Уроки Мармеладова в романе Достоевского «Преступление и наказание. Тема духовного подвига в романе «Преступление и наказание Что объединяет Софью с Родионом

Центр дистанционного образования «Эйдос»

ТЕМА ДУХОВНОГО ПОДВИГА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Предмет, тип работы: Литература, исследование

Руководитель :

Учитель русского языка и литературы, МОУ Усть-Ордынская средняя школа №1 им. В.Б. Борсоева, п. Усть-Ордынский

Учитель информатики, МОУ Усть-Ордынская средняя школа №1 им. В.Б. Борсоева, п. Усть-Ордынский

WEB -адрес , по которому размещена работа:

http://edu. *****/borsoyevets/default. asp? ob_no=49842

Почему я выбрала эту тему:

Я решила провести работу над романом «Преступление и наказание», потому что этот роман, написанный еще в XIXв., не теряет своей актуальности и сейчас. Мне кажется, что читателям будет интересно подробнее узнать о натуре Сони Мармеладовой.

Цели и задачи :

Я хочу, чтобы люди лучше узнали и поняли Соню Мармеладову, которая жертвует своей жизнью во благо своих близких, идет по «желтому билету» только потому, что другого выхода у нее нет. В своем исследовании я постараюсь раскрыть ее суть.

Главная идея:

Я хочу донести до читателей всю сложность положения Сони, и доказать, что она все-таки заслуживает уважения и сострадания.

План работы: 1.Нравственный идеал Достоевского.

2.Описание жизни Сони.

3.Поступок, который определил дальнейшую жизнь Сони.

4.Смерть родителей.

5.Соня и теория Родиона Раскольникова.

7.Искупление Сони.


Главные выводы работы, ее назначение и применение:

Достоевского «Преступление и наказание» - это сложный психологический роман, который не всегда бывает понятен и интересен читателю, поэтому, я считаю, что данную работу можно будет читать для того, чтобы лучше осознать значение романа, понять, что Достоевский не хочет показать, что Соня - безнравственная девушка, а всего лишь человек, который оказался в сложной ситуации, и который в течение всей своей жизни пытается искупить свой грех.

Роман «Преступление и наказание» тесно связан с нашей жизнью, потому что таких, как Соня, к сожалению, в нашей жизни много, поэтому в своей работе я хочу помочь читателям понять мысль Достоевского о том, что человек имеет право на ошибку, но он должен осознать ее, понять всю неправильность своего поступка и только после этого обрести счастье и духовный покой.

Вывод: каждый человек имеет право на ошибку, но он должен осознать ее, сделать все для того, чтобы ее искупить. Соня с самого начала знает, что грешна, но она совершила этот грех не для себя, не ради выгоды, а для того, чтобы ее родные и близкие были счастливы, она пожертвовала собой ради счастья других. Да, она совершила грех, но душа ее по-прежнему чиста и хочет любить. Ведь именно, единственную отдушину своей души, именно в ней он увидел своего ангела-хранителя, который готов к самопожертвованию и состраданию. Соня признает вину за свое «ремесло»: «Да ведь я… бесчестная… я великая грешница…», но все-таки она морально и нравственно чиста.

Рефлексия:

Для меня данная работа была очень интересна, хоть и оказалась сложнее, чем я думала, Соня Мармеладова - воплощение настоящей русской женщины, которая превозмогая все тяготы жизни, идет вперед, не останавливаясь ни перед чем. Она не признает за собой права судить других людей и что-либо навязывать им. Ее путь к истине лежит через веру, и это отражает надежды самого Достоевского, его взгляды на возможность исправления и очищения людей от греха и зла. В трудные минуты жизни Раскольников приходит именно к ней за помощью, и Соня, обладающая удивительным чувством всепрощения, протягивает ему руку помощи. Из любви к ближнему творит Сонечка добро, и по великому нравственному закону добро и любовь возвращаются к ней: осознавший свою вину и стремящийся к ее искуплению Раскольников «знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания». Наградой Сонечке становится не только искренняя благодарность Раскольникова, но и его истинное раскаяние, духовное воскрешение: «он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим..». В образе Сонечки Мармеладовой воплощены духовная сила и красота – качества, призванные, по мнению Достоевского, «спасти наш мир».

Самооценка:

Оценивать саму себя безусловно сложно, но я считаю, что данное исследование в общем удалось. Данное исследование помогло мне понять всю сущность Сони Мармеладовой. Я знаю, что некоторые относятся к ней не очень доброжелательно, считают что она не заслуживает уважения и сострадания, я же пыталась доказать обратное. Натура Сонечки намного сложнее и глубже, чем думают некоторые, она добра, проста и очень чиста нравственно. Да, она пошла по «желтому билету», но сделала это только во спасение своих близких, которых очень любила, поэтому, несомненно, она заслуживает уважения и сострадания. Вся ее жизнь - жертвоприношение во благо близких людей, путь искупления своих грехов и помощь нуждающимся. Именно она помогла Родиону Раскольникову возродиться и нравственно и морально. Образ Сони Мармеладовой - идеал Достоевского, воплощенный в доброй и простой девушке, оказавшейся в сложном положении. Жизнь бывает очень суровой, но нужно найти в себе силы и идти вперед, именно так и поступает Соня Мармеладова, оказавшаяся в семье с пьющим отцом и маленькими детьми. Что может быть хуже? Но судьба преподносит ей еще один «сюрприз» - забирает жизни обоих родителей, что стало бы с маленькими детьми, если бы у Сони опустились руки? Страшно подумать, ведь даже самоубийство в ее случае было бы не выходом. Но нашлись добрые люди, которые определили маленьких сироток в детдом и оставили им наследство. А сама Соня оказалась свободна и безгрешна. Мне кажется вся ее жизнь – это духовный подвиг во имя человечества.


Достоевского «Преступление и наказание» интересно читателям размышлениями о положительно прекрасном человеке, поисками нравственного идеала.

Положительно прекрасный человек, по утверждению самого автора, это честный человек, самоотверженный, с чувством долга, с умением любить и прощать. Человек, который самосовершенствуется и вся жизнь которого посвящена служению людям. Эти «прекрасные черты сердца» Достоевский видел и находил в женщине. В его записной книжке есть такие слова: «надежда в женщинах, спасение от женщин». Именно в женщинах есть доброта и благородство, доверчивость и открытость, простодушие и скромность, но нет эгоизма. Есть самопожертвование и любовь.

Нравственный идеал Достоевского воплощен в образе Сони Мармеладовой. Вся ее жизнь состояла в соблюдении христианских заповедей, в желании победить свою грешность напряженным духовным усилием.

Сонечка - это совсем молоденькая девушка, можно сказать, еще ребенок, малого роста, худенькая, но «довольно хорошенькая блондинка», с «замечательными» голубыми глазами. Она дочь Семена Захаровича Мармеладова, бывшего титулярного советника, уволенного по «сокращению штатов». У него была большая семья, трое маленьких детей остались без средств. Сам Мармеладов начал пить, пропивать все вещи. Тогда Соня, чувствуя, что иного выхода из этой страшной ситуации нет, пошла по «желтому билету». Она искренне хотела помочь своим близким, которых она горячо любила. Только из чувства глубокого сострадания она пошла по этому бесчестному пути. Я считаю, что это великий подвиг со стороны Сони. Она совершила поступок, противный ее совести, сделала то, что противоречило ее сознанию. Но она пошла на эту сделку с совестью только ради того, чтобы спасти от голода и нищеты своих родных, чтобы хоть немного облегчить их жизнь. Это было проявлением настоящего мужества Сони. Она не упрекала родных в том, что они вынудили ее пойти на это, она относилась к ним только с пониманием и любовью.

Впервые мы видим Соню в момент трагической смерти отца. Она появилась в квартире Мармеладовых потерянная, казалось, она еще не осознавала всего происходящего. Отец, умирая, просил у нее прощения за все: »Соня! Дочь! Прости!» В этих словах выражены тоска и чувство вины перед ней. Перед смертью приходит покаяние, и это, наверное, очень важно перед тем, как уйти в мир иной. Соня простила отца: «он умер у нее на руках»

Вслед за отцом умерла от чахотки его жена Катерина Ивановна. Умирая, она тоже просила прощения за грубость, оскорбления, побои, каялась в своих грехах перед Соней. Отец и мачеха чувствовали ответственность за ее позор, понимали, что виноваты перед ней. Но широкая душа Сонечки и не держала на них зла. Она руководствовалась только чувством сострадания, она шла на позор и унижение ради спасения близких.

Соня познала все тяготы жизни, но не опустилась на «дно», сохранила в душе человеческое тепло, милосердие и любовь. От нее исходит свет, который притягивает к ней людей, делая их лучше и чище.

Поэтому, я думаю, она и привлекала Родиона Раскольникова, сбившегося с истинного пути, потерявшего нравственные ориентиры. Он оказался под влиянием собственной бесчеловечной теории, согласно которой разделял людей на два разряда: на высших и низших, на имеющих право преступить все законы и на «тварей дрожащих» Он превратился в фанатика своей идеи и начал действовать вопреки человеческой природе, возомнив себя «Наполеоном» Это приводит к трагическим последствиям: он убил двух невинных женщин. Раскольников сам становится жертвой теории, он испытывает мучения, нравственные страдания от содеянного, его натура, с детства впитавшая христианскую заповедь «не убий», не давала ему преодолеть ощущение преступности своего поступка. Вспоминая сон Раскольникова об избиении лошади, мы отчетливо понимаем, что даже подсознательно он сам протестует против убийства и жестокости. Теперь он был растерян, однако, охваченный своей теорией, не хотел отказываться от нее.

Тогда судьба свела его с Соней Мармеладовой. Она стала ему любопытна, потому что по-иному смотрела на жизнь: видела в людях хорошее, жалела их, считала, что все люди - творения Бога. Раскольников, веривший только в свою теорию, ожидал увидеть человека, сосредоточенного на своих бедах, но увидел другое. В Соне он увидел силу, позволяющую ей жить. Она твердо ощущала внутренние границы, знала, что можно, а что нельзя. Она понимала, откуда начинается безнравственность. Раскольников это почувствовал. Он увидел в ней свое спасение, поддержку, он раскрылся перед ней до конца, ничего не скрывая и не щадя себя.

Соня, узнав про его тяжелое положение, понимает, как трудно Раскольникову, какое он чувствует мучение от содеянного. «Экое страдание!»- вырвался вопль у Сони. Она «бросилась ему на шею, обняла его руками, заплакала навзрыд» Соня понимала несправедливость, бесчеловечность «наполеоновской» идеи Раскольникова, который не учел главного, что любое убийство противно природе человека. Она твердо знала, что за любым преступлением должно следовать наказание, что надо исправлять свои ошибки, каяться в содеянном. «Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поцелуй землю, поклонись всему свету, а потом скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда Бог опять тебе жизни пошлет», - упрашивала его Соня. Она говорила: » Вместе страдать пойдем» Соня понимала, что, если Раскольников пришел к ней, признался, значит, ему нужна помощь. «Раскольников смотрел на нее и чувствовал, как много на нем было ее любви» А любовь была молчаливая, ненавязчивая, но светлая и преобразующая.

Соня помогала Раскольникову поверить в себя, признать свои ошибки и испытать от них жгучую боль. Бескорыстная христианская любовь Сони способствовала очищению Раскольникова. Его признание в убийстве - это уже первый шаг к истине, это его нравственная победа.

На каторге своей заботой, робким пожатием руки она создавала ощущение постоянного присутствия рядом с ним. Все каторжане полюбили Соню. Полюбили за то, что была отзывчива к чужому горю, проста, скромна и добра. Завидев ее, «все снимали шапки, все кланялись», называли ее не Сонечкой, а Софьей Семеновной. Раскольников все это видел и слышал, ему нравилось то, что Соню ценили, уважали. Может, впервые в жизни он признал в каторжанах, в «тварях дрожащих», людей.

После долгой разлуки из-за его болезни, получив записку от Сони, Раскольников впервые почувствовал, как «сильно и больно билось сердце» Это было уже ожившее сердце, открывшееся для любви. Очень важно, что сильное чувство прорвалось наружу, так долго таясь в его душе. И слезы Раскольникова- это слезы благодарности за веру в него, за терпение, за любовь. Несомненно, это было началом духовного возрождения. Я понимаю, как была счастлива Сонечка. Ведь это было не чудом или случайностью, это было выстрадано верой в добро и верой в Бога.

Благодаря Сонечке, Достоевский показывает Раскольникову необходимость выражать себя не через человеконенавистнические идеи, а через любовь и доброту, через служение ближним. Именно Соня учит любить людей такими, какие они есть, прощать их, понимать, что, живя так, человек изменяется к лучшему, силой любви преображая все вокруг себя.

По моему мнению, в романе «Преступление и наказание» писатель выразил свои сокровенные мысли о нравственном идеале гуманизма, о том, что единственная система нравственных ценностей, испытанная временем,- это Евангелие. Легенда о Лазаре помогает понять финал романа. Раскольников должен воскреснуть духовно, нравственно переродиться.

Таким образом, Достоевский приводит своего героя и нас вместе с ним к такой простой и такой трудно выполнимой истине: » Главное - люби других как себя!»

Исповедь Сонечки Мармеладовой (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

В глубине России, в далекой Сибири на месте жестокой каторги недавно археологи обнаружили потрясающую находку - письмо одной известной заключенной - Сони Мармеладовой под названием "Исповедь Господу". Наш журнал предоставляет читателям уникальную возможность прочитать эту легендарную исповедь.

"Господи, я хочу исповедоваться перед тобой в последние дни своей жизни. На мою долю выпала нелёгкая судьба: рано ушла из жизни мама, отец, женившись на Катерине Ивановне, опустился и спился, а я была вынуждена жить "по жёлтому билету". Но, Господи, прости меня за это, я понимаю, насколько велик и тяжек мой грех, я очень виновата перед папой и Катериной Ивановной и нисколько не виню их, это был мой выбор. Мне стыдно, что я опозорила их имя, и я теперь понимаю, что возможно у меня был иной выход, но тогда я его не видела и поэтому решилась переступить грань нравственности и жить отвергнутой, в позоре и унижении. Все деньги, полученные мной, я отдавала семье, понимая, что там они нужнее. Но я знала, что все эти деньги отец пропивал, укоряя себя за это, но не мог остановиться. Но, тем не менее я никогда не держала на папу зла и никогда не упрекала его ни в чём, та как знала, что не имею права осуждать его, потому что я сама великая грешница.

После смерти отца и Катерины Ивановны мне помог господин Свидригайлов. Я не ожидала от него такой благосклонности и участия в моей судьбе и будущем детишек. Видимо, все, даже самые плохие люди способны на щедрые и благородные поступки. Я всегда буду молиться за успокоение его души, Господи, спаси и сохрани его.

Я считаю, что Соня - это идеал Ф.М.Достоевского. В ней он воплотил все самые лучшие и благородные человеческие качества: терпение, милосердие, сочувствие, безграничную любовь, безмерное желание помочь любимым людям, и, конечно, святую и непоколебимую веру в Бога. Соня в произведении выражает мысли и чувства самого Достоевского. Я считаю Соню святой и чистой девушкой, несмотря на грязный и жестокий мир, в котором она живет, она чиста душой, она не озлобилась, не очерственела. Соне счастье дается в награду за её страдания. Я считаю эту исповедь очень искренней, так как все мечты и мысли Сони идут из глубины сердца, а это невозможно подделать. Соня несёт с собой свет надежды и веры, любви и сочувствия, нежности и понимания - именно таким должен быть человек, по мнению Достоевского. И я с ним полностью согласна.

(11 )

Раскольников зашел в Трактир. Среди посетителей обращал на себя внимание человек, похожий на отставного чиновника, который тоже был в не котором волнении. Раскольников почувствовал к этому человеку невольный интерес. Чиновник смотрел на всех со скукой и высокомерным пренебрежением. Лицо его было отекшим от постоянного пьянства, а во взгляде светилась восторженность, были смысл и ум, но в то же время и безумие. Одет он был в старый оборванный черный фрак с единственной оставшейся пуговицей, жилет и запачканную мятую манишку. Он тоже обратил внимание на Раскольникова и подсел к нему. Представившись титулярным советником Семеном Захаровичем Мармеладовым, он вдруг начал рассказывать о себе.

Мол, снимает угол у хозяйки Амалии Федоровны Липпевехзель и живет там с женой Катериной Ивановной и ее тремя малолетними детьми. Жена его воспитывалась в губернском дворянском институте, получила золотую медаль и похвальный лист. Ей предсказывали блестящее будущее, но она сбежала с молодым офицером.

Мужа она любила чрезмерно, но тот начал играть в карты, попал под суд, а потом умер. Женщина осталась одна с тремя детьми без средств к существованию, родители от нее отказались, а она была чересчур горда. Вот тогда он, вдовец с четырнадцатилетней дочерью Сонечкой, из сострадания попросил ее руки. Через год он лишился должности и запил. долго они ездили с места на место и вот уже полтора года живут в Петербурге.

Здесь Мармеладов нашел место, а потом опять запил и место потерял. Жить стало совсем не на что. Сонечка ради семьи решила пойти на панель, хотя очень от этого страдала. Хозяйка сказала, что не желает жить под одной крышей с проституткой. и девушке пришлось получить желтый билет и снять себе комнату. К ним она заходит только поздно вечером, дает деньги.
Катерина Ивановна, несмотря на свое благородное воспитание, сама стирает и штопает, только рука у нее тяжелая — достается и ему, когда пьяный, и детям, если вздумают заплакать. А теперь она заболела, кашляет, на щеках появились красные пятна.

Пять недель назад Мармеладову посчастливилось найти место. Жена и дочь справили ему приличный костюм, на цыпочках ходили, когда он спал. Он отработал месяц, получил жалованье и все деньги до копеечки принес жене. Та поверила, что все у них теперь будет хорошо, и даже приласкала его. А на другой день он украл у жены ключ от сундука, где лежали деньги, вынул все, что осталось от жалованья, и пропил. А после пропил и всю новую одежду. Было это пять дней назад. А сегодня он ходил к дочери, просил денег на похмелье, и она дала ему тридцать копеек.

Мармеладов допил водку и попросил Раскольникова помочь ему добраться до дому. Он сказал, что боится домашних, но не побоев, а красных пятен на щеках жены и детского плача. Идти было недалеко. Комната была очень бедная, душная, к тому же проходная; дверь в следующие помещения была приоткрыта и оттуда доносились шум и волны табачного дыма.
Кашляя, Катерина Ивановна ходила взад и вперед, глаза ее блестели, но взгляд был неподвижен. Видно было, что у нее чахотка. Самая маленькая девочка, скорчившись, спала на полу, мальчик годом старше плакал в углу, его утешала старшая девочка в платьице, из которого давно выросла. Мармеладов, войдя в комнату, сразу встал на колени. Жена начала кричать на него, а потом досталось и Раскольникову. Тот поспешил уйти, но оставил на окне немного медных денег.

Подойдя, Раскольников увидел под экипажем раздавленного лошадьми Мармеладова , который пьяным попал под колёса. Вскрикнув: «Я знаю его», Раскольников назвал адрес несчастного и упросил отнести его домой, заплатив за это из собственных денег. Мармеладов был ещё жив.

Дома у Мармеладова как всегда возбуждённая Катерина Ивановна с чахоточными пятнами на щеках, раздевала детей на ночь, рассказывая старшей дочери, 10-летней Поленьке, как в молодости танцевала на балах и каким важным человеком был её отец.

Внесли раздавленного отца семейства. Раскольников рассказал о том, что произошло, и послал за доктором, заплатив и за это. Катерина Ивановна велела Поленьке немедленно бежать за Соней .

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

На шум сбежались жильцы из соседних комнат, поднялся гам. Катерина Ивановна кричала: «Дайте хоть умереть спокойно!» Хозяйка квартиры, Амалия Ивановна, требовала, чтобы Мармеладова сейчас же увезли из её комнат в больницу. Катерина Ивановна сцепилась с ней в словесной перепалке.

Приведённый доктор шепнул Раскольникову, что Мармеладов сейчас умрёт. Пришёл священник для исповеди. Умирающий Мармеладов издавал лишь невнятные звуки. Катерина Ивановна поставила детей на колени, они вместе крестились.

Сквозь людей протеснилась приведённая Поленькой Соня , в дешёвом цветном платье. Раскольников видел её в первый раз. Соня выглядела ещё почти девочкой. У неё были замечательные добрые глаза. (См. Внешность Сони Мармеладовой .)

Священник советовал Катерине Ивановне не отчаиваться, а уповать на Бога. В ответ она махнула рукой. Священник корил её за греховное пренебрежение к Всевышнему, но женщина в ответ показала на умирающего: «А это не грех! Куда я детей дену!» Она сильно закашлялась в платок и показала его священнику: он был весь в крови.

Мармеладов, заметив дочь, из последних сил приподнялся и крикнул: «Соня, прости!» Она подбежала к нему. Через мгновение отец умер у неё на руках.

Вызванный квартальный Никодим Фомич узнал Раскольникова: «А, это вы! Вы кровью перепачкались». «Я весь в крови!» – вырвалось у того в ответ.

Раскольников с удивлением почувствовал, что бескорыстная забота о несчастном вызвала в нём ощущение вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни. Оно было особенно ярким после его недавнего глубокого отчаяния – как будто приговорённому к смерти внезапно объявили прощение. Когда Раскольников вышел из квартиры, его догнала маленькая Поленька: сестрица Соня просила узнать его имя и адрес.

– Любите вы сестрицу Соню? – спросил девочку Раскольников.

– Я ее больше всех люблю!

– А меня любить будете? Помолитесь когда-нибудь и обо мне: «и раба Родиона»…

Он вышел на улицу ободрённым. «Довольно! – думалось ему. – Прочь напускные страхи!.. Разве я сейчас не жил? Не умерла еще моя жизнь вместе с старою старухой ! Царство ей небесное и – довольно, матушка, пора на покой! Царство рассудка и света теперь и… и воли, и силы… А ведь я уже соглашался жить на аршине пространства! Сила, сила нужна: без силы ничего не возьмешь».

Проходя мимо дома Разумихина, Раскольников в возбуждении зашёл к нему. Разумихин выбежал со своей вечеринки пьяный. Раскольников не захотел оставаться с гостями, и Разумихин пошёл его провожать.

– Знаешь, мысль о том, что ты – убийца, действительно у них наклевывалась… Но ты Заметову сегодня хороший урок преподал. Он теперь убеждён в твоей невинности. И следователь Порфирий очень хочет с тобой познакомиться.

– Я сейчас у мертвого был, – сбивчиво объяснял другу Раскольников. – Я там все мои деньги отдал… и, кроме того, меня целовало сейчас одно маленькое существо… я там видел еще другое одно существо… а впрочем, я завираюсь; я очень слаб.

…В окне у Раскольникова почему-то горел свет. Они с Разумихиным поднялись наверх, открыли дверь – и увидели в комнате приехавших к Раскольникову мать и сестру Дуню. Те пребывали в страшном беспокойстве, уже зная от кухарки Настасьи, что он проболел три дня, а потом ушёл неведомо куда.

Увидев входящих, они бросились обнимать Родиона. От внезапного осознания, что впервые явился перед родными людьми осквернённый убийством, тот вначале стал, как вкопанный, а потом упал в обморок. Разумихин принялся бурно успокаивать перепуганных женщин.

Для перехода к краткому содержанию следующей / предыдущей главы «Преступления и наказания» пользуйтесь расположенными ниже кнопками Вперёд / Назад.

У Мармеладова имеется дочь от первого брака — восемнадцатилетняя Соня. У его второй жены — чахоточной Катерины Ивановны — три ребенка. Из-за пристрастия к вину Мармеладов Семён Захарович потерял место провинциального чиновника, и его семья пребывает в полной нищете. Отправившись в столичный Петербург, он вновь сумел устроиться на службу, но уже не может обходиться без вина, серьезное желание трудиться у него отсутствует, так что в скором времени он снова оказывается не у дел. Он похищает отданное жене жалованье, слоняется по кабакам, превращается в никчемного человека, у которого нет средств к существованию. Этот стареющий пьяница умело вытягивает деньги на выпивку у Сони, которая вынуждена зарабатывать продажей своего тела. Однако у Мармеладова, который выглядит образчиком ничтожного пьянчужки, есть такие черты, которые отличают его от «обычного» алкоголика.

У Мармеладова в романе «Преступление и наказание» присутствует неистребимое желание рассказать людям о своем ничтожестве и пороках. Конечно, он — аутсайдер, который не хочет деятельной жизни и стремится найти забвение в вине, но он не таков, чтобы напиться в одиночку под забором. Ему во что бы то ни стало нужны слушатели, и если он видит кого-нибудь, кто хоть сколько-нибудь подходит на эту роль, он хватает его за рукав и живописно повествует о том, насколько он ничтожен. Без всякого стыда и стеснения, с красочными жестами и играя голосом, он, обливаясь потом, ведет свой подробный рассказ. Катерина Ивановна — из хорошего дома, она женщина честная, а он ее мучает; она так радовалась, когда ему удалось вновь устроиться на службу, а он так жестоко разбил ее надежды; жизнь его семьи так бедна, а он пропил даже чулки жены; дочь его имеет «желтый билет» и занимается проституцией... Чувствуя, что его слушатель проникается презрением и интересом, Мармеладов входит еще в больший раж и устраивает за грязным кабацким столом настоящий театр одного актера. Поскольку он рассказывает все это не в первый раз, его мастерство рассказчика растет. Мармеладов в романе «Преступление и наказание» придает всему повествованию своеобразную живость. Работать ему не хочется, но его рассказы о собственном ничтожестве увлекают его без остатка.

Мармеладов, конечно же, пьяница. Настоящий пьяница ощущает свое одиночество, он хочет показать, что у него есть собственная гордость, он гордится тем, чем гордиться вряд ли стоит. Но Мармеладов в романе «Преступление и наказание» — не просто пьяница. За красноречивыми и горделивыми признаниями в собственном ничтожестве и никчемности спрятано и другое желание.

С жаром понося себя, он превращает себя в униженного, а потому должен быть прощен — такова скрытая логика Мармеладова. Он не считает, что ему есть чем гордиться. Если бы он стал хорошим отцом и надежным мужем, ему бы уже не удалось достичь спасения. Его ход мыслей таков: именно потому, что я так ничтожен и во мне не осталось никакой гордости, ничего не нужно предпринимать, и на Страшном Суде Бог пожалеет меня и простит — хотя бы и самым последним из людей. Так рассуждает этот хитрый и себялюбивый пьянчужка. У него нет желания исправиться, он рассчитывает быть прощенным, будучи таким, каков он есть. Он мечтает о том, чтобы было прощено последнее ничтожество, каковым он и является. Его желание оставить все как есть — неколебимо.

Фамилия Мармеладов — «сладкая», все эти жаркие речи героя о своем прощении тоже отдают «сладостью». Придумывая такую фамилию своему герою, Достоевский, возможно, был исполнен горькой иронии. Достоевский настроен по отношению к своему герою критически, но идея беспутной личности о том, что ничтожный человек, который безоговорочно признает свое ничтожество и никчемность, будет прощен Богом, не была чужда и самому писателю. Из этого корня вырастает и Емеля из «Честного вора». То же самое, можно, видимо, утверждать и относительно Мышкина из «Идиота», и Снегирева из «Братьев Карамазовых».

Но сколько бы ни рассуждал погруженный в свои мечты пьянчужка Мармеладов в романе «Преступление и наказание» о «прощении», в реальной жизни у него нет никаких перспектив. Сколько бы ни говорил он о Страшном Суде, в этом жестоком мире неудачнику и ничтожеству не так просто обрести утешение. И жизнь Мармеладова — это настоящая пытка.

На вечерней улице пьяный Мармеладов выбегает на проезжую часть, попадает под запряженный двумя лошадьми шикарный экипаж и погибает. Его жена Катерина Ивановна подозревала о его тайном желании покончить жизнь самоубийством, и когда она узнает, что ее муж попал в такую переделку, она восклицает: «Добился!»

Жизненные невзгоды преследуют пьяницу Мармеладова и, в конце концов, он убегает с арены.



Поделиться