Глобальный финансово-экономический кризис. Государственное регулирование кризисных ситуаций Стратегия и дипломатия

  • 9. Бюджет и бюджетная система государства.
  • 10. Венчурные предприятия и их роль в развитии инновационных процессов.
  • 11. Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике.
  • 12.13. Государственный кредит и управление государственным долгом.
  • 15. Делегирование полномочий.
  • 16. Дисциплинарная ответственность работников.
  • 21. Инновационный менеджмент и его особенности.
  • 23. Кадровая политика и кадровая стратегия в системе управления персоналом, виды и принципы кадровой политики.
  • 24. Кадровый маркетинг: сущность, основные принципы и элементы.
  • 29. Концепция и функции логистики.
  • 33. Мотивация как функции менеджмента.
  • 37. Общая концепция стратегического менеджмента. Два основных стратегических стиля поведения организации. Потенциал организации и его оценка.
  • 44. Организация инвестиционной деятельности. Формирование инвестиционных портфелей.
  • 45. Основные этапы и важнейшие школы менеджмента.
  • 46. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
  • 47. Оценка персонала предприятия, методы оценки.
  • 53. Понятие организационной культуры, ее содержание и особенности формирования.
  • 56. Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц.
  • Глава II. Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
  • 61. Принципы инновационного менеджмента
  • 63. Природа управления и исторические тенденции его развития.
  • 66. Процесс принятия и реализации управленческого решения, его содержание и основные этапы.
  • 67. Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению.
  • 68. Процессуальные теории мотивации.
  • 71. Регулирование и контроль в системе менеджмента.
  • 73. Рынок труда, заработная плата и занятость.
  • 76. Система функционального менеджмента.
  • 79. Составляющие и элементы контроля как процесса.
  • 83. Сущность и классификация методов управление персоналом.
  • 85. Сущность и процесс менеджмента: основные теоретические подходы.
  • 87. Технология управления: понятие, содержание и виды.
  • 94. Управление работой группы: понятие и виды групп, факторы, влияющие на эффективность работы группы.
  • 11. Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике.

    Государственное регулирование экономики - это система экономических, политических, юридических мер, с помощью которых государство вмешивается в экономические процессы с целью достижения стабильного развития, а также адаптации экономической системы к постоянно изменяющимся условиям.

    Государственное регулирование кризисных ситуаций направлено на недопущение системных кризисов на рынках и обеспечении гарантий максимального возврата средств кредиторам обанкротившегося предприятия.

    Всю совокупность норм, через которые осуществляется государственное регулирование, можно разделить на следующие группы: общесистемные нормы, ориентирующие предприятие на самоорганизацию; специальные нормы – по сферам рыночной экономики; целевые нормы – в соответствии с решаемыми проблемами инвестиционной активности.

    В условиях кризиса возрастает необходимость сочетания рыночных механизмов с государственным регулированием социально-экономических процессов на всех уровнях – от федерального до муниципального. Основные направления государственного регулирования рыночной экономики: Административно-правовое регулирование; Управление важнейшими сферами жизни; Государственные программы и госзаказы; Финансовая политика; Кредитно-денежная политика; Социальная политика. Государственное регулирование экономики - это система экономических, политических, юридических мер, с помощью которых государство вмешивается в экономические процессы с целью достижения стабильного развития, а также адаптации экономической системы к постоянно изменяющимся условиям. Необходимость государственного регулирования экономики порождается двумя группами причин. Первая связана с необходимостью удовлетворения коллективных и общественных интересов. Вторая обусловлена объективно возникающими противоречиями общественного воспроизводства и необходимостью их разрешения. Экономике объективно присуща цикличность развития, одной из основных фаз которой являются кризисы. Вмешиваясь в экономику, государство смягчает негативные последствия кризисов и ускоряет выход из них. Вытеснение конкуренции подрывает регулирующую рынок роль законов спроса и предложения. Поэтому государство становится регулятором рыночных процессов, противодействуя монополизму и поощряя конкуренцию. Наконец, рынок резко дифференцирует доходы участников экономики, что вызывает социальную напряженность. Государство вынуждено вмешиваться в процесс распределения доходов, оказывая благодаря налогам поддержку малоимущим слоям общества.

    Прямые формы государственного вмешательства- это непосредственное воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение. Среди них важнейшее значение имеют следующие. Создание государственного сектора в экономике и организация в нем производства и реализации товаров и услуг. Объем этой продукции непосредственно отражается на экономической динамике. В условиях различной экономической коньюнктуры правительство расширяет или уменьшает государственный сектор. Так, в условиях кризиса государство создает новые объекты, реконструирует старые предприятия, выделяет средства для обновления основного капитала. Кроме того, расширение государственного сектора одновременно является созданием новых рабочих мест. Перераспределение доходов . Современное государство сосредотачивает в своих руках до 50% национального дохода. Значительная часть его целенаправленно возвращается экономическим субъектам. Для этого используются различные каналы: субсидии, оплата научно-исследовательских работ, выплата процентов по ценным бумагам, пособия по безработице и др. Программирование экономики . Государственные экономические программы подразделяются: на общеэкономические (охватывают всю экономику), целевые (ориентируются на решение конкретных экономических задач, например, развитие продовольственного комплекса) и чрезвычайные (принимаются в критических ситуациях: в условиях кризисов, массовой безработицы, инфляции, стихийных бедствий). Государственные экономические программы индикативны, т.е. необязательны для всех экономических субъектов. Поэтому они, как правило, не выполняются даже в государственном секторе (который в рыночной экономике децентрализован). С помощью программирования государство добивается серьезных структурных сдвигов. Как правило, приоритетные направления, предусмотренные программой, финансируются из бюджета. Косвенные формы государственного вмешательства - это опосредованное воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение. Среди них важнейшее значение имеют следующие: 1. Кредитно-финансовая система; 2. Налоговая система. Кредитно- финансовая система , использующая учетную ставку, операции на открытом рынке и систему обязательного резервирования. Учетная ставка- это процент по ссудам, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам. В зависимости от состояния экономики государство проводит политику "дорогих" (ставка повышается) или "дешевых" (ставка понижается) денег, сдерживая или стимулируя экономический рост. Операции на открытом рынке- это купля- продажа государственных ценных бумаг. Повышая или понижая доходность "своих" ценных бумаг, государство либо увеличивает общую массу денег, занятых в производстве, либо уменьшает ее. Другим инструментом косвенного регулирования экономики является налоговая система. Увеличивая или уменьшая налоговую ставку, государство воздействует на размер доходов, использующихся в производстве. Кроме того, многие налоги являются ценообразующим фактором. Поэтому их изменение непосредственно отражается на ценах товаров и услуг.

    Источником любого производства товаров являются ресурсы. Каждая произведенная единица товара- это воплощение определенной части используемых ресурсов. Их денежное выражение называется "издержками производства"- то, во что обходится производство данного товара для собственника ресурсов. Они составляют основу цены товара и возмещаются с его реализацией. Однако то, во что обходится производство товара для собственника, не всегда совпадает с тем, во что обходится производство товара для общества. Дело в том, что результатом деятельности многих производств является не только создание товаров и услуг, но и ряд побочных отрицательных эффектов (в теории рыночной экономики они называются "внешними эффектами"). Так, почти все предприятия имеют отходы, которыми загрязняют окружающую среду. Экономической особенностью этих эффектов является "бесплатность" их для производителя товара: в издержки производства они не входят. Следовательно, рыночная цена данного товара будет значительно меньше его цены для общества. Таким образом, "внешние эффекты"- это побочные результаты производства, отрицательно действующие на "третью сторону", непосредственно в данное производство не вовлеченную и не отражающиеся в цене товара. Поэтому государство вмешивается в экономику, заставляя виновников оплачивать и эти издержки. В этих целях государство использует как экономические, так и административные: заставляет фирмы платить за ущерб, нанесенный природе и работникам, определяет максимальный объем выбросов, которые природа сможет "переработать" без ущерба для нее и т.д. Государственная политика перераспределения доходов включает в себя налогообложение доходов, осуществление социальных выплат, а также проведение государством закупок товаров и услуг . Этим государство определяет величину доходов, позволяющее осуществлять потребление и сбережение, поэтому объектами государственного регулирования в этом случае выступают личные денежные доходы населения и цены на товары и услуги. Цель государственной политики доходов- снижение падения реальных доходов и уменьшение степени неравенства в распределении доходов. Основными инструментами государственной политики доходов являются: 1) налоги, 2) трансфертные платежи, 3) гарантируемый минимум заработной платы, 4) государственные закупки товаров и услуг. Налоги снижают уровень располагаемого дохода, а следовательно, уменьшают величину потребительских расходов, что в свою очередь уменьшает объем спроса на товары и, в конечном счете, ведет к сокращению выпуска продукции. С другой стороны, увеличение налогов увеличивает доходную часть бюджета, способствуя тем самым сокращению бюджетного дефицита. В настоящее время во всех развитых странах существует антимонопольное законодательство, которое хотя и представлено под различными названиями, но суть его одна- поддержка конкуренции и ограничение монополизации. Антимонопольными считаются законы, запрещающие соглашения и действия, направленные на ограничение конкуренции: раздел рынка, вертикальное или горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в торговле. Что касается методологии формирования цен, порядка их регламентирования, то в большинстве стран в качестве общей тактики используют определенные правила ценообразования, административно-юридические методы которые

    разрабатываются государственными органами. Последние берут на себя обязанность регулирования и введения конкретных цен на товары и услуги, имеющие значение для национальной экономики. Способы и методы государственного воздействия на цены в различных странах с рыночной экономикой неодинаковы, что зависит от национальных, климатических, политических, ресурсных и других факторов, определяющих положение страны в мировом разделении труда.

    Механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса Автор неизвестен

    4.3. Механизмы регулирования мирового финансового рынка в условиях глобализации

    Неотъемлемыми чертами современной экономики являются процессы интернационализации и глобализации мирового хозяйства и в том числе – финансового рынка. Отмена ограничений на трансграничные перемещения капитала во второй половине XX в. сначала только между развитыми, а впоследствии и между развивающимися странами, привела к значительному росту объема и расширению географии международных финансовых операций. Свободное перемещение капитала позволило привлекать значительные объемы инвестиций в национальные экономики, испытывающие дефицит финансовых ресурсов, одновременно обеспечивая инвесторам в странах с избыточными финансовыми ресурсами диверсификацию вложений.

    Либерализация движения капитала способствовала также трансферу наиболее передовых финансовых технологий из развитых в развивающиеся страны и повышению эффективности финансовых рынков в мировом масштабе. Вместе с тем, трансграничные потоки спекулятивного капитала нередко оказывали и дестабилизирующее влияние, приводя к долговым кризисам и кризисам платежного баланса (например, в странах Юго-Восточной Азии в 1997 г., в России в 1998 г., в Аргентине в 2001 г.) или к формированию пузырей на рынках отдельных активов (например, крах «новой экономики» в США в 2001 г. и ипотечный кризис в США в 2007 г.) . В связи с этим среди экономистов и политиков, как на национальном, так и на международном уровне, в последнее время активно ведутся дискуссии о действиях, которые должны предпринимать национальные регуляторы для предотвращения подобных негативных эффектов глобализации, в частности, о возможности нового введения ограничений на движение капитала.

    Вопрос создания эффективной системы регулирования для защиты финансового рынка от рисков волатильных потоков краткосрочного капитала является актуальным и в российских условиях. Значительное давление на рубль и обвальное падение российского фондового рынка осенью 2008 г. демонстрируют сохраняющуюся уязвимость российской экономики к внезапному изменению направлений финансовых потоков. Вместе с тем задачи построения в Москве международного финансового центра к 2020 г., сформулированные в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2020 г., требуют существенно более высокой устойчивости рынка.

    Рассматривая вопрос об эффективности централизации и децентрализации регулирования экономики и финансового рынка в исторической перспективе, следует отметить, что взгляды на его решение в разные периоды менялись довольно серьезно. Более того, феномен глобализации рынков, наблюдаемый экономистами, начиная с последней трети XX в., отнюдь не является новым. Размышляя о своем времени, президент Международного конгресса исторических исследований в 1913 г. говорил: «Мир становится единым в совершенно новом смысле этого слова… С сокращением расстояний, благодаря новым силам, предоставленным в наше распоряжение наукой. пути развития политической, экономической и научной мыслей в каждой из областей переплетаются все прочнее. События в любой точке земного шара сегодня значимы для любой другой его точки. Мировая история стремится к превращению в единую историю» .

    Время, к которому относится это высказывание, действительно характеризовалось динамичным развитием рынков и ростом благосостояния жителей большинства развитых стран. Однако Первая Мировая война и Великая депрессия стали причиной резкого роста уровня безработицы и падения производства. В ответ на требования защиты от неблагоприятной экономической обстановки политики были вынуждены отказаться от золотого стандарта, служившего в начале XX в. основной гарантией свободной торговли и свободного перетока капитала, и закрыть национальные границы для иностранных производителей и инвесторов. Необходимость совместного контроля над движением капитала была подтверждена и в 1944 г. на переговорах в Бреттон-Вудсе, где определялась послевоенная финансовая архитектура мира.

    Лишь в конце 1950-х гг. в Лондоне стал организационно оформляться рынок, чьим основным достоинством была свобода от государственного вмешательства и контроля. Пытаясь защитить стоимость фунта стерлингов, английское правительство ввело ограничения для британских банков на финансирование международной торговли вне зоны фунта, и в результате новым источником займов, выдаваемых британскими банками в долларах, стали долларовые депозиты американских вкладчиков. Так появился неподконтрольный национальным регуляторам евродолларовый рынок. Еще один стимул к развитию он получил во время Карибского кризиса, когда советские банки, беспокоясь, что их американские счета могут быть заморожены, перевели свои валютные резервы в Лондон. Наконец, возможно, самую эффективную помощь рынку евродолларов невольно оказали сами США, которые для предотвращения утечки долларов из страны после начала войны во Вьетнаме ввели налог на приобретение американскими гражданами зарубежных ценных бумаг, в результате чего иностранные заемщики, желавшие привлекать займы в долларах, сформировали рынок еврооблигаций.

    С увеличением объемов международной торговли увеличились и объемы капитала, не имеющего национальной принадлежности. Еврорынок представлял собой легальную площадку, куда и откуда капитал мог перетекать без помех со стороны национальных законодательных систем. Еще до формального распада Бреттон-Вудского соглашения, несмотря на официальное существование контроля над перемещением капитала, он мог предоставить крупным компаниям финансирование ненационального происхождения.

    Распад Бреттон-Вудского соглашения в 1971 г. и начавшаяся примерно тогда же научно-техническая революция значительно ускорили международное движение капитала. Неизмеримо увеличилось разнообразие финансовых инструментов и усложнилась институциональная структура рынка. Сменилась и господствующая в обществе парадигма – более эффективными стали считаться системы, основанные на децентрализации и самоорганизации, проводились меры по уменьшению влияния государства на экономику, на первый план вышли методы саморегулирования. В рамках общих процессов либерализации экономики сначала в развитых, а затем и в развивающихся странах происходило дерегулирование финансовых рынков: был упразднен контроль над процентными ставками, практически повсеместно устранены барьеры на пути движения капитала между странами, отменены ограничения в совмещении различных видов профессиональной деятельности. В период с 1970 по 1998 гг. доля стран, налагающих ограничения на международные операции с капиталом, сократилась с 80 до 66 % .

    Свободное перемещение капитала оказало целый ряд положительных эффектов на экономики как развитых, так и развивающихся стран: капитал направлялся в наиболее продуктивные инвестиционные проекты, происходило распределение инвестиционных рисков и распространение новых технологий, повышение эффективности национальных финансовых систем, экспорт и импорт капитала способствовал выравниванию колебаний национального дохода (и соответственно, потребления и инвестиций). Интеграция в систему мировых рынков капитала представлялась весьма привлекательной даже для стран на довольно ранних стадиях экономического развития.

    Финансовые рынки способствовали и повышению эффективности рынка труда и человеческого капитала: доступ к ним квалифицированных сотрудников способствует повышению их географической мобильности (за счет ипотеки), увеличивает эффективность поиска работы, а главное – открывается дверь в мир предпринимательства. Повышение дохода квалифицированных сотрудников приводит, в свою очередь, к повышению стимулов к накоплению человеческого капитала. Повышение степени мобильности международного капитала также ограничило такие источники государственного финансирования как высокие государственный долг, налоги и уровень инфляции – поскольку крупный дефицит бюджета свидетельствует о высоком уровне налогообложения или инфляции, капитал уходит из стран с низкой финансовой дисциплиной.

    Тем не менее, указанным преимуществам интеграции рынков противостоят и значительные риски. Оказалось, что открытие национальных финансовых рынков для мирового капитала зачастую может способствовать переносу валютных кризисов и кризисов платежного баланса на третьи страны. Согласно исследованию конца 1990-х гг., 18 из 26 банковских кризисов последних двух десятилетий произошли в течение 5 лет после либерализации финансового сектора . Диспропорциональный рост финансовых рынков иногда приводит к неправильному размещению ресурсов внутри реальной экономики. Кроме того, процесс либерализации оказывает отрицательное влияние на страны со слабой институциональной средой – высоким уровнем коррупции, неэффективным государственным аппаратом и неадекватным исполнением контрактов. В связи с этим часто предполагается, что странам со слабой институциональной средой следует отложить либерализацию финансового рынка до тех пор, пока они не укрепят свои институты .

    Степень, в которой национальная экономика может воспользоваться преимуществами свободного перемещения капитала и ограничить его риски, определяется, в первую очередь, внутренней экономической политикой. Ключевыми элементами успешной политики интеграции на макроэкономическом уровне должны быть структурные реформы, позволяющие избегать переоцененных валют и чрезмерных дефицитов торгового баланса. В микроэкономической сфере должна формироваться такая система стимулов, которая позволяла бы избегать формирования излишнего валютного долга. Во многих развивающихся странах должны быть реформированы банковский сектор и банковский надзор. Кроме того, по отношению к рынкам должна проводиться ясная и прозрачная информационная политика.

    Все это может служить объяснением того, почему переход стран с плановой экономикой к рыночной модели хозяйствования или копирование экономических моделей ведущих западных стран в быстро развивающихся странах в 1990-е гг. привели к череде локальных финансовых кризисов в Юго-Восточной Азии, Мексике, Аргентине и России, влияние которых в силу эффекта «заражения» (contangion) было ощутимо и в развитых западных странах.

    Возможная причинно-следственная связь между либерализацией движения капитала и возникновением финансовых кризисов вызывала широкую экономическую дискуссию о необходимости реформы мировой финансовой архитектуры еще в конце 1990-х гг. Тогда такие дискуссии велись на уровне G-20 и G-33, однако по большей части оказывались малопродуктивными. Этому способствовало и то, что от обсуждения проблем реформирования финансового сектора на протяжении длительного периода отказывались МВФ и Всемирный Банк (ВБ). Положение изменилось только с началом острой фазы общемирового финансового кризиса в 2008 г. Создание Форума финансовой стабильности и обсуждение наиболее актуальных проблем развития финансового сектора стало предметом межправительственной и надгосударственной дискуссии, что, безусловно, отражает требования времени и соответствует уровню развития мировой финансовой системы. Среди наиболее актуальных вопросов, обсуждаемых в настоящее время, выделяются следующие :

    – реформа банковского и страхового надзора (обеспечение достаточности капитала в рамках Basel II и Solvency II);

    – реформа международных стандартов финансовой отчетности с целью увеличению информационной прозрачности;

    – переосмысление роли Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка и создание новых контрольных или совещательных органов;

    – создание системы регулирования рынка производных финансовых инструментов.

    Одним из наиболее далеко идущих и достаточно популярных подходов к реформе мировой финансовой архитектуры является отказ от политики либерализации мировых рынков капитала последних десятилетий и новое введение количественных или налоговых ограничений на его перемещения, по крайней мере, в развивающихся странах. Сама по себе идея введения единообразного международного налога на спот-операции на валютном рынке для снижения стимулов краткосрочно перемещать большие суммы капитала и дестабилизировать рынки была высказана в 1978 г. Джеймсом Тобином .

    Размер налога, по первоначальному замыслу автора, должен был составлять около 1 % от суммы сделки, однако впоследствии ставка была понижена до 0,1–0,25 %. Налогообложение валютных операций, по мысли Тобина, могло принести два результата: во-первых, стабилизировать колебания валютных курсов, возникающие из-за краткосрочных спекуляций в условиях режима плавающих валютных курсов. Во-вторых, налоговые поступления могли направляться на помощь беднейшим странам – таким образом, налог становился еще и инструментом перераспределения мирового богатства. Тем не менее, размышляя о своем детище, Тобин не считал, что маленький налог позволит разрешить большие проблемы глобальной экономики. В 1978 г. он писал: «Я не ожидаю слишком много от своего скромного предложения. Я полагаю, оно позволит национальным экономикам и правительствам восстановить некоторую часть краткосрочной автономии, которой они наслаждались до введения конвертируемости валют. Предложение не сможет и не должно помочь разрешить правительствам проводить внутреннюю политику независимо от внешних обстоятельств. Следовательно, оно не освободит крупнейшие правительства от императивной потребности более эффективно координировать политики» .

    Из книги О проценте ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». автора Катасонов Валентин Юрьевич

    Из книги Управляя рисками. Клиринг с участием центральных контрагентов на глобальных финансовых рынках автора Норман Питер

    21.2. EMIR. Проект правил регулирования инфраструктуры европейского финансового рынка Менее чем через два месяца после того, как президент Обама подписал закон Додда – Франка, Европейская комиссия утвердила широкомасштабные детальные предложения по законодательству

    автора Смирнов Павел Юрьевич

    3. Отличительные черты мирового рынка Мировой рынок следует отличать от национальных рынков отдельных стран. Мировой рынок охватывает торговлю значительной части стран мира и имеет следующие особенности.1. На национальном рынке движение товаров обусловлено такими

    Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

    22. Хозяйственный механизм мирового рынка В самом общем виде хозяйственный механизм мирового рынка можно определить как общественную систему организации производительных сил (факторов производства), совокупность форм и методов регулирования экономических процессов в

    Из книги Золотой лохотрон [Новый мировой порядок как финансовая пирамида] автора Катасонов Валентин Юрьевич

    Часть 1 О СТРОИТЕЛЬСТВЕ НОВОГО МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО

    Из книги Национальная экономика: конспект лекций автора Кошелев Антон Николаевич

    3. Роль и механизмы государственного регулирования экономики В процессе функционирования и развития национальной экономики вполне естественно возникает ряд как чисто экономических, так и социальных, политических и административных проблем, которые не могут быть

    Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

    1.3. Роль экономической теории в период глобализации мирового хозяйства и формирования в России рыночной хозяйственной системы Помимо общественных и личных интересов в круг проблем экономической теории включается ныне исследование такого понятия, как «национальные

    Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

    44. Механизмы государственного регулирования экономики Основными механизмами государственного регулирования экономики являются:1) прямые механизмы государственного регулирования являются наиболее распространенными по причине своей действенности. Основной их формой

    автора Автор неизвестен

    Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях перехода к инновационному развитию автора Автор неизвестен

    Глава 4 Механизмы стимулирования предпринимательской активности в условиях перехода к инновационной

    Из книги Политическая экономия автора Островитянов Константин Васильевич

    Возникновение и укрепление мирового демократического рынка. Как уже говорилось, после второй мировой войны в результате отпадения ряда стран Европы и Азии от капиталистической системы произошёл распад единого мирового рынка. Страны, отпавшие от мировой системы

    Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса автора Автор неизвестен

    Из книги Мировая кабала. Ограбление по… автора Катасонов Валентин Юрьевич

    автора Городников Сергей

    ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА Разразившийся в ноябре этого, 1997 года мировой финансовый кризис самым непосредственным образом отразился на финансовой системе России. Он потряс основы всей экономический политики верхов правящего режима, высветил с

    Из книги РОССИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА ОТ ЛИБЕРАЛИЗМА К НАЦИОНАЛИЗМУ автора Городников Сергей

    2. Причина нового мирового финансового кризиса - в буржуазно-демократической революции в России Совершенно схожая ситуация вызревает сейчас, но на новом витке мирового развития промышленной буржуазно-капиталистической цивилизации. Предпосылки нынешнему мировому

    Из книги Реклама. Принципы и практика автора Уэллс Уильям

    Роль государства в регулировании кризисов заключается в следующих действиях:

    Формирование правовой и регулирующей основы для защиты прав собственности, эффективной предпринимательской деятельности и деятельности других рыночных структур;

    Инвестиции в человеческие ресурсы, которые выражаются в быстром росте производительности труда, в высокой отдаче образования, во внедрении новых технологий;

    Формирование конкурентоспособной микроэкономики, где соблюдается финансовая дисциплина цены, которую определяет рынок и они, являются сигналом для действия правительства;

    Создание условий для стабильной макроэкономики способной противостоять экономическим колебаниям, эффективно использовать капитал, усреднять норму прибыли;

    Обеспечивать глобальные связи на основе соответствия международным стандартам, привлечения иностранных инвестиций, получения прибыли от внешней торговли.

    Основными видами государственного регулирования кризисных ситуаций являются:

    Нормативно-законодательная деятельность на основе Конституции РФ и Гражданского Кодекса Российской федерации. Этот вид заключается в защите интересов государства как собственника в отношении федеральных предприятий. Особое значение в условиях кризиса приобретает регулирование социальных ценностей, в том числе занятость, трудовые отношения, развитие домохозяйств, гуманизация социально-трудовых отношений;

    Финансовое регулирование, заключается в управлении совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйств, предприятий или государства. Бюджетная политика государства реализует общие цели концентрации и централизации финансовых ресурсов с целью воздействия на экономический рост и занятость, на обеспечение экономических и политических функций государства. Из кризисной ситуации финансовой системы есть несколько способов выхода: восстановить утраченные сбережения, стимулировать привлечение новых накоплений граждан в банки и небанковские финансовые институты, привлечение прямого и портфельного иностранного капитала и внешние заимствования, учет и переучет векселей;

    Производство. Преодоление кризиса требует создания материальной основы для повышения жизненного уровня населения. Основным фактором в решении этой проблемы является производительность труда на основе научно-технического прогресса. Обеспечить его может только государство, вкладывая капиталы в инновационное развитие, в науку, в образование. Поэтому данный вид государственного регулирования в кризисной ситуации заключается в активизации промышленной политики. Это означает:

    Учет интересов всех ее участников;

    Сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов;

    Социально-экономическая направленность преобразований;

    Создание благоприятных условий для повышения жизненного уровня;

    Адресный характер трансфертных выплат населению и высокая ответственность за конечные результаты;

    Система договорных отношений и конкурсная основа для участников процесса преобразований в промышленности;

    Обоснованная централизация ресурсов, широкое использование аренды, лизинга, инвестиционных конкурсов;

    Создание механизма мотивации спроса на рынках труда, капитала, товаров и услуг, технологии.

    - реформы – это одно из средств антикризисного управления. Реформа – это глубокое преобразование политических, экономических и социальных отношений, проводимое государственной властью в целях качественного обновления системы государственного управления. Реформы осуществляются как эволюционное развитие общества с опорой на традиции, сложившиеся государственно-общественные устои, это преобразования прогрессивно-консервативного характера. Частью социально-политических преобразований, проводимых с целью преодоления кризиса, являются административные реформы. Они проводятся в ответ на потребности внутреннего развития системы государственной власти и адаптации к изменившимся факторам внешней среды.

    Управление социально-экономической системой в определенной мере должно быть всегда антикризисным. Антикризисное управление – это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использование его факторов для последующего развития. Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций.

    Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна. Всю совокупность проблем можно представить четырьмя группами: Первая группа включает проблемы распознания предкризисных ситуаций. Своевременно увидеть, обнаружить его первые признаки, понять характер. Кризис можно предотвратить, предвидеть и преодолеть. Это решается посредством управления.

    Вторая группа проблем связана с финансово- экономическими вопросами. Необходимость структурных изменений, определение типов диверсификации требует финансовых ресурсов. Существуют также проблемы организационного и правового содержания, множество социально-психологических проблем.

    Третья группа включает проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Сюда входят проблемы разработки инновационных стратегий, которые способствуют выводу организации из кризиса.

    Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации. Здесь необходима разработка инвестирования антикризисных мер, маркетинга, банкротства и санации предприятий.

    Социально-экономическая система состоит из организаций различных форм собственности и видов деятельности. Понятие «организация» рассматривается в научной литературе как относительно обособленное структурное подразделение в общей системе общественного разделения труда. Критерием такого обособления является экономическая самостоятельность, организационная целостность (существование внутренней и внешней среды), наличие специализированных информационных структур, возможность выделения для этого подразделения общего результата работы.

    В 1990-е гг. в работах многих западных исследователей особое внимание уделялось разработкам основных положений стратегии урегулирования кризисов. Главная задача этих разработок - преодоление «дилеммы целей», т.е. противоречия между защитой собственных интересов и попытками избежать мер, способных вызвать нежелательную эскалацию (Georg. 1991. Р. 22). В этой связи выделяются оборонительные и наступательные стратегии урегулирования кризисов.
    А. Джордж описывает.пять наступательных стратегий по разрешению кризисной ситуации: 1) шантаж; 2) ограниченный зондаж; 3) сдержанный нажим; A) fait accompli (свершившийся факт) и 5) медленное истощение. Некоторые из этих стратегий лишь угрожают действиями, которые могли бы нанести ущерб (например, шантаж), а другие связаны с различными мерами воздействия на противника, отличными по степени силы, которую применили (или применением которой угрожают).
    Каждая из этих наступательных стратегий стремится сделать противника более податливым, и снизить риск эскалации. Бросающая вызов сторона может начать убеждать противника в том, что ее цели в кризисе носят ограниченный характер; что предпринятая акция не подразумевает наличия более глубокой, всепроникающей враждебности к противнику, которая позже будет выражаться в дополнительных вызовах; что в будущем, после того как нынешний кризис будет разрешен, установятся позитивные отношения.
    У обороняющейся же стороны имеется ряд стратегий, призванных помешать попыткам противника изменить статус-кво в свою пользу. Когда для обороняющейся стороны становится важно то, что ее ответ может вызвать нежелательную эскалацию, она тоже оказывается перед необходимостью политического регулирования кризиса. Обороняющейся стороне нужно предпринять некие шаги против нанесения ущерба интересам, оказавшимся под угрозой, но в то же время она избегает того, что могло бы вызвать эскалацию войны (или более высоких уровней военных действий).
    Различают семь видов оборонительных стратегий: 1) принудительная дипломатия; 2) ограниченная эскалация вовлеченности для установления правил игры, более благоприятных для обороняющейся стороны плюс попытки удержать оппонента от эскалации в порядке ответной реакции; 3) возмездие по принципу «око за око» без эскалации плюс сдерживание эскалации со стороны оппонента; 4) акцептирование «проверки потенциалов» в рамках ограничительных правил игры, избранных оппонентом, которые первоначально представляются невыгодными для обороняющейся стороны; 5) проведение черты; 6) демонстрация убежденности и решимости с целью не допустить просчета бросающей вызов стороны; 7) действия и предложения, помогающие выиграть время и дающие возможность изучить условия урегулирования кризиса путем переговоров, условия, которые могли бы удовлетворить некоторые (если не все) требования-бросающей вызов стороны (там же. Р. 377-394).

    Еще по теме Стратегии урегулирования кризисов:

    1. Глава 2 Конфликт и кризис с точки зрения их урегулирования
    2. Пути урегулирования политических конфликтов и кризисов
    3. 10.2. Кризис внешней задолженности и пути его урегулирования
    4. Проблема урегулирования кризиса вокруг ядерной программы Ирана
    5. КРИЗИСЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ)
    6. ТРИ ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ СТРАТЕГИИ: ФОРМУЛИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ, УСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ, РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЙ
    7. Структура и особенности Стратегии национальной безопасности России (дать анализ одного или двух положений Стратегии).


    Поделиться