целью которого является поиск и сопровождение способов и правил, по которым ученики приходят к открытию определённых законов. (Задаю сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов получаю от учащихся ответ).

4. Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют вывод.

Все эти методы действуют в органическом единстве и остаются актуальными и в наше время.

О некоторых средствах и методах повышения эффективности обучения и приемах активизации познавательной деятельности учащихся, которые используются мною, я хочу рассказать.

Например, я использую занимательные элементы на уроке.

Занимательный математический материал рассматривается мною и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы учителя на занятиях и вне их. Такой материал можно включать в основную часть урока по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Элементы занимательности: игра, всё необычное, неожиданное - вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, помогает им усвоить любой учебный материал. Занимательные элементы на уроке могут напрямую связаны с изучаемой темой, а могут быть совсем не связанными.

На своих уроках отличаю элементы, занимательные по форме, от элементов, занимательных по содержанию. Все, рассмотренные моменты, задачи - элементы занимательности по содержанию. А можно взять самое банальное задание из школьного учебника и подать его как игру.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то загадка или самая элементарная головоломка. Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - даёт основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный педагогами, методистами. Классифицировать его, по моему мнению, можно по разным признакам: по содержанию, характеру и значению, характеру мыслительных операции, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

В своей работе большое внимание уделяю игре. Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не понимают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены.

Включение игры в учебный процесс повышает интерес к предмету, т.к. в процессе игры мышление протекает более активно под воздействием положительных эмоций, соревнования, желания выиграть. Игра - метод обучения, и с её помощью должны решаться образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

В процессе проведения игры я стараюсь реализовать следующие цели:

1.Образовательная - закрепление и обобщение полученных знаний, включение элементов занимательности интереса в урочную и неурочную работу для более успешного усвоения материала, получения новых знаний в процессе игры;

2. Развивающая - умение сопоставить и сравнить факты, делать самостоятельные выводы; развивать творческую самостоятельность учащихся, творческое мышление, умение работать с различными источниками информации.

3. Воспитательная - формирование интереса к предмету; воспитание чувства коллективизма, ответственности за результаты своей работы и учёбы.

В своей работе я использую следующие виды игр:

  • настольные;
  • игры- состязания;
  • интеллектуальные.

Чаще всего в форме игры я провожу повторительно-обобщающие уроки: это соревнования, игра-путешествие; игровые моменты стараюсь включить в каждый урок, особенно в 5-6 классах. Кроме активизации работы учащихся, соревнования несут и воспитательную нагрузку: ребята сопереживают успехам товарищей. Нестандартный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, это возможность каждому проявить себя в новом качестве, это возможность каждому развить свои творческие способности. Дети, как правило, бывают поставлены в ситуацию успеха, что способствует пробуждению их активности в работе на уроке.

Использование игровых моментов на уроках - один из вариантов повышения мотивационной составляющей. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи. Учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вносится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. Учебной целью игр на уроке является проверка знаний учащихся, а также создание условий для самореализации, самораскрытия творческих возможностей учащихся, проявления ими личностных функций.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Я считаю, что нужно использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом. Но дидактическая игра не самоцель, а средство обучения и воспитания. На дидактическую игру надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной деятельности.

Применяю на уроке игру «Математик-бизнесмен»

Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Учатся компромиссному общению друг с другом.

В нынешнее время, время вхождения в нашу жизнь информационных и коммуникационных технологий, просто необходимо использование в обучении, ориентированных на развитие творческих способностей учащихся. Я считаю, что без современных компьютерных технологий в обучении математики не обойтись. На современном уроке компьютер играет большую роль, позволяя сделать сложную науку математику более доступной. Использование на любом этапе учебной деятельности делает уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью. С целью повышения эффективности современного урока математики я использую информационные возможности:

1. Программы - тренажеры, тесты, зачеты в приложении Office Excel.

В своей практике я применяю использование тренажеров, обучающих и контролирующих программ по отдельным темам курса математики для работы с учащимися, способными достаточно быстро усваивать учебный материал на обязательном уровне.

2.Тренажеры устного счета.

Помогают быстро подобрать задания разного уровня сложности. Разнообразие и неповторимость, красочность и наглядность, ожидание быстрого результата - все это увлекает и заинтересовывает учащихся.

3. Мультимедийные презентации уроков в среде Microsoft Office Power Point, которые я широко использую в режиме графической иллюстрации изучаемого материала. Практически на любой урок можно создать 3-4 слайда для активизации деятельности учащихся. Внеклассная работа также может быть украшена презентациями.

4. Математические сайты сети Интернет предоставляют мне широкие возможности. Математические этюды, занимательные научно-популярные рассказы о современных задачах математики и мультфильмы, множество методических новинок, книги, видеолекции, занимательные математические факты, различные по уровню и тематике задачи, истории из жизни математиков помогают учащимся окунуться в удивительный и увлекательный мир математики.

Применяя нетрадиционные формы урока и новые педагогические технологии, я пытаюсь добиться активизации познавательной активности учащихся, повышения эмоциональной насыщенности урока, которая помогает раскрыться способностям детей.

Большое влияние на умственное развитие учащихся оказывают задания на сравнение и систематизацию изученного материала.

Систематизация и обобщение знаний и умений учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Я в своей работе использую не только общепринятые формы систематизации (самостоятельная и систематизационная работы, устный опрос у доски и т. д.), но и постоянно изобретаю и внедряю свои средства систематизации. Эти приемы также способствуют повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Систематизация для учащихся должна быть обучающей.

В результате проведения нетрадиционных форм систематизации знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся.

Например, изучив тему «Признаки параллельности прямых» и легко можно изучить «Свойства параллельных прямых», введя понятие обратной теоремы.

Еще одним из средств активизации познавательной деятельности школьников, которое я часто применяю на своих уроках, является широкое использование их жизненного опыта. Практическое применение знаний хорошо закрепляет и обобщает изученный материал. Большую роль в усвоении материала играют при этом . Часто дети запоминают только то, над чем потрудились их руки, если ученик что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. Такой вид работы как обучающее практическое занятие является творческим для учащихся. Выполнение задания и обобщение результатов приводит их к новому математическому знанию. В этих условиях познавательная деятельность представляет собой самодвижение. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих учащихся.

Хорошо прослеживается прикладное применение геометрии, в частности, в теме: «Измерительные работы на местности».

Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

Пробуждая интерес к своему предмету, я не просто осуществляю передачу опыта, но и укрепляю веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Я считаю, что следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.

И учебник, и урок должны быть увлекательными. Сейчас существует множество различных пособий и дополнительной литературы, в том числе и Интернет. Например, книги одного Перельмана Я. И. «Занимательная алгебра», «Занимательная геометрия», «Веселые задачи» переиздавались более 126 раз и остаются актуальными и в наше время. Моя задача, как учителя, предоставить, из всего многообразия информации именно ту, которая заинтересовывает учащихся. Интерес школьников к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Математику я рассматриваю не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления. Умение заинтересовать математикой - дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методов и приемов, которые выбирает каждый учитель, в том числе и я.

Обучение математике в школе вполне можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для учащегося серией маленьких открытий, по ступенькам которых ум ученика может подняться к высшим обобщениям.

Игра «Кодирование ответов».

Тема «Действия с десятичными дробями»

0,14 + 0,006 (0,2) М

2 - 0,7 (1,3) О

100 · 0,012 (1,2) Л

0,42: 7 (0,06) О

3,18 - 1,08 (2,1) Д

5,4 · 0,1 (0,54) Ц

Находят табличку с полученным ответом, на обратной стороне написана буква. Составляют слово «Молодцы». (Можно писать не букву, а слово, и в результате получится пословица, поговорка или высказывание великих математиков).

Описание основных элементов педагогического опыта Урок-лекция.

При подготовке к лекции учитель должен иметь четкий план её проведения (его можно сделать обозримым для учащихся). При лекционном ведении урока необходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками. Поэтому, где возможно, необходимо применять проблемное изложение материала. На уроке ставить проблемы, решать их, учащиеся следят за логикой изложения, контролируют её, соучаствуют в процессе решения. Изложение сопровождать вопросами, на которые я отвечаю сама или привлекаю учащихся. В тетрадях у учащихся должны быть записи, поэтому я заранее продумываю содержание, форму записей на доске и в тетрадях. При изучении геометрического материала активными методами познания становятся аналогия, сравнение, обобщение. Учащимся накануне урока в качестве одного из видов домашнего задания предлагается разделить страницу на две части. В левой части её выписать необходимые определения, теоремы, аксиомы планиметрии, которые активно будут использоваться на уроке. Это, прежде всего, планиметрические аналоги. Правая часть заполняется на уроке под моим руководством. Происходит процесс сравнения математических фактов, выясняются аналогичные свойства, наличие их у новых объектов или их отсутствие, перенос известных свойств на новые объекты. Лекционное изложение по математике сопровождается примерами, образцами решения упражнений и задач, применяются технические средства, наглядные пособия. Урок - консультация проводится при закреплении навыков по какой-либо теме. Он представляет собой своеобразную самостоятельную работу учащихся. Удобно проводить такие уроки сдвоенными. Для этого я готовлю индивидуальные карточки для каждого ученика или 4-8 различных вариантов. В карточке около 4-х заданий. Первое задание составляется так, чтобы проверить усвоение обязательных результатов обучения. Второе задание составляется для ребят, которые усвоили тему на уровне обязательных результатов обучения. В это задание добавляются некоторые элементы сложности. Третье задание аналогично второму, только его сложность увеличивается вдвое. Четвертое задание- это задание повышенной сложности, то есть в него входят упражнения, требующие дополнительных знаний, смекалки, неординарного мышления. Урок начинается с моего объяснения и предложения выполнить всем учащимся первое задание. По мере выполнения у некоторых учащихся появляются сомнения, какие-либо вопросы, касающиеся как данной темы, так и других тем, встречающихся в задании. Всегда в классе найдутся ребята, имеющие по каким-либо причинам непрочные знания. Вопрос ученика- это поднятая рука или сигнальный флажок. В этом случае я немедленно даю консультацию, отвечая на любой вопрос, касающийся задания. В конце урока работы собираются на проверку. Они оцениваются с учетом полученных консультаций. Но если ученика не устраивает оценка, он может отказаться от неё, тогда эта оценка в журнал не выставляется. Во время закрепления полученных знаний ребята имеют возможность выполнить опережающие задания и получить дополнительные баллы, улучшая свои оценки. Положительные результаты таких уроков- консультаций налицо: не только исчезают пробелы в знаниях учеников по данной теме, но и закрепляются, вспоминаются и другие темы предмета. Ребята приучаются правильно оценивать свои возможности, причем иногда и рисковать. Урок-консультация позволяет учителю работать индивидуально с каждым учеником. Урок-практикум. Основная цель уроков-практикумов состоит в том, чтобы выработать у учащихся умения и навыки в решении задач определенного типа или вида, в овладении новыми математическими методами. Первый этап подготовки к таким урокам состоит в математическом и дидактическом анализе теоретического и практического материала темы. При анализе практического материала мною предпринимаются следующие действия:

  1. решить все задачи по теме из учебника, выделив основные виды задач;
  2. установить соответствия практического материала изученной теории;
  3. выявить функции каждой задачи (дидактическая, познавательная, развивающая, практическая);
  4. выделить новые для учащихся типы задач, примеры и методы их решения;
  5. отобрать ключевые задачи на применение изученной темы;
  6. выделить задачи, допускающие несколько способов решения;
  7. спланировать циклы взаимосвязанных задач;
  8. составить контрольную работу, учитывающую уровень развития каждого ученика.

Нельзя научиться математике, наблюдая этот процесс со стороны, поэтому на уроках - практикумах я стараюсь развивать самостоятельность учащихся при решении задач.

Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии

Ученик –

это не сосуд, который надо заполнить,

а факел, который надо зажечь.

Л.Г. Петерсон

Одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики - активизация познавательной деятельности учащихся. Активная мыслительная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Причины низкой активности школьников:

Утомление в результате однотипной работы;

Учебный материал слишком сложен и непонятен ученикам;

Учитель предъявляет слишком жесткие требования, у детей возникает чувство страха;

Нет занимательности в изучаемом материале;

Нет проблемности в подаче учебного материала;

Материал слишком легкий для учащихся;

Неудачные речевые выражения учителя, которые способствуют снижению у школьников учебной мотивации.

Каким образом активизировать учащихся на уроке, какие приемы и методы обучения необходимо применять, чтобы повысить активность учащихся на уроках? Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель.

Степень активности учащихся, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний :

Словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение),

Наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов)

Практические (лабораторные и практические работы).

На уроках технологии применяется дополнительные методы обучения: предметный и трудовой метод.

Предметный метод обучения не ограничивается двумя внешними чувствами (слухом и зрением): он рассчитан на все внешние чувства. Кроме зрения и слуха, он пользуется вкусом; есть многопредметов, которые стоит попробовать на язык: таковы некоторые минералы, продукты растительного и животного мира, слабый гальванический ток, и прочее. Он может пользоваться обонянием. Но особенно часто он пользуется осязанием, мускульным и термическим чувством. В наших восприятиях играют роль также двигательные и органические ощущения.

Ученикам приходится часто узнавать, теплый предмет или холодный, твердый или мягкий, тяжелый или легкий, шероховатый или гладкий. Значение мускульного чувства и двигательных ощущений очень велико.

Из всего выше сказанного необходимо выделить один немаловажный момент: предметный метод обучения рассчитан на внешние чувства, т.е. для наилучшего результата усвоения урока учеником преподавателю необходимо реализовывать большую часть этих чувств при объяснении материала, используя при этом и словесный метод, и метод самостоятельной работы, соединив эти методы с методом познавательного интереса.

Трудовой метод обучения.

В жизнь школы должны войти и трудовые методы воспитания и образования, заключающиеся в том, что воспитание не только должно внушать воспитаннику уважение и любовь к труду; оно должно еще дать и привычку к труду, потому что серьезный труд всегда тяжел.

Преподавание предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю ученика оставалось, ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы. Главное достоинство такого метода вспомогательного преподавания в том, что он, приучая ученика к умственному труду, приучает и преодолевать тяжесть такого труда и испытывать те наслаждения, которые им доставляются. Умственный труд едва ли не самый тяжелый труд для человека. Мечтать -легко и приятно, но думать -трудно. Серьезный умственный труд утомляет непривычного человека быстрее, чем самый сильный труд физический. Организм человека должен приучаться к умственному труду понемногу, осторожно, но, действуя, таким образом, можно дать ему привычку легко и без всякого вреда для здоровья выносить продолжительный умственный труд. Вместе с этой привычкой трудиться умственно, приобретается и любовь к такому труду или, лучше сказать, жажда его.

Сам отдых воспитанника может быть употреблен с большой пользой. Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного. Польза такого употребления отдыха очень понята, например, хозяйственные хлопоты, уборка классных комнат, обработка сада или огорода, столярноеи токарное мастерством, переплетением книг и т. п. В выборе этих занятий не должно противоречить никаким безвредным наклонностям воспитанника, и тогда само занятие будет действительным и полезным отдыхом. Конечно, смотря по возрасту, должно быть дано время и для игр; но, чтобы игра была настоящей игрой, для этого должно, чтобы ребенок никогда ей не пресыщался и привык без принуждения покидать ее для работы. Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что именно в эти минуты портится голова, сердце и нравственность. А такое препровождение времени весьма обыкновенно во многих закрытых общественных заведениях, ровно как и во многих семействах, где дети и молодые люди, оставляя учебные занятия, решительно не знают, что с собой делать, и привыкают убивать время. Для того, чтобы отдых проходил с максимальной пользой для учащихся, учителей и школы, выдающийся советский педагог Станислав Теофилович Шацкий предлагает: "Обслуживание школы учителем и учениками, насколько это возможно по их силам: уборка классов, чистка стен, легкая починка мебели, развешивание карт, картин, устройство полок, метение полов, уход за комнатными растениями, украшение классов.

Следующая ступень - мастерская и практикумом, огород с опытами по выращиванию растений, по обработке земли, чтобы дать возможность ориентировке в тех силах, которые непосредственно призваны человеком на помощь и усовершенствование его жизни.

Трудовая деятельность, в которую включаются школьники, способствует закреплению и углублению знаний, пробуют их на практике. В трудовом процессе результаты трудового обучения выступают в качестве системы стимулов, побуждающих школьника к активному, целеустремленному сознательному выбору деятельности и соответствующих ей способов действия.

Подкрепление позитивных действий поощрением, соревнованием и другими методами вызывают у ребенка положительные мотивы деятельности, что приводит к образованию таких ценных качеств личности, как коллективизм, активность, и социальная ответственность,дисциплинированность, нравственность.

Вывод : Если использовать на уроке трудовой метод обучения, предметный и метод самостоятельной работы, то это позволит на уроках технологии добиться активной познавательной деятельности у школьников.

Также на уроках технологии используются приемы активизации познавательной деятельностью учащихся:

1) Активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:

- прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;

- прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

- прием значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;

2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала.

- эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.

- дискуссии – обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения, учащиеся могут свободно, не боясь высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других

- исследовательский прием – учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.

3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.

- прием натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций;

Огромную роль в деле успешности играют то настроение, то общее бодрое состояние духа у учеников, та деловитость и спокойное, если так можно выразится, оживленность, которые составляют педагогическую основу всякой успешной работы школы. Все то, что создает скучную атмосферу - унылость, безнадежность, - все это является отрицательными факторами успешной работы учеников. Во-вторых, огромное значение имеет сам метод преподавания учителя: обычно наш классный способ преподавания, такой, когда ученики работают одним и тем же методом и на одну и ту же тему, весьма часто приводит к тому, что класс, расслаивается: известное количество учеников, для которых предложенный со стороны учителя метод является подходящим преуспевает, другая же часть, для которой нужен несколько другой подход отстает. Одни ученики обладают быстрым темпом работы, а другие - медленным; одни ученики схватывают внешность форм работы, а другие же должны все основательно понять, прежде чем вообще начать работать. Если ученики поймут, что все усилия учителя направлены на оказание им помощи, то в их среде могут появиться весьма ценные для работы в классе случаи взаимопомощи, будут усилены случаи обращения учеников к учителю за помощью, учитель будет в большей степени советовать, чем давать директивы и выдвигать требование и, в конце концов, учитель сам научится реально помогать и всему классу, и каждому ученику в отдельности.

Литература:

1. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: 1982 2. Аристова Л.П. Активность учения школьника.- М., 1986. 3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985. 4. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника М.:Просвещение, 1987. 5. Прокопьева З.И. Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда. – М.: Просвещение, 1986.



Поделиться