Американская космическая станция скайлэб. Жизнь на Skylab

Американскую орбитальную станцию «Скайлэб» вывели на орбиту 14 мая 1973 года. По планам специалистов NASA, она должна была эксплуатироваться чуть ли не сто лет. Однако эту станцию американцы затопили уже в 1979 году. И причина ее ликвидации до сих пор остается неразгаданной загадкой.

«Скайлэб» оказалась одной из самых дорогих программ Соединенных Штатов в истории освоения космоса. Стоимость проекта составила около трех миллиардов долларов по ценам того времени. Поистине астрономическую сумму.
Спроектировал и создал станцию знаменитый конструктор Вернер фон Браун. Орбитальный блок ее был создан на базе ракеты S-4В, представляющей собой третью ступень ракеты-носителя «Сатурн-5». Водородный бак ракеты переоборудовали в двухэтажное помещение для экипажа из трех человек. На нижнем этаже располагались бытовые помещения, а на верхнем разместили исследовательскую лабораторию. Вместе с пристыкованным к ней основным блоком корабля «Аполлон», объем станции составлял 330 кубических метров. На станции заранее были созданы запасы воды, пищи и одежды для астронавтов трех запланированных экспедиций. Вес полезной нагрузки станции равнялся 103 тоннам.
Неприятности начались сразу после вывода станции на околоземную орбиту высотой около 435 километров. В первые 63 секунды полета скоростным напором сорвало часть противометеоритного экрана, а также одну из двух панелей солнечных батарей. Вторую батарею заклинило куском сорванного противометеоритного экрана. Так, во всяком случае, объявили инженеры NASA. Комплект астрономических приборов отошел от станции и раскрыл свои солнечные батареи, но их мощности не хватало. Из-за срыва противометеоритного экрана, который выполнял и роль щита тепловой защиты, внутри станции начала повышаться температура.
Первой экспедиции, отправившейся на станцию 25 мая 1973 года, большую часть времени пришлось посвятить ремонтным работам. Члены экипажа трижды выходили в открытый космос. Проработав на станции до 22 июня, астронавты отстыковались от станции, облетели ее, и вернулись на Землю, пробыв в космосе 28 суток. Вторая экспедиция отправилась на «Скайлэб» 28 июля и провела на орбите 59 суток.
Третья экспедиция стартовала 16 ноября 1973 года и была самой продолжительной, пробыв в космосе 84 дня. И она была последней на борту дорогостоящей станции. А затем стало твориться что-то странное. Поднятая на высокую орбиту, станция стала быстро приближаться к Земле. И в 1979 году «Скайлэб» была затоплена. NASA прилагало все усилия, чтобы ее обломки попали в Индийский океан. Несмотря на это, около тысячи мелких фрагментов металлическим дождем просыпались на густонаселенный район штата Западная Австралия. К счастью, обошлось без жертв.
Причина, по которой американцы затопили станцию, не выяснена до сих пор. Специалисты и журналисты со временем стали проводить независимые расследования. Самый сенсационный материал журналистских расследований был опубликован в газете «Пророчества и сенсации», № 336, август 1998 года. В статье утверждалось, что станция «Скайлэб» была захвачена пришельцами. Поэтому ее преднамеренно затопили вместе с находившимися на борту двумя инопланетянами, которые не смогли покинуть сошедшую с орбиты станцию. Специалисты, просмотрев опубликованные снимки «Скайлэб», также обратили внимание, что в передней части станции располагается силовая ферма весом около 11,4 тонны, благодаря существованию которой обтекатель станции представлялся лишним элементом. Возникал вопрос: зачем выводить на орбиту лишний груз почти в 12 тонн, если каждый килограмм выводимого веса получается буквально золотым по затратам? Досконально изучив конструкцию станции, многие специалисты пришли к выводу, что она специально создавалась для состыковки с аппаратами внеземных конструкций, а, проще говоря, с неопознанными летающими объектами.
Именно благодаря обтекателю к шлюзовой камере мог крепиться инопланетный аппарат, размеры которого могли в 35-40 раз превышать размеры самой станции. А она имела длину в 24,6 метра и диаметр 6,6 метра. Задача фермы обтекателя заключалась в том, чтобы выдержать нагрузку при стыковке 80-тонной станции с кораблем массой более 2 тысяч тонн. Так это, или нет, остается загадкой. Но боковой стыковочный узел был изначально заложен в конструкцию станции. И объяснить его назначение специалисты NASA не смогли. А, скорее всего, не захотели. Некоторые ученые высказывают мнение, что не было никаких повреждений при выводе «Скайлэб» на орбиту. А выходившие три раза в открытый космос астронавты первой экспедиции готовили станцию к стыковке с НЛО гигантских размеров. Скорее всего, «Скайлэб» не был захвачен агрессивно настроенными инопланетянами, а основной целью вывода станции в космос на высокую орбиту было установление долгосрочного контакта с представителями инопланетной цивилизации. Но что-то пошло не так. Возможно, именно по этому станция намеренно была затоплена. Но, так ли это на самом деле, мы, как всегда, не знаем.
1973 Астронавт Джозеф Кервин осматривает Чарльза Конрада во время первого пилотируемого полета Skylab.

Американскую орбитальную станцию «Скайлэб» вывели на орбиту 14 мая 1973 года. По планам специалистов NASA, она должна была эксплуатироваться чуть ли не сто лет. Однако эту станцию американцы затопили уже в 1979 году. И причина ее ликвидации до сих пор остается неразгаданной загадкой.


«Скайлэб» оказалась одной из самых дорогих программ Соединенных Штатов в истории освоения космоса. Стоимость проекта составила около трех миллиардов долларов по ценам того времени.
Орбитальный блок ее был создан на базе ракеты S-4В, представляющей собой третью ступень ракеты-носителя «Сатурн-5». Водородный бак ракеты переоборудовали в двухэтажное помещение для экипажа из трех человек. На нижнем этаже располагались бытовые помещения, а на верхнем разместили исследовательскую лабораторию. Вместе с пристыкованным к ней основным блоком корабля «Аполлон», объем станции составлял 330 кубических метров.
На станции заранее были созданы запасы воды, пищи и одежды для астронавтов трех запланированных экспедиций. Вес полезной нагрузки станции равнялся 103 тоннам
Первой экспедиции, отправившейся на станцию 25 мая 1973 года, большую часть времени пришлось посвятить ремонтным работам. Члены экипажа трижды выходили в открытый космос.
Проработав на станции до 22 июня, астронавты отстыковались от станции, облетели ее, и вернулись на Землю, пробыв в космосе 28 суток.
Вторая экспедиция отправилась на «Скайлэб» 28 июля и провела на орбите 59 суток.
Третья экспедиция стартовала 16 ноября 1973 года и была самой продолжительной, пробыв в космосе 84 дня. И она была последней на борту дорогостоящей станции.
Третья миссия была знаменита еще и тем, что астронавты впервые в истории встретили Новый год на орбите. Их полет продолжался с 16 ноября 1973 года по 8 февраля 1974 года. На их долю выпала столь насыщенная программа экспериментов, что они практически не имели времени на отдых. Когда экипаж потребовал скорректировать программу с целью ее облегчения, Центр управления полетами ответил отказом. И тогда астронавты — Джеральд Карр, Уильям Поуг и Эдвард Гибсон — провели односуточную забастовку, отключив радио и предавшись отдыху, гарантированному законом о труде. Однако к окончанию полета вся ранее запланированная программа оказалась выполненной.
После возвращения на Землю третьего экипажа станцию законсервировали. Ее дальнейшее использование предполагалось возобновить, когда начнут полеты «шаттлы» — корабли многоразового использования. При их помощи НАСА намеревалось укрупнить «Скайлэб» за счет присоединения к нему еще нескольких орбитальных модулей и довести количество членов исследовательского экипажа до шести. То есть создать некий аналог нашей станции «Мир» за несколько лет до того, как на орбиту была выведена эта советская станция.

Однако «Скайлэб» начал терять высоту. Чтобы спасти его, приподняв орбиту, необходимо было направить на станцию разгонный двигатель — станция такового не имела. Но это была чрезвычайно сложная и рискованная операция, от которой в итоге отказались. В связи с чем «Скайлэбу» был подписан смертный приговор.

Летом 1979 года в результате возрастания солнечной активности произошло некоторое увеличение плотности атмосферы на орбите станции. Торможение возросло. И 11 июля 1979 года она вошла в плотные слои атмосферы. Сход «Скайлэб» с орбиты был неконтролируемым. Его обломки рассеялись в Индийском океане и над малонаселенными районами Австралии.

1971 план орбитальной станции


1 июля 1973
Третий пилот миссии Jack R. Лусма после вакуумного душа


1973
Астронавт Оуэн Гэрриот принимает пищу


1973
Астронавт Джозеф Кервин надувает мыльные пузыри


1973
Астронавт Чарльз Конрад стрижет Пола Вейца



1973
Оуэн Гэрриот внутри устройства отрицательного давления нижней части тела. Что это????


1973
Астронавт Алан Бин читает перед сном

Здравствуйте. Высылаю статью «Тайна затопления американской станции «Скайлэб». Какая причина ликвидации станции «Скайлэб»? Артур Лепинский г. Киев

В истории околоземной космонавтики есть эпизоды, ждущие разгадки.

Американскую орбитальную станцию "Скайлэб" вывели на орбиту 14 мая 1973 года. Она предназначалась для длительного полета на околоземной орбите. Расписание экспериментов и график полетов космических челноков составлялись по общему плану, когда пребывание станции на околоземной орбите планировалось, по самым пессимистическим прогнозам, до весны-лета 1983 года. Отчасти поэтому программа разработки "Скайлэба" была одним из самых дорогих мероприятий для США. Огромные средства были затрачены на станцию с объемом жилых отсеков более 340 кв. метров и с наличием на орбите полезного груза на 103 тонны. В 1973-74гг. на станции побывали 3 экипажа астронавтов (всего 9 человек). Максимальная продолжительность полета "Скайлэба" составила ничтожно малые финальные 84 суток (начинали с 27,17 и 59,04 суток).

Почему станцию затопили после того, как на ней побывало только 3 экипажа? 11 июля 1979 (11.7.1979) "Скайлэб" окончательно сошел с орбиты, врезался в плотные слои атмосферы и сгорел. Станция прекратила существование без каких-либо внятных объяснений со стороны властей США и НАСА.

С момента первых публикаций качественных иллюстративных материалов эксперты выражали недоумение по поводу того, что на имеющихся изображениях "Скайлэба" отчетливо наблюдалась силовая ферма (весом в 11,4 тонн) в передней части станции, из-за функционирования которой обтекатель (с функцией поддержки) представлял классический образец технического излишества. Мимо этого нельзя было пройти. Ни тогда, ни сегодня. Ибо кто же забросит на орбиту двустворчатый обтекатель ферменной конструкции весом в 12 тонн без особой на то надобности? Есть такое выражение: "Каждый грамм на орбите - золотой". А тут два объекта каждый в 12 тонн! На сегодняшний день по конструкции "Скайлэба" имеется проблемный список, в котором - у разных экспертов, - от 45 и до 60 пунктов. Вместе с тем подобные (ранее оправданные!) критические замечания автоматически снимаются в связи версией согласно, которой станция создавалась для состывок с аппаратами не установленного образца (НЛО).

Благодаря обтекателю кроме астрономического модуля к шлюзовой камере крепился околоземный инородный объект, параметры которого предположительно в 35-40 раз превышали аналогичные показатели "Скайлэба". Задача фермы, наличие которой никто до сих не опроверг, заключалась в том, чтобы держать расчетную минимальную нагрузку при состыковке "Скайлэба" (около 80 тонн) с кораблем пришельцев массой от 2 тысяч тонн. Огромный вес. Таков честный ответ на истеричный вопрос экспертов: "Если в 1970-е годы не умели осуществлять автоматическую стыковку и рабочий контакт с боковыми поверхностями, зачем тогда в конструкцию заложили БОКОВОЙ стыковочный узел?" Избыточность в надежности обтекателя была вызвана тем, что конструкторы и инженеры попросту не представляли, с чем придется работать на орбите. Скорее всего, разработчики полагались на некие устные или зрительные характеристики. То есть, под наше определение вполне подходят огромные конструкции неоднократно наблюдавшиеся над лунной поверхностью! Такие вещи требовали деликатного обращения. Поэтому экипаж только первой экспедиции на орбитальную станцию совершил три (!) выхода в космос с общей протяженностью почти в шесть часов. Не было никаких повреждений при старте. Никто не устранял повреждений станции, по официальной формулировке, "для восстановления ее работоспособности". Фактически "работоспособность" орбитального объекта наступала с момента инженерной подготовки "Скайлэба" ко стыковке с гигантским НЛО.

Мы изменяем версию, согласно которой "Скайлэб" был захвачен изначально враждебно настроенными пилотами НЛО. Судя по всему, американское правительство рассчитывало на тайное долгосрочное сотрудничество на орбите. Что же произошло за несколько месяцев до сведения станции с орбиты?

Отвечает Правитель Луны Архиразумный Бог Ххач: Американская космическая станция «Скайлэб» была направлена в Космос с целью изучения околоземной орбиты, внедрения на данную орбиту инопланетных кораблей, стыковку с этими кораблями, чтобы в дальнейшем проводить с ними совместные работы взаимовыгодного плана.

Перед запуском станции «Скайлэб» на земле была проведена большая подготовительная работа совместно с инопланетниками с планеты Дьявола. В процессе контактов контактантов негативного плана с планетами Дьявола была получена необходимая информация о создании стыковочного узла для стыковки с инопланетным Космическим кораблём с планеты Дьявола. На данную совместную работу высокие американские круги возлагали большую надежду, ибо на околоземной орбите, совместно с инопланетниками планет Дьявола, планировалось создать внеземную платформу, с которой предполагалось проводить обработку населения планеты Земля психотронным оружием.

Когда к станции «Скайлэб» приблизился с целью стыковки инопланетный корабль с планеты Дьявола, инопланетники повели себя грубо, требовательно, некорректно. Они потребовали предоставить им технические характеристики станции. Тот из космонавтов, кто находился на телепатической связи с инопланетниками неправильно понял их просьбу. Космонавтам показалось, что инопланетники хотят захватить их в плен при осуществлении стыковки. Они подумали, что инопланетникам необходимы технические характеристики их станции для того, чтобы создать на своей планете, на основе полученных данных, более совершенную конструкцию. Через контактанта космонавты передали инопланетникам, что не будут давать им техническую характеристику станции ибо это секретная информация. От таких ответов инопланетники пришли в недоумение и выразили свой отказ в сотрудничестве. Космонавты поняли, что совершили ошибку.

В связи с неудавшимся экспериментом было принято решение затопить станцию. Станция была затоплена вместе с экипажем. Инопланетных жителей на станции не было.

Секреты американской космонавтики Железняков Александр Борисович

Глава 44 Орбитальная станция «Скайлэб»

Орбитальная станция «Скайлэб»

Американская орбитальная станция «Скайлэб» (SkyLab – сокращение от Небесная лаборатория) была создана в 1960-х годах на волне всеобщего энтузиазма, связанного с пилотируемыми космическими полетами, особенно с лунными экспедициями «Аполлонов». Специалистам НАСА будущее представлялось эрой расцвета космических исследований. Предполагалось, что освоение космоса станет одной из основных задач в области науки и техники, и что для этого будут выделяться большие финансовые средства. Именно поэтому были начаты серьезные конструкторские проработки больших космических станций, которые, как ожидалось, позволят создать обитаемую научную базу на Луне, а при использовании ядерной энергетической установки даже осуществить полеты человека на Марс.

Но два важных события охладили пыл энтузиастов. Одним из них стала война во Вьетнаме, пожиравшая ежедневно тысячи жизней и миллиарды долларов, и нанесшая серьезный удар по экономике США. А вторым – завершение программы «Аполлон». Как это ни парадоксально звучит, но экономия средств от закрытия лунного проекта не привела к перенацеливанию их на другие разработки. Орбитальная станция «Скайлэб» и космический транспортный корабль многоразового использования «Спейс Шаттл» – вот все, что осталось от первоначально намеченной обширной программы работ в области космических исследований.

Предполагалось, что полет станции «Скайлэб» даст США необходимый опыт эксплуатации большой орбитальной лаборатории. Причем благодаря использованию оставшегося от лунной программы оборудования, этот опыт будет приобретен ценой минимальных финансовых затрат. Так задумывалось. Так не получилось.

Эмблема программы «Скайлэб»

Но программа «Скайлэб» никогда не появилась бы на свет, если бы не запуски орбитальных станций в Советском Союзе. Победив в лунной гонке, американцы стали заметно отставать в создании орбитальных систем. Чтобы восстановить равновесие и в этой области, и было решено в кратчайшие сроки подготовить и запустить обитаемую космическую станцию.

Орбитальный блок станции «Скайлэб» был создан на базе ракеты «Сатурн-4Б» – третьей ступени ракеты-носителя «Сатурн-5». Ее водородный бак был переоборудован в просторное двухэтажное помещение для экипажа из трех человек.

В нижней части станции находился бытовой отсек с помещениями для отдыха, приготовления и приема пищи, сна и личной гигиены. Выше располагался лабораторный отсек, где астронавты работали. Полный внутренний объем орбитальной космической станции «Скайлэб» вместе с пристыкованным к ней модифицированным основным блоком космического корабля «Аполлон» – около 330 кубических метров. Это в три раза больше, чем аналогичные разработки того времени в Советском Союзе.

Вода, пища и одежда в количестве, достаточном для работы трех экипажей по три астронавта, были запасены в специальных контейнерах еще перед стартом. Вода находилась в резервуарах, размещенных в верхней части станции, пища хранилась в шкафах для пищевых продуктов, холодильниках и в морозильных камерах, также размещенных в верхней части станции и в помещениях для отдыха, приготовления и приема пищи.

Орбитальная станция «Скайлэб» на орбите

Снаружи на корпусе станции были смонтированы панели солнечных батарей, которые во время выведения станции на орбиту в сложенном состоянии были прижаты к ее корпусу. С внешней стороны станция была окружена тонким алюминиевым экраном цилиндрической формы, который после выведения на орбиту с помощью специальных рычагов отодвигался от поверхности станции и, находясь от нее на некотором расстоянии, служил для защиты корпуса от ударов микрометеоритов и от воздействия интенсивного солнечного излучения.

В головной части орбитального блока станции были размещены отсек оборудования, шлюзовая камера и причальная конструкция, которая позволяла космическим кораблям «Аполлон» пристыковываться к станции и производить смену экипажей.

Запуск «Скайлэба» состоялся 14 мая 1973 года. В начале полета казалось, что все идет нормально, и лишь после выведения станции на орбиту была обнаружена серьезная неисправность на ее борту. Оказалось, что в течение первых 63 секунд полета скоростным напором воздуха оторвало часть противо-метеоритного экрана и одну из двух панелей солнечных батарей. В результате вырабатываемая батареями электрическая мощность оказалась существенно меньше расчетной, что не позволяло нормально функционировать бортовым системам и научному оборудованию. Кроме того, возникла угроза перегрева станции под действием мощных потоков солнечного излучения.

В какой-то момент в НАСА даже промелькнула крамольная идея: «А не бросить ли всю эту затею со станцией?». Но потом в аэрокосмическом ведомстве все-таки решили, что еще не все потеряно, и стали срочно готовить запчасти для ремонта, который должны были провести члены первого экипажа станции.

Первый экипаж (командир Чарльз Конрад (Charles Conrad), второй пилот Пол Вейц (Paul Weitz), врач-астронавт Джозеф Кервин (Joseph Kerwin)) отправился на борт станции не через пять дней, как это сначала планировалось, а через одиннадцать, 25 мая. Спустя семь с половиной часов после старта они подлетели к «Скайлэбу», совершили инспекционный облет вокруг него и подтвердили, что одна панель солнечной батареи полностью отсутствует, а вторую заклинило куском сорванного противо-метеоритного экрана. Надев скафандры для выхода в открытый космос, астронавты попытались раскрыть заклинившую панель солнечной батареи, для чего командир экипажа Конрад начал проводить маневры отстыкованного от орбитальной станции корабля «Аполлон» на минимально возможном расстоянии от ее поверхности. В это время Вейц, которого подстраховывал Кервин, высунулся из люка, держа в руках специальные закрепленные на длинной ручке ножницы. Несмотря на все героические усилия экипажа, раскрыть заклинившуюся панель им не удалось – она не двигалась.

Бросив это бесполезное занятие, астронавты стали готовиться к переходу на борт станции. На Земле прогнозировали, что экипаж ждет еще одна опасность. Рост температуры внутри станции мог привести к выделению токсичных газов из обшивки. А это, если не позаботиться заранее, могло привести к отравлению и даже гибели астронавтов, поэтому в «Скайлэб» Конрад, Вейц и Кервин переходили, надев респираторы. К счастью, опасения оказались напрасными.

Несмотря на трудности, эксплуатация «Скайлэба» в пилотируемом режиме была начата. Астронавты не только отремонтировали станцию, но и полностью выполнили свою программу работ. Первый экипаж пробыл в космосе 28 дней – рекордный по тем временам срок.

Второй экипаж (командир Алан Бин (Alan Bean), второй пилот Джек Лусма (Jack Lousma), научный работник-астронавт Оуэн Гэрриот (Garriott Owen)) стартовал 28 июля 1973 года. Казалось, что, идя по проторенному коллегами пути, второму экипажу будет легче. Однако после прибытия на станцию выяснилось, что астронавтов там ждет крупная неприятность. В двух из четырех связок вспомогательных двигателей основного блока корабля «Аполлон» была обнаружена утечка горючего, что могло помешать благополучному возвращению астронавтов на Землю. В связи с этим непредвиденным обстоятельством НАСА немедленно стало разрабатывать план отправки на станцию «Скайлэб» экспедиции спасения, на случай, если таковая потребуется. Два астронавта могли на модифицированном основном блоке корабля «Аполлон» отправиться на станцию и забрать оттуда трех астронавтов. К счастью, проводить намеченную на 5 сентября спасательную операцию, в которой должны были участвовать астронавты Вэнс Бранд и Дон Линд, не пришлось – выяснилось, что утечка топлива не столь опасна, как это показалось вначале.

Тем временем работа на борту «Скайлэба» шла своим чередом. Астронавты продолжили начатые Конрадом, Вейцом и Кервином эксперименты по биологии, космической медицине, физике Солнца, астрофизике и наблюдению Земли. 7 августа был совершен выход в открытый космос, во время которого поверх установленного первой экспедицией теплозащитного экрана типа «зонт» был раскрыт новый экран типа «полог». Он должен был обеспечить лучшую изоляцию корпуса станции от солнечного излучения. Астронавты также заменили кассету с пленкой в комплекте астрономических приборов.

Американские астронавты на борту станции ««Скайлэб»

Позднее двум астронавтам вновь пришлось выходить в открытый космос для подключения кабеля, соединяющего блок взятых ими с собой запасных гироскопов с цифровой вычислительной машиной. Эта операция позволила исправить серьезное повреждение, которое было обнаружено в системе ориентации станции. Все эти неполадки не помешали астронавтам полностью выполнить намеченную программу полета. 25 сентября, после 59 суток пребывания в космосе, экипаж второй экспедиции благополучно вернулся на Землю.

Третья, заключительная экспедиция на «Скайлэб» (командир Джеральд Карр (Gerald Carr), второй пилот Уильям Поуг (William Porue) и научный работник-астронавт Эдвард Гибсон (Edward Gibson)) отправилась в космос 16 ноября. Так как планировалось побить рекорд пребывания в космосе, много места в полетном задании было отведено проведению медицинских исследований. Астронавты выполнили массу физических упражнений на имевшемся на станции велоэргометре, занимались бегом на месте. Несмотря на то, что третий экипаж станции провел на ее борту гораздо больше времени, чем предыдущие экипажи (84 дня), после возвращения на Землю Карр, Поуг и Гибсон находились в лучшем физическом состоянии, чем их предшественники, и гораздо быстрее адаптировались к условиям земного тяготения.

Во время этой экспедиции члены экипажа космической станции наблюдали и фотографировали комету Когоутека при ее движении вокруг Солнца. Они сообщили, что свечение кометы, подобно свечению пламени, содержит желтый и оранжевый цвета, но преобладает желтый цвет.

Рабочее помещение станции «Скайлэб»

Другим важным событием было наблюдение за солнечной вспышкой, которую обнаружил один из астронавтов, долгие часы изучавший солнечную корону с помощью комплекта астрономических приборов. Это был первый случай регистрации выброса протуберанца в солнечной короне с самого момента его зарождения при помощи мощных вынесенных в космос оптических приборов. Члены третьего экипажа «Скайлэба» стали первыми землянами, встретившими в космосе наступление нового, 1974-го, года. Это сейчас подобное событие происходит регулярно. А тогда «новогоднему застолью» на орбите было уделено немало внимания.

На этом эксплуатация «Скайлэба» в пилотируемом режиме завершилась, хотя ресурс станции был далеко не исчерпан. Были планы возвращения астронавтов на борт, правда, весьма отдаленные. Полагали, что станция продолжит движение по круговой орбите вокруг Земли до начала 1980 года или дольше. К тому времени должны были начаться полеты кораблей многоразового использования. С помощью одного из шаттлов планировали доставить к «Скайлэбу» небольшое автоматическое устройство – робота-телеоператора, представляющего собой дистанционно управляемый разгонный блок. Экипаж шаттла должен был состыковать робота со станцией и поднять орбиту станции. Или наоборот, управляемо свести ее с орбиты.

Сделать это не успели. Повышение солнечной активности в 1978–1979 годах «столкнуло» «Скайлэб» с орбиты. 11 июля 1979 года станция вошла в земную атмосферу и в ней разрушилась. Несгоревшие обломки упали, по большей части, в Индийский океан, но некоторые фрагменты долетели до Австралии. Довольно много обломков было подобрано на дальней оконечности «зеленого континента», а один большой обломок цилиндрической формы длиной 1,8 метра и диаметром около 0,9 метра и весом в полтонны был найден на ферме около города Роллина. К счастью, падение этого обломка не причинило никакого ущерба ни людям, ни строениям.

Так закончилась история «Скайлэба». После этого американцы два десятилетия не занимались созданием орбитальных станций. И лишь новые политические реалии вернули их к этим работам. Но об этом в одной из следующих глав. А пока хочу вспомнить еще одну страницу из «пост-аполлоновской эпохи».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Письма 1820-1835 годов автора Гоголь Николай Васильевич

М. П. ПОГОДИНУ <1832> Июля 8. Подольск, 1-я станция от Москвы Вот что называется выполнять свои обещания: я обещал к вам писать по крайней мере из Тулы, а пишу из Подольска. Я ехал в самый дождь и самою гадкою дорогою и приехал в Подольск и переночевал и теперь свидетель

Из книги Артек автора Степная А Ф

М. И. ГОГОЛЬ 1832. Октября 10. <Станция под Курском.> Я пишу к вам из станции под Курском, нарочно для того, чтобы вы не соскучились, не получая долго от нас известия. Лиза, Анна и я, слава богу, здоровы, как нельзя лучше, и даже можно прибавить - веселы, несмотря на то, что экипаж

Из книги Чернобыль, Припять, далее нигде… автора Шигапов Артур

Детская техническая станция Детские технические кружки и научно-технические развлечения занимают большое место в жизни артековцев. Юные техники находят здесь возможность поработать в хорошо оборудованных кабинетах Детской технической станции под квалифицированным

автора Паскевич Сергей

Брошенная станция Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нее, станут вдали от страха мучений ее, плача и рыдая, и говоря: «Горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом, ибо в один час погибло

Из книги Фау-2. Сверхоружие Третьего рейха. 1930–1945 автора Дорнбергер Вальтер

Станция Янов Железнодорожная станция Янов - известная локация в «Сталкере». В реальности этот железнодорожный узел построен рядом с небольшим селом Янов, первые упоминания о котором в истории чернобыльщины датируются XVIII веком. В1925 году, когда была проложена

Из книги Чернобыль. Реальный мир автора Паскевич Сергей

Глава 3 Первый шаг: экспериментальная станция «Куммерсдорф-Запад» Экспериментальная станция «Запад» была расположена между двумя артиллерийскими полигонами Куммерсдорфа, примерно в 2,7 километра к югу от Берлина, на прогалине в редком сосновом лесу провинции

Из книги Тайны ракетных катастроф. Плата за прорыв в космос автора

Станция Янов Железнодорожная станция Янов – известная локация в «Сталкере». В реальности этот железнодорожный узел построен рядом с небольшим селом Янов, первые упоминания о котором в истории чернобыльщины датируются XVIII веком. В 1925 году, когда была проложена

Из книги Тюдоры. «Золотой век» автора Тененбаум Борис

Глава 27 Экспериментальная космическая станция А теперь вновь о полетах космических кораблей типа «Союз». Речь пойдет о событиях января 1969 года, когда впервые в мире на околоземной орбите была создана экспериментальная космическая станция – прообраз ставших ныне

Из книги Чернобыль. Реальный мир автора Паскевич Сергей

Глава 30 «Салюты», «Скайлэб», «Алмазы» и «Мир» Разработка орбитальных станций началась в СССР и в США вскоре после того, как на орбиту отправились первые искусственные спутники Земли. В какой-то степени это было навеяно фантастической литературой, где громадные поселения

Из книги Хроники разрушенного берега автора Кречмар Михаил Арсеньевич

Глава 35 Кем был Шекспир? Глава дополнительная и имеющая характер некоего расследования I Фрэнсис Бэкон был человеком поразительного интеллекта, и сфера его интересов была чрезвычайно широкой. По образованию он был юристом, с течением времени стал лордом-канцлером, то

Из книги Все, что я знаю о Париже автора Агалакова Жанна Леонидовна

Станция Янов Железнодорожная станция Янов - известная локация в «Сталкере». В реальности этот железнодорожный узел построен рядом с небольшим селом Янов, первые упоминания о котором в истории чернобыльщины датируются XVIII веком. В 1925 году, когда была проложена

Из книги Секреты американской космонавтики автора Железняков Александр Борисович

Станция связи. Четвёртый НУП По каким-то своим, малопонятным сухопутному человеку резонам катер отвернул от острова и двинул вдоль невысокого слабогористого берега к северо-востоку от Города. Очертания сопок здесь были мягкие, округлые, мягкими же были и цвета береговых

Из книги Джон Леннон. Все тайны «Битлз» автора Макарьев Артур Валерьянович

Станция тропосферной связи Изломанные серые причудливые обрывы, будто бы вызванные из небытия режиссёром-фантастом, понижались к востоку, напоминая опускающих в море хвосты гигантских, многосотметровых, ящеров с зазубренными спинами. На ближайшем хвосте, который на

Из книги автора

Самая необычная станция метро Метро в Париже совсем не похоже на московское: минимум декора, максимум практичности – на подземке вы доберетесь куда угодно. Однако одна станция достойна специального посещения. 11-я линия Парижского метрополитена, станция Искусств и

Из книги автора

Глава 32 Орбитальная станция MOL Прежде чем продолжить рассказ о полетах к Луне, хочу коснуться другого аспекта пилотируемой космонавтики 1960-х годов. А именно вопроса создания орбитальных станций. В те годы они рассматривались, в основном, как боевые системы космического

Из книги автора

Москва, январь, 1967 год. Станция метро «Проспект Маркса» Сдав последние экзамены зимней сессии, студент факультета международных экономических отношений МГИМО Сергей Костров, пребывая в хорошем расположении духа, уже собрался выходить из метро и пройтись пешком домой

Середина 1960-х была поистине золотой эпохой NASA - в 1966 году бюджет агентства составлял 4.41% от федерального бюджета США, а в его штате находилось 410 тысяч человек (и плюс еще 370 тысяч подрядных работников). Ни до, ни после агентство никогда не имело сопоставимых ресурсов. Для сравнения, в наше время бюджет NASA составляет 0.49% от федерального, а в штате находится 79 тысяч человек (плюс 19 тысяч подрядных сотрудников).

Сейчас программа «Аполлон» ассоциируется у большинства исключительно с полетами на Луну. Однако в те годы у NASA существовала масса проектов по поводу того, как использовать лунную технику в других миссиях. Совокупность этих предложений известны как прикладная программа «Аполлон» (AAP). Наиболее известными проектами прикладной программы были:


  • Дополнительные полеты «Аполлона-18», «Аполлона-19» и «Аполлона-20». В качестве возможных мест высадки подобных миссий рассматривались кратеры Коперника и Тихо.

  • 28-дневная миссия на полярной лунной орбите.

  • Создание лунной базы.


  • Создание космической обсерватории ATM по наблюдению за Солнцем на базе лунного модуля.

  • Переоборудование на околоземной орбите третьей ступени ракеты Сатурна-5 с целью создания на ее базе большой орбитальной станции.


Проблема заключалась в том, что «Аполлон» был в первую очередь политически мотивированной программой. И как только основная цель была достигнута, финансирование было резко сокращено, что сделало невозможным реализацию большинства проектов прикладной программы. В итоге, ее единственными доведенными до стадии запуска элементами стали созданная на базе третьей ступени Сатурн-5 орбитальная станция и солнечная обсерватория ATM.

Из-за отмены трех последних миссий «Аполлона», у NASA осталось в распоряжении три неиспользованные ракеты Сатурн-5, а также запас командных модулей корабля «Аполлона». Это избавило агентство от необходимости придерживаться старого плана по переоборудованию третьей ступени Сатурна-5 прямо на орбите, что требовало минимум двух запусков: орбитальная станция, получившая название Скайлэб, была построена на Земле на основе корпуса третьей ступени и запущена в мае 1973 года.

Благодаря своему «ракетному» происхождению станция могла похвастаться феноменальным по тем временам габаритами: длина — 24,6 метра, максимальный диаметр — 6,6 метров, масса — 77 тонн. Суммарный внутренний объём цилиндра Скайлэб составлял 352 м³. Это давало астронавтам очень большую свободу передвижений - у них были личные каюты, душевая кабинка, они могли легко прыгать от стенки к стенке во время занятий гимнастикой, и даже летали внутри на установке для перемещений в открытом космосе ASMU. Как это было можно представить по данным видео.

А вот так проходили внутристанционные испытания установки для перемещения в открытом космосе.


Впрочем, всего этого могло и не случиться, ибо при выходе станции на орбиту произошла авария - сорвавшийся теплоизолирующий экран выбил одну солнечную батарею и заклинил другую. Без теплозащиты, внутри станции стала быстро нарастать температура, потому первая экспедиция на Скайлэб SL-2 в основном занималась ее спасением, меняя солнечные батареи и устанавливая вместо потерянного теплозащитного экрана специальное полотнище.

Успешной реанимации станции во многом способствовала солнечная обсерватория ATM - второй реализованный элемент расширенной программы «Аполлон». Она была запущена в связке со Скайлэб и имела собственные солнечные батареи, которые смогли обеспечить станцию минимумом энергии на период ремонта.

В дальнейшем, на Скайлэб слетало еще две экспедиции. Экипаж SL-3 проработал на орбите 59 дней, и помимо большого количества экспериментов и наблюдений, отметился одним из самых известных в истории. Кроме того, астронавты оставили «подарок» своим сменщикам - когда на станцию прибыл экипаж следующей экспедиции, то вероятно к своей немалой радости они обнаружил три безмолвно взирающих на них «фигуры» в летных комбинезонах. Третья экспедиция проработала на станции 84 дня, что по тем временам было весьма неплохим достижением. Оно было перекрыто лишь экипажем «Салют-6» в 1978 году.

Интересно, что вместе со станцией был построен и специальный спасательный корабль, представлявший собой переоборудованный командный модуль «Аполлон» способный вместить пять человек. Один раз ракета с установленным на нее спасательным кораблем даже выводилась на стартовую площадку, но к счастью все обошлось.

Другой интересный факт заключается в том, что всего было построено два Скайлэба. Существовало предложение задействовать вторую станцию для эксперимента по симуляции гравитации путем раскручивания ее на орбите. Другой вариант заключался в использовании ее в рамках программы «Союз-Аполлон» с возможностью посещения станции советскими экипажами (т.н. International Skylab). Однако из-за продолжающегося урезания космических бюджетов станция так и осталась на Земле.

Что касается оригинального Скайлэб, то после того, как в феврале 1974 года третья экспедиция покинула станцию, на ней остались запасы воды минимум на полгода, и кислорода на 420 дней. Рассматривался вариант запустить в 1974 году кратковременную четвертую экспедицию, которая подняла бы орбиту станции (у Скайлэб не имелось собственного двигателя), однако она была отменена - считалось, что на текущей орбите (440 километров) Скайлэб просуществует как минимум до начала 1980-х.

Начало эксплуатации шаттлов было запланировано на 1979 год. Рассматривался вариант, в рамках которого во время одного из первых полетов (изначально, шестая миссия) шаттл поднял бы орбиту станции. После этого в рамках следующих миссий станция была бы существенно переоборудована: планировалось, что Скайлэб будет оснащен собственным двигателем, новым стыковочным узлом и шлюзовым отсеком, дополнительными научными модулями и к середине 1980-х на ней будет размещен экипаж в 6-7 человек, и она смогла бы функционировать как своеобразная база по приему шаттлов.

Однако, подобно всем благим начинаниям, эта идея не выдержала встречи с реальностью. С одной стороны, программа шаттлов столкнулась с массой задержек и переносов. С другой, инженеры недооценили солнечную активность и ее влияние на срок жизни орбитальных объектов. Уже в 1976 году специалисты NORAD рассчитали, что станция войдет в атмосферу в середине 1979 года.

По мере того, как первый полет шаттла все переносился и переносился, стало понятно, что станция будет потеряна. Военные быстро предложил свои «услуги» по избавлению от станции с помощью ракет, но это предложение было сразу же отвергнуто. Второй вариант заключался в отправке беспилотного модуля с двигателем, который бы поднял орбиту Скайлэб. Для его сборки на орбите требовалось два запуска.

Но к этому моменту на Земле победили сторонники идея создания новой модульной орбитальной станции (этот проект позже обрел название Freedom). Скайлэб был построен по технологиям 1960-х годов, многие его узлы нуждались в замене, да и сама станция была рассчитана на экспедиции посещения, а не на многолетнее проживание. Еще одной проблемой было то, что как и на «Аполлонах» давление на станции составляла 0.35 от земного, а атмосфера состояла из чистого кислорода, в то время как на шаттлах поддерживалась атмосфера, сходная с земной. Так что для попадания внутрь станции новым экипажам пришлось бы проходить декомпрессию в шлюзовом отсеке. Но в то же время, именно эти аспекты и вызывал интерес у тех, кто отстаивал необходимость возрождения Скайлэб: инженерам было важно собрать информацию о том, в каком состоянии после пяти лет пребывания без экипажа будет станция и эффектах ее длительного пребывания в космосе. Да и экипажи шаттлов могли бы использовать Скайлэб в качестве своеобразного полигона, где они могли бы оттачивать свои навыки по космическому ремонту.


Концепт орбитальной станции Freedom


Но в итоге, было принято решение вообще ничего не предпринимать и ждать, когда станция сгорит в атмосфере. Нетрудно догадаться, что после этого ожидаемое падение Скайлэба стало большим медиасобытием 1979 года. Были выпущены сувенирные футболки и бейсболки с изображением падающей станции, газеты объявили о премиях тому, кто найдет первый обломок Скайлэб и т.п. 11 июля 1979 Скайлэб вошел в земную атмосферу. Считалось, что обломки станции упадут в точке на 1300 километров южнее Кейптауна, одна расчеты снова оказались ошибочны и часть обломков упала в западной Австралии южнее города Перт. По забавному совпадению, 20 июля в Перте проходил конкурс мисс Вселенная и здоровенный фрагмент корпуса станции был выставлен на сцене, где выступали претендентки.

Сейчас этот и другие фрагменты находятся в различных музеях. Как показал их анализ, станция проявила удивительную живучесть и рассыпалась на обломки на высоте всего лишь 16 километров. Власти графства Эсперанс в итоге выставили NASA счет в 400 австралийских долларов за "засорение территории". Он был оплачен лишь в 2009 году, причем не агенством, а одним калифорнийским диджеем по собственной инициативе.

Таким образом, единственный реализованный проект прикладной программы «Аполлон» был завершен и под целой космической эпохой была подведена окончательная черта. Первый полет шаттла «Колумбия» состоялся 12 апреля 1981 года. Что касается станции Freedom, то после целого ряда бюджетных сокращений и переносов, она эволюционировала в американский сегмент МКС, сборка которой началась лишь в 1998 году.



Поделиться