Список корабельных должностей. Проект "морские профессии" Как называют капитана торгового флота

Адмирал (вф) - высший
в морской службе чин, соответствующий генеральскому чину в сухопутных
войсках. Командует флотом. Адмиральских чинов 4: генерал-адмирал,
адмирал, вице-адмирал и контр-адмирал.

Коммодор (вф) - в Англии и Голландии морской офицер, командующий эскадрой

Капитан - командир корабля. Может состоять даже в должности лейтенанта (об этом в следующем пункте)

Лейтенант -
морской офицер, является помощником капитана. Вместе с тем лейтенант
является командиром корабля 4 ранга, имеющем 14-16 пушек. На такие
корабли капитан не назначается. На корабле 3 ранга, имеющем 50 пушек
лейтенант является старшим помощником капитана (т.к. там по регламенту
нет капитан лейтенанта). Говоря современным языком лейтенант является
вахтенным офицером, начальником вахты, т.е. части экипажа, несущей
корабельную службу в данный отрезок времени.

Секретарь корабельный -
на любом корабле один секретарь. Можно сказать, что этот офицер
является помощником капитана по учету личного состава, штабной работе,
учету, контролю за работой всех служб снабжения, переписке. Он обязан
контролировать прием на корабль всех припасов, вести бортовой журнал,
знакомить экипаж с Уставом, письменными приказами и распоряжениями
старших флотских начальников, вести судебные протоколы, составлять
контракты на поставку припасов, контролировать выдачу пищи и другого
имущества личному составу, учитывать добычу взятую у неприятеля,
записывать расход пороха и ядер во время боя, составлять заявки в порт
на пополнение припасов, переписывать вещи погибших и умерших и
передавать их родственникам. Он не имеет права покидать борт корабля
(кроме как для исполнения обязанностей, требующих его присутствия на
берегу) пока тот не будет поставлен на длительную стоянку и не будет
разоружен.

Священник (капеллан) -
священник приравнивался скорее к офицерам по своему положению, но и
однозначно к офицерам его отнести было нельзя. Скорее он просто стоял
особняком. На флоте имелся один начальный священник, отвечавший за
деятельность корабельных священников. На каждом корабле имелся
священник, который отправлял все религиозные мероприятия. Кроме того он
был обязан посещать раненых и больных и облегчать их душевные
страдания. Священник отвечал за священнические припасы и вел их учет и
использование (походная церковь, престол с облачением, Евангелия,
кресты и т.п.)

Лекарь -
на всех кораблях имелся один лекарь. В зависимости от ранга корабля у
него имелось разное количество помощников. Лекарь ведал учетом,
снабжением лекарствами, медицинскими инструментами, вел учет больных,
отвечал за лечение больных, качество и количество выдаваемой им пищи.
Во время боя ему запрещалось выходить на палубу, а должен был
находиться в интрюме, где было определено место сбора раненых. Если
устанавливалось, что больной или раненый умер от небрежения лекаря, то
последний рассматривался как убийца и подлежал казни.

Шкипер
- один из старших офицеров. Выше его по регламенту был только штурман.
На всех кораблях был один шкипер. Шкипер отвечал за учет, наличие,
хранение, использование, ремонт, пополнение, замену шкиперского
имущества. Вел журнал этого имущества. К шкиперскому имуществу
относился весь съемный рангоут (мачты, реи), весь такелаж (канаты,
веревки, блоки), якоря, фонари, моечный и уборочный инвентарь, свечи,
плотничный инвентарь и инструменты, шлюпочные паруса, все металлические
изделия, инвентарь, материалы и инструмент конопатчика, смазочные
материалы, крепежный материал (гвозди, скобы, болты). Шкипер принимает
на корабль все это имущество и следит за полнотой получения, качество.
Он же отвечает за распределение всего имущества и припасов по местам
хранения, закрепление имущества от качки. При постановке корабля на
якорь и снятии с якоря следит за потравливанием или приемом якорного
каната, работой стопорных устройств. Он же отвечает за организацию
уборки корабля, наведением порядка. Шкипер надзирает за работой
матросов, наказывает нерадивых, обучает неумелых. Подшкипер замещает
шкипера в его отсутствие.

Штурман
- отвечал за штурманское имущество, его получение, хранение,
использование, расходование. Штурманским имуществом считались флаги,
сигнальные флаги, вымпелы, гюйсы корабельные и шлюпочные, компаса,
песочные часы, лаги, лоты, лампады. Штурман вел журнал учета
штурманского имущества, следил за пополнением и исправностью своего
имущества. Он же отвечал за морские карты, лоции, исправность рулевого
управления корабля. Он выверял компаса и песочные часы. Во время
плавания он должен был сверять карты с реальной береговой линией,
островами, скалами, рифами и наносить на карты все их изменения.
Штурман обязан сообщать офицерам и капитану об опасностях курса корабля
(мели, рифы, скалы) и настаивать на его изменении, и даже если капитан
или иной офицер его не послушают, и корабль будет потерян, то штурман
будет казнен или отправлен на каторгу. При постановке на якорь штурман
обязан следить, чтобы в этом месте не было мелко и корпус корабля не
проломило бы своим якорем. Подштурман помогает штурману, а в его
отсутствие полностью отвечает за штурманскую службу.

Боцман
- специалист младшего командного состава экипажа судна (в ВМФ -
старшинского состава); непосредственный начальник палубной команды. В
обязанности боцмана входит поддержание исправного состояния корпуса,
такелажа и палубных устройств судна, руководство общесудовыми работами
и обучение рядовых членов палубной команды (матросов) морскому делу,
наблюдение за порядком и чистотой на судне. На крупных военных кораблях
имеется один главный боцман и несколько боцманов.

Мичман -
непосредственный помощник офицеров. Основная обязанность следить за
полным и точным исполнением всеми членами экипажа приказаний офицеров.
В другие обязанности входит организовывать укладку и размещение в
помещениях корабля имущества и вести журнал учета этого имущества.

Канониры
- это корабельные артиллеристы. Можно сказать - командиры орудий. По
числу пушек и канониров можно сказать, что на три пушки приходилось два
канонира. Следовательно канониры занимались заряжанием, прицеливанием и
производством выстрела, а накат пушек на место, охлаждение, прочистка
после выстрела возлагалась на солдат. Матросы же отношения к пушкам не
имели.

Квартирмейстер
- командует матросами, размещаемыми в данном кубрике. Он обязан следить
за наличием своих матросов на корабле, за здоровьем своих матросов,
чистотой и исправностью их одежды, за выдачей матросам питания и за
возврат на поварню остатков пищи и посуду, за тем, чтобы продукты,
оружие, вещи, снасти не растаскивались с корабля. Квартирмейстер также
является командиром шлюпки, следит за ее исправностью, оснащенностью,
управляет ею на воде и командует матросами, назначенными в экипаж
шлюпки.

Плотник
- обязан следить за всеми деревянными деталями корпуса и рангоута и
чинить их; осуществлять контроль за качеством принимаемых на корабль
деревянных деталей рангоута (мачты, реи); совместно с конопатчиком
устранять течи в корпусе. Обязан также следить - нет ли где поступления
воды в корпус. Ведут журнал учета поступления и расхода деревянных
деталей, материалов. Обязаны знать размеры и конструкцию всех
деревянных деталей с тем, чтобы могли грамотно заказать на берегу
изготовление деталей для данного корабля.

Конопатчик -
обязан следить за тем. чтобы не было течей в корпусе, чтобы люки и
пушечные порты были плотно закрыты. При появлении течей совместно с
корабельным плотником устранять их.

Парусный мастер
- на корабле любого ранга один парусный мастер. Под его руководством
один-два парусных ученика. Обязан следить за исправностью парусов и
чинить их.

Солдаты (морские пехотинцы) - привлекались для обслуживания пушек в помощь канонирам, из них составлялись абордажные и десантные команды.

Матросы -
младшее звание. Привлекались для работы на судне, как то: работа с
парусами, откачка воды из трюма, содержание корабля в чистоте. На
разбойничьих судах составляли абордажную команду.



На современном немецком контейнеровозе
Капитан (Master)
Старпом (Chief officer)



Моторист (Oiler)
Четыре матроса и боцман
Повар (Cook).

К примеру — старший помощник капитана

Судовладельцу незачем платить двум-трем, если работу может выполнить один человек. То, что этому одному иногда даже спать некогда, судовладельцу фиолетово. Есть . Зарплата и условия устраивают. Тогда вперед и с песней. А что там и как получится в итоге при работе на судне, дело десятое…

Всему причина — деньги. И деньги правят миром. Емкое изречение, безусловно, не помню только чьё….

О должностях и экипажах

Расскажу о должностях на судах торгового флота. Существует много должностей хороших и разных. Механики и штурмана, электрики и матросы. Всем работы хватает, а особенно сейчас, когда на большинство торговых судов сокращенные экипажи. Сокращенный — читай необходимый минимум экипажа для нормальной работы судна. А какое количество матросов, штурманов и механиков должно быть на каждом судне? Откуда судовладельцу знать, сколько необходимо? Существует такой специальный документ. Называется Minimum Safe Manning. Этот сертификат определяющий, какое минимальное количество экипажа должно быть на судне для безопасного его эксплуатирования, согласно правилам государства флага.

На борту каждого судна, неважно, под каким флагом судно работает, будь-то Антигуа и Барбуда или Пакистан, есть этот документ. Увеличение экипажа разрешается, на усмотрение судовладельца, конечно. Главное, чтобы не меньше, чем оговорено в сертификате.

Во времена Союза на судах Черноморского морского пароходства (ЧМП), количество экипажа регламентировалось в больших кабинетах, существовали штатные расписания и т.п. Для сравнения возьмем типичный советский сухогруз дедвейтом 10000 тонн. В машинном отделении — четвертый, третий, второй, старший механики, у каждого моторист в подчинении, а еще токарь и электрик; палуба — аналогично: четвертый, третий, второй, старший помощники, помполит, капитан плюс радист и судовой врач. Матросы и боцман. Повар, стюарды. Уйма народа. 25 человек. Плюс-минус. И у каждого были свои обязанности. Каждому было чем заняться.

На современном немецком контейнеровозе такого же дедвейта (судно на фото в топе примерно на 1000 контейнеров) всего 12 человек экипажа:
Капитан (Master)
Старпом (Chief officer)
Второй помощник (Second officer)
Старший механик (Chief Engineer)
Второй механик (Second Engineer)
Моторист (Oiler)
Четыре матроса и боцман
Повар (Cook).

Да, что говорить, вот . Огромное судно, но трудно поверить, что там тоже всего 13 человек экипажа.

Конечно, надо отдать должное техническому прогрессу. Как я уже писал про современные суда — сейчас некоторые функции вместо человека выполняют компьютеры и автоматика. Но, тем не менее, практически каждый член экипажа современного судна имеет несколько совмещенных обязанностей.

К примеру — старший помощник капитана . Он отвечает за все, что связано с грузом: планирование, крепление, расчеты по остойчивости; балластные операции, распределение работы на палубе в тесном контакте с боцманом. Старпом так же может быть офицером безопасности, что тоже возлагает на него дополнительные обязанности. Плюс бумажная работа: отчеты, чек-листы, рапорта, грузовые документы на приход-отход и тому подобная бюрократия. А этих самых бумажек до неприличия много. Ну и навигационную вахту никто не отменял. Четыре часа через восемь. Откровенно, сколько работаю — столько вижу, что старпом в порту, во время грузовых операций почти не спит. Просто нет на это времени.
Механикам тоже не сладко. Обслуживание систем и механизмов, бункеровка, маневры. Опять же бумажная работа. А если аврал в машинном отделении — вышел из строя какой-нибудь механизм, то трудовому подвигу механиков не будет конца и края. Десять человек при союзе на таком же судне и три сейчас. Разница ощутимая.

Судовладельцу незачем платить двум-трем, если работу может выполнить один человек. То, что этому одному иногда даже спать некогда, судовладельцу фиолетово. Есть

Корабельные звания на флоте используются в ВМФ России и присваиваются морякам по мере способности взять на себя ответственность за командование тем или иным воинским составом. Они также присваиваются военным береговой охраны пограничных войск МВД РФ, подводных и наводных подразделений ВМФ и морских частей войск.

Почти все флотские звания отличаются от ракетных и сухопутных войск, ВДВ и ВСВ. С 1884 по 1991 года они изменялись вследствие ряда событий:

  • распада Российской империи в 1917 году;
  • создания Советского союза и его последующего распада 1922-1991;
  • создание Российской Федерации в 1991 г.

Современные звания на флоте делятся на 4 категории:

1. Призывников срочной и контрактной службы. Сюда входят: матрос, старший матрос, старшина второй статьи, старшина первой статьи и главный корабельный старшина. Также в старшинский состав входят мичман и старший мичман.

2. Младший офицерский состав флота. Это: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант и капитан-лейтенант.

3. Старшие офицеры ВМФ. Звания делят: капитаны третьего, второго и первого ранга.

4. Высший офицерский состав. Состоит из: контр-адмирала, вице-адмирала, адмирала и адмирала флота.

Детальное описание корабельных званий по возрастанию

Матрос – младшее звание на флоте, которое соответствует сухопутному рядовой. Это призывники срочной службы.

Старший матрос – параллель армейскому чину ефрейтор, который присваивается моряку за соблюдение дисциплины и образцовое выполнение обязанностей. Может быть помощником старшины и замещать старшину второй статьи.

Старшинский состав

Старшина второй статьи – младшее звание в старшинском составе, которое введено 2 ноября 1940 года. Расположено по рангу выше старшего матроса и ниже старшины первой статьи. Может быть командиром отделения.

Старшина первой статьи – моряк флота, который расположен по рангу выше старшины второй статьи, но ниже главного старшины. Второе по мере роста в списке старшинского состава, введено 2 ноября 1940 года. Это командир отделения, который показал отличные результаты в выполнении воинских и организаторских обязанностей.

Главный корабельный старшина – воинское звание на Военно-морском флоте Российской Федерации и Береговой охраны. Занимает место между старшиной первой статьи и мичманом флота. Морское звание главный корабельный старшина соответствует армейскому старший сержант. Может замещать командира взвода.

Мичман – слово английского происхождения, которое присваивается моряку после прохождения соответствующих программ обучений и курсов. По сухопутному - это прапорщик. Выполняет организационные и боевые обязанности в рамках командира взвода или старшины роты.

Старший мичман – воинское звание в Военно-морском флоте РФ, которое по рангу выше мичмана, но ниже младшего лейтенанта. Аналогично - старший прапорщик в других родах войск.

Младший офицерский состав

Звание младшего лейтенанта происходит от французского и переводится как «заместитель». Занимает первую ступень в младшем офицерском составе, как в сухопутных, так и в морских войсках. Может быть командиром поста или взвода.

Лейтенант – второе по счету среди званий на флоте , по рангу находящееся выше младшего лейтенанта и ниже старшего лейтенанта. Присваивается по истечению срока службы со званием младший лейтенант.

Старший лейтенант – флотское звание младшего офицерского состава в России, которое по рангу выше лейтенанта, а ниже капитан-лейтенанта. При отличных показателях в службе может быть помощником капитана корабля.

Капитан-лейтенант – высшее звание младшего офицерского состава, которое в РФ и Германии соответствует капитану армии сухопутных войск. Моряк с этим званием считается заместителем капитана корабля и командиром роты из сотен подчиненных.

Старший офицерский состав

Капитан 3-ого ранга – соответствует армейскому майору. Сокращенное название погона – «каптри». В числе обязанностей командование кораблем соответствующего ранга. Это малые военные суда: десантные, противолодочные, торпедные и тральщики.

Капитан второго ранга , или «капдва» – чин моряка в Военно-морских силах, который по сухопутным званиям соответствует подполковнику. Это командир корабля такого же ранга: большие десантные, ракетные и миноносцы.

Капитан первого ранга , или «капраз», «каптуранг» – воинское звание в ВМФ РФ, которое по рангу выше капитана второго ранга и ниже контр-адмирала. 7 мая 1940 года существует среди званий на флоте , постановил Президиум Верховного Совета СССР. «Каптуранг» командует кораблями со сложным управлением и огромной военной мощью: авианосцы, атомные подводные лодки и крейсеры.

Высший офицерский состав

Контр-адмирал может командовать эскадрой кораблей и замещать командира флотилии. Принято с 1940 и с того времени соответствует генерал-майору сухопутных войск и авиации.

Вице-адмирал – чин моряков в России, который позволяет замещать адмирала. Соответствует генерал-лейтенанту сухопутных войск. Управляет действиями флотилий.

Адмирал с нидерландского языка переводится как «повелитель моря», поэтому состоит в высшем офицерском составе. Армейским служащим соответствует звание генерал-полковник. Управляет действующим флотом.

Адмирал флота – высший действующий чин, также, как и в иных видах войск генерал армии. Управляет флотом и присваивается действующим адмиралам при отличных боевых, организационных и стратегических показателях.

Каким видам войск присваиваются флотские звания?

Военно-морской флот Российской Федерации (ВМФ РФ) также включает в себя следующие части:

  • морскую пехоту;
  • береговую охрану;
  • морскую авиацию.

Морская пехота – подразделение, которое осуществляет оборону военных объектов, участков побережья и других морских линий. В составе «морпехов» есть диверсионные и разведывательные группы. Девиз морской пехоты: «Там где мы, там и победа».

Береговая охрана – род войск, которые обороняют базы флотов РФ и специальные объекты прибережной зоны. В их распоряжении находятся зенитное, торпедное, минное оружие, а также ракетные комплексы и другая артиллерия.

Морская авиация – войска, в обязанности которых входит обнаружение и уничтожение противника, оборона кораблей и других элементов от сил противника, уничтожение вражеских самолетов, вертолетов и других воздушных конструкций. Также авиация РФ осуществляет перевозки по воздуху и спасательные работы в открытом море.

Как и за что присваивается очередное звание морякам?

Присвоение очередного звания расписано в действующих законах РФ:

  • для старшего матроса необходимо прослужить 5 месяцев;
  • получение старшины 2 статьи можно ожидать через год службы;
  • три года для старшего сержанта и главного корабельного старшины;
  • три года для получения мичмана;
  • 2 года для младшего лейтенанта;
  • 3 для получения лейтенанта и старшего лейтенанта;
  • 4 года чтобы получить капитан-лейтенанта и капитана 3 ранга.
  • 5 лет до капитана 2 и 1 ранга;
  • для высшего офицерского состава не менее года на прежнем звании.

Стоит знать также, что воинские звания на флоте могут присваиваться, если положенный срок еще не прошел, но военный проявил свои организаторские, тактические и стратегические способности. Плох тот матрос, который не хочет стать адмиралом, тем более, это возможно. Есть множество примеров целеустремленных моряков с масштабным мышлением, которые становились адмиралами.

Становясь моряком, не только привыкаешь к особому миру, к судну - стальному, напичканную машинами, приборами, проводами, к вечно переменчивому океану, к непогоде, которую уже нельзя ни на минуту игнорировать, как это могут те, кто может жить на берегу. Привыкаешь к окружению людей, среди которых место и обязанности каждого строго определены должностной инструкцией. На корабле точно известно кто есть кто - это экипаж судна .

КАПИТАН КОРАБЛЯ

Представим себе картину. Если бы часть суши каким-то образом оторвалась от берега и начала плыть в океане, безусловно, на этой части земли стало необходимым иметь человека, который смог бы поддерживать порядки, придерживаясь закона и одновременно управлять этим клочком суши. Такой частью государства, которая временно отделяется от берега и ходит в водах мирового океана, и есть судно или , а таким человеком становится капитан. Слово «капитан» живет уже много столетий и происходит, как утверждают, от слова «глава».

Слово капитана на корабле или судне - закон. Все распоряжения исходящие от берега передаются только капитану судна. Неудивительно, что закон дает право капитану и арестовывать, а также засвидетельствовать рождение или смерть человека.

капитан судна

Про обязанности капитана можно говорить бесконечно. Капитан корабля обязан знать и уметь все. Если судно обнаружит в море людей или другой корабль, с которым произошла беда, капитан должен оказать людям помощь, и после заключения спасательного контракта, начать спасение судна.

Капитан судна должен быть внимательным и осторожным человеком. В перечне его обязанностей прямо говорится, что курс судна он должен рассчитать с особым старанием, дабы избежать ошибок. При подходе к рифам он должен уделять больше внимания цвету воды (на мели вода темнее) и наличия в ней плавучих водорослей. При подходе к берегу эти меры предосторожности должны быть удвоены. Даже присутствие на судне приглашенного не снимает с капитана судна ответственности за безопасность движения корабля.

В случае опасности столкновения с другим судном капитан должен действовать четко и недвузначно: он обязан лично сообщить на другой корабль название своего судна и порт приписки и получить в ответ те же данные. В противном случае, когда неизбежна, капитан может покинуть судно только тогда, когда исчерпаны все возможные средства для спасения. Сначала он принимает меры по спасению пассажиров, затем разрешает оставить борт судна экипажу и покидает корабль последним, забрав с собой журналы (судовой, машинный), карты и корабельную кассу.

Во время беды, спасая людей, независимо от пассажиров своего судна или людей с другого корабля, который тонет, капитан должен беспокоиться, чтобы в первую очередь в были помещены дети, женщины, старики и больные.

И уже совсем неприятная обязанность: в случае смерти человека на борту, капитан корабля должен засвидетельствовать смерть и решить - доставлять тело в порт или похоронить в море...
И это лишь незначительная часть обязанностей капитана корабля.

ПОМОЩНИКИ КАПИТАНА

Помогают капитану командовать кораблем помощники. Их много, но судно, на котором они находятся тоже немаленькое.

Старший помощник - первый заместитель капитана, готовый в любой момент заменить его в море или на стоянке. От него зависит порядок и дисциплина на судне. Капитан сошел на берег и к старшему помощнику переходят все права и обязанности капитана.

старший помощник капитана и рулевой

Старшему помощнику капитана в административном порядке подчиняется весь экипаж судна, и его распоряжения в части соблюдения судового порядка, дисциплины, организации службы и распорядка обязательны для всех членов экипажа и лиц, находящихся на судне. Старший помощник является начальником общесудовой службы и руководит палубной командой и командой быта, работой второго, третьего, четвертого и пятого помощников.

Старший помощник капитана должен быть постоянно готов заменить капитана и принять на себя командование кораблем. В отсутствие капитана может самостоятельно производить перешвартовки и переходы судна в акватории порта, вызывая при необходимости лоцмана и портовые .

Старший помощник капитана обязан:
1. Составлять и корректировать судовое расписание.
2. Организовывать и проводить подготовку экипажа по борьбе за живучесть судна, использование спасательных средств и спасение людей, груза и судового имущества, контролировать подготовку аварийных команд.
3. Обеспечивать наличие на борту и надлежащее хранение неснижаемого запаса продуктов.
4. Контролировать и вести учет количества воды в балластных и питьевых цистернах, и ее расход.
5. Обеспечивать правильную техническую эксплуатацию и содержание в надлежащем порядке корпус, палубы и надстройки судна, судовые помещения и отсеки, питьевые танки, помещения коллективной защиты, медицинской помощи и провизионных кладовых, дозиметрических приборов, средств индивидуальной защиты и затемнения, рангоута и такелажа, грузового, якорного, швартового, буксирного устройств, спасательных средств судна; противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря, мерительных, воздушных и приемных труб; воздухоотводов и приварных каналов вентиляции, клинкетных дверей и их приводов (кроме машинно-котельных отделений), трапов, штормтрапов и кранцевой защиты.
6. Совместно со старшим механиком старший помощник капитана обязан проверять состояние водонепроницаемых отсеков и закрытий судна.
7. Планировать и осуществлять контроль проведения судовых работ, а также следить за качеством приготовления пищи.

Перед началом и в ходе грузовых операций старший помощник капитана обязан:
1. Обеспечивать подготовку грузовых устройств и помещений к приему грузов; проверить их готовность совместно со вторым помощником, старшим механиком, электромехаником и помощником капитана по пожарно-технической части.
2. Лично руководить погрузкой (разгрузкой) и креплением крупногабаритных и тяжеловесных грузов, размещением и креплением палубного груза.
3. Лично руководить подготовкой судна к перевозке опасных грузов и обеспечивать выполнение правил морской перевозки.

Перед выходом в рейс старший помощник капитана обязан:
1. Обеспечить подготовку судна по-походному, принять меры к надлежащему креплению палубных устройств и грузов.
2. Проверить готовность рулевых, якорных, швартовных и шлюпочных устройств, сигнальных огней, средства световой, звуковой и аварийной сигнализации, внутрисудовой связи, машинного телеграфа и дистанционного управления главными двигателями; следить за надежным закрытием трюмов, люков, горловин, иллюминаторов, капов и других отверстий палубы и бортов.

В рейсе старший помощник капитана обязан:
1. Контролировать надлежащее крепление палубных устройств и грузов; организовывать и вести наблюдение за водонепроницаемостью корпуса, герметичностью наружного контура судна; принимать меры к их обеспечению; руководить подготовкой судна к штормовому плаванию и к борьбе с обледенением.
2. Старший помощник капитана несет ходовые вахты с 4 до 8 часов и с 16 до 20 часов. В сложных условиях несет ходовые вахты по указанию капитана.

Также в командный состав судна входят: второй помощник, которого еще называют грузовым помощником. Он отвечает за погрузку и разгрузку, загруженность трюмов, их чистоту и безопасность.

Третий помощник - штурман. На нем карты, магнитные компасы, хронометр, судовые часы и прочие приборы.

Четвертый помощник отвечает за электронавигационные приборы - гирокомпас, лаг, эхолот и пр.

Пятый помощник капитана обеспечивает противопожарную безопасность судна. Он контролирует состояние противопожарной безопасности судна, и соблюдение экипажем противопожарных правил; обеспечивает меры противопожарной защиты при выполнении на судне ремонтных работ и работ с открытым огнем; не допускает эксплуатации на судне оборудования, технических средств и материалов, состояние которых создает опасность возникновения пожара; ежесуточно проверяет стационарные и переносные средства пожаротушения, дымоизолирующие приборы индивидуального пользования, готовность их к действию, исправность средств пожарной сигнализации и систем противопожарных закрытий; следит за состоянием противопожарного имущества и инвентаря, своевременно принимает меры к его ремонту и пополнению до установленных норм.

старший механик

рубка управления энергетической установкой контейнеровоза «Mathilde Maersk»

Старший механик - самостоятельный руководитель машинной команды. Он обеспечивает работу главного и вспомогательных двигателей, главного редуктора, валопроводов, опреснителей, общесудовых систем, вспомогательных механизмов, механической и гидравлической части приводов, средства предотвращения загрязнения моря, механической части палубных и промысловых механизмов, рулевого и грузового устройств, механических средств бытового назначения, системы кондиционирования воздуха (без рефрижераторной части), системы и устройства автоматизации, румпельного отделения, механических мастерских, станции приема-выдачи топлива, масла, воды, льяльных вод, станции пожаротушения.

Второй механик - его помощник и заместитель. Обеспечивает надежную работу, правильную эксплуатацию и обслуживание технических средств трюмных систем. Контролирует наличие запасов топлива, смазочных масел, воды, снабжения для нужд службы.

Третий механик отвечает на судах за работу дополнительных двигателей.

Четвертый механик отвечает за палубные механизмы и систему вентиляции.

Старший электромеханик отвечает за работу электро-механизмов и электрической сети. В ведении старшего электромеханика находятся источники электроэнергии: главные и вспомогательные генераторы на судне с электродвижением, генераторы с автономным приводом и валогенераторы на судах без электродвижения, аварийные станции электропитания с берега, гребная электрическая установка, главный и аварийный распределительные щиты, другие распределительные устройства; электрооборудование постов и пультов управления, электрические (электронные) части систем и устройств автоматики, в том числе систем с дистанционным управлением, всех видов сигнализации и защиты; сети канализации тока, размагничивающие устройства, электроприводы с пускорегулирующей и защитной аппаратурой механизмов машинно-котельного отделения, общесудового и производственного назначения; электрическая часть рулевой установки (включая авторулевую), машинные телеграфы и аксиометры, телефония, аккумуляторы с зарядными устройствами и электроизмерительные приборы своего заведования, освещение, электрооборудование бытового назначения.

Старший электромеханик обеспечивает безопасную организацию работ, надежную работу и поддержание в надлежащем техническом состоянии механизмов, устройств, систем, оборудования, правильную эксплуатацию электрооборудования и средств автоматизации; следит за режимом работы электро-механизмов.

Боцман - начальник палубной команды. Находясь на баке, руководит всеми работами во время постановки и съемки с якоря и швартовки. Во время спуска на воду шлюпок, хозяйственных работ, такелажных работ распоряжения боцмана - закон.

Судовой доктор , в ведении которого находится лазарет, амбулатория и все, что служит здоровью экипажа судна .

Все вышеперечисленные должности - от старшего помощника до судового доктора - это командный состав судна. Но существует еще и судовая команда. Начну с тех, кто работает под руководством боцмана на верхней палубе.

Подшкипер (шкипер) - помощники боцмана по хозяйственной части.
Старший матрос выполняет на судне столярные работы, принимает пресную воду, руководит швартовкой на корме.
Старший рулевой стоит на руле, в том числе обязательно во время сложного маневрирования (вход в порт, прохождение узких мест).
Матрос 1-го класса должен уметь стоять на руле, пользоваться сигнальными флагами и семафором, управлять шлюпкой под парусом. Выполняет все такелажные и малярные работы.
Матрос 2-го класса должен уметь грести на шлюпке, вязать морские узлы, управлять лебедкой и шпилем, убирать помещения, подкрашивать и оббивать ржавчину, пользоваться семафорными флагами.
Матрос-водолаз выполняет подводные работы, а также работает на судне как матрос.

В машинном отделении судна возле котлов и моторов, в трюмах работают: старший котельный машинист, мотористы, помповый машинист и электрики.

На камбузе, на складах, в пассажирских каютах и коридорах рабочие места кладового, старшего кока, камбузника, буфетчика, матроса и обслуживающего персонала.

директор круиза

Земснарядов , техник радионавигации и электрорадионавигатор.

посчитав все морские профессии, получается, что судно это на самом деле плавучий город

Русский флот

Глава VI.

Личный состав кораблей.

I. Офицеры.

а. Командир.

Во главе корабля стоит командир. Как гласит ст. 274 Морского Устава Командиру корабля ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА вверяется охранение чести русского флага. Все служащие на корабле вполне подчинены командиру, который в своих действиях и распоряжениях руководствуется законом и предписанием начальства и требует того же от своих подчиненных, неослабно поддерживая на корабле строгую военную дисциплину. Он обязан содержать постоянно корабль и команду в совершенной исправности, прилагая всемерно старание продлить срок службы корабля и механизма и усовершенствовать команду в морском военном деле. Во время нахождения корабля в ходу командир определяет курс (направление движения) корабля и отвечает за безопасность его; никто без его разрешения не имеет права изменять назначенный им курс, кроме вахтенного начальника в самых исключительных случаях (как, например, при неизбежном столкновении).

Командир должен отлучаться с корабля как можно реже; отлучаясь он передает командование старшему офицеру и ни под каким видом не оставляет корабля вместе с ним; если корабль находится в составе эскадры, командир не имеет права ночевать на берегу без разрешения флагмана.

Что бы более рельефно выделить власть командира на корабле он совершенно изолирован от офицеров; а именно стол он имеет отдельно от кают-компании и может находиться в кают-компании лишь по приглашению офицеров; при входе командира на шканцы все находящееся там, кроме старшего офицера и вахтенного начальника, переходят на левую сторону шканцев.

б. Старший офицер.

Старший офицер есть главный помощник командира по командованию кораблем. Ему подчинены все служащие на корабле, и он является председателем офицерской кают-компании.

Обязанности старшего офицера весьма обширны; он отвечает за наружный вид корабля, наблюдает за чистотой и порядком как внутри, так и снаружи его, за исправностью вооружения, шлюпок, надежным укреплением якорей и т.п. Он составляет и поверяет расписание команды, ведет наряд офицеров, командует всеми авральными (общими) работами; наблюдает за обучением команды, за мерами предосторожности при нагрузках пороха, артиллерийских снарядов, угля и т.д.

в. Офицеры.

Офицеры корабля разделяются на флотских офицеров и инженер-механиков. В смысле замещения должностей командира и старшего офицера в случай их отсутствия или болезни (в бою в случай выбывания) все флотские офицеры имеют преимущество перед инженер-механиками, независимо от чинов, так как подготовка вторых носит довольно узкоспециальный характер.

1. Флотские офицеры.

Все флотские офицеры на корабле несут ряд обязанностей по общей корабельной службе и по специальности. Часть офицеров называется офицерами-специалистами .

Офицеры-специалисты.

Таковыми являются штурманские, артиллерийские, минные, водолазные офицеры и офицеры подводного плавания. Ранее штурманские и артиллерийские офицеры были особой подготовки, носили специальную форму и составляли особые корпуса.

В настоящее же время на эти должности назначаются флотские офицеры, из кончивших специальные классы. Офицеры специалисты назначаются наравне с прочими офицерами к несению общей корабельной службы и вахты (дежурств), но от командира зависит отступать от этого правила.

Штурманские офицеры владеют кораблевождением и путеисчислением. Они определяют девиацию компасов, ведут метеорологический и вахтенный журнал. В их ведении находятся карты, астрономические и физические инструменты, книги, зрительные трубы, компасы, хронометры, магниты и т.п. Они ведут наблюдение за исправным состоянием руля и других приспособлений для управления ходом корабля. Если их несколько, то один из них является старшим и непосредственным помощником командира по кораблевождению и путеисчислению; он должен предварять командира о каждой опасности, находящейся на пути корабля и поблизости его.

Артиллерийские офицеры . Каждый флотский офицер должен быть знаком с действиями артиллерии, так как главное назначение военных кораблей - ведение артиллерийского боя. Для заведывания же артиллерийской частью на корабле (орудиями и всеми принадлежностями их), а также якорными канатами, электрическими и другими приспособлениями для действия артиллерии, а также руководством всеми артиллерийскими занятиями и подготовительной практикой стрельбы, назначаются специальные артиллерийские офицеры; если их несколько, то старший из них есть ближайший помощник командира по управлению артиллерии, по боевой подготовке личного состава артиллерийской специальности и по содержанию в исправности материальной части артиллерии. В бою они руководят огнем корабля.

Минные офицеры заведуют минной частью на кораблях, т.е. всеми минными устройствами, минами и принадлежностями их, а также всеми вообще электрическими приспособлениями не находящимися в ведении других специалистов, главным образом освещением корабля. Они руководят знаниями по минной части, а в бою минной стрельбой.

Водолазный офицер заведует водолазной частью на корабле.

Офицеры подводного плавания обучаются специально для плавания на подводных лодках.

Общие обязанности офицеров.

Остальные офицеры являются заведующими командою (ротными командирами и младшими офицерами) и командирами орудийных плутонгов. По этой последней должности они являются ответственными помощниками старшего артиллерийского офицера по управлению огнем, по содержанию в исправности артиллерии и по боевой подготовке личного состава своего плутонга; плутонговый командир должен в совершенстве знать материальную часть своего плутонга, таблицы стрельбы и уметь управлять прицелом и целиком во всех условиях боя. Кроме того офицеры имеют обязанности по заведыванию какой либо частью корабля, шлюпкой и т.п. и исполнять другие назначения, возлагаемые на них командиром.

Один из флотских офицеров назначается ревизором.

Ревизором называется офицер, соединяющий в себе должности адъютанта, начальника хозяйственной части и казначея сухопутных войск.

Он ведает: 1) всем письмоводством на корабле как по строевой, так и по хозяйственной части, 2) всеми частями судового хозяйства, 3) всеми денежными капиталами в качестве казначея, 4) вещами и материалами корабля. Ему подчинены содержатели. Ревизор назначается также и к несению вахтенной и общей корабельной службы наравне с прочими офицерами, но по усмотрению командира может быть освобожден от вахты на время, необходимое по своей непосредственной обязанности.

2. Инженер-механики .

Один из инженер-механиков является старшим механиком корабля.

Старший механик заведует управлением паровыми механизмами корабля и отвечает за исправность и сохранность всех частей его. Он ведает также всеми механическими приспособлениями на корабле. Он принимает меры, чтобы работа по изготовлению машин к действию была окончена в назначенное время; при разводке и прекращении паров, при усиленном ходе и вообще при всех важных работах он лично управляет машиною, распоряжаясь всей машинной командой. В остальное время в машинном отделении остается очередной (вахтенный) механик и очередная вахта машинистов и кочегаров. Во время стоянки на якорь механики несут суточное дежурство; во время же нахождения корабля под парами стоят на вахте определенное число часов.

Остальные механики несут обязанности трюмного, водолазного и минного механика. Трюмный механик назначается в помощь старшему механику для надзора за устройством непотопляемости и водоотливными средствами. Минный механик в техническом отношении подчинен как старшему механику, так и офицерам специалистам, но несет вместе с тем вахтенную службу в машине. На инженер-механиков возлагаются и некоторые наряды по общей корабельной службе.

Прохождение службы офицерами.

Офицеры флота и морского ведомства разделяются на офицеров флота и специальных корпусов.

1. Флотские офицеры.

Состав флотских офицеров комплектуется из кончивших Морской корпус и из юнкеров флота (вольноопределяющихся), выдержавших офицерский экзамен. По действующему сейчас временному положению, до производства в офицеры как гардемарины Морского корпуса, так и юнкера флота, должны прослужить некоторое время в звании корабельных гардемаринов. В это время они несут офицерские обязанности под наблюдением офицеров, а также практикуются и в таких обязанностях, которые несутся унтер-офицерами.

Первым офицерским чином является чин мичмана. Надо иметь в виду, что мичманы хотя и носят на погонах две звездочки, но принадлежат к X классу, т.е. равноправны не с подпоручиками армии, а с поручиками армии или подпоручиками гвардии.

Чины флотских офицеров следующие:

Адмиральские - генерал-адмирал, адмирал, вице-адмирал и контр-адмирал (или генеральские, как и в сухопутных войсках).

Штаб-офицерские - капитан 1 ранга (полковники) и капитан 2 ранга (подполковник).

Обер-офицерские - старший лейтенант (VIII класса, погоны, как у капитана), лейтенант (IX класса, погоны, как у поручика) и мичман (X кл.).

Офицеры флота числятся в составе флота (строевом и береговом) или по флоту . Из числа первых офицеры строевого состава несут службу на судах, а берегового состава на берегу . Общее число офицеров всякого чина во флоте определяется Адмиралтейств-Советом. Для производства в следующий чин полагается:

1) открытие вакансии в штатном числе офицеров соответствующего чина,

2) выслуга установленного числа лет и выполнение требуемых условий,

3) удостоверение начальства. Так для производства из мичманов в лейтенанты требуется выслуга в чине мичмана не менее 3 лет,

4) плавание в течение этих 3 лет на боевых судах, исполняя по очереди обязанности по штурманской, минной, артиллерийской и механической частям, а также плавание на миноносцах, 3) представление ежегодно письменного отчета о своих занятиях и выдержавшие экзамена и 4) одобрение общего собрания флагманов и капитанов (условия изложенные в п. п. 2 и 3 пока еще фактически не применяются). Но кроме того требуется еще, чтобы в общем для всего флота определенном числе лейтенантов были бы вакансии.

Подобно изложенному идет производство и в чин старшего лейтенанта, причем для этого требуется выслуга не менее 5 лет в чине лейтенанта. Каждому дальнейшему производству предваряется выбор представляемых кандидатами в должность, связанную с известным чином, причем выслуга лет не играет значения.

Кроме производства в лейтенанты и старшие лейтенанты по линии существует еще производство за отличие . Представляемый к такому производству может значительно опередить своих товарищей и сверстников.

Офицеры берегового состава флота, т. е. несущее постоянную службу на берегу, производятся до капитана 1-го ранга за выслугу определенного числа лет в каждом чине, но не ранее своих товарищей, числящихся в судовом составе. В адмиральские чины они не производятся, но занимающее высшие классные должности могут быть производимы в генеральские чины.

По флоту зачисляются: 1) штаб-офицеры, внесенные в аттестационные списки, но в течение 5 лет не выбранные в кандидаты на следующую высшую должность,

2) все флотские чины берегового состава, не занимающее должностей в морском ведомстве в течение 3-х лет,

3) флотские чины, уволенные для службы в Добровольный флот и посторонние ведомства.

Производиться в следующее чины они не могут, но могут получить чин при увольнении в отставку.

Офицеры флота носят золотой прибор; просветы на погонах: у офицеров Гвардейского экипажа - красный, у штатного состава Морского корпуса - белый, у остальных - черный.

2. Специальные корпуса.

Специальные корпуса Морского ведомства следующие: 1) корпуса корабельных инженеров и инженер-механиков флота, 2) корпуса флотских штурманов и морской артиллерии, 3) числящихся по адмиралтейству, 4) военно-морское судебное ведомство, 5) инженеры и техники морской строительной части, 6) медицинские и фармацевтические чины.

Инженер-механики флота и корабельные инженеры выпускаются преимущественно из Морского Инженерного училища ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ I . Они носят серебряный прибор, а фуражки с околышем черного бархата; просвет на погонах красный; корабельные инженеры имеют на общих мундирах и сюртуках красные канты, каковых инженеры-механики не имеют. Сабли корабельным инженерам не присвоены.

Корпуса флотских штурманов и морской артиллерии решено упразднить и они более не пополняются офицерами.

По адмиралтейству числятся большею частью офицеры, перешедшие из военно-сухопутного ведомства на береговые должности морского ведомства, а также произведенные из нижних чинов. Они носят форму схожую с флотской, но с серебряным прибором; погоны имеют с красным просветом. Произведенные из нижних чинов имеют погоны с черным просветом.

Офицеры военно-морского судебного ведомства носят форму схожую с офицерами по адмиралтейству, но с малиновыми кантами.

В виду того, что на кораблях из перечисленных выше офицеров плавают почти исключительно инженер-механики, остановимся более подробно на них.

Чины они имеют те же что офицеры сухопутной армии. Комплектуются они из кончивших Морское Инженерное училище ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ I и из юнкеров флота (вольноопределяющихся) по механической части выдержавших экзамены. Как и флотские офицеры, они, согласно временного положения, начинают службу в качестве корабельных гардемаринов.

Производство в следующее чины инженер-механиков совершается применительно к производству флотских офицеров, т.е. требуется: 1) выслуга лет и выполнение условий, 2) удостоверения начальства и 3) наличие вакансий. Подпоручики могут быть производимы в поручики, по выслуге в чине не менее 2 лет. В штабс-капитаны и капитаны производятся по выслуге в каждом чине не менее 4-х лет. На кораблях инженер-механики могут получать чины не выше полковника.

Предельный возраст.

Все адмиралы и офицеры могут оставаться на действительной службе до достижения установленного для каждого чина предельного возраста.

Предельный возраст следующий:

для мичмана - 10 лет пребывание в чине, для лейтенанта и старшего лейтенанта - 47 лет от роду, для капитана 2-го ранга - 51 год, для капитана 1-го ранга - 55 лет, для контр-адмирала - 60 лет, для вице-адмирала - 65 лет, для адмирала - 70 лет.

Для инженер-механиков и офицеров других корпусов также установлен предельный возраст.

Подготовка специалистов.

Офицеры флота могут проходить по желанию: курс Николаевской Морской Академии, специальные классы: артиллерийский, минный, при учебном отряде подводного плавания водолазной школе и штурманской.

Академия состоит из 4 отделов: военно-морского, гидрографического, механического и кораблестроительного. Продолжительность пребывания в каждом - 2 года 7 месяцев.

Военно-морской отдел имеет 3 класса: младший, старший и дополнительный. Первые два предназначены для распространения высших военно-морских знаний среди офицеров флота, а дополнительный - для подготовки офицеров к несению службы морского Генерального Штаба.

Прочие отделы состоят из трех курсов. Прием на военно-морской отдел производится ежегодно, а на остальные - через каждые 3 года. К приемному экзамену допускаются офицеры по прослуженнию не менее 4 лет в офицерских чинах, а вольнослушателями - штаб-офицеры.

Прием в классы производится также по экзамену. Продолжительность классов около года. Окончание классов дает право на занятие на кораблях должностей специалистов; окончившие классы получают особые нагрудные знаки (кроме штурманов).

Денежное содержание офицеров.

1) жалованья, 2) столовых денег и 3) морского довольства.

Жалованье и столовые деньги производятся в течение всего времени состояния в должности, морское же довольствие только во время плавания (вернее во время кампаний). Жалованье делится на три разряда: 1) для всех чинов Балтийского и Черноморского флотов и портов, 2) для всех чинов Каспийской флотилии и портов, а также для чинов и слушателей Николаевский морской академии, разного рода школ, классов и т.п.

2) для чинов Сибирской флотилии и портов Восточного Океана. Во время кампаний, связанных с получением морского довольствия, оклады жалования уменьшенные. При нахождении в вооруженном резерве (по окончании кампаний, если офицеры и команда остаются на кораблях) офицеры получают половину морского довольствия и жалованье по береговому окладу.

Из нижеследующих таблиц видны размеры месячного жалованья по 1 разряду, столовых денег и морского довольствия, причем оклады показаны за вычетами. Размеры жалованья по 2 и 3 разряду увеличенные. В приведенных окладах столовых и морского довольствия указаны не все должности, а лишь некоторые.

Жизнь офицеров на кораблях.

Офицеры получают на корабле каюты на одного, а за недостатком их - на нескольких. Размещение офицеров по два в одной каюте бывает весьма часто.

Для соединения офицеров в свободное от службы время на каждом корабле существует офицерская кают-компания (собрание). Первенствующим лицом в кают-компании является старший офицер, а в его отсутствии старший из присутствующих. Все офицеры и медицинские чиновники обязаны столоваться в кают-компании. Священник тоже обедает в кают-компании и благословляет обед. Для заведывания столом выбирается из среды офицеров содержатель (хозяин собрания) или нанимается буфетчик, за действиями которого наблюдает комиссия из трех офицеров.

Все игры на деньги и в карты на кораблях воспрещаются. Отлучаться с корабля офицеры имеют права лишь с разрешения командира или старшего офицера и должны возвращаться в назначенный срок. Для сообщения с берегом посылаются с корабля очередные шлюпки в определенное расписанием время.

По воскресным и праздничным дням офицеры должны присутствовать в «обыкновенной» форме на Богослужении на корабле.

II. Низшие Чины кондукторских званий.

Звание кондуктора флота до известной степени схоже со званием подпрапорщика сухопутных войск, хотя кондукторы обладают большими правами.

В кондукторы производятся выразившие желание остаться на сверхсрочной службе нижние чины унтер-офицерских званий, удостоенные начальством. На каждом корабле есть определенное число кондукторских вакансий. Производство в кондукторы флота совершается приказами Морского Министра по выдерживанию соответствующих испытаний.

Кондукторские звания следующие: 1) старший боцман, 2) кондукторы: артиллерийские, минные, рулевые, сигнальные, машинные, минно-машинные, трюмные, кочегарные, телеграфные, гальванер и электротехники, 3) старшие содержатели и 4) старшие фельдшера.

Старшие боцмана и кондукторы: артиллерийские, минные, рулевые и сигнальные имеют золотой прибор, а остальные серебряный.

Старший боцман есть старший из всех чинов кондукторского звания на корабле. Он состоит помощником старшего офицера по наблюдению за чистотой и порядком на палубах и за наружной чистотой корабля. Все нижние чины корабля подчинены ему, как непосредственному начальнику. Он ведет список всех нижних чинов корабля, должен знать их фамилии, способности и познания и наблюдать за их поведением и исполнением службы. Он разводит нижних чинов по работам и следит за исполнением их; приготовление якоря к отдаче; присутствует при увольнении нижних чинов на берег и возвращении с берега и т.д.

Должности аналогичной с должностью старшего боцмана в сухопутных войсках не имеется.

Кондукторы являются помощниками офицеров специалистов, каждый по своей специальности.

Старшими содержателями называются чины кондукторских званий, ведающих какой либо частью корабельного хозяйства . Старшие содержатели имеются:

1) продовольственной (комиссариатской) части (старший баталер или комиссар, если он чиновник),

2) минно-артиллерийский,

3) шкипер (ведает всем инвентарем корабля, не относящимся до специальностей),

4) машинный. Старшим содержателем медицинского имущества является старший фельдшер.

При размещении кондукторов на корабле им отводятся особые каюты или помещения, отдельные от нижних чинов. На судах они имеют особый стол и отдельную кают-компанию (казенной пищи им не полагается). На берегу они имеют право посещать театры (сидя в креслах не ближе 7 ряда), городские и загородные увеселительные заведения и сады, ездить в экипажах и в трамваях (коих) сидя внутри вагонов.

Кондукторы получают: 1) жалованье, 2) добавочное содержание и 3) морское довольствие в плавании в грядущем размере.

К указанному содержанию кондукторам прибавляется: по выслуге ими в этом звании пяти лет - 120 рублей в год, по выслуге 10-ти лет - 240 руб., а по выслуге 15 - 360 р. Кроме того на обзаведение одежды выдается единовременно 100 рублей, а для поддержания ее по 50 р. в год (казенной одежды не полагается). По выслуге 25-ти лет сверхсрочной службы они получают пенсии в 315 рублей в год, а по выслуге 20 лет в половинном размере. Увольнением по болезни пенсии даются за 10 лет. Кроме того при увольнении по прослуженным 10 лет в звании кондуктора они могут получать звание личного почетного гражданина, а по прослуженным 20-ти лет - потомственного почетного гражданина.

Команда.

Команда состоит из нижних чинов унтер-офицерских званий и матросов. Унтер-офицеры на корабле имеют звания по группам; первая группа званий - боцман, боцман мать (старший унтер-офицер) и унтер-офицер (мл. унтер-офицер) и вторая группа званий - унтер-офицер 1-й статьи (3 нашивки) и унтер-офицер 2-й статьи (2 нашивки).

Первой группе принадлежат так называемые «строевые» унтер-офицеры и чины унтер-офицерского звания: рулевой, сигнальный, марсовый, водолазный и строевые инструктор-оружейник и инструктор, а ко второй унтер-офицеры: а)артиллерийские, минные, гальванерные, телеграфные, б) электро-машинные, кочегарные и трюмные в) музыканты, писаря, г) содержатели, д) фельдшера.

Унтер-офицеры первой группы, а из второй упомянутые в пункте а) носят золотые или желтые унтер-офицерские нашивки на плечах (из них строевые и дудку) а остальные - белые нашивки. «Оружейники» имеют отличием два ружья на рукаве. Для получения унтер-офицерского звания «строевыми» унтер-офицерами они проходят пятимесячный курс подготовки молодых солдат (усиленный), а затем распределяются по судам в качестве «учеников», где проходят следующей год практическую и теоретическую подготовку, а после экзамена назначаются на суда в качестве кандидатов на унтер-офицера; для получения звания унтер-офицера специалиста проходятся специальные курсы в артиллерийском и минном учебных отрядах, в машинной школе и школе для содержателей и писарей. В школы и классы нижние чины зачисляются по окончанию их начального обучения в ротах новобранцев; на корабли они расписываются лишь по окончанию курса в школах. В классы содержателей назначаются с кораблей. Строевые инструкторы-оружейники проходят курс «морской учебно-стрелковой команды», куда поступают прямо новобранцами. Фельдшера подготовляются в школах (не из числа призванных по жребию, а исключительно поступающими туда с малолетства). Боцман есть скорее должность, чем звание. В сухопутных войсках аналогичных с этой должностью и званием унтер-офицеров не имеется. Боцмана имеют на корабле старшинство перед всеми нижними чинами унтер-офицерского звания. Всякий боцман есть непосредственный начальник всех нижних чинов корабля, хотя в ведение его находится собственно одна вахта (половина людей команды), в которой он обязан знать всех нижних чинов и куда кто назначен по разным расписаниям. Однако применение его власти, как прямого ответственного начальника, распространяется на нижних чинов главным образом лишь во время авральных работ. Боцмана по очереди дежурят целый день и в день их дежурства они руководят всеми работами очередной вахты, распространяя ответственную власть уже не на одних нижних чинов их вахты (двух рот), на всех нижних чинов, командовать которыми им придется. Боцмана носят золотые фельдфебельские нашивки. Непосредственными начальниками нижних

чинов являются также фельдфебеля рот. Они должны знать всех нижних чинов роты и их обязанности, следить за их поведением, опрятностью и т.п.

Главные функции фельдфебелей - хозяйственно-административные и ведет разного рода отчетности. «Фельдфебель» на корабле это не звание, а должность, которую исполняют боцманматы и унтер-офицеры, нося при этом на плече золотую фельдфебельскую нашивку .

Звание непосредственного начальника во флоте понимается иначе, чем в армии. Тогда как в армии непосредственным начальником называется ближайший прямой начальник, а следовательно, у всякого может быть только один непосредственный начальник, на кораблях непосредственными начальниками каждого матроса являются четыре лица - боцмана и фельдфебель своей роты .

«Строевые» унтер-офицеры несут общую корабельную службу, ведут строевые и морские звания с командой, руководят палубными работами и заведующими в качестве старших и хозяев отдельными частями корабля. Строевые инструкторы-оружейники (так называемые «стрелки») заведующими ручным огнестрельным оружием и обучают нижних чинов обращаться с ним.

Унтер-офицеры специалисты ведают как предметами своей специальности, так и ведениями занятий и несением обязанностей по своей специальности.

Число унтер-офицеров на корабле определено табелями каждого корабля.

Матросы.

Все нижние чины флота независимо от того, какую должность они исполняют, считаются строевыми. По закону нижние чины низшего класса (статьи) называются матросами и рядовыми. Ко вторым причислены машинисты, кочегары, мастеровые и т. п. Но пока подобное подразделение команды еще не проведено в жизнь, и все нижние чины низшей статьи называются матросами.

Понятие «звания» во флоте не выделено резко от понятия «должности» и вообще они смешиваются.

Если матрос не имеет никакой специальности, то он называется

матросом 2-й или 1-й статьи. Остальные же матросы и рядовые называются по должности; например: комендор, минер, электрик, кочегар 2-й статьи, машинист 2-й статьи и т.д.

Низшая статья (класс звания) есть матрос 2-й статьи. Из низшей статьи матросы могут производиться в следующую высшую статью, а именно из матросов 2-й статьи в матросов 1-й статьи, или переименовываться в специалистов (комендор, минер и т.д.). Матросы 1-й статьи могут производиться в марсовые, рулевые и сигнальные или непосредственно в «строевые» унтер-офицеры, а из специалистов или в старине специалисты (например старший комендор, старший минер и т.п.), или в специалисты 1-й статьи (кочегар 1-й статьи, машинист 1-й статьи и т.д.).

Следующей ступенью является унтер-офицерское звание: унтер-офицер 2-й статьи или просто «унтер-офицер» - строевой, рулевой, сигнальный и т.д.

Срок действительной службы во флоте 5 лет.

Подготовка молодых солдат производится на берегу в особых ротах при экипажах, причем офицеры и унтер-офицеры учителя назначаются с кораблей и из стрелковой команды. С самого поступления на службу молодые матросы предназначаются на ту или другую специальность и по окончании весной строевой подготовки, предназначенные в специалисты, командируются в учебные отряды (артиллерийский и минный) и в машинную школу. Не попавшие в отряды и школы расписываются по кораблям. Здесь выбираются матросы для машинной команды, для сигнальщиков, водолазов, рулевых, содержателей, писарей и санитаров. Они подготовляются к этим обязанностям как на корабле, так и в специальных школах, и им производится по окончанию обучения испытание комиссиями. Нижние чины, состоящие в учебных отрядах и школах, проходят там двух-годичный курс; после чего лучшие оставляются для прохождения унтер-офицерских курсов, а остальные расписываются по кораблям.

Каждый матрос на корабле получает свой номер согласно своей специальности:

От 1 до 28 - фельдфебеля, строевые унтер-офицеры, боцманматы.

От 31 до 38 - марсовые, от 41 до 48 - водолазы, от 51 до 398 матросы 1 и 2 статей, от 401 до 598 - комендоры и гальванеры, от 601 до 698 - минные специалисты, от 701 до 798 - горнисты, рулевые и сигнальщики.

От 801 до 898 - писаря, плотники, маляры, парусники, коки, хлебопеки, вестовые, юнги, санитары, баталеры, подшкипера, и содержатели.

От 901 до 998 - трюмные, от 1001 до 1198 машинисты, от 1201 до 1398 - кочегары, от 1400 и выше - чины штаба и музыканты.

В зависимости от № матрос зачисляется в соответствующие отделения, вахту и роту. Роты в зависимости от количества команды на корабле составляются из одного отделения, одной вахты или же из всей команды. Каждому номеру согласно судовым расписаниям полагается на корабле:

а) Своя койка и место для нее в сетке для подвешивания.

б) Место для еды за столом или у бака при старшине, ведущим очередь мытья посуды.

в) Шкафчик или чемоданы, в которых он держит свои вещи и за чистотой которых он следит.

г) Место для приборки, где матрос под наблюдением унтер-офицера прибирается.

д) Винтовка или револьвер, о которых он должен заботиться и содержать их в чистоте и исправности.

Примечание: винтовки и револьверы не приходятся на всю команду.

е) Место на шлюпке.

ж) Место по авралам: 1) для съемки с якоря, 2) для постановки на якорь, 3) для своза десантной партии и для других могущих быть на корабле авралов. 4) Место по тревогам: а) боевой, б) водяной и в) пожарной.

Места эти и что в каждом случае делать, матрос должен твердо помнить. Все места людей первой вахты находятся на правой стороне корабля. Все места второй вахты на левой стороне. Всякий матрос кроме того может быть назначаем

хозяином (или «заведующими») какой-нибудь части корабля и механизма.

Сверхсрочнослужащие.

На сверхсрочную службу могут оставаться все, выразив свое желание, унтер-офицеры, а также рядовые специальных званий, из кончающих нести службу или из кончивших ее не позже 2 лет. Число сверхсрочных, могучих быть оставленными, ежегодно определяется расписанием, утверждаемым Адмиралтейским-Советом. Предельный возраст для сверхсрочных 51 год. Сверхсрочные делятся на три разряда: 1) боцмана и кочегарные старшины (лучшие из кочегарных унтер-офицеров, удостоенных этого звания при окончании срока действительной службы), 2) унтер-офицеры, кроме причисленных к 3 разряду и 3) боцманматы и унтер-офицеры из специалистов, нижние чины, удостоенные унтер-офицерского звания при увольнении в запас и рядовые специальных званий. Отличительным признаком сверхсрочных являются шевроны, нашиваемые на левом рукаве. Сверхсрочные получают следующие добавочное жалованье в месяцы. Чины третьего разряда могут быть допускаемы к экзаменам в школах на звание специалистов унтер-офицеров и по выпуску перечисляются в II-й разряд. Сверхсрочнослужащие получают вещевое довольствие, как срочные, а кроме того ежегодно 40 рублей взамен ранееполагающихся им второго комплекта вещевого довольствия. При увольнении со службы сверхсрочных, пробывших на сверхсрочной службе не менее 10 лет, они получают пособиев 1000 руб., а пробывших 20 лет еще и пенсию в 96 руб. в год; прослужившие 15 лет вместо пособия в 1000 руб. могут получать пенсиюв 96 рублей в год.

Денежное содержание нижних чинов.

Денежное содержание нижних чинов состоит из: 1) жалованья, 2) морского довольствия и 3) Добавочного содержания (берегового и морского). Жалованье производится как на берегу, так и в море; морское довольствие - только во время кампаний, а добавочное содержание - за специальные звания или за действительное исполнение обязанностей. Виды жалованья матросам разных званий и специальностей весьма различны. Указываем некоторые оклады для флотов Балтийского и Черного моря. За специальные звания получают машинисты «самостоятельно управляющие» окончившие курс машинной школы, находясь в море, - 180рублей в год (т.е. 15руб. в месяц) а другие (гальванеры, минеры, водолазы, сигнальщики и т. п.) от 10 руб. 80 коп. до 1руб. 80 коп. в год как в море, так на берегу. За действительное исполнение должностей получают в год: содержатели 1 статьи 63 рубля (в море) или 18 рублей (на берегу); содержатели 2 статьи 27 руб. (в море) или 18 руб. (на берегу); фельдфебеля 14 руб. 40 коп. как в море, так и на берегу; остальные (минеры, комендоры и т. д.) от 21 руб. 60 коп. до 5 руб. 40 коп. и только в море. Водолазы получают за каждый час пребывания под водой 1 рубль.

Довольствие команды.

Во время внутренних и заграничных плаваний (кампаний) низшие чины довольствуются так называемой морской провизией, в остальное же время на нижних чинов отпускается установленная дача провианта (мука и крупа) и приварочные деньги на приобретение мяса, соли, овощей и других припасов. Количество провизионных продуктов морской провизии, входящих в состав порции одного человека в день определено нормальной табелью, приложенной к кн. XIII Св. Морских Постановлений. Припасы, составляющее морскую провизию, при внутренних плаваниях принимаются натурой из портовых магазинов, от портовых подрядчиков, или заготовляются самими кораблями, на деньги, отпускаемые вместо провизии.

Морская провизия.

Пища. Согласно вышеупомянутой нормальной табели на каждого человека отпускается в день следующее количество с местных продуктов морской провизии: мяса (свежего или соленого)- 3/4 фунта, крупы: гречневой 22 золотника (а два раза в неделю по 60 золотников) и овсяной 10 золотников; масла коровья 10 золотников (а два раза в неделю по 19 золотников); квашеной капусты или свежей зелени 40 золотников, сухарей 1 фунт 87 золотников (или хлеба 2 3/4 фунта), сала 5 1/7 золотника, уксуса 1/4 чарки, чая 3/4 золотника и сахара 9 золотников.

Из этой провизии приготовляется: завтрак (чай и сухари (или хлеб) с маслом), обед (свежие или кислые щи, которые раз в неделю могут заменяться горохом) и ужин (кашица или крутая каша из гречневой крупы с маслом, а также чай). Сухари разделяются на три части: к завтраку, обеду и ужину, причем при всяком удобном случае заменяются печеным хлебом. Чай приготовляется в общих самоварах. От указанной нормальной табели допускаются отступления в виде замены того или другого из припасов, но с тем, чтобы общая стоимость порций не выходила дороже, чем при нормальной табели; случаи замены, чем может быть заменен тот или другой из припасов, от кого должно исходить разрешение, как ведется отчетность и т.п. изложено в кн. XIII Св. Морского Постановления, разделе II, главе третьей и других временных положениях.

Вино . Вина хлебного (водки) полагается каждому человеку по 1 чарке в день; 2/3 чарки дается к обеду и 1/3 к ужину или завтраку. Если нижние чины отказываются от вина, то им выдаются деньги за непитое вино в количестве 8 коп. за чарку при внутреннем плавании и 9 коп. (6 коп. золотом) в заграничном. Хлебное вино может заменяться ромом, коньяком или тому подобными спиртными напитками, разбавленными до крепости водки (40°).

Прочие виды довольствия. В морскую провизию входят еще мыло и табак махорка. Мыло выдается в неделю на каждого человека: машинной команды - во внутреннем плавании 28 золотников, в заграничном 53 золотника; прочим людям во внутреннем плавании 14 золотников, в заграничном 33 золотника. Махорки полагается 14 золотников на человека в неделю, но в настоящее время она выдается не натурой, а деньгами в размере в месяц на человека - 12 коп. во внутреннем плавании и 20 коп. в заграничном.




Строевой, рулевой, сигнальный и т.д.


По наружным знакам отличить боцмана от фельдфебеля нельзя. И. д. боцмана, носящий три желтых нашивки, старше фельдфебеля с золотой нашивкой.





Поделиться