Эффективность антиинфляционной политики государства. Смотреть что такое "Антиинфляционная политика" в других словарях

На сегодняшний день инфляция является одной из самых опасных и глобальных проблем экономик всего мира, социально-экономические последствия которой могут быть катастрофическими для любого государства.

В данной статье будут рассмотрены различные методы борьбы с инфляцией и выявлены наиболее эффективные из них.

В целях предотвращения негативных последствий инфляции и управления ею государство проводит комплекс мер и мероприятий, который именуется как антиинфляционная политика.

Показатели уровня инфляции, подлежащие для решения поставленной государственной задачи по созданию в России благоприятных условий экономического развития, устойчивого повышения благосостояния российских граждан, определены в качестве целевого ориентира в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Такое сложное явление как инфляция нельзя рассматривать с какой-то одной стороны, инфляция представляет собой сложный многофакторный процесс, основными причинами которого является диспропорция, как в сфере воспроизводства, так и в денежной сфере. В связи с этим в мировой практике существуют монетарные и немонетарные инструменты антиинфляционной политики. Их выбор зависит от характера и уровня инфляции, экономического состояния страны, источников и причин инфляции.

Итак, к монетарным инструментам антиинфляционной политики можно отнести:

  • Регулирование ставки рефинансирования;
  • Операции на открытом рынке;
  • Изменение нормы обязательных резервов;
  • Процентные ставки по операциям Банка России.

Регулирование ставки рефинансирования является одним из основных инструментов антиинфляционной политики РФ. Повышение или понижение ставки рефинансирования зависит от стоящих перед нами задач – уменьшения или увеличения денежной массы в обращении. При повышении ставки рефинансирования кредитным организациям становится невыгодно брать займы у ЦБ, кредиты населению и предприятиям становятся дороже, и как следствие происходит мультипликативное уменьшение денежной массы в обращении. При уменьшении ставки рефинансирования происходит обратный процесс – увеличение количества денег в обращении.

В качестве примера, можно рассмотреть динамику изменения ставки рефинансирования в РФ в период с 26.12.11 по 03.04.13 (табл.1).

Таблица 1 – Динамика изменения ставки рефинансирования в период с 26.12.11 по 03.04.13 гг.

Операции на открытом рынке широко используются в мировой практике. Они выступают в качестве инструмента регулирования банковской ликвидности. В практике Банка России операции по покупке/продаже ценных бумаг на открытом рынке используются в относительно небольших масштабах как дополнительный инструмент регулирования банковской ликвидности. Основным фактором, снижающим потенциал его использования данного инструмента, является относительная узость и низкая ликвидность российского рынка государственных ценных бумаг. Кроме того, в период формирования профицита банковской ликвидности использование данного инструмента ограничено относительно небольшим размером собственного портфеля ценных бумаг Банка России.

Изменение нормы обязательных резервов выступает в качестве еще одного дополнительного инструмента антиинфляционной политики. В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России, являются одним из инструментов денежно-кредитной политики Банка России. Норма обязательных резервов – это установленный процент обязательств, который всякий коммерческий банк обязан держать в резерве в ЦБ РФ. Увеличение или уменьшение нормы обязательных резервов влечет за собой соответственно уменьшение/увеличение денежной массы в обращении и понижение/повышение величины банковского мультипликатора. С 12 февраля 2013 года норма обязательных резервов в РФ равна 4,25%.

Изменение процентных ставок (дисконтная политика) также оказывает влияние на величину денежной массы в обращении. Согласно статье 37 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Таким образом, ЦБ может влиять на изменение рыночных процентных ставок, покупая или продавая краткосрочные и долгосрочные государственные облигации.

К немонетарным инструментам антиинфляционной политики относятся:

  • Сокращение государственных расходов;
  • Ограничение роста заработных плат;
  • Налоговая политика.

Существует множество видов антиинфляционной политики, выбор определенного вида зависит от множества факторов: состояния экономики страны, эффективности применения политики в данной стране, уровня инфляции. Ниже будут рассмотрены основные виды антиинфляционной политики.

В зависимости от целевого назначения выделяют антиинфляционную политику предложения, дезинфляционную политику, активную политика и адаптивную политику.

Антиинфляционная политика предложения – это политика, направленная на увеличение естественного уровня национального продукта с целью сокращения инфляции, основным инструментом которой является сокращение предельной ставки налогообложения в целях стимулирования роста объема выпуска.

Дезинфляционная политика – совокупность регулирующих мероприятий правительства в области государственных финансов и в денежно-кредитной сфере, имеющих целью сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса. Инструменты: блокирование или принудительное снижение цен, изъятие денег, сокращение финансовых средств, выпуск государственных займов.

Активная политика заключается в сдерживании роста денежной массы в условиях высокого профицита счета текущих платежей.

Адаптивная политика – это приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий. Инструменты: увеличение ставки процента на величину уровня инфляции, индексация первоначальной суммы инвестиций.

По характеру и темпам проведения бывают следующие виды антиинфляционной политики: «шоковая терапия», политика «градуирования».

«Шоковая терапия» - резкое сокращение темпа роста денежной массы. Инструменты: девальвация, деноминация, нуллификация.

Политика «градуирования» - постепенное уменьшение темпа роста денежной массы.

В зависимости от выбора приоритетов выделяют политику доходов, фискальная политика, денежно-кредитная политика, дефляционная политика.

Политика доходов – непосредственное или косвенное воздействие на располагаемые доходы населения. Инструменты: воздействие на рост цен и заработной платы, воздействие на величину располагаемого дохода с помощью налога.

Фискальная политика – политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Основной инструмент – расширение (ограничение) совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов.

Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий в области денежного обращения, Инструменты: увеличение учетной ставки ЦБ, операции на открытом рынке, операции на валютном рынке.

Дефляционная политика – совокупность мер, проводимых государством с целью сдерживания инфляции и оздоровления платежного баланса. Инструменты: повышение налогов, сокращение бюджетных расходов, сокращение денежной эмиссии и кредитных вложений.

Выше были представлены основные классификационные виды антиинфляционной политики.

Хочется отметить, что для создания эффективного механизма антиинфляционной политики необходимо ориентироваться на системный подход, то есть использовать инструменты разных видов антиинфляционной политики. На сегодняшний день инфляция остается неразрешенной проблемой, в связи с чем необходимы дальнейшие исследования этого многофакторного явления.

Инфляция и инфляционная политика.

Инфляция может вызываться разными факторами. Это и выпуск излишнего количества денежных единиц, и отставание производства товаров от роста платежеспособного спроса, и поступление на рынок товаров, не пользующихся спросом.

Инфляция - это переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, что приводит к их обесцениванию.

Инфляция - это денежное явление, но она не ограничивается обесцениванием денег. Она проникает во все сферы экономической жизни и начинает разрушать эти сферы. От нее страдает государство, производство, финансовый рынок, но больше всех страдают люди. Во время инфляции происходит:

ü Обесценивание денег по отношению к золоту;

ü Обесценивание денег по отношению к товару;

ü Обесценивание денег по отношению к иностранной валюте.

Еще одно определение инфляции мы можем прочитать в современных американских учебниках.

Инфляция - это повышение общего уровня цен. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос - ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.

Выделяют следующие виды антиинфляционной политики:

1. Фискальная политика

2. Кредитно-денежная политика.

3. Монетаризм

4. Гипотеза естественного уровня

5. Фискальная политика, ориентированная на предложение.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Фискальная политика - это манипулированием государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. Либеральные экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности рыночной системы рекомендуют ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за сокращение совокупных расходов в период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.



Методы фискальной политики:

Изменения реального объема производства. Увеличение реального объема производства повышает реальные доходы от всех главных источников налоговых поступлений, включая подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыли корпораций, с продаж и с оборота. В то же время увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи. В основном это происходит за счет того, что увеличение реального объема производства естественно снижает безработицу.

Изменения уровня цен. Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета - доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно.

Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.

Автоматическая стабилизация. Существует ситуация, когда в экономической системе наблюдается оживление, реальный объем производства увеличивается, уровень цен растет, а безработица сокращается. Каждое из этих явлений приводит к пополнению государственного бюджета в реальном исчислении, то есть к увеличению прямых поступлений, сокращению выплат и трансфертов, либо к обоим этим процессам одновременно. При наступлении экономического спада темпы роста реального объема производства замедляются, и возрастает безработица. При этом темпы инфляции снижаются, даже если сокращение деловой активности недостаточно масштабно, чтобы вызвать значительное снижение уровня цен. Поскольку встроенные в налогово-бюджетную систему механизмы обязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций, такие бюджетные составляющие, как подоходные налоги и выплата пособий по безработице называются автоматическими стабилизаторами. Эти механизмы служат для смягчения реакции экономической системы на изменения объемов потребления плановых инвестиций частного сектора и сальдо экспортно-импортных операций.

В кредитно-денежной политике для ограничения предложения денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов коммерческих банков. Это делается следующим образом:

Центральные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков.

Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.

Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у центральных банков.

Среди трех видов денежного контроля (операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки) наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке. Три основных инструмента кредитно-денежной политики периодически дополняются некоторыми менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования, которое касается фондовой биржи, покупок в рассрочку и увещевания.

На краткосрочных временных интервалах последствия ограничительных действий в рамках денежно-кредитной политики состоят в следующем:

Повышение нормы процента.

Уменьшение уровня реального объема производства.

Понижение уровня цен.

Однако политика дорогих денег для ограничения инфляции приводит к сокращению чистого экспорта. Это означает рост торгового дефицита. Происходит это следующим образом: инфляция политика дорогих денег - более высокая процентная ставка возросший спрос на национальную валюту за границей стоимость национальной валюты повышается чистый экспорт сокращается сокращается совокупный спрос. Следовательно, политика дорогих денег, проводимая для смягчения инфляции, противоречит задаче корректировке дефицита торгового баланса.

Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Таким образом, рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Монетаристы являются ярыми сторонниками свободного рынка. Государственное управление считается неэффективным, вредным для индивидуальной инициативы и содержащим нередко политические ошибки, которые дестабилизируют экономику. Основополагающим уравнением монетаризма является уравнение обмена (уравнение Фишера):

где М - предложение денег,

V - скорость обращения денег в кругообороте доходов;

P - средняя цена, по которой продается каждая единица физического объема производства;

Q - физический объем производимых товаров и услуг.

Монетаристы видят в денежном предложении единственный фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Теоретические рассуждения монетаристов проистекают из того, что расширение денежного предложения повышает спрос на все виды активов, а также на текущий объем производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут. Кроме того, монетаристы считают скорость обращения денег стабильной - в том смысле, что ее колебания невелики, и она не изменяется в ответ на изменение самого по себе денежного предложения. Монетаристы полагают, что, хотя изменение предложения денег может вызвать краткосрочные изменения в реальном объеме производства и занятости, поскольку рынок приспосабливается к этому изменению, в длительной перспективе изменение предложения денег воздействует на уровень цен.

Большинство монетаристов не советуют использовать политику дешевых и дорогих денег для смягчения подъемов и спадов экономического цикла. С точки зрения монетаристов, экономическая нестабильность порождается скорее неправильным кредитно-денежным регулированием, чем внутренней неустойчивостью экономики. С точки зрения монетаристов, изменение совокупного спроса влияет преимущественно на уровень цен и оказывает слабое воздействие на реальный ВНП.

Гипотеза естественного уровня заключается в утверждении, что экономика является устойчивой в долгосрочном плане при естественном уровне безработицы. Гипотеза естественного уровня имеет два варианта:

1. Теория адаптивных ожиданий. Наиболее упрощенный вариант теории адаптивных ожиданий сводится к тому, что люди представляют себе будущее подобно недавнему прошлому, отталкиваясь от которого они формируют свои планы, то есть фирмы ожидает в настоящем году тот же самый темп инфляции, что и в прошлом году. В более сложных экономических моделях, нередко предполагается, что ожидания основаны на некоем средневзвешенном значении темпов инфляции за несколько предыдущих лет. Теория адаптивных ожиданий в своей основе предполагает использование кривой совокупного предложения, имеющей положительный наклон на краткосрочных временных интервалах и перемещающейся вверх на долгосрочных интервалах. Таким образом, теория адаптивных ожиданий создает основу для вполне удовлетворительной интерпретации процесса инфляции. Однако по ряду причин эта теория не удовлетворяет многих экономистов.

2. Теория рациональных ожиданий. Основным положением этой теории является идея о том, что рынки товаров и факторов производства высококонкурентными и поэтому ставки заработной платы и цены на товары и факторы производства гибко реагируют на изменения в сфере производства и обмена. Под влиянием новой рыночной ситуации потребители и предприниматели принимают адекватные экономические решения и в результате цены на товары и ресурсы изменяются. Подобная реакция потребителей, предпринимателей и собственников факторов производства сводит на нет результаты стабилизационной политики.

Фискальная политика, ориентированная на предложение. Фискальная политика, особенно изменение налогов, может изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять на те изменения, которые фискальная политика может вызвать в соотношении уровень цен - реальное производство. Более низкие налоги увеличат размеры доходов после уплаты налогов и, таким образом увеличат сбережения домашних хозяйств. Сокращение налогов на предпринимателей увеличит прибыльность инвестиций. Более того, сниженные подоходные индивидуальные налоги увеличивают также величину зарплаты после уплаты налогов, и, следовательно, усиливают стимулу к труду. В то время как с точки зрения традиционных кейнсианских подходов снижение налоговых ставок вызовет сокращение налоговых поступлений и увеличит дефицит бюджета, подход экономики предложения предполагает, что сокращение ставок налогов может быть организовано таким образом, что оно обеспечит рост налоговых поступлений и сокращение дефицитов.

Среди отдельных методов борьбы с инфляцией можно выделить индексацию и так называемый «валютный коридор».

Индексация подразумевает, что заработная плата, налоги, долговые обязательства, процентные ставки и многое другое становятся нечувствительными к инфляции, если в ответ на изменения цен осуществляется корректировка номинальных денежных платежей. В течение инфляционного периода все долгосрочные контракты -- договоры с профсоюзами о заработной плате, соглашения о поставках промышленной продукции, контракты о предоставлении ссуд и т. д. -- должны предусматривать защиту от роста цен. Если это делается просто за счет установления более высоких ставок номинальной заработной платы, цен и процентных ставок, упомянутые контракты будут продолжать действовать в сторону повышения издержек даже после того, как в тех или иных частях экономической системы инфляция замедлилась. Однако если заработная плата, цены и процентные ставки в долгосрочных контрактах связаны с темпом инфляции, их движение будет синхронизировано с изменением общего уровня цен. Следовательно, если индексация распространится повсеместно, вероятно, что темп инфляции быстрее среагирует на замедление роста совокупного спроса и, в свою очередь, также замедлится. Однако если инфляционные процессы вызваны резким нарушением («шоком») предложения, а не избыточным спросом, то индексация может ухудшить, а не улучшить положение вещей. Индексация имеет тенденцию сводить все цены и ставки заработной платы к средней величине, затрудняя корректировку относительных цен.

«Валютный коридор» является способом принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счёт займов. При длительном сохранении «валютного коридора» экономика выходит на специфический стационарный режим с высокой дополнительной потребностью в валюте. Если гарантированные долгосрочные источники валюты имеются, то такой режим реализуем (хотя и не обязательно целесообразен). Если же таких источников нет, то избранная политика неизбежно приводит к разрушительным последствиям.

На основе различных теорий возникли два основных вари-анта антиинфляционных стабилизационных программ -- ортодоксальная и гетеродоксальная (осуществляются и смешанные программы). Ортодоксальная исходит из признания господствующей роли в развитии инфляции денежных факторов; гетеродоксальная -- факторов неденежного характера инфляции издержек.

Ортодоксальная программа предусматривает максимально возможное включение рыночных регуляторов (свободные цены при возможном ограничении роста заработной платы и поддержании стабильного курса национальной денежной единицы, либерализация условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынке), свертывание хозяйственной активности государства (необходимо лишь стремиться к сбалансированию бюджета и поддержанию темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства). Иначе говоря, она имеет монетаристский характер.

Гетеродоксальная программа предусматривает более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание или сдерживание роста цен и заработной платы (политику доходов) с целью предотвращения высокой инфляции, участие в создании рыночной инфраструктуры, налоговое стимулирование производства, поддержку жизненно важных отраслей и производств, регулирование внешней торговли и валютных операций. Таким образом, она включает меры, рекомендуемые немонетаристскими теориями.

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны и противоречивы по своим последствиям.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.

Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:

сокращение инфляционного потенциала.

предсказуемость динамики инфляции.

снижение темпов инфляции.

стабилизация цен.

Стратегическая цель антиинфляционной политики - привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпа-ми роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.

  • 1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).
  • 2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т. д.

Если инфляция растет в результате роста издержек производства, то в этом случае следует всячески стимулировать инвестиции. А поскольку правительства развитых стран не могут пользоваться жесткими методами прямого директирования цен, то вновь приходится прибегать к таким методам, как увеличение налоговых ставок.

Как показывает мировая практика, сократить инфляцию в короткие сроки помогает программа стабилизации, которая включает набор взаимосвязанных мероприятий в области бюджетной, и денежно-кредитной политики. Как правило, она осуществляется единым комплексом, и часто в этом процессе участвуют зарубежные правительства и международные организации. Основными задачами стабилизационной программы являются:

  • - сокращение правительственных расходов, в том числе сокращение субсидий;
  • - повышение налогов;
  • - снижение объемов кредитования коммерческих банков;
  • - увеличение выпуска казначейских облигаций и объемов зарубежных займов;
  • - повышение социальных расходов на нужды малообеспеченных слоев населения;
  • - фиксация обменного курса национальной валюты.

В осуществлении стабилизационных мер наряду с экономической логикой требуется и политическая дальновидность. Известно, что повышение налогов является крайне непопулярным шагом любого правительства. И проведение этой меры не находит поддержку у населения. Поэтому она должна быть скомпенсирована увеличением расходов на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь направлен на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить социально значимые программы могут зарубежные займы.

Подготовить программу стабилизации и начать ее выполнять - дело довольно трудное. Основная задача, чтобы она начала работать. Поэтому, многие страны пытаются одновременно с сокращением государственных расходов вносить изменения в экономическое законодательство. Это касается, например, закона, запрещающего Центральному банку выдавать кредиты правительству или коммерческим банкам .

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.

Конкретные методы сдерживания инфляции необходимо разрабатывать после определения характера инфляции, выделения основных и связанных с ними факторов, подстегивающих раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение комплекса таких мер, которые соответствуют этой специфике.

Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей.

Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.

Антиинфляционная политика – это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Существуют два подхода:

1. Регулирование спроса (дефляционная политика)

Дефляционная политика – это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышение процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Этот подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.

В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижаются налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателей средних и низких доходов.

Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.

2. Политика доходов

Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем их замораживания или установления пределов их роста. Это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Выбирая варианты, учитывают выбранные приоритеты. Если целью является сдерживание экономического роста, выбирают первую, второй отдают предпочтение, если поставлена цель - стимулирование экономического роста. Если же целью является остановить инфляционный рост, то параллельно используют два метода.

Формы антимонопольной политики:

1. В ряде стран применяется индексация доходов, которая означает компенсацию потерь в результате обесценивания денег.

2. Форма сдерживания роста цен проявляется в замораживании цен на отдельные продукты.

3. Конкурентное стимулирование производства. Оно включает меры: значительное уменьшение налогов для производителей и косвенное стимулирование сбережений населения, а также стимулирование рыночной конкуренции.

Антиинфляционные меры:

1. Стабилизация инфляционных ожиданий.

2. Денежные ограничения.

3. Решение проблемы дефицита бюджета.

4. Реформа налогообложения.

5. Регулирование валютных курсов.

6. Приватизация.

7. Денежные реформы:

Нуллификация – объявление об аннулировании сильно обеспеченной единицы и введения новой валюты;

Ревальвация (реставрация) – восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы;

Девальвация – снижение золотого содержания денежной единицы, а после второй мировой войны – это снижение валютного курса к доллару;

Деноминация – укрепление масштаба цен путем зачеркивания нулей.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства проводить особого рода политику в этой области. Для нахождения оптимального варианта борьбы с инфляцией необходимо разрешить дилемму: либо ликвидировать инфляцию, либо адаптироваться к ней. В различных странах находится собственное решение, обусловленное целым комплексом специфических обстоятельств, например, в США и Англии ставится задача борьбы с инфляцией на государственном уровне. В других странах чаще прибегают к проведению программ адаптационного характера.

Существует несколько способов стабилизации денежного обращения посредством денежных реформ:

    нуллификация - объявление об аннулировании значительно обесцененных денежных единиц и введении новых;

    реставрация - восстановление бывшего ранее золотого содержания денежной единицы;

    девальвация - снижение золотого содержания денежной единицы, а после второй мировой войны официального валютного курса к доллару США;

    деноминация - метод “зачеркивания нулей”, то есть укрупнение масштаба цен.

По методам проведения все реформы делятся на три типа:

обмен бумажных денег по дефляционному курсу на новые деньги с целью резкого уменьшения массы бумажных денег;

временное (полное или частичное) замораживание банковских вкладов населения и предпринимателей;

сочетание обоих методов.

Как показывает мировой опыт, в том числе и российский, что денежные реформы обеспечивают только кратковременный эффект.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить два подхода в ее реализации.

Монетарные рычаги

Немонетарные рычали

    контроль за денежной эмиссией

    осуществление текущего контроля за состоянием денежной массы путем операций на открытом рынке и резервной политики

    недопущение эмиссионного финансирования госбюджета

    пресечение обращения денежных суррогатов

    проведение денежной реформы конфискационного типа

    уменьшение госрасходов

    увеличение налогов

    сокращение дефицита госбюджета

    переход к жесткой кредитно-денежной политике

    стабилизация валютного курса путем его фиксирования

    сдерживание роста факторных доходов и цен

    борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных инструментов

    стимулирование производства в рамках «экономики предприятия»

Антиинфляционная политика подразделяется на активную и адап­тивную политику.

Активная политика направлена на ликвидацию причин, вызвав­ших инфляцию.

Адаптивная политика представляет собой приспособление к ус­ловиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий.

Инфляция и безработица представляют две основные проблемы, стоящие перед любым правительством. Решение этих проблем нахо­дится в тесной зависимости.

Основные рычаги управления инфляционными процессами нахо­дятся в руках у государства, так как именно государство ответствен­но за денежное предложение и, соответственно, величину денежной массы.

Однако сокращение находящихся в обращении денег создает лишь условия для прекращения инфляции (за исключением тех редких случаев, когда инфляция имеет чисто монетарную природу, например, явилась следствием непреднамеренных ошибок политики Центрально­го Банка). История знает немало примеров, когда новые «хорошие деньги начинали опять быстро обесцениваться. Поэтому для эффек­тивности борьбы с инфляцией необходимо устранение причин, ее по­родивших, что требует изменения кредитно-денежной и фискальной политики и ряда других мер.

Активная политика.

Монетарные рычаги:

Правительство имеет в своем распоряжении целый набор прямых монетарных рычагов , способствующих прекращению и сдерживанию инфляции.

К ним среди прочих следует отнести:

    контроль за денежной эмиссией;

    недопущение эмиссионного финансирования госбюджета;

    осуществление текущего контроля денежной массы путем осуществления операций на открытом рынке;

    пресечение обращения денежных суррогатов;

    наконец, проведение денежной реформы конфискационного типа.

Эффективность первых четырех перечисленных методов может быть обеспечена лишь в целях сдерживания или предотвращения инфляции. В условиях же гиперинфляции единственным выходом является денежная реформа .

Конфискационные денежные реформы проводились во многих странах, например, в половине стран Европы, включая СССР после Второй мировой войны. Проиллюстрируем ее действие на примере Германии после Первой мировой войны. К 1922 г. инфляция в Гер­мании достигла пика: 40-кратный рост цен, дефицит бюджета, покрываемый денежной эмиссией, составлял почти.40% расходов, произошло снижение обменного курса марки в 50 раз. В 1923 г. процесс разрушения экономики только усилился.

В ноябре 1923 г. началась денежная реформа конфискационного типа, 1 новая марка обменивалась на 1 трлн старых, при ограничении суммы обмена. При этом правительство перешло к жесткой кредитно-денежной политике и сокращению дефицита госбюджета за счет уменьшения расходов и увеличения налогов. В результате произошла стабилизация экономики, и к 1927 г. промышленное производство удвоилось по сравнению с 1923 г.

Вышеприведенный пример дает еще одно подтверждение тезису о том, что борьба с инфляцией может быть успешной только в том случае, если направлена на устранение не только проявлений инфляции (денежная реформа уничтожила угрожающе избыточную денежную массу), но причин, ее порождающих и поддерживающих.

В соответствии с рассмотренными выше механизмами инфляции, антиинфляционные меры классифицируются в зависимости от того, на борьбу с каким видом инфляции они направлены.

Меры, направленные против инфляции спроса:

    уменьшение госрасходов;

    увеличение налогов;

    сокращение дефицита госбюджета;

    переход к жесткой кредитно-денежной политике;

    стабилизация валютного курса путем его фиксирования.

Меры, направленные против инфляции спроса, в конечном итоге сводятся к сдерживанию совокупного спроса. К ним, в первую очередь, следует отнести уменьшение госрасходов и увеличение налогов, сокращение дефицита госбюджета, переход к жесткой кредитно-денежной политике.

Данные изменения экономика, имеющая высокий уровень инфляции, переживает весьма болезненно: сокращение совокупного спроса сопровождается спадом и ростом безработицы. Однако стабилизация экономики создает хорошие предпосылки для эффективного развития.

Инфляция со стороны спроса - основная причина почти всех исторических примеров высокой инфляции. И история дает нам примеры как молниеносных, «шоковых» мер антиинфляционной политики, так и постепенного угасания инфляции. Невозможно однозначно сказать, какая политика лучше - все определяется конкретными условиями и возможностями. Тем не менее можно утверждать следующее.

К преимуществам молниеносной политики, если она проводится в условиях высокого общественного доверия к правительству, относится резкое снижение не только собственно инфляции, но и инфляционных ожиданий, что создает условия для устойчивого безинфляционного развития. Подтверждение этому - - выше приведенный пример Германии 1922 г., пример той же Германии 1948 г., Польши 1990 г., Латвии и Эстонии 1992 г. и т. д. К недостаткам относится Достаточно резкий спад производства и рост безработицы, а также рост социальной напряженности в результате ухудшения экономического положения.

К преимуществам постепенной политики относится в первую очередь сохранение относительной социальной стабильности: медленный рост безработицы дает надежду на успешное проведение программ переквалификации, незначительный спад оставляет надежду программам структурной перестройки и перепрофилирования производств. Часто эти надежды оказываются иллюзиями, но многие социальные группы заинтересованы в их реализации. К недостаткам следует отнести, во-первых, неопределенность экономической политики. Во-вторых, такая политика сохраняет достаточно сильные инфляционные ожидания.

Еще одной из действенных мер в рамках сокращения спроса явля­ется стабилизация валютного курса путем его фиксирования. Данная мера не однозначна и несет в себе много отрицательных моментов (например, возникновение теневого валютного рынка). Однако нельзя игнорировать многие положительные последствия указанной меры, особенно для экономики, во многом зависящей от внешней торговли. Например, Чили в 1979 г. установило трехлетний мораторий на изме­нение курса национальной валюты. Правительства ФРГ и Японии после проведения послевоенных реформ молниеносного типа установили достаточно жесткое государственное регулирование внешнеэкономической и валютной сфер на длительный период, так, марка ФРГ стала полностью конвертируемой только в 1965, а иена - вообще в 1970-е г.

Данная мера является средством борьбы не только с инфляцией спроса, но и с инфляцией издержек в случае, если экономика в значительной степени зависит от импорта. Следует отметить, что меры борьбы с инфляцией издержек достаточно многообразны.

Меры, направленные против инфляции издержек:

    сдерживание роста факторных доходов и цен;

    борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов;

    стимулирование производства в рамках «экономики предложения».

Политика, направленная против роста факторных доходов и од­новременно роста цен, - так называемая политика сдерживания цен и доходов, может быть реализована различными средствами: замора­живанием цен и зарплаты и косвенным ограничением их роста.

Косвенное ограничение предусматривает либо установление тройственного соглашения «государство -предприниматели -профсоюзы», либо введение дополнительных налогов на рост доходов и цен. Однако история изобилует многочисленными провалами таких попыток. Например, в Бразилии в 1992 г. «тройственное» соглашение продержалось лишь несколько месяцев; в России ни введение прогрессивного налогообложения предприятий (еще правительством Рыжкова- Павлова), ни введение 4, затем 6 минимумов заработной платы не дали ощутимого эффекта.

Важное место в преодолении инфляции издержек занимает борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов. В современной России это имеет особое значение. Так, в объеме совокупной реализации продукции двухсот крупнейших предприятий России по состоянию на сентябрь 1996 г. на долю сырьевого сектора приходилось 83,5 %. При этом степень концентрации производства более чем в 7 раз выше, чем в США (на 10% крупнейших предприятий приходится 75 % всей реализации).

Наконец, следует выделить меры, направленные на стимулирование производства в рамках «экономики предложения». Суть данной концепции сводится к тому, что правительство должно проводить мероприятия, способствующие сдвигу долгосрочной кривой совокуп­ного предложения, то есть увеличению уровня естественного выпуска.

К основным элементам политики экономики предложения следует отнести:

    снижение налогов (для бизнеса и подоходного). Снижение налогов на бизнес создаст дополнительные стимулы для активизации предпринимательства;

    развитие конкуренции в инфраструктурном секторе;

    усиление трудовых мотиваций населения путем изменения социальной политики;

    денежную эмиссию строго в рамках ожидаемого прироста естественного уровня выпуска.

Наиболее развернуто данная концепция была применена в США в 1980-е гг. (хотя и не в полной мере) и результаты такой политики были впечатляющие: снижение инфляции и безработицы, устойчи­вый рост экономики. Хотя при этом нельзя отрицать существования и других факторов роста в этот период.

Все изложенное выше относится к так называемой активной ан­тиинфляционной политике. В противовес ей существует адаптивная политика, то есть политика приспособления к условиям, направленная на смягчение ее отрицательных последствий.

Адаптивная политика:

    индексация;

    соглашения с предпринимателями и профсоюзами о темпах роста цен и зарплаты.

Индексация, то есть изменение номинальных денежных выплат, имеет серьезное значение для смягчения последствий инфляции толь­ко по той причине, что распространяется на получателей фиксирован­ных доходов, то есть тех, кто больше всех теряет от инфляции. Кроме того, если индексация достаточно тесно увязана с темпами инфляции, то она может оказать и понижающее давление на инфляционные ожидания. К отрицательным моментам индексации следует отнести ее влияние на сдерживание корректировки относительных цен, и если инфляция вызвана изменениями в структуре предложения, то индек­сация может стать причиной инфляционной спирали (как это имело место в Израиле во время нефтяного шока 70-х гг.).

К адаптивным мерам можно отнести и уже упоминавшуюся поли­тику «доходы - цены». По форме указанная политика направлена на устранение причин инфляции, но, как уже было сказано, она практи­чески никогда не достигает результатов.



Поделиться