На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине. «Неясная тоска» о ней, испытываемая им в монастыре, превратилась в страстную мечту «пройти в родимую страну». Вид кавказских гор живо напомнил ему родной аул и тех, кто жил там. Интересно, что в воспоминаниях о родине у Мцыри неизбежно возникает образ вооруженного горца, готового к борьбе. Он помнит «блеск оправленных ножон кинжалов длинных», «кольчуги звон и блеск ружья». Любовь к родине слилась для юноши со стремлением к вольности. И если в монастыре Мцыри лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Он говорит монаху: … за несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, Я рай и вечность променял… Эти слова Мцыри могут показаться обычными. Но какая смелость, какой вызов церковной морали с ее лицемерным «небесным счастьем» звучали в этих словах в те годы, когда поэма была написана! Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Гроза внушает ему не ужас, а наслаждение; страх не сжимает его души, когда он видит змею и слышит крик шакала; он не боится сорваться с обрыва, потому что — … юность вольная сильна, И смерть казалась не страшна! Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней особенно ярко раскрываются в битве с барсом. В этой схватке Мцыри забывает обо всем, подчиняясь лишь одному стремлению — выжить, победить! Смертельная опасность рождает у него не страх, а мужество, и он «пламенеет», упивается борьбой. В описании боя Мцыри с барсом много условного, что отчасти можно объяснить связью эпизода с традициями хевсурского и грузинского фольклора, использованными Лермонтовым, отчасти — романтической природой поэмы. Условен, «романтичен» барс — «пустыни вечный гость». Все признаки, нарисованные в нем, могут быть общими и для любого другого хищника. Они не рождают представления о единичном образе, а вызывают в воображении яркий образ хищника вообще, с «кровавым взором», «бешеным скачком», «грозно» блестящими зрачками. Характерно, что все эпитеты, рисующие барса, носят эмоциональный характер. Битва с грозным хищником тоже «романтическая»: человек, вооруженный суком, побеждает кровавого зверя, — но в ней есть подлинная правда искусства, и читатель верит в победу Мцыри. Пламенный характер героя раскрывается здесь в действии, сжигавшая его жажда борьбы находит выход, и мы видим, что юноша не только в мечтах готов к жизни, «полной тревог». Бой с барсом дает Мцыри возможность убедиться, что он «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Мцыри — смелый борец, побеждающий в открытой схватке, у него нет презрения к врагу или злорадства; напротив, мужество противника вызывает его уважение, рождающее прекрасные слова о барсе: Но с торжествующим врагом Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу! «Пламенная страсть» Мцыри — любовь к родине — делает его целеустремленным и твердым. Он отказывается от возможного счастья любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается пробраться через лес ради цели — «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но и в отчаянии Мцыри оказывается не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание. . . . верь мне, помощи людской Я не желал… Я был чужой Для них навек, как зверь степной; И если б хоть минутный крик Мне изменил — клянусь, старик, Я б вырвал слабый мой язык. Мцыри вынослив. В монастыре, испытывая мучительный недуг, он не издавал ни единого стона. В скитаниях, где ему пришлось многое испытать, эта выносливость проявилась с новой силой. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, «собрав остаток сил», вновь пытается выйти из лесу. Поэма помогает понять Мцыри как мужественного, бесстрашного, сильного и гордого героя. Созданию такого образа подчинена форма поэмы и стих ее. Она написана четырехстопным ямбом, своеобразно звучащим. Ритмический строй ее от начала и до конца (кроме «Песни рыбки») одинаково энергичен, чуть отрывист. Стих оказывается упругим, во-первых, из-за редких пропусков ударений в стихотворных; строчках и, во-вторых, из-за мужских рифм. Способ рифмовки в «Мцыри» не подчиняется строгой системе, количество стихотворных строк в строфах не стабильно, но тем не менее поэма кажется удивительно стройной и цельной именно благодаря одинаковому ритму и мужской рифмовке. Такое единство стихового строя хорошо передает сосредоточенность и страстность в характере
На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине. «Неясная тоска» о ней, испытываемая им в монастыре, превратилась в страстную мечту «пройти в родимую страну». Вид кавказских гор живо напомнил ему родной аул и тех, кто жил там. Интересно, что в воспоминаниях о родине у Мцыри неизбежно возникает образ вооруженного горца, готового к борьбе. Он помнит «блеск оправленных ножон кинжалов длинных», «кольчуги звон и блеск ружья». Любовь к родине слилась для юноши со стремлением к вольности. И если в монастыре Мцыри лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Он говорит монаху: * … за несколько минут * Между крутых и темных скал, * Где я в ребячестве играл, * Я рай и вечность променял… Эти слова Мцыри могут показаться обычными. Но какая смелость, какой вызов церковной морали с ее лицемерным «небесным счастьем» звучали в этих словах в те годы, когда поэма была написана! Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Гроза внушает ему не ужас, а наслаждение; страх не сжимает его души, когда он видит змею и слышит крик шакала; он не боится сорваться с обрыва, потому что - * … юность вольная сильна, * И смерть казалась не страшна! Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней особенно ярко раскрываются в битве с барсом. В этой схватке Мцыри забывает обо всем, подчиняясь лишь одному стремлению - выжить, победить! Смертельная опасность рождает у него не страх, а мужество, и он «пламенеет», упивается борьбой. В описании боя Мцыри с барсом много условного, что отчасти можно объяснить связью эпизода с традициями хевсурского и грузинского фольклора, использованными Лермонтовым, отчасти - романтической природой поэмы. Условен, «романтичен» барс - «пустыни вечный гость». Все признаки, нарисованные в нем, могут быть общими и для любого другого хищника. Они не рождают представления о единичном образе, а вызывают в воображении яркий образ хищника вообще, с «кровавым взором», «бешеным скачком», «грозно» блестящими зрачками. Характерно, что все эпитеты, рисующие барса, носят эмоциональный характер. Битва с грозным хищником тоже «романтическая»: человек, вооруженный суком, побеждает кровавого зверя, - но в ней есть подлинная правда искусства, и читатель верит в победу Мцыри. Пламенный характер героя раскрывается здесь в действии, сжигавшая его жажда борьбы находит выход, и мы видим, что юноша не только в мечтах готов к жизни, «полной тревог». Бой с барсом дает Мцыри возможность убедиться, что он «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Мцыри - смелый борец, побеждающий в открытой схватке, у него нет презрения к врагу или злорадства; напротив, мужество противника вызывает его уважение, рождающее прекрасные слова о барсе: * Но с торжествующим врагом * Он встретил смерть лицом к лицу, * Как в битве следует бойцу! «Пламенная страсть» Мцыри - любовь к родине - делает его целеустремленным и твердым. Он отказывается от возможного счастья любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается пробраться через лес ради цели - «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но и в отчаянии Мцыри оказывается не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание. * . . . верь мне, помощи людской * Я не желал… * Я был чужой * Для них навек, как зверь степной; * И если б хоть минутный крик * Мне изменил - клянусь, старик, * Я б вырвал слабый мой язык. Мцыри вынослив. В монастыре, испытывая мучительный недуг, он не издавал ни единого стона. В скитаниях, где ему пришлось многое испытать, эта выносливость проявилась с новой силой. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, «собрав остаток сил», вновь пытается выйти из лесу. Поэма помогает понять Мцыри как мужественного, бесстрашного, сильного и гордого героя. Созданию такого образа подчинена форма поэмы и стих ее. Она написана четырехстопным ямбом, своеобразно звучащим. Ритмический строй ее от начала и до конца (кроме «Песни рыбки») одинаково энергичен, чуть отрывист. Стих оказывается упругим, во-первых, из-за редких пропусков ударений в стихотворных; строчках и, во-вторых, из-за мужских рифм. Способ рифмовки в «Мцыри» не подчиняется строгой системе, количество стихотворных строк в строфах не стабильно, но тем не менее поэма кажется удивительно стройной и цельной именно благодаря одинаковому ритму и мужской рифмовке. Такое единство стихового строя хорошо передает сосредоточенность и страстность в характере героя, одушевленного одним стремлением. В. Г. Белинский в статье «Стихотворения М. Лермонтова» писал: «Этот четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями… звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы». Мужественный, смелый, гордый, воодушевленный одной мечтой Мцыри не кажется суровым человеком или фанатиком своей страсти. При всей пламенности и силе его мечты она глубоко человечна, а характер юноши овеян не суровостью или «дикостью», как писали в дореволюционных методических пособиях, а поэтичностью. Поэтично, прежде всего, восприятие героем мира как чего-то бесконечно прекрасного, дающего человеку ощущение счастья. Мцыри сродни окружающей его природе, он сливается с ней и тогда, когда любуется чистотой небесного свода («… Я в нем глазами и душой тонул»), и тогда, когда испытывает исступление борьбы («… как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков», - говорит юноша). Поэтичны переживаемые им чувства восторга, радости. Поэтично его отношение к грузинке. Это мечтательное, неясное предчувствие любви, рождающее сладкую тоску и печаль. Мцыри понимает неповторимость и прелесть этого чувства, не случайно он говорит: * Воспоминанья тех минут * Во мне, со мной пускай умрут. Таким образом, в результате беседы и обобщений учителя все приходят к выводу, что Мцыри - это могучая, пламенная натура. Главное в нем - страстность и пламенность стремления к счастью, невозможному для него без свободы и родины, непримиримость к жизни в неволе, бесстрашие, смелость, отвага и мужество. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целен в своих устремлениях.
«Лермонтов Мцыри» - Борьба за маленького Мишу между бабушкой и отцом развивалась на глазах мальчика. У Мцыри остались только воспоминания: «…А мой отец? Если Мцыри было тяжело в монастыре, то Лермонтову – в светском обществе. Отец Лермонтова был небогатым военным. Поэма «Мцыри» – самое романтическое и автобиографичное произведение Лермонтова.
«Образ героя нашего времени» - Михаил юрьевич лермонтов. Почему автор так назвал своё произведение. Главным являлись порядок и благонамеренность. Образ главного героя. Человек стремится замкнуться в себе, погружается в самоанализ. «Наше время». Основная идея произведения. Композиция романа. «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» Почему автор так назвал своё произведение?
«Лермонтов Мцыри урок» - Смысл эпиграфа «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю». М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Храм Джвари, где проживал лермонтовский Мцыри. Рефлексия. Открытый урок по литературе «В чём загадка Мцыри?». В чём смысл жизни. В сцене с барсом показан прообраз общества, о котором мечтал Лермонтов. Здесь мужеству должно противостоять мужество, здесь нет коварства и хитрости.
«Мцыри» - «Мцыри» - романтическая поэма Лермонтова. В Петербурге. И я, как жил, в земле чужой Умру рабом и сиротой… Задание: выписать цитаты. Из истории создания поэмы. Поэма была напечатана при жизни Лермонтова в сб. «Стихотворения М.Лермонтова» за 1840г. Что мы узнаём о жизни Мцыри в монастыре? Первоначальное название - «Бэри» (по-грузински «монах»).
«Лермонтов биография» - М.Ю.Лермонтов. Творческая работа по литературному чтению учащихся 4 класса Б МОУ «СОШ № 13» Осипова Никиты Гризунова Дмитрия Каратыгина Андрея Учитель: Самойлова Татьяна Степановна. Спальня и кабинет Лермонтова. Творческая работа по литературному чтению. Развалины близ селения Караагач в Кахетии.1837-1838.
«Лирика Лермонтова» - Автопортрет М.Ю. Лермонтова. Смешать печаль, которой нет острей, С восторгами, которых не бывало К. Бальмонт. Отец М.Ю. Лермонтова. «И вновь один, и вновь живу собой» Лирика М.Ю. Лермонтова. Учреждение образования «Минское государственное профессионально-техническое училище № 114 строителей» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ «Лирика М.Ю.Лермонтова» Преподаватель высшей категории Красникевич Р.П. стаж работы – 26 лет.
по плану
Вступление (подводим к теме)
Основная мысль (раскрыть тему)
Заключение (свое отношение к произведению)
Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили Мцыри узнать себя. Он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, ожила в его памяти родина: И вспомнил я отцовский дом, Ущелье наше и кругом В тени рассыпанный аул… Он увидел «как живые» лица родителей, сестер, односельчан… Мцыри за три дня прожил всю жизнь. Он был ребенком в родительском доме, нежно любимым сыном и братом; он был воином и охотником, борясь с барсом; был робким влюбленным юношей, в восторге глядевшим на «деву гор» . Он был во всем истинным сыном своей земли и своего народа: … да, рука судьбы Меня вела иным путем… Но нынче я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов. За три дня на воле Мцыри получил ответ на давно мучивший его вопрос: Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родились мы. Да, мир прекрасен! Таков смысл рассказа юноши об увиденном. Его монолог ― гимн миру, полному красок и звуков, радости. Когда Мцыри говорит о природе, его не покидает мысль о воле: все в этом естественном мире существуют свободно, никто не подавляет другого: сады цветут, потоки шумят, птицы поют и т. д. Это утверждает героя в мысли, что человек тоже рожден для воли, без которой не может быть ни счастья, ни самой жизни. Лермонтов "Мцыри" - сочинение "Три дня на воле
Сочинение
На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине. «Неясная тоска» о ней, испытываемая им в монастыре, превратилась в страстную мечту «пройти в родимую страну». Вид кавказских гор живо напомнил ему родной аул и тех, кто жил там. Интересно, что в воспоминаниях о родине у Мцыри неизбежно возникает образ вооруженного горца, готового к борьбе. Он помнит «блеск оправленных ножон кинжалов длинных», «кольчуги звон и блеск ружья». Любовь к родине слилась для юноши со стремлением к вольности. И если в монастыре Мцыри лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Он говорит монаху:
* … за несколько минут
* Между крутых и темных скал,
* Где я в ребячестве играл,
* Я рай и вечность променял…
Эти слова Мцыри могут показаться обычными. Но какая смелость, какой вызов церковной морали с ее лицемерным «небесным счастьем» звучали в этих словах в те годы, когда поэма была написана! Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Гроза внушает ему не ужас, а наслаждение; страх не сжимает его души, когда он видит змею и слышит крик шакала; он не боится сорваться с обрыва, потому что -
* … юность вольная сильна,
* И смерть казалась не страшна!
Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней особенно ярко раскрываются в битве с барсом. В этой схватке Мцыри забывает обо всем, подчиняясь лишь одному стремлению - выжить, победить! Смертельная опасность рождает у него не страх, а мужество, и он «пламенеет», упивается борьбой. В описании боя Мцыри с барсом много условного, что отчасти можно объяснить связью эпизода с традициями хевсурского и грузинского фольклора, использованными Лермонтовым, отчасти - романтической природой поэмы. Условен, «романтичен» барс - «пустыни вечный гость». Все признаки, нарисованные в нем, могут быть общими и для любого другого хищника. Они не рождают представления о единичном образе, а вызывают в воображении яркий образ хищника вообще, с «кровавым взором», «бешеным скачком», «грозно» блестящими зрачками. Характерно, что все эпитеты, рисующие барса, носят эмоциональный характер. Битва с грозным хищником тоже «романтическая»: человек, вооруженный суком, побеждает кровавого зверя, - но в ней есть подлинная правда искусства, и читатель верит в победу Мцыри. Пламенный характер героя раскрывается здесь в действии, сжигавшая его жажда борьбы находит выход, и мы видим, что юноша не только в мечтах готов к жизни, «полной тревог». Бой с барсом дает Мцыри возможность убедиться, что он «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Мцыри - смелый борец, побеждающий в открытой схватке, у него нет презрения к врагу или злорадства; напротив, мужество противника вызывает его уважение, рождающее прекрасные слова о барсе:
* Но с торжествующим врагом
* Он встретил смерть лицом к лицу,
* Как в битве следует бойцу!
«Пламенная страсть» Мцыри - любовь к родине - делает его целеустремленным и твердым. Он отказывается от возможного счастья любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается пробраться через лес ради цели - «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но и в отчаянии Мцыри оказывается не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание.
* . . . верь мне, помощи людской
* Я не желал…
* Я был чужой
* Для них навек, как зверь степной;
* И если б хоть минутный крик
* Мне изменил - клянусь, старик,
* Я б вырвал слабый мой язык.
Мцыри вынослив. В монастыре, испытывая мучительный недуг, он не издавал ни единого стона. В скитаниях, где ему пришлось многое испытать, эта выносливость проявилась с новой силой. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, «собрав остаток сил», вновь пытается выйти из лесу.
Поэма помогает понять Мцыри как мужественного, бесстрашного, сильного и гордого героя. Созданию такого образа подчинена форма поэмы и стих ее. Она написана четырехстопным ямбом, своеобразно звучащим. Ритмический строй ее от начала и до конца (кроме «Песни рыбки») одинаково энергичен, чуть отрывист. Стих оказывается упругим, во-первых, из-за редких пропусков ударений в стихотворных; строчках и, во-вторых, из-за мужских рифм. Способ рифмовки в «Мцыри» не подчиняется строгой системе, количество стихотворных строк в строфах не стабильно, но тем не менее поэма кажется удивительно стройной и цельной именно благодаря одинаковому ритму и мужской рифмовке. Такое единство стихового строя хорошо передает сосредоточенность и страстность в характере героя, одушевленного одним стремлением. В. Г. Белинский в статье «Стихотворения М. Лермонтова» писал: «Этот четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями… звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы».
Мужественный, смелый, гордый, воодушевленный одной мечтой Мцыри не кажется суровым человеком или фанатиком своей страсти. При всей пламенности и силе его мечты она глубоко человечна, а характер юноши овеян не суровостью или «дикостью», как писали в дореволюционных методических пособиях, а поэтичностью. Поэтично, прежде всего, восприятие героем мира как чего-то бесконечно прекрасного, дающего человеку ощущение счастья. Мцыри сродни окружающей его природе, он сливается с ней и тогда, когда любуется чистотой небесного свода («… Я в нем глазами и душой тонул»), и тогда, когда испытывает исступление борьбы («… как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков», - говорит юноша). Поэтичны переживаемые им чувства восторга, радости. Поэтично его отношение к грузинке. Это мечтательное, неясное предчувствие любви, рождающее сладкую тоску и печаль. Мцыри понимает неповторимость и прелесть этого чувства, не случайно он говорит:
* Воспоминанья тех минут
* Во мне, со мной пускай умрут.
Таким образом, в результате беседы и обобщений учителя все приходят к выводу, что Мцыри - это могучая, пламенная натура. Главное в нем - страстность и пламенность стремления к счастью, невозможному для него без свободы и родины, непримиримость к жизни в неволе, бесстрашие, смелость, отвага и мужество. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целен в своих устремлениях.