Как делать комплексный анализ текста по литературе? Рифма, способы рифмовки. Что такое анализ текста

Анализ текста - вещь не самая простая. Для того, чтобы комплексно изучить и понять сложный художественный текст или философский трактат (научные, отраслевые тексты опускаем) не всегда достаточно даже самого внимательного прочтения. Нужны правильные инструменты. Такими инструментами считаются герменевтика и семиотика. Герменевтика - искусство толкования текстов, как древних манускриптов, так и сложных философских трактатов. Что мы можем позаимствовать из этой науки на простом, обывательском уровне, да простят нам Гадамер с Рикером, - метод "вживания", попытайтесь отождествить себя с персонажами, перенести себя в ситуацию. Пусть это сложно, требует определенной подготовки, но это весьма эффективный способ. Найдите информацию об авторе, об эпохе, сделайте бриф исторических событий, политической карты мира - это поможет вам считать правильные смыслы.

Семиотика - наука о знаке. С точки зрения семиотки, культура - мир знаковых систем. Чем это может помочь? На самом примитивном уровне, встреченная и весьма храктерная для американского детектива фраза: "он показал большой палец или средний палец", - без понимания трактовки знаков может ввести читателя в заблуждение. Более глубокий уровень семантического анализа, об этом много писал в своих трудах Ю.М. Лотман, - понимание взаимоотношения между знаками, культура интерпретации, характерная для той или иной эпохи, страны, среды. Другими словами, нам надо понимать, "кто" нам говорит - положение автора в обществе, обязательства, которые он имел перед обществом, например, часто в современных текстах, ссылаются на Аристотеля, как на родоначальника идей демократии, глашатая свободы и равноправия, это все отчасти верно, но когда мы это читаем, всегда следует помнить, что он также был одним из ярых апологетов рабства, когда он говорил о человеке, следует понимать, что это только взрослый мужчина эллин, все остальные не были даже людьми по мнению великого Аристотеля. Ярослав Мудрый, который спустя много лет знакомился с трудами Аристотеля, закладывая основы нашего с вами понимания о правде и справедливости, в глазах своего учителя был бы не более, чем варваром, животным.

Второй наглядный пример семантических взаимосвязей - старый эксперимент, котрым часто удивляют культурологи свои аудитории в России. Если попросить зал крикнуть певое существительное, что придет им в голову, после сказанного тобой, и сказать "кошка", большинство людей крикнет "мышка" - у нас в России это четкая взамосвязь прослеживается всегда, как и то, что лиса - хитрая, а медведь глупый, однако вооружившись эим семантическим аппаратом, пытаясь понять сказки Древнего Востока, Америки, вы скорее всего столкнетесь с непониманием.

Резюмируем вышесказанное. Для понимания текста нужно: иметь информацию об авторе, исторической эпохе, культуре, языке (особенно, еси вы читаете произведение в переводе и можете только догадываться об истинной природе первоначального смысла), попытаться пропустить все это через себя, вжиться в полученный образ, так у вас может получиться немного приблизиться к первоначальному смыслу или идее.

Но есть и другой подход, который гласит, что текст создает читатель. Существует столько версий каждого произведения, сколько ненасытных пар глаз по нему пробежалось. Если следовать этому подходу, то вовсе не имеет значения, что пытался сказать автор, важно то, что вы услышали. Инерпретатор порождает новый текст, новые смыслы, новую знаковую систему, возможно, именно это и является причиной эволюции))

Текст явление очень сложное. Не существует единственного, финального, правильного анализа литературного произведения. Анализом можно заниматься всю жизнь, с очень разных точек зрения, получая все новые и новые результаты. Кроме того, основные ключи к пониманию произведения лежат не внутри него, а снаружи - в контексте его создания, в культуре, исторической эпохе, социальных процессах, личной судьбе автора и т.д. Именно эти два факта не видны в том подходе к литературе, с которым многие из нас знакомы благодаря советской средней школе, где литературоведение в большой степени служило идеологически-политическим целям. Оттуда же с большой вероятностью идет и сама постановка вопроса о "комплексном анализе".

В науке существуют понятия "объект", "предмет" и "субъект" исследования, без определения которых любой анализ будет плавать в безграничном (буквально) пространстве. Не вдаваясь в детали и определения приведу несколько возможных вариантов.

За объект исследования (что мы рассматриваем) мы можем взять исходный текст произведения, но с не меньшим успехом (хотя и с отличающимся набором возможностей для анализа) мы могли бы использовать его устные формы, или совокупность материальных воплощений данного текста с момента его появления, или совокупность различных форм представления данного текста в определенную эпоху, или отражения и воспроизведения данного текста в различных формах культуры на протяжении определенного периода.

За предмет (что мы изучаем) - психологию автора или эпохи; какие-то психологические аспекты в исторической перспективе; структуру произведения; варианты сообщений, которые оно доносит до различных реципиентов различных эпох без привлечения специального анализа и способы интерпретации с разных позиций; какие-то мировоззренческие, исторические, историографические, лингвистические, литературоведческие, психологические, социальные, семиотические, эстетические, культурологические аспекты в различных контекстах и т.д.

Ну и, наконец, субъект - это человек, который проводит анализ. Самое очевидное это с позиции какой науки он подходит к изучению текста. Он в рамках данного анализа филолог? Историк? Историограф? Семиотик? Культуролог? Психолог? Дизайнер костюма? Драматург? и т.д. Какие конкретно вопросы из своей области он изучает в данном анализе? Кроме того, его собственная культура, язык, история его народа и государства, жизненный опыт, уровень подготовки в различных вопросах, интересы, мотивы. Все это может давать очень разные выводы при анализе. Например, какие-то произведения даже принадлежащие собственной культуре очень сложно понять не пройдя определенных событий, выборов, ситуаций в собственной жизни. Ну или, полагаю, знакомое вам явление, когда вернувшись через 10 лет к прочтению той же самой книги вы вдруг воспринимаете ее совсем иначе.

Теперь еще один пример, для иллюстрации безграничности понятия "анализ литературного произведения". Возьмем текст о жизни человека на древнем Ближнем Востоке, написанный голландским автором в XVI в., переведенный в XIX в. на русский язык русским переводчиком, и читаемый вами в XXI в. Это целых четыре очень по-разному организованных культурных позиции во взаимодействии! Каждая из которых имеет все то огромное количество аспектов, примеры которых перечислены выше! И если с позиции современной антропологии или палеонтологии этот текст может не представлять интереса, то например с точки зрения историографии или культурологии он настоящая кладезь! Гуманитарная наука представляет собой мириады зеркал-прожекторов устремленных друг на друга и многократно отражающих друг друга.

Если не брать узкоспециальные взгляды и остановиться на некотором бытовом понимании произведения (которое тоже может быть очень сложным, разнообразным, меняться со временем: это всего лишь еще одна точка зрения, нисколько не умаляемая), то стоит кратко ознакомиться с эпохой, в которой жил автор, укладом жизни, структурой общества, социальными процессами в это время, личной историей автора; а также хорошо знать свой язык и историю, иметь побольше собственных знакомств с различными людьми и свершений в собственной жизни.

Всё зависит от того, кто анализирует. На данном этапе своего развития наука литературоведение уже накопила громадный опыт, забыть который при анализе произведений не получится. К примеру, возьмём филолога, который отдал этой области 20 лет жизни. Он ни за что уже не сможет просто делать комплексный анализ, как вы выразились, потому что, по его мнению, комплексный анализ непременно должен включать в себя поиск скрытых смыслов, аллюзий, ассоциаций и тд. Во-вторых, все зависит от автора и произведения, которое вы анализируете. Если это Достоевский или Булгаков, то отказываться от поиска "скрытых смыслов" просто глупо, потому что авторы сами хотели, чтоб читатели эти скрытые смыслы искали. Но а если вам придёт в голову анализировать Дарью Донцову, то тут поиск скрытых смыслов и ассоциаций говорит явно о паранойе:)

В небольшое дополнение к другим грамотным ответам:

Глубокий анализ текста, на мой взгляд, всегда должен производиться не с позиции читателя, и даже не с позиции персонажей книги, а с позиции автора произведения. Таким образом, анализируется не почему персонаж Х сделал Y, а почему автор именно в этом месте этого произведения сделал такой сюжетный ход, почему автор использовал такое слово в этом предложении, какую авторскую задачу воплощает в себе этот персонаж, и так далее. По сути, нужно пытаться буквально заглянуть в голову автору и попытаться понять, о чем он думал в процессе написания каждой страницы.

Впрочем, без прямого подтверждения ваших додумок от автора, сделать это крайне сложно, и таким образом как раз рождается огромное количество безумных теорий о том, что "синие занавески на самом деле символизируют одиночество автора".

Данная статья даст примерный план анализа стихотворения (восприятие, тема, жанр, композиция, средства художественной выразительности и т.д.). Вы научитесь делать сравнительный анализ стихотворений одного автора либо нескольких. Итак, перед вами своеобразная памятка по разбору стихотворения − небольшого по объему художественного произведения, написанного в поэтической форме и организованного по законам стихосложения.

План анализа стихотворения

  • Восприятие стихотворения (опишите впечатление, которое произвело на вас стихотворение, какие в вашем воображении возникли картины, каким настроением проникнуто данное произведение, меняется ли настроение в какой-то момент и почему, если это так).
  • Тема стихотворения, которая зачастую тождественна его названию: "Весенняя гроза", "Незнакомка". К темам можно отнести следующие: дружба, любовь, жизнь и смерть, природа, поэзия и ее роль в жизни человека, родина, народ, судьба поколения, герой и толпа. Более локальная тема (микротема, поэтический сюжет): прошлое, разлука, странствие, свидание и т. д. Следует определить тип лирики: любовная, пейзажная, философская, религиозная, патриотическая. Бывает так, что в рамках одного стихотворения видны черты разных типов (произведение Ф.И. Тютчева "Что ты клонишь над водами…" относится и к пейзажной лирике, и к философской).
  • Жанр (лирическое стихотворение, элегия, послание, сонет, ода, фрагмент и др.). Определения жанров вы найдете в "Словаре литературоведческих терминов". Обычно жанр связан с литературным направлением (в школе изучаются классицизм, романтизм, реализм, сентиментализм, символизм, футуризм, акмеизм). Традиционные для определенного направления формы (жанры): классицистическая ода, романтическая элегия, сентименталистская элегия и т. д.
  • Композиция - построение стихотворения. Это понятие включает в себя последовательность строк и строф, композицию рифмы, строфику, повторение выражений и звуковые повторы, повторы строк или строф, антитезы (контрасты).
  • Средства художественной выразительности. Тропы: метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения и т. д. Фигуры - синтаксические построения, обороты речи, которые используются для усиления выразительности: инверсия, анафора, повтор, бессоюзие, градация, оксюморон и др. Важно не только найти тропы и фигуры в тексте, но и определить их роль в воплощении темы, идеи и образа.
  • Звукопись (аллитерация и ассонанс). Следует охарактеризовать, как звуки помогают созданию образа. Аллитерация - это повторение однородных либо одинаковых согласных в стихотворении, что придает ему особую звуковую выразительность. Ассонанс - повторение гласных звуков с той же целью.
  • Ритм, размер, рифма. Размеры стихотворения: двусложные и трехсложные. Двусложные размеры: хорей (плавный), ямб (энергичный, сильный). Трехсложные размеры: дактиль (однообразный мерный ритм), анапест (очень гибкий, способный передавать различные настроения), амфибрахий (близок к интонациям разговорной речи).
  • Лексика. При разборе необходимо объяснить значение всех сложных для понимания слов, особенно архаизмов, историзмов. То или иное слово, которое кажется вполне понятным, в контексте может приобретать новое значение.
  • Оценка. Опишите, как раскрывается лирический герой в этом произведении, каковы его внутренний мир, чувства, переживания. Расскажите, как на вас повлияло данное стихотворение.

Вот так делается краткий анализ стихотворения.

Сравнительный анализ стихотворений

Знать, как сделать сравнительный анализ стихотворений, также важно для школьников и студентов, изучающих русскую литературу.

  • время создания стихотворений, жизнь поэта (поэтов) в этот период, если это важно в вашем конкретном случае;
  • жанр;
  • темы произведений;
  • сравнение образов лирических героев;
  • сравнение эмоционального настроя стихотворений (с помощью каких средств создается определенное настроение: тропы, звукопись и т.д.);
  • композиция произведений;
  • основная мысль стихотворений;
  • размер, рифма.

Теперь вы знаете, как сделать анализ стихотворения. Приведенные примеры планов не являются твердо установленными, но в них присутствуют наиболее важные пункты для анализа стихотворных текстов.

Каждый ученик задает вопрос: как делать анализ текста, когда приходит время выполнять такое задание. Первое, с чего стоит начать - составить план. А далее, следуя по шагам, проанализировать предложенный текст. На самом деле, ничего сложного.

Что такое анализ текста?

Итак, подробнее. Анализ - это метод краткого описания (краткий пересказ), чтобы лучше понять смысл. Анализировать можно все что угодно: стихотворение, текст, поступок, сказанные слова и так далее. Главное, соблюдать некоторые правила. Что же касается анализа текста по школьным предметам (литературе или русскому языку), то данное занятие помогает не просто читать книги, а читать осмысленно. Так, чтобы после прочтения можно было легко пересказать произведение и уловить мысль автора. Конечно на первых этапах ученик будет задавать себе вопрос, как делать анализ текста. Но в последствие ему станет легче понимать произведения, когда они станут более сложными. Данный метод работы также помогает настраиваться на творческую работу и раскрывает личностное восприятие.

Комплексный анализ текста

Данное задание включает в себя множество параметров, по которым легче понять отрывок из произведения. Но четкой инструкции или схемы не существует, хотя придерживаться какого-то плана необходимо, чтобы составить текст анализа, где вывод будет вытекать из определенных фактов, подтверждающихся приведенными аргументами.

Стоит начать с того, что после прочтения, необходимо озаглавить текст. Так для себя можно определить тему и тематику и уже вначале ответить на вопрос: "что этим отрывком автор хотел сказать?".

Стоит помнить, что тема - это предмет рассуждения. А тематика - это совокупность тем, которые могут быть в предложенном отрывке.

В помощь при анализе могут быть использованы средства связи, разделяющиеся на лексические и морфологические. Т.е. необходимо определить, используются ли синонимы, повторы, союзы, глаголы и деепричастия.

Упомянуть нужно и о стиле текста, который может быть художественным, официально-деловым, научным или разговорным. А также следует уточнить, какой используется тип речи: повествование, рассуждение или описание.

Знание всех моментов несомненно поможет при разборе, и ученик уже не будет задавать вопрос: а как делать анализ текста. Он сразу по определенному плану начнет исследовать предложенное произведение, и в конце легко сможет сделать вывод с приведенными аргументами.

По русскому языку и литературе

И напоследок. Анализы текстов по русскому языку и литературе могут несколько отличаться друг от друга. Если он взят из какого-либо произведения, необходимо использовать несколько одинаковых шагов. По-порядку:

  1. - легенда, стихотворение, притча, воспоминание, очерк
  2. Тема текста - в любом произведении есть своя тема
  3. Какие использованы приема построения текста - повторы, противопоставления, усиление, динамичность, созерцание
  4. Использование изобразительных средств
  5. Общее впечатление от прочитанного - если вдумчиво читать текст, то определенное впечатление обязательно останется, о нем и следует рассказать в самом конце анализа

Пример

Как делать анализ текста представленного отрывка? Ниже приведен пример:

Следует разобрать его по шагам, чтобы увидеть заложенный смысл.

  1. Мысль автора - показать и рассказать об участниках охоты, а с другой стороны продемонстрировать величие природы.
  2. Тип и стиль - это художественное произведение, а точнее повествование с элементами описания.
  3. Средства связи и художественные средства - союзы (и, но), наречия (долго, крепко, вдали). Основной прием - антитеза, т.е. когда идет противопоставление - глаголы (выскочишь, помчишься и осадишь, замирает), прилагательные (отчаянный, бешенный и мертвый). Также встречаются эпитеты, метафоры, градации.
  4. Синтаксические особенности - используются простые предложения, которые также входят в состав сложных, распространены определения и обстоятельства.
  5. Орфографические особенности - безударные гласные в корне (копыта, долина), чередующиеся гласные в корне (замирают, выскочишь).

Эта статья будет полезна как школьникам, там и студентам филологических специальностей. Проанализировать стихотворение не так просто: необходимо знать и уметь определять художественные приёмы, стилевые течения, виды рифм, средства поэтической фонетики и синтаксиса.

Отметим, что в университетах в большинстве случаев требуют подробный, детальный анализ, акцентируют внимание на лексике, художественных средствах, типах рифмы и строфики. А в школах важным аспектом остается содержание, идея и образы.

Для упрощения поставленной задачи предлагаем алгоритм, следуя которому, Вы без труда справитесь с поставленной задачей.

  1. Название и автор произведения .
  2. История создания .

    Здесь необходимо указать дату написания, историю публикации, факты из авторской биографии, которые связаны с сюжетом. Если есть посвящение, об этом стоит написать. Важно продемонстрировать, насколько характерно или нетипично стихотворение поэтической манере автора. Если оно написано в традициях какого-либо литературного течения (футуризма или акмеизма), к которому автор принадлежал, это стоит указать.

  3. Тема, идея, основная мысль и сюжет .

    Тема может быть общественно-политической, любовной/интимной, философской. Зачастую возникают трудности с отнесением произведения к той или иной теме, в этом случае принято указывать ведущую тему. Нелишне написать о более узких подтемах – главных мотивах произведения, это могут быть мотивы одиночества, встречи, тоски, изгнания. А сюжет – это событие, с которым связано стихотворение: воспоминания автора, случайная встреча, созерцание природы и прочие.

  4. Композиция произведения .

    В этой части анализа необходимо ответить на вопросы: является ли каждая строфа законченной мыслью? Согласовывается или не согласовывается смысл строф? Имеет ли важное фундаментальное значение последняя строфа для раскрытия идеи стихотворения? Содержит ли она вывод? Обратите внимание на размер, рифму, ритм. Стихотворные размеры имеют двусложный вид (хорей, ямб, спондей) или трехсложным (трибрахий, дактиль, амфибрахий, молосс) и др. Рифма существует парная, перекрёстная, кольцевая, анафоры (одинаковое начало строчек).

  5. Поэтическая лексика .

    Проанализируйте произведение на наличие тех художественно-выразительных средств, которые помогают автору передать его позицию, чувства героев, их настроение.Троп – выражение, которое используется в переносном значении для усиления образности, художественной выразительности речи.

    Аллегория – это иносказание, обособление посторонних понятий, с помощью конкретных представлений. Например, смерть - представляется зачастую посредством косы; как лиса – в значении хитро, льстиво и нагло.
    Гипербола – стилистическое преувеличение, например, «я говорил тебе 100 раз».
    Ирония – скрытая насмешка. – стилистическое преуменьшение.
    Метафора – вид тропа, употребление слова в переносном значении по сходству, например, шоколадный батончик - шоколадный загар (по цвету).
    Эпитет – определение, подчеркивающее его выразительность, например, горячо любить.

  6. Стилистические фигуры .

    Охарактеризуйте поэтическую речь: присутствие антитезы или противопоставления, градации, инверсии, повторов, риторических вопросов, обращений, умолчаний, незаконченных предложений.

  7. Фонетика произведения : аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора или дублирование одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
  8. Образ лирического героя .

    Героем может выступать сам автор или некоторый персонаж, от лица которого повествуются события. Выявить лирического героя в том произведении тяжело, где постановка философской проблемы есть основная задача, а не изображение состояния души человека.

  9. Жанр стихотворения : эпиграмма, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и другое.
  10. В заключении необходимо выразить собственное мнение читателя , личную оценку прочитанного стихотворения.

Воспользовавшись представленным алгоритмом, Вы сможете написать анализ любого стихотворения.

Кому и для чего нужен SWOT-анализ. Как его правильно проводить. Какие виды SWOT-анализа существуют и в какой ситуации их применять.

Начиная какой-либо бизнес-проект, многие сталкиваются с необходимостью планирования своих действий на короткий или длительный промежуток времени. Для того чтобы планирование было адекватным текущей ситуации, необходимо учесть собственные возможности, которые можно использовать для достижения цели, недостатки, могущие помешать этому, а также влияние внешних факторов на успех предприятия. Одним из эффективных методов оценки является SWOT-анализ, который позволит, учитывая все реалии, построить наиболее эффективную стратегию продвижения, сбыта, рекламных кампаний и любой деятельности, касающейся жизни проекта.

Что такое SWOT-анализ

В настоящее время существует несколько методов оценки текущего положения компании, доказавших свою практическую эффективность при стратегическом планировании. Самыми популярными являются SNW-анализ и SWOT-анализ.

SNW-анализ позволяет выявить преимущества и недостатки компании, а также учесть особенности организации, которые нельзя отнести ни к первым, ни ко вторым. В то же время SNW не учитывает факторов внешнего мира, которые также очень сильно могут влиять на успешность той или иной стратегии.

SWOT-анализ заключается в оценивании плюсов и минусов компании в перспективе достижения цели или выполнения поставленной задачи, а также все возможности и риски внешней среды, в которой эта компания существует. Этот метод незаменим при стратегическом планировании и постановке целей и задач организации, а также для выбора способов их достижения и решения.

Название SWOT представляет собой английскую аббревиатуру: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы). Именно эти параметры оцениваются в анализе.

Какие вопросы решает применение SWOT-анализа

SWOT-анализ в первую очередь направлен на оценку всех факторов, которые могут повлиять на достижение компанией поставленной цели. Поэтому выполнять этот анализ нужно, опираясь на конкретную задачу.

SWOT помогает ответить на такие вопросы:

  • какими ресурсами располагает компания и что будет необходимо для достижения поставленной цели;
  • какой ресурс будет потрачен на достижение цели;
  • какие ресурсы можно привлечь из внешней среды;
  • что препятствует достижению цели внутри компании;
  • какие факторы во внешней среде могут замедлить или затруднить достижение поставленных целей;
  • в качестве общего вывода - достижима ли поставленная перед компанией цель и при каких условиях это возможно;

Проще говоря, применяя этот метод, аналитик ясно видит, что можно сделать для достижения цели, какими средствами располагает компания для этого, и есть ли средства достижения цели, которые можно взять из внешнего мира. Также оцениваются факторы риска и способы их предотвращения.

Видео: что такое SWOT-анализ и как его сделать

Суть и разновидности SWOT-анализа

SWOT-анализ представляет собой описание всех вышеназванных факторов, а его результаты чаще всего визуализируют в форме таблицы.

Таблица SWOT

Внутри компании Во внешнем мире
Преимущества Сюда вносится всё, что способствует достижению компанией целей стратегического планирования (сильные стороны компании) Сюда можно отнести все факторы, способствующие развитию и достижению целей (возможности). Например, рост спроса на данный товар или услугу, подорожание определённых активов, имеющихся в распоряжении организации и т. д.
Недостатки В эту ячейку вносится всё, что может ограничивать
в достижении цели внутри компании (слабые стороны компании)
В эту ячейку вписываются экономические, политические, социальные, рыночные и другие факторы, которые могут негативно повлиять на реализацию поставленных целей (угрозы)

Экспресс-анализ

Экспресс-анализ - это самая простая и быстрая форма проведения анализа. Она включает учёт и оценку внутренних и внешних факторов из таблицы, приведённой выше. Все эти факторы анализируются и сводятся в следующую таблицу, которая называется перекрёстной матрицей. В эту матрицу вносятся только те факторы, которые можно соотнести между собой. Например, высокие темпы производства (сильная сторона предприятия) позволят воспользоваться высоким спросом на товар (возможность). Или недостаточность опыта (слабая сторона) может помешать реализовать поставленные задачи в условиях высокой конкуренции (угроза).

Преимуществом экспресс-анализа является его простота и возможность сделать быстро. А также такая форма SWOT-анализа позволяет отразить внутренние и внешние факторы в их взаимодействии, что немаловажно для формирования стратегии организации.

Недостатком такого анализа является его поверхностность и тот факт, что в матрицу не попадают те элементы, которые также могут иметь важное значение для развития компании, но их нельзя связать с возможностью или угрозой.

Таблица: перекрёстная матрица SWOT

Сводный анализ

Сводный анализ - это анализ как настоящего момента, так и длительных перспектив развития компании или продукта. Этот вид анализа чаще всего используется в комплексе с другими инструментами исследования рынка. Для проведения сводного анализа необходимо выписать все факторы в таблицу SWOT, затем оценить каждый фактор с точки зрения его веса для компании и вероятности его возникновения в будущем.

Сводный анализ делается тщательно, в процессе используются данные, полученные путём других исследований, по возможности ситуация исследуемой компании сравнивается с ситуацией конкурентов. А также разрабатываются методы улучшения ситуации.

Смешанный анализ

Смешанный тип анализа попросту объединяет в себе два предыдущих. Это детальное исследование позиций фирмы на перспективу, результаты которого вносятся в перекрёстную матрицу.

Принципы проведения

Чтобы результаты SWOT-анализа имели достоверность, важно придерживаться некоторых принципов при его проведении:

  1. Избегать субъективности. Если вы оцениваете продукт, то его уникальность и полезность должны быть не вашим личным мнением, а результатом опросов, фокус-групп или других исследований, позволяющих статистически достоверно оценить мнение рынка. Сильные и слабые стороны должны считаться таковыми не по мнению аналитика, а по результатам проведённых исследований и в сравнении с аналогичным продуктом конкурентов.
  2. Ставить максимально конкретные цели. Просто оценивать ситуацию бессмысленно, если нет критерия оценки, которым становится значимость исследуемых факторов для цели. Надо от чего-то отталкиваться. Чем конкретнее будет цель, тем достовернее и полезней в практическом применении будет результат.
  3. Чётко классифицировать элементы SWOT по таблице. Не стоит путать внешние угрозы со слабыми сторонами или возможности с ресурсами. Мода на ваш продукт будет вашей возможностью увеличить продажи, а высокое качество продукта (опять же, в сравнении с конкурентами и по мнению рынка) будет вашей сильной стороной.
  4. Комбинировать SWOT с другими методами исследования. Важно, чтобы элементами матрицы были не домыслы аналитика, а реально подтверждённые практикой или исследованиями факты. Чем больше информации доступно аналитику, тем точнее будет результат.
  5. Анализировать только те факторы, которые будут нужны для достижения поставленных задач и выстраивания нужной стратегии.

Все слабые и сильные стороны, угрозы и возможности определяются фактическими данными и результатами маркетинговых ислледований, имеющимися в открытом доступе или полученными аналитиком

В некоторых случаях необходимо учитывать только те слабые и сильные стороны внутри компании, на которые можно повлиять. Один знакомый маркетолог рассказывал о том, как был выстроен SWOT-анализ деятельности производственной организации, с которой он работал. При этом было решено оценивать максимально очерченную и поддающуюся влиянию область: деятельность отдела продаж. Ни продукт, ни производственная деятельность при этом не учитывались, так как реконструировать планировали именно менеджмент данного отдела с целью увеличения продаж (на тот момент компания работала себе в убыток). Цель была также поставлена максимально конкретная и доступная для понимания в цифровом эквиваленте: разработать стратегию увеличения продаж уже существующего продукта без модернизации производства (на это в тот момент у компании просто не было ресурса). Именно такая конкретная постановка вопроса привела к эффективности стратегического планирования в дальнейшем.

Для чего и кому нужен SWOT-анализ

SWOT-анализ - инструмент, имеющий нужный эффект при верном его применении. Как и топор, который будет отлично рубить дрова, но совершенно не подходит для приготовления каши (хотя у русских солдат на этот счёт может существовать другое мнение), SWOT-анализ будет полезным, только если применять его к месту.

При этом во многих случаях можно обойтись (и многие даже обходятся) без SWOT-анализа, тем не менее этот инструмент существенно облегчит понимание того, что и как делать, в несколько раз повысив эффективность стратегии.

В каких случаях SWOT-анализ не помешает:

  • при составлении дерева целей организации, определения стратегии существования на рынке как в краткосрочном, так и в долгосрочном промежутке времени (здесь он просто необходим);
  • в случаях, когда вы начинаете новый бизнес-проект;
  • в случаях, когда вы развиваете новую отрасль, разработку или запускаете новый вид деятельности.

Несмотря на то что в теории SWOT-анализ стоит делать при начинании любого проекта, так как это покажет целесообразность начинания, позволит взвесить все риски и оценить возможности, соразмерив их с внутренним ресурсом, на практике чаще всего новички этим пренебрегают. Многие бизнес-проекты с нуля начинаются абы как, без построения стратегии и уже потом, после первых успехов руководители обращаются к маркетологам. Тем не менее определённый процент таких проектов, созданных на энтузиазме, приходит к прочному положению на рынке. Чаще всего к SWOT-анализу прибегают уже те, кто набил шишки на своих первых бизнес-проектах, а также предприниматели, обладающие достаточным опытом и знаниями для того, чтобы понять необходимость исследования рынка и собственного продукта (организации).

SWOT-анализ позволяет сформировать план действий по достижению цели



Поделиться