Игровая программа по краеведению. Познавательно - игровая программа для младших школьников

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

Познавательно-игровая программа

«Люблю тебя, мой край родной!»

Анисимова Лариса Константиновна,

учитель начальных классов

с. Панаевск

Цель:

Формирование коллектива, умения работать сообща; формирование интереса и уважения к традициям и культуре родного края, чувства толерантности и патриотизма.

Задачи:

    Закрепить знания детей о государственных символах России;

    Воспитывать чувство любви к своей Родине – малой Родине;

    Развивать умение правильно строить свой ответ, согласно грамматическим правилам;

    Формировать умение быстро схватывать услышанное;

    Развивать познавательные интересы;

Оборудование: компьютер, карточки, музыка, интерактивная доска

Ход игры:

Звучит стихотворение

(Дети сидят за столами, предварительно разделившись на мини группы по 5-6 человек в каждой.)

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие, сегодня мы с вами поговорим о нашем крае, о нашей малой Родине.

Суров этот далекий край: бесконечно долго тянется метельная зима, ненадолго появляется на сером зимнем небе холодное солнце, жестокие морозы сковывают почти до дна многочисленные озера и реки. Но на суровых жизненных дорогах не растеряли жители Севера главные достоинства Человека – доброту души, чуткость ко всему живому, внимательное, доброе отношение к «малой», суровой, северной, но самой дорогой Родине.

Дети ненцев и ханты живут и учатся в городах и посёлках нашего округа.

Вы согласны отправиться в путешествие в “ Страну знаний о нашем родном крае”.

Тогда, берите с собой свои знания и вперед.

Дети читают стихотворение.

1-ый: Старый двор, берёзки молодые,

Хоровод кудрявых тополей,

Это все страна моя Россия,

Милый образ Родины моей.

2-ой: Васильки, как глазки голубые

Смотрят, улыбаясь, вдоль тропы

И пшеницы косы золотые

Заплетает осенью в снопы.

3-ий: Перезвон валдайских колокольцев

Слышится в журчании ручья

И на ранней зорьке у околицы

Раздаются трели соловья.

4-ый: А зимой сверкает и искрится

Снег, как подвенечная фата.

И ни с чем на свете не сравнится

Белоствольных рощиц красота!!!

Учитель: Да, кстати ваши знания сегодня будет оценивать наши уважаемое жюри.

Ну, а теперь разрешите объявить разминку : «Подумай-ответь»

Как называется страна, в которой мы живём?

Какая река соединяет все села и поселки нашего района? (река Обь )

Как называется наш район? (Ямальский)

Как называется посёлок, в котором мы живём?

Какие еще села есть в нашем районе? (село Мыс-Каменный, село Новый Порт, село Панаевск, село Салемал, село Сеяха, село Яр-Сале)

Первый конкурс “Всезнайки” .

Выберите среди представленных флагов, флаг нашей страны (выбирают).

Выберите среди представленных гербов, герб нашей страны (выбирают).

Выберите из представленных фотографий фотографию Салехарда

Учитель: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.

Второй конкурс «Буквенные заморочки»

Учитель: А сейчас мы поиграем в очень интересную игру. Каждой команде я дам буквы, вы должны будете составить и записать как можно больше слов из этих букв.

(Буквы: П а н а е в с к о т б л ь)

Третий конкурс - “Собери свою школу”

Учитель: Сейчас мы проверим, какая группа самая внимательная и быстрая. У каждой группы на столе лежат пазлы цветные. Вам нужно из них собрать правильно и быстро.

(Побеждает та группа, которая быстрее и правильнее справляется с заданием. Звучит музыка, необходимо собрать пазлы с фотографией Панаевска и оленя.)

Учитель: Молодцы ребята, вы оказались очень внимательными!

Игра «Кто как кричит»

Голубь - воркует, медведь - ревет, утка - крякает, коза - блеет, гусь - гогочет, конь - ржет, корова – мычит, кошка – мяукает, петух – кукарекает.

Четвёртый конкурс - “У нас живут…”.

Учитель: Сейчас вам будут представлены животные, запишите номера тех, которые живут в нашей местности.

Пятый конкурс «У нас растут…»

Учитель: Сейчас вам будут представлены растения, запишите номера тех, которые растут в нашей местности.

Игра «Назови детёныша».

Шестой конкурс «В мире северных загадок»

- Попробуйте и вы отгадать северные загадки.

Загадки.

В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье? (Олень)

Олень от них убегает –

А они не отстают. (Нарты)

По речной глади
Деревянная уточка скользит,
Крыльями о воду бьёт,
А взлететь не может. (Лодка)

С неба летит – пляшет.
Всё, что есть в тундре, - прячет.
А в чум попадёт – плачет. (Снег)

Она, как снег, от солнца прячется.
А мышки – от неё. (Сова)

Радость пастуха оленевода
На четырёх палочках стоит,
Обсохнет – за мамой побежит. (Новорождённый оленёнок)

Волшебник на железе
Посредине чума сидит –
И угостить может,
И укусить может. (Огонь очага)

Летом - серая, зимой белая. (Куропатка)

Летом - меховые, зимой берестяные. (Рога оленя)

Учитель: Ребята, вы молодцы вы отлично справились со всеми заданиями. Наше путешествие в “Страну знаний о малой Родине” подходит к концу. Теперь, я точно уверенна, что вы растете настоящими гражданами своей страны.

Жюри объявляет результаты игры. Награждаются победители.

Учитель: Наше путешествие почти закончилось. И мне хотелось бы закончить его такими прекрасными словами.

Познавательно-игровая программа для учащихся начальных классов «Чумовое путешествие по городам Ямала»

Мероприятие чумовое путешествие разработана для обучающихся начальных классов. Было проведено в учреждении дополнительного образования, но может быть проведено и в школе для развития познавательного интереса детей к изучению своего края.
Цели: Знакомить детей с городами ЯНАО, с традициями коренных народов Севера – ненцев, их культурой.
Задачи: Формировать умение чувствовать красоту северной природы. Развивать композиционные навыки (умение правильно размещать детали аппликации), способности детей передавать характерные признаки и индивидуальные особенности ненецкого костюма. Развивать эмоциональность и фантазию в разных видах деятельности.

Форма проведения: познавательно – игровая программа
Материалы: снежки из ваты, 2 ведра, удочки 2 шт, рыбки, рога, арканы 2 шт, снегоступы 2 пары, коробки с собачками 2 шт, косточки из картона.

Ход мероприятия.

Ведущая: Здравствуйте, уважаемые ребята и взрослые. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городам Ямала. Мы будем играть, мастерить поделку - коренных народов Севера и знакомиться с городами Ямало – Ненецкого автономного округа. Программа называется «Чумовое путешествие по городам Ямала». Почему оно чумовое, вы догадываетесь? (От названия жилища коренных народов севера ненцев). Верно!
Ребята, скажите, пожалуйста, где мы с вами живем? Как называется наш город? (Новый Уренгой). А где он расположен? (В ЯНАО). Да, верно, посмотрите, как с высоты на карте выглядит наш округ. Что обозначает зеленый цвет на карте? (Это суша, болото и т.п.). А что означает голубой цвет? (Реки, вода). Именно с нашего города Новый Уренгой мы с вами начнем сегодня наше путешествие.
Что нам известно о городе, в котором мы с вами живем? (Ответы детей). На стеле города написано, что это город газодобытчиков и строителей. Наш город достаточно молод. Ему 42 года. Он создан в 1975 году. Но за этот короткий срок наш город стал красивым, светлым, уютным и благоустроенным.
Это первый по величине город округа, один из немногих российских региональных городов, превосходящих административный центр Салехард как по численности населения, так и по промышленному развитию.
Город расположен на берегу реки Ево-Яха, притока Пура. Реки Тамчара-Яха и Седэ-Яха протекают через город и делят его на две части - Северную и Южную. Территорию городского округа со всех сторон окружает Пуровский район.
Новый Уренгой - неофициальная газовая «столица» России. Существует несколько версий происхождения слова «Уренгой». В переводе с хантыйского языка слово «Уре» означает «старица» (старое русло реки), в ненецком языке есть слово «Нго», или остров, то есть «остров среди старого русла реки». В некоторых источниках слово «Уренгой» переводится как «лысый холм», «холм, на котором растут лиственницы, пригодные для шестов чума», «холм, покрытый жёлтой травой».
Чем он знаменит каждому горожанину? В нашем городе ежегодно проходит «Праздник народов Севера» в последнюю неделю марта. А еще, тем, что каждую зиму на площади устраивают красивый, сказочный ледяной городок. Где можно весело провести время всей семьей.
Я предлагаю вам сейчас представить, что мы находимся в ледяном городке и поиграть в снежки.
Игра в снежки.
Ведущая. Необъятен, суров Север! Не объехать его на машине. Да и на санях не под силу. А вот на вертолете – быстро, весело, здорово! Только нужно нам пилотов набрать и командира экипажа. (Выбирают).
Командир: Всем приготовиться к полету!
Пилоты: Есть приготовиться к полету!
Ведущая: Полетим в поселок Тазовский,
Не скучаем мы в пути.
С высоты глядим на реку
Тазовск – «место у реки».
Фонограмма шум вертолета

Ведущая: Мы прибыли в поселок Тазовский! Ребята, давайте посмотрим, где находится Тазовский на нашей карте. Посмотрите, вот где он находится. А что это за тоненькая синяя волнистая линия? (Это река). Верно! Тазовский находится у реки.
Тазовский – это поселок городского типа. Он также находится в Ямало – Ненецком автономном округе. В районе этого поселка живут ненцы, т.к. это «место у реки» ловят там рыбу и охотятся. Я предлагаю вам присоединиться к рыбакам и порыбачить!
Игра «Рыбалка».
Дети разбиваются на команды и ловят рыбку по очереди. Кто быстрее.
Фонограмма Игра рыбалка
Ведущая: Молодцы! Всем приготовиться к полету!
Пилоты: Есть приготовиться к полету!
Ведущая: В дорогу! В дорогу!

Пристегнули ремни!
Фонограмма Шум вертолета
Ведущая: Полетим мы в Салехард – город на мысу!
Мы увидим там, друзья, полярную красу.
Встретим новых мы друзей, песни попоем!
И расскажем всем о том, как дружно мы живем.
(Звучит фонограмма, вертолет летит…)

Ведущая: Вот мы и прилетели в Салехард! Салехард – центр Ямало-Ненецкого автономного округа, его столица. Салехард – с гордостью скажет вам любой его житель – единственный на планете город на Полярном круге.
Посмотрите на карте, где он находиться. Название этого города переводиться с ненецкого так: «Сале» - мыс, «Хард» - город. Город на мысу. А что такое мыс кто-нибудь знает? Мыс это часть суши. Посмотрите, здесь на карте проведена пунктирная линия, это Полярный круг. Мы прибыли прямо к самому Полярному кругу!
Город Салехард раньше назывался Обдорск от названия реки Обь и слова “дор”, в переводе с языка коми - “место возле”, “около чего-нибудь”) он был основан казаками в 1595 году. В середине 18 века сюда съезжались купцы на ярмарки, а в конце 18 века крепость была упразднена. С 20-х годов XIX века в Обдорске стали селиться русские на постоянное жительство.

В декабре 1930 года был образован Ямало-Ненецкий автономный округ, его центром стал город Обдорск, а c 1933 года он стал называться Салехардом. Статус города посёлок получил в 1938 году. Это первый и единственный город на Северном полярном круге.
Историю нашего округа описывали, изучали многие краеведы, ученые, как в настоящее время, так и в прошлые века. Одним из таких замечательных исследователей исторического прошлого, культуры коренных жителей Ямала, основателем одной из первых школ в Обдорске был церковнослужитель. Назовите его имя, (подсказка – сейчас в честь его имени назван историко-краеведческий музей в г. Салехарде).
Ответ: Иван Семенович Шимановский
С давних времен Салехард был торговым центром Сибири и славился своей ярмаркой. На ярмарке продавали рыбу, мех и изделия, сделанные своими руками.
Я предлагаю вам тоже сделать своими руками кисы – национальную зимнюю ненецкую обувь. (Проводится мастер класс).

Фонограмма Мастер класс
Практическая работа.
Сначала давайте вспомним правила безопасности при работе с ножницами и клеем. (Дети рассказывают правила, после чего приклеивают детали аппликации).
Как называются эти узоры? («Чумики»). Дети приклеивают орнамент на кисы. Что лежит у нас на столе? (Мех). А как мы можем его приклеить? Что будем намазывать клеем, мех или фон? (Будем намазывать мех). А почему? (Так удобнее, можно распределить клей по мездре, экономно его использовать). (Дети приклеивают мех). После того, как приклеим мех нам надо украсить кисы узорами «чумики». Для этого возьмем узоры желтого и красного цвета. Вот и готовы ваши кисы. Обычно северные народы используют для украшения своей одежды и обуви бисер. Но чтобы справиться с заданием быстрее, я предлагаю приклеить вместо бисера паетки. Красивые кисы у вас получились. Они пригодятся в долгом зимнем путешествии. А теперь продолжаем наше путешествие.
Ведущая: Приглашаю вас занять места в нашем виртуальном вертолете.
Командир: Всем приготовиться к полету!
Пилоты: Есть приготовиться к полету!
Все дети: В дорогу! В дорогу!
По синему небу! К Полярному кругу!
По краю земли! Все вместе летим,
Пристегнули ремни!
Фонограмма 07 Шум вертолета

Ведущая: Давайте посмотрим, куда мы прилетели. На берегу реки Обь расположен город, его еще называют городом семи лиственниц. Назовите его.
Лабытнанги – город в Ямало-Ненецком автономном округе, окружного подчинения. Он находится в 20 км от столицы округа города Салехарда. Расположен город на восточных склонах Полярного Урала, за Северным полярным кругом. Это город-пристань на левом берегу р.Оби.
Лабытнанги - словосочетание хантыйское. Обозначает оно - “семь лиственниц”. Из хантыйского фольклора известно, что число “семь” обладает магической силой. Лиственница для коренного населения дерево священное, так что семь лиственниц - понятие священное вдвойне.
Раньше это было поселение хантыйских оленеводов, живущих во временных жилищах - чумах. Статус города посёлок получил 5 августа 1975 года.
Новую жизнь поселению дала пришедшая сюда железная дорога - детище сталинского ГУЛАГа. Благодаря этой дороге город стал плацдармом освоения Уренгойского, Ямбургского и других крупнейших газовых месторождений. Культурное пространство города весьма велико. Об этом говорит тот факт, что более 250 праздников проводится в городе. Лабытнанги - один из самых спортивных городов округа.
Начиная с 1999 года, в городе проходят хантыйские национальные праздники “Вороний день”, которые символизируют приход весны, пробуждение природы и возрождение традиций и обычаев коренных народов Севера.
И мы с вами тоже сейчас поиграем.
Фонограмма Ненецкая
Ручейки и озера
Игроки стоят в пяти-семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных концах зала-это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом С в разных направлениях (каждый в своей! колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.
Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

Бег в снегоступах
Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов.
По сигналу воспитателя ведущие каждой команды в снегоступах бегут к пирамидкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свою пирамидку, бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.
Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая пирамидку, нельзя задевать ее.
Ведущая. Нам пора в дорогу. Я приглашаю вас занять места в вертолете.
Ведущая: В дорогу! В дорогу!
По синему небу!
По краю земли!
Все вместе летим,
Пристегнули ремни!
Фонограмма Шум вертолета

Ведущая: Мы прилетели в город Надым. Надым – центр Надымского района.
Это первый город, который появился на территории округа, благодаря открытым на Ямале крупнейшим месторождениям природного газа.
В середине 60-х годов для ускоренного освоения месторождения Медвежье было принято решение о закладке поблизости города. Статус города небольшому посёлку газовиков Надыму присвоен в 1972 году.
Место, где находится город, издавна было известно богатыми ягельными пастбищами, где ненцы пасли своих оленей.
ИГРА «ЗААРКАНЬ ОЛЕНЯ».
Давайте представим, что мы прибыли к ненцам и нам нужно заарканить оленей. Для этого мы разделимся на две команды. Каждый игрок бросает аркан – тынзян и старается зацепить рога и подтянуть их. Побеждает та команда, которая заарканит больше оленей.
Фонограмма Ненецкая
Ведущая. Снова занимаем места в нашем вертолете. Наше путешествие продолжается.
В дорогу! В дорогу!
По синему небу!
По краю земли!
Все вместе летим,
Пристегнули ремни!
Фонограмма Шум вертолета

Ведущая. Мы прибыли в Тарко – Сале. Тарко-Сале – город в ЯНАО, центр Пуровского района. Население около 40 тысяч жителей.
Город находится в красивейших местах, на месте слияния рек Айваседапур и Пякупур и образования реки Пур.
Основан в 1932 году как административный центр Пуровского района. На ненецком диалекте название Тарко-Сале означает “мыс на развилке”. Когда-то на место, где стоит город, приехал шаман и открыл на месте слияния двух рек стойбище. Начало города связано с освоением запасов углеводородного сырья.
23 марта 2004 года Государственная Дума ЯНАО приняла решение о придании посёлку городского типа Тарко-Сале статуса города.
На территории Тарко-Сале действуют сельскохозяйственный кооператив “Верхне-Пуровский” (оленеводство, звероводство, пушной промысел).
Ведущая: Как вы думаете, кто помогает оленеводам пасти оленей? (Ответы детей). Это собака. И сейчас мы с вами поиграем в игру
«НАКОРМИ СОБАЧКУ».
Дети делятся на две команды, и каждый игрок берет косточку бежит к коробке – будке и бросает ее в пасть собаке (прорезь в виде пасти). Кто быстрее, тот и победил.
Фонограмма "Накорми собачку"
Ведущая. А теперь, занимаем места в вертолете. Мы возвращаемся домой в свой любимый город Новый Уренгой.
Фонограмма Шум вертолета
Ведущая Отправляемся в дорогу,
Возвратимся в город свой,
Самый лучший в мире этом
Город Новый Уренгой!
Я надеюсь, что наше путешествие прошло для вас не зря, и вы узнали для себя что-то новое. И мы сейчас это проверим. Я предлагаю вам ответить на вопросы мини-викторины. А вопросы эти вы сами вытащите из ненецкой сумочки.
Вопросы викторины.
1. В каком году создан г. Новый Уренгой? (В 1975)
2. Какие реки протекают в черте нашего города? (Ево – Яха, Тамчара – Яха, Седэ-Яха)
3. В каком районе находится г.Новый Уренгой? (В Пуровском р-оне)
(В ненецком языке есть слово «Нго», или остров, то есть «остров среди старого русла реки». В некоторых источниках слово «Уренгой» переводится как «лысый холм», «холм, на котором растут лиственницы, пригодные для шестов чума», «холм, покрытый жёлтой травой»)

4. Как переводится название г.Салехарда? (Название этого города
переводиться с ненецкого так: «Сале» - мыс, «Хард» - город. Город на мысу)

5. Как раньше назывался г. Салехард? (Обдорск)
6. В каком году г. Обдорск получил новое название и какое? (г. Салехард, в 1933 году)
7. Назовите фамилию исследователя исторического прошлого, культуры коренных жителей Ямала, основателя одной из первых школ в Обдорске. (Подсказка – сейчас в честь его имени назван историко-краеведческий музей в г. Салехарде. Правильный ответ Иван Семенович Шимановский).
8. Какой город ЯНАО называют городом семи лиственниц? (Лабытнанги).
9. Как переводится с ненецкого языка название г. Тарко-Сале? (На ненецком диалекте название Тарко-Сале означает “мыс на развилке”)
Ведущая. Молодцы! На этом наше мероприятие подошло к концу. До новых встречь!
Фонограмма 12 Финал
Звучит фонограмма песни «Новый, новый, новый…»

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

« МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - Кривополянье»

Ведущий: Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы живём!» Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией! Вы – россияне! Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Россия располагается сразу и в Европе и в Азии. Ведущий: Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где прошло ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревенька, для других – городская улица и уютный зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.
Словом, малая Родина у каждого своя!

Ученик: Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
Ученик: Пройдись по кривополянскому краю,
Когда он в зелень весь одет,
Когда черемуха купает
В Ягодной рясе свой ароматный цвет.
Сады в одежде белоснежной,
В зеленом бархате земля.
Недаром мы так нежно
Любим родимые поля…

2.

Ведущий:

Кривополянская земля… Она имеет свою историю, свою славу, своё настоящее и будущее. Ученик:
Стук топоров из тьмы столетий Мне часто слышится во сне, Как возводились стены эти, - Рождалось село на реке.
Рубили лес, он пах смолою, Смола катилась, как слеза. Горели удалью младою Градостроителей глаза.
Издалека они скакали, Чтоб выполнить царёв наказ. Для села место выбирали И холм высокий повстречали – Он выше всех в краю у нас.
И по душе пришлось им место У двух красивых тихих рек. Цвела черёмуха – невеста, Как будто падал первый снег.
И холм лесистою макушкой Шумел под вешним ветерком. И спорил соловей с кукушкой О чём-то близком, дорогом.

Ученик: Был много – много лет назад На сей земле основано село, Стеной высокой обнесёно. Было то Кривополянье наречёно.
Ученик: Здесь над быстрою волной Выросло село родное, И людьми И делами красивый. Здесь мы все рождены, В середине страны, Возле самого сердца России.

Ученик: И если как – нибудь на миг удастся мне Забыться, - памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей; И ВИЖУ Я СЕБЯ РЕБЁНКОМ; И КРУГОМ Родные всё места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей;
Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд, А за прудом село дымится – и встают Вдали туманы над полями. В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и жёлтые листы Шумят под робкими шагами.
Ведущий: Кривополянская земля – земля трудолюбивых, мужественных людей. Были годы пятилеток, была Великая Отечественная война. Кривополянье не стояла на перепутье фронтовых дорог, не подвергалась артобстрелу и налётам вражеской авиации, но будучи тыловым селом, тоже приближала День Победы на колхозных и совхозных полях, в цехах заводов и фабрик. Кривополянская земля послала на фронт лучших своих сыновей и дочерей, которые мужественно сражались под Москвой и Ленинградом, Сталинградом и Варшавой, штурмовали Берлин.

Ученик: А суровой порой Село встало в общий строй, Хоть и был тыловое село. И снаряды – на фронт, И «катюши» - на фронт, И на фронт за отцами мальчишки.
Ой, родная земля! Раны, госпиталя… Люди горе в избытке узнали. Вот ещё самолёт, На Берлин танк пойдёт, Против ворога миром восстали!

Ведущий: В любое время года Кривополянская земля чарует нас своей неповторимой, исконно русской красотой. Весной, словно невеста, украшается цветами. Куда ни посмотришь, всюду белая кипень садов. И синяя лента рек в это время ей особенно к лицу. Летом – одевается в знойное марево, зовёт, манит под тенистые кроны дубов, на живописные берега рек. Осенью – шумит багряной метелью, звенит чеканным золотом листвы. А зимой – вдруг побелеет от мороза, заискрится инеем.
Ученик: В родных местах ромашкой пахнет ветер
И до травинки вся земля своя,
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.
В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга,
Стволы берез прямее и стройнее
И разноцветна радуга-дуга.
В родных местах все лучше и красивей,
От звезд ночных до утренней зари,
В родных местах на капельках росинок
Горят зари веселой огоньки.

Внеклассное мероприятие для 5-9 классов «Моя Малая Родина».

Цель: Воспитание патриотического чувства с осознанием понятия « Родина», как

могучего государства, как места где родился человек.

Задачи: - знакомить детей с историей родного хутора;

Формирование активной гражданской позиции;

Сформировать уважительное отношение к традициям своей Малой

Оформление: рисунки учащихся, на стенах зала плакаты: « Живи, село родное!»,

« Россия – Родина моя!». Зал празднично украшен флажками, шарами.

Оборудование : Компьютерная и аудиоаппаратура.

На мероприятие приглашаются жители хутора Севостьянова.

(Звучит песня «Россия», музыка Д.Тухманова, сл. М. Ножкина.)

1-й вед:

Родина, ты приходишь в жизнь человека ласковой ладонью матери, тёмно- голубым, прозрачным и чистым небом над головой, бесконечно звенящим горизонтом…

2-й вед :

Родина…Ты входишь в мир людей загадочной и величавой, истерзанной войнами, враждой, разноликими испытаниями, как никакая другая земля.

1-й вед:

Родина…Тебя не растоптать, не унизить, не стереть с лица Земли. Ты будто вылитый талантливой рукой мастера редкий колокол: по нему бьют, бьют, а он рождает в ответ звуки, один краше другого.…И поёт душа, и сжимается она от боли за то великое и светлое, что слышится в этом божественном перезвоне,

имя, которому - Россия, Родина, родной хутор.

(Звучит песня «С чего начинается Родина», стихи М.Матусовского, слова В.Баснера).

Девочка : Родителей не выбирают, в младенчестве и раннем возрасте их любят за то, что они родители, потом их любят за заботу, ласку, помощь во всех делах.

Мальчик: Нельзя выбрать страну, в которой ты родился, и она, может быть, как отец и мать, заботлива или не ласкова. Необходимо понять, что представляет собой Родина…Главное помнить: она завещана тебе!

1-й вед:

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - село, дом, улица, где он родился. Это его маленькая родина. Родина начинается на пороге твоего дома. И у каждого она одна, как мама. И у нас с вами есть малая Родина – наш с вами родной хутор – Севостьянов.

(Стихи местной поэтессы Верич Поповой Р.Д.)

Чтец:

Не так уж важно, сколько лет тебе и мне,
Ведь каждому дано увидеть красоту.
К кому приходит озарение во сне,
А кто-то чувствует душой свою звезду.

Уметь увидеть,наслаждаться и дышать,
И восхищаться первозданною красой.
Великолепие природы понимать
И любоваться степью, неба синевой.

Мне счастье выпало - живу я здесь, люблю,
Свой несравненный отчий край и дом родной.
Всем сердцем и душой боготворю,
Ты всех прекраснее, мой милый край Донской!

Чтец:

Ты мой, сердцу родной, уголок,
Без тебя я живу и дышу по-другому.
В жизни пройдено много дорог,
Но всегда тороплюсь я к порогу родному.

Здесь прошло моё детство босое,
А за ним вслед и юность промчалась.
Запах трав и цветов, всё такое родное
Это всё навсегда в моём сердце осталось.

Наберу я пригоршнями воздуха чистого,
Надышусь ароматом родимых полей.
Под лучами согреюсь я солнца искристого,
Не сыщу я на свете местечка родней.

Чтец:

Родная,родная,земля ты Донская,
Чем дольше живу,тем сильнее люблю.
От неба до речки,от края до края
Я снова и снова тебе повторю.

Люблю я дождинок косых паутинки.
Люблю всплеск воды у притихшей реки,
Люблю облаков синеватых картинки
И степь я люблю,всем словам вопреки!

Земля - это все.Это наше начало,
Всем сердцем мы с детства привязаны к ней.
Земля - колыбель у родного причала,
Чем дольше живу,тем люблю все сильней!

Чтец:

Ты любимый, родной хуторок,
Дорог сердцу ты очень-очень.
В жизни пройдено много дорог,
Но люблю я тебя, между прочим.

В небе тучек лохматых стаи
Ветер с юга на север несёт.
Поклонюсь я тебе- это главное,
Моё сердце тобою живёт.

Севостьянов мой, Севостьянов,
А ещё был у нас Ермаков,
Никогда я любить не устану,
Ты, мой край и моя ты любовь.

Если выйдешь ты в степь широкую
И полыни ты запах вдохнёшь,
Про казачку споёшь черноокую,
Знать в краю ты Донском живёшь.

Край, где солнце, как на ладони,
Где соловушки нежные песни поют.
И густые хлебА растят с любовью,
Здесь прекрасные люди живут.

Мальчик:

(Рассказ соповождается показом презентации «х. Севостьянов»)

Интересна история хутора Севостьянова.

В архивном сборнике историка Н.Сулина значится: «Хутор Черкасский при реке Россошь в 100 верстах от окружной станицы. По списку 1866 года он значится по второму Донскому округу с населением 9 дворов а по списку 1859 года не значится». Возможно до основания юрта Милютинского этот хуторок назывался Черкасским, а после по имени одного из старожилов, сотника Алексея Григорьевича Севостьянова, и получил современное название.

1-вед:

В справочнике «Станицы и хутора области Войска Донского» «в 1908 году в хуторе Севостьянове числилось 126 дворов с общим наделом 5813 десятин, со среднепосевным наделом 16 десятин количество паёв- 280».

К началу первой Мировой войны количество дворов увеличилось всего на 4. «Население составило 1380 душ с разницей между мужским и женским всего на 2 человека». В отечественное время имелось хуторское правление во главе с атаманом Ефимом Галицыным, Молитвенный старообрядцеский дом.

2-вед:

По воспоминаниям современников тех лет на территории нашего хутора Севостьянова было несколько небольших хуторов: Севостьянов, по правую сторону реки – Ермаков, на территории нынешней 2-ой бригады - Девятинский, неподалеку от него – Скобелев. После начала сплошной коллективизации 15.10.1929 года образовались 4 колхоза: на базе хутора Скобелев – «Красное Знамя»; хутора Девятый – «Хлебороб»; хутора Верхне-Севостьянов - «Тракторский»; хуторов Нижне-Севостьянов и Нижне-Ермаков – «Красный Шахтер»

1-вед:

В 1932 году на базе хутора Севостьянова образовался колхоз «Росошь»(«Красное знамя», «Большевисткий путь», «Красный Шахтер»)

В 1936 году вновь произошло дробление. Известно три колхоза:

Колхоз «Большевистский путь» ,Колхоз «Каганович» Таким образом, к началу Великой Отечественной войны на территории края существовало 3 колхоза. 22 июня 1941 года мирный труд был нарушен фашистской Германией. Гитлеровцы вероломно напали на СССР. Мужское население было мобилизована на защиту Родины. Первая похоронка в наш хутор пришла на отца Ивана Ильича – Кузнецова Илью Сысоича, где сообщалось, что он погиб 9-го марта 1942 года под Матвеевым курганом близ х.Иваново.

В июне 1942 года несмотря ни на что колхоз «Чапаев» отправил на Морозовский элеватор зерно нового урожая на трех бричках, запряженных волами

2-вед:

Когда женщины возвратились домой Иван Ильич рассказал, что видел воздушный бой в направлении станицы Селивановской. Этот бой описывают многие очевидцы. Они сообщают, что два фашистких стервятника атаковали наш самолет, он смело и отчаянно им сопротивлялся, но бой был неравным. Когда самолет загорелся, одному летчику удалось катапультироваться, двое других были расстреляны еще в самолете. Орличенко Алексея Михайловича пуля настигла в воздухе, он дополз до пруда и умер у воды. Тело летчика жителями хутора было похоронено там же, в поле на месте гибели. Позже, в 1979 году, останки летчика были перенесены в братскую могилу.

1-вед:

Немцы бомбили станицу Селивановскую на Троицу, а над нашими хуторами они делали разворот, поэтому стоял страшный гул. А на утро немцы были в хуторе. Шли они по дороге со стороны Селивановской по направлению к городу на Волге - Сталинграду. Но жителей хутора поразило огромное количество техники – машины, мотоциклы. Немцы шли с засученными рукавами, имея гордый вид, как у победителей. Хутор попал в зону оккупации. Немцы в хуторе не остановились, они рвались дальше – к Сталинграду.

2-вед:

История моего родного края оказалась неразрывно связанной с историей непреступного города на Волге. На территории хутора был установлен особый оккупационный режим, избран староста никого не выдавал, поэтому особых зверств фашисты не учиняли.

Однако жительница хутора Тихая Екатерина Ивановна вспоминает: «в хуторе Скобелев немцы взяли в плен русского солдата, издевались над ним, били, а потом вывели в поле и расстреляли (июль 1942 года). Все это видел Тихий Алексей Васильевич, он похоронил солдата. Это еще один безымянный солдат.

Попова Клавдия Никифоровна, вспоминает: «До войны в детский сад (она работала няней) водили 75 детей. Довое из них Калмыков Саша и Фролов Кузьма подорвались у себя во дворе на минах немцы разбрасывали их на хуторе Скобелеве. Дом Поповых стоял у дороге её называли Торная. От хутора Кутейников по ней ехало большое количество танков стоял гул и скрежет гусениц

1-вед:

24 декабря 1942 года русская разведка во главе с командиром Кравцовым Иваном застала немцев врасплох. После полудня в хутор ворвались советские танки, немцев прогнали к Сорочьей балке, где состоялся ожесточенный бой, в котором принимали участие 5 советских танков. Русские разбили немцев и ушли из хутора. На следующее утро вновь пришли немцы со стороны хутора Кутейников, они переночевали в Грачевой балке, пришли замершие, голодные. На следующее утро советские войска начали гнать немцев с нашей земли.

По официальным данным при освобождении хутора Севастьянова погибло 7 человек, хутора Ермаков 12 человек, позже в этот список был внесен Орличенко А.М.

Чтец:

Раньше собирались ветераны
В парке в круг, у вечного огня.
До сих пор не заживают раны,
Те, что подарила им война.

А теперь их нет, лишь тишина,
В бронзе замер молодой боец...
Сколько подлости ты сделала, война?
Жил с осколком много лет и мой отец...

Все ушли, как птицы улетели,
Ветераны, опалённые войной...
Пролетели годы, как метели,
Души их забрали на покой...

Мы теперь стоим у обелиска,
Вместо них, жизнь подаривших нам.
Пламя от огня, цветы так близко...
ПАМЯТЬ ВЕЧНАЯ И СЛАВА, ВАМ!!!

Чтец

(Звучит песня « Журавлиная песня», музыка К.Молчанова, слова Г.Полонского)

Чтец: Война прошла жестоким ураганом,

Жестоким смерчем стали и свинца,

Но до сих пор тревожат землю раны.

И памяти о прошлом нет конца.

(Звучит песня военных лет).

2-вед:

125 односельчан погибли на полях сражений в ходе этой страшной войны. Победа была великой радостью, а труд женщин, детей, стариков не стал легче, в сердце каждого из них жила глубокая вера в то, что теперь этот труд созидательный, и скоро настанет день, когда на родной земле не будет разрушенных сел и городов и настанет новая жизнь.

Чтец

Мне хочется и петь и плакать,
Когда этот праздник приходит.
Слезинки с ветки будут капать
И солнце с облаками хороводит.

Я приду в этот день к обелиску,
Где детишки салют отдают.
Помолчу, подойду очень близко,
Здесь соловушки песни поют.

Помню я, как весною бывало
Собирались здесь ветераны войны.
Песню ту, что они запевали,
Допоют... Только жаль, не они.

День Победы - праздник любимый,
Навсегда память в сердце моём.
Слава Богу, пока мы живы,
Мы отцовскую песнь допоём.

Чтец.

Ретро-поезд "Победа", звуки вальса играют
И над станцией мирной плывут облака...
Ветераны войны тихо, в такт подпевают
И поправит пилотку вновь солдата рука...

Про дороги поют, про победу,
Про платочек про синий и тёмную ночь,
Дарят дети цветы, улыбаются деду...
И правнук на коленях, похожий точь в точь...

С Днём Победы друзья, с Днём Победы, родные!
И в глазах вместе с радостью слёзы...
Оставайтесь всегда вы в душе молодыми...
И на вашем пути расцветают пусть розы...

Чтец.

На коленях седой старик,
Плачет тихо, прохожих стесняясь.
Головою он к танку приник,
Внучек рядом стоит, улыбаясь.

Слишком мал, не поймёт что к чему,
В парке песни, оркестры играют.
А дедуля в слезах. Наклонился к нему:
"Что, дедуля, тебя обижают?"

"Нет,внучоночек, миленький, нет,
Не обидел меня никто...
Просто танк для меня, как свет,
Он в душе приоткрыл окно.

Ведь на танке на самом, на этом,
Штурмовал города и высотки брал.
Понимаешь, бывает такое на свете,
Я нашёл его...Он меня выручал..."

И катились слёзы по впалым,
По щекам морщинистым его.
Разговаривал с ребёнком малым,
А прохожие смотрели на него.

А потом цветы...Цветы дарили
И желали деду много лет...
Люди помнят, люди не забыли,
Кто оставил памятный свой след...

Чтец.

Подвиг их, на поле брани павших,
Где свинцовые дожди косили,
Жизнь за землю русскую отдавших,
Он бессмертен в памяти России.

День Победы - День Великий,
Он объединяет всех людей,
Праздник яркий, многоликий,
День отцов, детей и матерей.

Мы сегодня головы склоняем,
Среди нас уж ветеранов нет.
Их,ушедших, с грустью вспоминаем.
Память пронесём мы через много лет.

Чтец.

И на войне любили так,как мы сейчас.
а может быть нежнее и дороже.
ведь первый поцелуй бывал в последний раз...
война с них спрашивала строже.

а вечером во мраке,в блиндаже,
когда не досчитались очень многих,
комбат сказал:"братки,держитесь,
мы уже у радостной Победы на пороге!"

не слышно было в эту ночь гармошки,
погиб кудрявый гармонист...
он до победы не дожил совсем немножко.
и смолк над лесом соловьиный свист.

недосказавшие,недолюбившие,
умчались птицами в безоблачную даль...
остались в памяти навечно молодыми,
мы помним вас и нам вас очень жаль...

Чтец.

Что знает наше поколенье о войне?
Да не волнуйтесь,очень даже много.
Пытаются порой нам навязать извне,
Что не по той солдаты шли дороге.

Дорога жизни,смерти и Победы,
Что так сплотила нашу Русь.
Стеной вставали и отцы, и деды
Будь то Россия, Украина, Беларусь.

Кто знает,что бы с нами было,
Не победи мы в той войне?
Планета бы нас просто не простила,
Живущих на ухоженной земле.

Перебирая в памяти все даты,
Я вам скажу - важнее этой нет,
Бессмертны павшие солдаты -
Они нам подарили жизни свет!

2-й вед:

Более 200 лет прошло с основания нашего хутора. Хочется, чтобы молодое поколение помнило свою родную историю, знало, что есть уголок на земле, который не отмечен на карте, который называется - Малая Родина.

Чтец.

Медовый аромат смородины
Черемухи раскидистая шаль,
Я мудрости учусь у Родины,
А впереди - безоблачная даль.

Терпению учусь у матушки
Кормилицы-красавицы земли,
А силушке - у ветра -батюшки,
Смирению - у зорюшки-зари.

Мой край родной,как ты мне дорог!
Со щебетаньем птиц над тихою рекой,
Когда вокруг тебя цветов - огромный ворох
Я с радостью любуюсь матушкой-землей.

1-й вед:

Какие ждут вас в будущем дела? И, может, от одной твоей руки

Об этом думать вы должны все чаще. Зависит все, что будущим зовется!

И если патриот ты настоящий,

Большой отдачи ждет от вас страна.

И поднимай, безделью вопреки,

Свою решимость до конца бороться.



Поделиться