Процесс формирования исследовательских умений у младших школьников. Формирование исследовательских способностей младших школьников

Исследовательская статья на тему:

« Развитие исследовательских умений младших школьников через выполнения учебных проектов ».

Аннотация. В статье рассматриваются исследовательские умения и их развитие с помощью учебных проектов. А также работа над учебным проектом, этапах работы над проектом, которые служат для развития исследовательских умений. Автор делает вывод, что учебные проекты создают условия для развития детской любознательности, потребности в самостоятельном активном познании окружающего мира.

Образовательный процесс в современной начальной школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного решения ими проблем прикладного или теоретического характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности исследовательской направленности. Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие познавательных способностей личности.

Проблеме формирования исследовательских умений посвящены работы А.И. Савенкова, Н.А. Семеновой и др. Ученые выделяют их из общеучебных умений, указывают на исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются и связывают их с развитием таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация, систематизация.

Под исследовательскими умениями мы будем понимать способность ученика выполнять умственные и практические действия, соответствующие научно-исследовательской деятельности и подчиняющиеся логике научного исследования на доступном детям материале, на основе знаний, умений и навыков, приобретаемых в результате изучения основ наук и опыта собственной практической деятельности. К сожалению, в практике преподавания сохраняется тенденция к стихийному формированию исследовательских умений. Основной формой организации работы по формированию данных умений остаётся работа с книгой: написание докладов, рефератов, сочинений, изложений, которые, не дают высокого уровня их развития ввиду своей шаблонности, ограничения узкой тематикой, а часто и наличия готового списка литературы.

Важное место среди методов, формирующих исследовательские умения, занимает метод проектов, т.к. включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая может осуществляться индивидуально, в паре или группе. Он предполагает создание образовательных ситуаций, которые:

Показывают младшим школьникам явления, противоречащие имеющимся у них представлениям;

Побуждают учащихся высказывать свои предположения, догадки;

Предоставляют возможность проверить эти предположения;

Представить результаты своего исследования своим одноклассникам, учителям, родителям, чтобы они оценили важность полученных данных.

Современные исследователи метода проектов (Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат и др.) считают, что использование этого метода в комплексе позволяет решать образовательные (получение знаний по предметам), развивающие (формирование умений ставить проблему, планировать свою деятельность, представлять продукты деятельности и др.), воспитательные (воспитание умений работать сообща, принимать мнение товарища и др.) задачи. Ученые указывают на развивающий характер метода проектов и проектной деятельности вообще, они отмечают, что выполнение учебных проектов развивает у детей произвольность психических процессов, повышает познавательную активность, стимулирует стремление к исследованию, формирует личностные новообразования, способствует овладению учебной деятельностью и усвоению ее структуры.

Учебный проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполненный детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации. На разных этапах выполнения проекта от учеников требуются те или иные умения. Это проблематизация, целеполагание, организация деятельности, самоанализ, само- оценка, представление результатов своей деятельности, коммуникативность, умения принимать и применять решения.

В работе над учебным проектом проявляется максимальная самостоятельность учащихся в выборе темы, постановке целей и задач, поиске необходимой информации, ее анализе, структурировании и синтезе, исследовании и принятии решения, организации собственной деятельности и взаимодействия с партнёрами. От ученика требуются применение уже известных и «открытие» новых знаний. Рассмотрим, какие умения развиваются на каждом этапе выполнения учебного проекта.

На организационном этапе перед младшими школьниками стоит задача выбрать тему исследования, уточнить цели предстоящей работы. Если школьник точно знает, что его интересует, то выбрать тему ему достаточно легко. В случае, если младший школьник не сразу может определить круг своих интересов, то необходимо, чтобы он ответил на вопросы: «Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?», «Что из изученного в школе тебе хотелось бы узнать более глубоко?» и др. На этом этапе формируются умения «видеть проблему» и выделять под проблемы, ставить за- дачи, вытекающие из этой проблемы; осознавать и принимать познавательную задачу, видеть суть поставленной учебной задачи.

На этапе планирования младшие школьники уточняют информацию по теме, выдвигают гипотезы, определяют цели, задачи пред- стоящей работы, выбирают методы исследования. Младшим школьникам трудно самостоятельно выдвинуть гипотезу своего исследования, поэтому мы предлагаем использовать опорные слова «предположим…», «допустим…», «возможно…», «а что, если…», которые помогут учащимся выдвинуть предположение для объяснения исследуемого ими явления. На этом этапе у младших школьников формируются умения составлять план своей деятельности; выстраивать гипотезы; определять цель своей работы, структуру исследования; самостоятельно генерировать идеи, выбирать наиболее продуктивный способ решения проблемы и др.

При выполнении проекта младшим школьникам необходимо использовать имеющиеся знания по проблеме, обращаться к детским справочникам и энциклопедиям, компьютеру, учебным фильмам; потребуются умения наблюдать, пользоваться специальными приборами (простыми лупами, биноклями и др.), проводить эксперимент. Когда весь материал по проблеме собран, необходимо выделить из текста основные понятия, разбить на группы основные процессы, явления и др.; выстроить по порядку основные идеи; сделать выводы, умозаключения; подготовить рисунки, схемы, чертежи, макеты и др. На этом этапе формируются умения самостоятельно находить недостающую информацию, использовать альтернативные пути поиска информации; выражать замыслы и вносить коррективы в ранее принятый план действий; классифицировать по какому-либо признаку, наблюдать, сравнивать, проводить эксперимент, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать изученные факты, практически применять знания, умения и навыки в различных, в том числе нетиповых ситуациях.

На этапе представления результатов своего исследования задача младших школьников – донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской инновации в общем и профессиональном образовании работы. У учащихся формируются умения рассуждать, отстаивать свою точку зрения, делать выводы, выделять главное и второстепенное.

При оценке результатов деятельности младшие школьники должны самостоятельно оценивать процесс и результат своей деятельности и деятельности своих товарищей, понимать и применять критерии оценивания проектов, отвечать на вопросы зрителей. Это очень важно для работы над следующим проектом, так как, учитывая свой прежний опыт, его положительные и отрицательные моменты, имея желание совершенствоваться, ученик в каждом новом исследовании будет подниматься на качественно новый уровень.

Таким образом, учебный проект является мощным инструментом формирования мышления младших школьников, поскольку он обладает большими возможностями для развития умственных операций, повышения активности целенаправленности, гибкости мышления, способствует формированию культуры логических рассуждений. В качестве критериев для определения степени сформированности того или иного исследовательского умения у младших школьников могут служить непосредственная готовность учащегося проводить исследование, которая заключается в том, что ученик в той или иной степени овладел исследовательскими умениями и применяет их в своем исследовании.

Организация работы над развитием исследовательских умений через выполнение учебных проектов показала, что у учащихся повысился уровень знаний, что проявляется в самостоятельном «открытии» новых знаний, установлении закономерностей изучаемых явлений, углублении своих знаний по интересую- щей проблеме. Изменился уровень мыслительной деятельности. Младшие школьники стали рассматривать материал как самостоятельно добываемую, важную для них информацию. Ярче проявляются познавательные интересы детей, их стремление к творческой самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время.

Таким образом, формирование исследовательских умений через выполнение учебных проектов позволяет заложить основу для формирования учебной деятельности младшего школьника – систему учебно-познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Учебные проекты создают условия для развития детской любознательности, потребности в самостоятельном активном познании окружающего мира.

Используемая литература:

1. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: кн. для учителя нач. кл. М. : Вентана-Граф, 2004. 112 с.

2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учите- лей и студ. пед. вузов. М. : АРКТИ, 2008. 112 с.

3. Полат Е.С. Технология телекоммуника- ционных проектов // Наука и школа. 1997. №4. С. 47 – 50.64 Известия ВГПУ

4. Савенков А.И. Психологические основы ис- следовательского подхода к обучению: учеб. посо- бие. М. : Ось-89, 2006. 480 с.

5. Семенова Н.А. Развитие исследовательских умений младших школьников: дис. … канд. пед. наук. Томск, 2005.

Мы проанализировали этап диагностирования исследовательских умений в работах разных учителей.

Диагностика во всех работах проходила в 2 этапа. Первый- определение начального уровня исследовательских умений. Второй диагностирование умений после формирующего эксперимента. Нам важны не результаты, а методы диагностики, поэтому в нашей работе мы заострим свое внимание именно на методах.

В эксперименте на базе МОУ СОШ №31 города Ишима приняли участие учащиеся 4 класса.

Учителями было выявлено пять групп исследовательских умений младших школьников:

1. Умения организовать свою работу (организационные);

2. Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);

3. Умения работать с информацией, текстом (информационные);

4. Умения оформить и представить результат своей работы.

5. Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).

Таким образом, исследовательские умениядетей младшего школьного возраста они определяют как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования.

Оценивали сформированность исследовательских умений учащихся начальных классов они с помощью выявленных, на основании анализа соответствующей литературы (Л.И.Божович, А.Г. Иодко, Е.В.Кочановская, Г.В.Макотрова, А.К.Маркова, А.Н.Поддьяков, А.И. Савенков) критериев:

1. Практическая готовность ученика к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы.

2. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся рассматривается нами как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании. Ученик проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации).

3. Проявление креативности в исследовательской деятельности детей учитывалось в подходах к выбору темы, определению задач исследования, в продуктивности при нахождении решений проблем; по оригинальности подходов к выбору путей исследования, созданию нового продукта, оформлению и представлению результатов, умению с разных сторон и позиций видеть исследуемый предмет.

4. Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит учителю или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту.

Оценка каждого из данных критериев соотносилась с уровнямисформированности умений исследовательской деятельности учащихся младших классов, выявленных и описанных в их работе:

1. Исходный уровень они определяют как уже имеющийся, сформировавшийся на основе спонтанного исследовательского опыта детей и учебных умений, полученных за время обучения в первом классе. Исходному уровню можно дать следующую характеристику: низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе.

2. Начальный уровень характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.

3. Продуктивный уровень обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Учащийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.

4. Креативный уровень можно определить следующим образом: проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.

Для определения уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников использовались следующие диагностические методы:

Педагогическое наблюдение, осуществляемое педагогом на уроках по различным дисциплинам, на занятиях исследовательской деятельностью;

Анализ продуктов исследовательской деятельности детей (исследовательских работ);

Опросники, позволяющие выявить и оценить сформированность конкретных умений, наличие знаний об исследовательской деятельности, проявления креативности, степень самостоятельности в исследовательской работе, мотивационное отношение к учебному исследованию младших школьников.

Оценка имеющегося уровня сформированности умений исследовательской деятельности учащихся производилась с помощью разработанных опросников для педагогов и заданий для учащихся.

Методика контрольного диагностирования совпадала с методикой констатирующего обследования уровня сформированности исследовательских умений младших школьников..

В результате нашего анализа работы педагогов ГБОУ СОШ №1155 г.Москва, нами было выявлено, что уровни развития исследовательских умений и критерии в обоих работах были взяты одинаковые, на основе исследовательской деятельности О.А. Ивашовой.

Отличие составляют методы диагностики исследовательских умений. В ГБОУ СОШ №1155 учащиеся оценивались по критериям в ходе педагогического наблюдения, каждый пункт оценивался по 3-бальной шкале: 0 баллов – не умеет, 1 балл – нуждается в помощи учителя, 2 балла – может выполнить самостоятельно.

Также ими были определены уровни развития исследовательских навыков:

0-5 – низкий уровень

6-9 – средний уровень

10-14 – высокий уровень.

Диагностика исследовательских умений необходима и должна проводиться минимум два раза. Если анализировать работу учителей города Ишима, то мы понимаем, что работа ведется регулярно, начиная уже с первого класса. И первая диагностика проводилась в первом классе, для определения исходного уровня сформированости исследовательских умений. Так же, учителя используют в своих работах несколько методов диагностирования исследовательских умений, так как один лишь метод диагностирования не позволит увидеть достоверного результата.

Педагогическая мастерская

Автор делится опытом организации образовательной деятельности младших школьников, направленной на поддержку стремления ребёнка к самостоятельной деятельности, развитие интереса к экспериментированию, создание условий для исследовательской деятельности, приобретения ими опыта проживания ситуации успеха в учебно-исследовательской деятельности.

Черноперова Марина Геннадьевна,

зам. директора по начальной школе учитель высшей категории МОУ «Гимназия №50» г. Н. Новгород

Начальная школа всегда была и остаётся тем местом и временем в жизни каждого человека, от которых незримые нити протянутся во все сферы его дальнейшей, причём, не только школьной жизни.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё. Поддержать стремление ребёнка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые мы пытаемся решить.

Конечно, навыки и умения развиваются у человека в течение всей жизни, однако, стоит обратиться к мнению специалистов, которые констатируют, что в становлении человеческой индивидуальности есть определённые сензитивные (чувствительные) периоды.

Приходя в начальное звено, первоклассник, проходит, как минимум, три важнейших периода, поэтому задача ОУ создать необходимые условия для него, с учётом его индивидуальных особенностей.

Главным правилом педагога становится умение учителя «Увидеть» ученика, его проблемы, профессионально и точно научиться управлять той образовательной средой, в которой можно увидеть и поддержать каждый успех ребёнка.

Однако такая профессиональная деятельность не может опираться только на педагогические наблюдения и интуицию педагога. Успешное управление требует, прежде всего, чёткого определения необходимого и достаточного набора параметров учебного успеха учеников:

Из данной таблицы, предложенной Галеевой Н.В., наглядно видно, что успешным можно считать ученика, имеющего высокий уровень познавательной мотивации. Ученик должен обладать не только определённым минимумом предметных знаний, но и сформированными общеучебными умениями и навыками. Мы должны дать обучающемуся необходимый инструментарий, позволяющий ему проникнуть в сущность предмета, включить его в активную практическую и мыслительную деятельность.

Можно предположить, что заложенная в Программу развития гимназии модель выпускника начальной ступени, направлена на то, чтобы сделать процесс обучения успешным. Ученик становится субъектом учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая мастерская

На наш взгляд, для реализации данной модели необходима не только урочная, но и внеурочная деятельность. Авторская программа спецкурса для младших школьников «Юный исследователь», разработанная Чернопёровой М.Г., и Кутеровой Д.Б., как нельзя лучше, способствует формированию целого ряда общеучебных умений и навыков, в том числе, элементарных исследовательских.

Пояснительная записка к программе спецкурса «Юный исследователь»

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит от семьи и школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть способности ребёнка, а задача школы - поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются именно на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают энциклопедии, копаются в Интернете, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в начальной школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, вы-

вести их на дорогу поиска, познакомить с различными методами добывания информации, научить первичным способам обработки полученных знаний. Именно такие задачи решает спецкурс «Юный исследователь».

Цели курса:

1. Расширение кругозора учащихся в различных областях науки;

2. Выявление наиболее одарённых детей;

3. Активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития;

4. Знакомство с методами поиска и обработки информации;

5. Формирование элементарных исследовательских умений, повышение уровня знаний и эрудиции;

Задачи курса:

1. Развивать познавательную сферу детей младшего школьного возраста;

2. Привить вкус к поисково-исследовательской деятельности;

3. Научить методам и приёмам научного исследования;

4. Научить работать с различными источниками, познакомить с различными приёмами обработки результатов исследования;

5. Подготовить детей к написанию и защите реферата;

6. Познакомить детей с программами Word, Exel, Power Point для защиты реферата в форме компьютерной презентации.

Курс рассчитан на 4 года обучения и проводится 1 час в неделю в 1-4 классах. Он изучается в системе дополнительного образования.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

Педагогическая мастерская

Методологической основой построения программы спецкурса является Теория развивающего обучения В.В. Давыдова. В своей теории В.В. Давыдов выделяет два типа мышления, одно из которых называет эмпирическим (рассудочным), а второе теоретическим (разумным), и соответственно две линии развития мышления. Эмпирическое и теоретическое мышление существуют в трёх формах: предметно-действенной, наглядно-образной и словесно-знаковой. Они различаются по характеру решаемых задач, по внутреннему содержанию соответствующей деятельности, по её способу. Процесс развития мышления связан с переходом от низших к более высоким его формам. Нас интересует вопрос, каков механизм этого движения, каковы условия возникновения новых форм мышления? По Давыдову В.В. источником развития психики и мышления в частности, является культура, которая для него является главным источником развития. Культура становится реальным источником развития только в деятельности. Деятельность - движущая сила развития.

Таким образом, для нас важно, что к развитию теоретического мышления ведёт такая система обучения и воспитания, где они строятся как совместная деятельность детей и взрослого, в которой учащиеся в сжатой форме осуществляют действия по построению теоретических понятий.

Свои теоретические построения В.В. Давыдов сочетал с экспериментальными исследованиями. Для него иметь понятие о чём-то - значит уметь это что-то сделать. Поэтому основным методом экспериментирования был - формирующий эксперимент.

Таким образом, по замыслу эксперимента, деятельность, которую должны осуществлять школьники, своеобразная учебная модель исследования. В ней ученики в сжатой, свёрнутой форме должны воспроизводить те действия, которые приводят к построению понятия.

Результатом такого обучения будет формирование и развитие теоретического мышления у младших школьников с такими его составляющими как рефлексия, анализ, планирование, абстракция, обобщение.

При выработке содержания и структуры занятий спецкурса мы использовали рекомендации по развитию исследовательских умений В.С. Лазарева. Исследовательская деятельность осуществляется посредством решения исследовательских задач. Каждая исследовательская задача решается посредством выполнения определённой совокупности исследовательских действий. По Лазареву В.С. можно выделить следующие исследовательские действия:

Постановка исследовательской задачи;

Планирование решения задачи;

Выдвижение гипотез;

Сбор исходной информации (наблюдение, анкетирование, и др.)

Экспериментирование;

Анализ данных эксперимента или наблюдения и построение обобщений;

Построение моделей и работа с моделями;

В общем случае процесс освоения способов выполнения исследовательских действий по Лазареву В.С. должен проходить следующие стадии:

1. введение учащихся в ситуацию, требующую выполнения действия;

2. выработка критериев (способа) оценки результата;

3. планирование выполнения действия;

4. оценка и обсуждение результата;

5. выработка «коррекции» способа действия;

6. повторное выполнение действия;

7. оценка и обсуждение результата и способа повторного выполнения действия.

В.С. Лазарев выделяет пять типов исследовательских задач, кроме того, даёт подробный перечень исследовательских умений, которые будут формироваться в ходе решения того или иного типа задач.

На наш взгляд, в начальной школе мы можем использовать следующие из них:

Первый тип задач - Выявить и оценить свойства каких-либо вещей. Этот тип задач возникает, когда мы исследуем свойства жидкостей, металлов, газов; изучаем свойства технических устройств. Кроме того, такие задачи возникают, когда создают критерии сравнения и оценки литературных, живописных, музыкальных произведений.

В результате решения задач этого типа будет формироваться:

Знание основных измерительных шкал;

Понятие измеряемой величины;

Понятие точности (ошибки) измерения;

Понятие о факторах, порождающих ошибки измерения;

Понятие действия (процедуры) измерения;

умение ставить эксперименты;

Второй тип задач - выявить строение вещей, их состав и структуру (объяснить, как устроено что-либо)

К этому типу относятся задачи исследования строения веществ, строения солнечной системы, строения организма.

При решении этого типа задач, формируются следующие умения:

Умение планировать решение задач этого типа;

Понимание зависимости свойств целого от свойств его частей, связей между ними;

Умение обосновывать гипотезы;

Умение экспериментально проверять гипотезы;

Третий тип задач - установить, есть ли связь

между явлениями, характеристиками каких-либо процессов и какова она.

При решении данных задач формируются:

Различение основных типов связей;

Умение собирать первичную информацию посредством опроса, наблюдением;

Умение обрабатывать полученную информацию;

Четвёртый тип задач - построить классификацию каких-то явлений.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

Педагогическая мастерская

К примеру, видов животных, растений, видов машин. В ходе решения данного типа задач формируется:

Умение планировать их решение;

Понимание роли абстрагирования и обобщения в мышлении человека;

Умение выделять существенные признаки и строить обобщение;

Последний тип задач - объяснить, почему и как нечто возникает.

Например, почему появляются на деревьях морщины, почему бобры строят хатки, почему реки текут и не вытекают. В результате решения этих задач формируется:

Понимание, как строиться объяснение явлений;

Умение выдвигать и обосновывать гипотезы;

Работать с разными источниками для добывания информации;

При построении занятия, начиная со 2 класса, педагог выделяет тип исследовательских задач, которые будут решаться детьми.

Дидактической и методической основой занятий спецкурса является УМК А.И. Савенкова. В его методических рекомендациях даны приёмы и эффективные формы организации исследовательского обучения младших школьников. В учебно-методический комплект входят рабочие тетради «Развитие логического мышления», «Развитие творческого мышления», «Развитие познавательных способностей», «Я - исследователь». На занятиях 1 класса используется методическое пособие в 2-х частях «Психологическая азбука». На протяжении 1, 2 годов обучения педагог опирается на учебное пособие А.И. Песнина «Человек и окружающий мир. Азбука физики».

Устойчивый интерес к занятиям поддерживается тем, что занятия проводятся систематически, знания и умения, полученные на спецкурсе, дети могут применять на разных учебных предметах.

На занятиях первого года обучения в детях пробуждается стремление к творчеству в учебной деятельности, исследовательскому поиску, раскрытие познавательных возможностей личности. Целью данных занятий является развитие познавательной сферы учащихся и специальных знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего формирования исследовательских умений, помощь в быстрой и безболезненной адаптации к учебной деятельности Дети получают помощь в осознании у себя ведущих каналов восприятия информации и восприятия окружающего мира. Данные занятия дают возможность разглядеть в себе задатки и способности, ориентируют детей на развитие творческих способностей. Полученные знания помогают прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями. В результате данной деятельности у детей могут развиваться навыки самостоятельного, оригинального решения проблем.

Особенностью первого года обучения являются занимательность предлагаемого материала, либо по содержанию, либо по форме. На занятиях дети в игровой форме размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания. Для повышения мотивации к занятиям и в связи с тем, что у детей данно-

го возраста преобладает наглядно - образное мышление используются компьютерные игры, под руководством учителя проводятся простейшие эксперименты.

Предложенные задания, помогают ребёнку научиться видеть проблемы, уметь задавать вопросы (узнай с помощью вопросов причину события, какие ты можешь задать вопросы, какие вопросы могу задать тебе), уметь выдвигать гипотезы (что произошло бы, если..., как поведёт себя предмет в других условиях), уметь давать определение понятиям (дай описание предмету, исправь ошибки в названии, найди противоположные понятия), уметь классифицировать (найди и назови предметы, сходные по форме, цвету и др.), уметь наблюдать (понаблюдай и опиши поведение домашнего животного), развивать умение делать выводы и умозаключения (проверь правильность утверждений, сделай выводы из полученных в экспериментах сведений), развивать умение структурировать материал (изложи результаты собственных изысканий), уметь доказывать и защищать свои идеи.

К концу первого года обучения у школьников формируется устойчивый интерес к занятиям спецкурса.

На занятиях второго года обучения учащимся на элементарном уровне раскрывается сущность научного метода познания, они знакомятся с основными этапами научного исследования, у детей формируются специальные умения, направленные на приобретение навыков исследовательского поиска. В процессе детского экспериментирования дети учатся:

Видеть и выделять проблему,

Принимать и ставить цели,

Решать проблемы,

Анализировать объект или явление,

Выделять существенные признаки и связи,

Сопоставлять различные факты,

Выдвигать гипотезы и предположения,

Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности,

Осуществлять эксперимент,

Делать выводы,

Фиксировать этапы действий и результаты.

Среди разнообразных предметов и явлений природы ученики выделяют те из них, которые могут стать объектами собственного исследования.

Для создания мотивационной ситуации при выявлении проблемы исследования, учитель использует электронную программу «Мир природы», которая связана тематически с учебным курсом А.А. Вахрушева «Окружающий мир», позволяет с помощью наглядных анимаций, динамических рисунков, схем и таблиц, красочных фотографий ребёнку понять таинственные законы природы. Все материалы сопровождаются дикторским комментарием, что делает работу интересной и познавательной. Красочные интерактивные развивающие задания по разным темам используются для введения в проблему. Универсальность программы позволяет учителю активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечить высокую степень визуализации учебного процесса, которая даёт возможность проводить занятия в форме интерактивного обучения. Данная программа используется на 2-3 годах обучения.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

Педагогическая мастерская

На этапе знакомства и отработки исследовательских умений используется диск «Окружающий мир. Чудеса открытий» (Сборник развивающих мини-игр), в котором в занимательной и доступной форме даётся представление об основных свойствах предметов: строении, фактуре, происхождении, несложные опыты: аэродинамика, плотность, реакции вещества, предметы под микроскопом, викторины и интересные факты, обучающие видеоролики.

Первые мини-исследования проводятся после диагностики интересов учащихся, темы выбираются детьми по рейтингу. Таким образом, учитель исходит из интересов и потребностей детей. Опорой для детей служит рабочая тетрадь А.И. Савенкова «Я- исследователь».

К концу второго года обучения у детей складывается полный законченный цикл научного исследования, который осуществляется под руководством учителя.

На третьем году обучения содержание занятий усложняется, возрастает доля самостоятельности каждого ребёнка, при сохранении общего подхода к содержанию. Планирование учебного материала осуществляется по типу «спирали», где каждый виток становится шире и глубже.

В отличие от второго класса ребята знакомятся с такими понятиями, как «обоснованность и актуальность темы». В третьем классе учащиеся получают ещё большую самостоятельность в постановке задач исследования, планировании деятельности и отборе методов исследования. Однако исследовательские умения ещё не сформированы, ведущей остаётся роль педагога, который должен, не навязывая своего мнения, таким образом построить учебный диалог, чтобы дети поняли значимость их высказываний и предложений. Вместе с тем, учитель направляет детей на то, что каждое мнение должно быть обоснованным. Дети знакомятся с понятием «аргументы».

Больше уделяется внимания знакомству детей с различными формами обработки полученной информации. Дети самостоятельно проводят в домашних условиях наблюдения и эксперимент, делают первые попытки их описания, готовят небольшие сообщения о проведённом исследовании. В классе они обсуждают высказывания, дети обязательно задают вопросы, в результате выясняется наиболее грамотное, полное сообщение. Для оценки выступления коллективно вырабатываются критерии. А.В. Савенков называет такие занятия семинарами. На наших занятиях они занимают 2\3 времени и проводятся в занимательной форме. Мы попадаем на заседание исследователей пустыни или готовим выступление клуба любителей птиц и т.п. Подготовленные материалы нередко предлагаются на уроках в классе или других классах. В результате данной деятельности у детей, посещающих спецкурс, повышается социальный статус среди ровесников, они чувствуют значимость их деятельности.

На четвёртом году обучения учащиеся сначала повторяют ранее изученное. Потом главной целью этого года обучения становится индивидуальная работа каждого ребёнка по интересующей его теме. В учебнотематическое планирование занятий включаются темы, которые обучают детей написанию и оформлению сво-

его исследования: «Титульный лист», «Введение», «Теоретическая часть», «Практическая часть», «Заключение», «Приложения». Кроме того, часть занятий проводится в компьютерном классе. Дети обучаются навыкам работы в разных программах, итогом может стать защита реферата в форме компьютерной презентации. Конечным результатом всей деятельности становится научно-практическая конференция, где дети представляют свою работу. Конференция проводится в три уровня: классный, гимназический, районный.

Ожидаемые результаты.

В результате реализации программы «Юный исследователь», можно предположить, что у младших школьников расширится кругозор в различных областях науки, учащиеся познакомятся с методами поиска и обработки информации; повысится их уровень знаний и общая осведомлённость.

Будут сформированы следующие умения:

Умение ставить проблему;

Умение планировать решение поставленных задач;

Умение выдвигать и обосновывать гипотезы;

Умение собирать исходную информацию (наблюдение, анкетирование, и др.)

Умение проводить эксперимент;

Умение анализировать данные эксперимента или наблюдения и построение обобщений;

Умение делать простейшие выводы;

У детей, прошедших данную программу, будет сформирован интерес к поисково- исследовательской деятельности. На уроках эти ученики более активны, умеют вести дискуссию, задавать проблемные вопросы, владеют разными способами добывания информации. Учитель на раннем этапе обучения выявит наиболее одарённых детей.

К концу четвёртого года обучения младшие школьники готовят самостоятельное мини-исследование или реферат, могут представить его на научнопрактической конференции, смогут защитить свою работу, ответить на вопросы по теме. В ходе работы над практической частью реферата, ученики овладевают элементарными навыками пользователя компьютера, умеют работать в системах Word, Exel, Power Point, должны научиться представлять защиту реферата в форме компьютерной презентации.

Методические разработки занятий

Занятие № 6, 3 класс

Тема: «Как ухаживать за рыбками?»

Цель: Формирование исследовательских умений;

Научить подбирать и использовать методы исследования;

Учить планированию своей деятельности;

Формировать умение работать с разными источниками;

Ход занятия.

1 этап. Введение в проблему.

Учитель: Ребята, я вас пригласила на экстренное заседание, так как возникла такая ситуация. Вы знае-

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

Педагогическая мастерская

те, что в нашем классе есть «живой уголок», в котором целый подводный мир. Пятиклассники, которые ухаживали за аквариумом, передают эстафету вам. Сейчас каникулы и необходимо накормить жителей аквариума, проверить всё ли у них в порядке, как это сделать?

2 этап. Мозговой штурм.

Ответы детей. (в руки даётся мячик, дети по кругу высказывают свои предположения, передавая мячик)

Можно позвонить ребятам из 5го класса и спросить, как они это делали;

Вы нам расскажите, как ухаживать;

Можно сходить в кабинет биологии, я там видел аквариум, и спросить учителя;

Я приглашу своего папу, он вам расскажет, он всё знает;

Давайте сначала сами понаблюдаем за рыбками, я знаю, что надо включить свет им.

3 этап. Обсуждение.

Учитель: посмотрите, я вынесла все ваши предложения на доску, давайте обсудим их. (Ребята пришли к выводу, что интереснее самим научиться ухаживать за аквариумом, но помощь специалистов им необходима)

Итак, какие, на ваш взгляд проблемы мы можем сегодня обсудить и решить?

Дети: Как накормить рыб? Как ухаживать за аквариумом?

Учитель: Какие, на ваш взгляд, методы исследования нам сегодня помогут решить эти проблемы?

1. подумать самим;

2. понаблюдать;

4. спросить у специалиста; можно записать интервью в магазине, где продают рыбок.

4 этап. Планирование деятельности.

Учитель: Итак, какими методами можно воспользоваться сначала?

(возникли разные варианты), остановились на том, что лучше сначала понаблюдать.

Учитель: Что будем делать потом?

Расскажем друг другу, что увидели;

Обсудим, на какие вопросы сможем ответить сами;

Найдём ответы в книгах или обратимся к специалистам

Подведём итоги, сделаем выводы

5 этап. Наблюдение.

Дети уселись вокруг аквариума с блокнотами и карандашами, чтобы делать пометки и записывать вопросы, которые возникают во время наблюдения.

6 этап. Обобщение.

Надо выяснить, чем кормить?

Зачем нужен свет?

Какая должна быть вода?

Зачем фильтр?

Какая должна быть температура воды, я заметил водный термометр.

Зачем нужен обогреватель? Как он работает? Когда им пользуются?

Учитель: (записывает на доске ключевые слова и вывешивает схематические знаки)

Покормить свет вода фильтр температура обогреватель

(корм в баночке) (лампа) (сосуд с водой) (пузырики) (термометр) (огонь)

Первый: разбить детей на микрогруппы по проблемам, обговорив методы. Каждая группа будет изучать свою проблему, затем на общем сборе обсуждаются полученные результаты.

Второй: ребята всей группой последовательно решают одну проблему за другой, обсуждают методы и результаты. В данном случае эта работа растягивается на два занятия.

Наши ребята выбрали второй вариант.

7 этап. Практическая работа.

На этом занятии мы успели провести эксперимент.

Сначала учитель попросил ребят предположить, какая может быть температура воды в аквариуме. Ответы были разные: +15, +10, +20, +25.

Затем, мы выяснили, где можно узнать точно об этом, так как мнения разделились. Одни ребята нашли ответ в книге, другая группа уходила к учителю биологии и узнавала его мнение.

Учитель акцентировал внимание детей на том, какой информации можно доверять больше.

Потом, ребята проверили на опыте, рассмотрев термометр, узнав, как по нему определить температуру воды, они измерили температуру в аквариуме. Оказалось, что обогреватель не нужен. Однако ребята узнали из книг, что для разных рыбок нужна разная температура воды.

Интересно решалась микропроблема, связанная с кормлением рыб. Было множество гипотез о том, чем их можно кормить. Решение строилось по такому же плану, а именно:

Выдвижение гипотезы;

Изучение проблемы;

Обобщение, вывод.

В конце этого занятия ребята покормили рыбок, остальные вопросы были рассмотрены на следующем занятии.

8 этап. Итог занятия, прогноз на следующее занятие.

Итак, наше занятие подошло к концу, какие проблемы нам удалось решить?

Какими методами мы пользовались? Каким методам можно доверять больше?

Что, на ваш взгляд, удалось больше? Почему? Какие были трудности? Почему?

Что запомнилось больше всего?

Какие проблемы остались нерешёнными? (Дети по схематичным значкам озвучивают оставшиеся вопросы)

Спасибо всем за интересную работу!

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

Педагогическая мастерская

2 класс. Занятие №7

Тема: Организация исследования. План работы.

На занятии формируются:

Развивающие цели:

1. Развитие и совершенствование умения составлять план исследования, формулировать выводы.

2. Развитие умения применять логические операции (анализ, сравнение, обобщение).

3. Развитие мышления, восприятия, памяти, речи, внимания, воображения.

Ход занятия.

На прошлых занятиях мы учились ставить цели, задачи к теме исследования, учились выдвигать гипотезы для решения проблемы. В качестве примера мы начали работать над общей темой «Почему кровь красная?»

Задачи: Узнать, что такое кровь.

Узнать состав крови.

Какова функция крови в организме.

Выдвинули гипотезы: 3. Предположим, что кровь -это краска.

2. Возможно, это из-за того, что мы употребляем в пищу продукты питания красного цвета.

1. Допустим, это зависит от состава крови.

И пронумеровали их по степени важности.

Новый материал.

Для проведения нашего исследования нам надо проверить наши гипотезы. Как же нам построить наше исследование? (Нужно составить план действий.)

Это и есть тема нашего сегодняшнего занятия «Организация исследования. План работы».

Для того, чтобы составить план нам надо ответить на вопрос:

Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Где ещё мы можем узнать что-то новое о том, что такое кровь? (Предположения детей).

То, что вы назвали, в науке называют методами исследования.

Метод - способ, приём познания явлений окружающего мира.

(Ещё раз пройти по методам, объяснить их сущность, положить детям карточки с названиями методов).

Сейчас наши карточки с названиями методов лежат бессистемно. Нам надо сделать наш план последовательным, определить какими методами мы можем воспользоваться для доказательства гипотез, а затем выстроить их в нужной последовательности

Как вы думаете, что мы должны сделать сначала? (Подумай самостоятельно)

2. Спросить у другого.

3. Посмотреть в справочной литературе.

4. Получить информацию с помощью компьютера, Интернета.

5. Посмотреть кино-телефильм, диафильм.

6. Понаблюдать.

7. Провести эксперимент.

8. Спросить у специалиста.

(Дать поработать детям, микрогруппы получают информацию по проблеме с помощью одного из способов, обсуждение и обмен полученной информацией и высказывания детей).

Достаточно ли воспользоваться только одним методом, чтобы проверить гипотезы? (Нет).

Вывод: чем больше методов мы используем для доказательства гипотезы, тем точнее результат нашей работы.

Итог: использовать последовательно как можно больше методов для доказательства гипотезы и получения точных результатов.

1 класс. Занятие №2.

Тема: Как человек воспринимает окружающий мир. Мои ощущения.

Цель занятия: с помощью вопросов, заданий и экспериментов прийти к выводу о том, что все окружающие нас вещи, предметы воздействуют на наши органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Познакомиться с приборами (микроскоп, телескоп, бинокль и т.д.) и их функцией.

Ребятам предлагается рассмотреть иллюстрацию на странице 25 тетради А.И.Савенкова «Развитие творческого мышления» и ответить на вопросы:

Что изображено на рисунке?

Как ребята узнают, что на улице светло? Они говорят друг с другом? Морковка сладкая? Снег холодный? Морковка имеет запах?

Какие сведения о находящихся рядом вещах вы можете получить благодаря тому, что у вас есть глаза? Руки? Уши? Нос? Язык? Учитель предлагает детям поиграть в игру «Мои ощущения».

1 задание «Что я слышу?» Детям предлагается закрыть глаза и рассказать о том, что они услышали (звуки музыки, стук в дверь, падение предмета со стола, звук льющейся из крана воды).

2 задание «Что я вижу?» Ребятам показывают мягкую игрушку, дети называют её признаки.

3 задание «Что я чувствую?» Дети с закрытыми глазами нюхают апельсин, духи, печенье и т.д. и делятся своими ощущениями.

4 задание «Что в моих руках?» Дети с закрытыми глазами ощупывают деревянную линейку, яблоко, скрепку и т. д. и делятся своими ощущениями.

5 задание «Что за вкус?» Ребятам предлагается попробовать на вкус разные жидкости (солёный томатный сок, яблочный сок, сок лимона) и рассказать о своих ощущениях.

Ребятам предлагается рассказать, каким образом они получают сведения об окружающем мире. Какова в этом роль органов чувств?

Детям предлагается нарисовать то, что они могут ощущать с помощью органов чувств.

Вывод: Органы чувств дают возможность людям воспринимать окружающий мир. Глаза видят, уши слышат, нос воспринимает запахи, язык узнаёт вкус, кожа ощущает.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

Педагогическая мастерская

Ребятам предлагается посмотреть в окно. Все ли находящиеся за ним предметы мы видим одинаково хорошо? Почему? Что может, а что не может видеть глаз? Знаете ли вы какие -нибудь способы, как можно помочь глазам лучше рассмотреть мелкие детали предметов?

Рассказать и показать бинокль, лупу, микроскоп. Выяснить для чего они нужны.

Для обобщения детям можно задать следующие вопросы:

1. Можешь ли ты, не находясь на кухне, узнать о том, что чайник, стоящий на огне, закипел? Какие из твоих органов чувств тебе в этом помогут?

2. Благодаря каким органам чувств ты можешь догадаться, даже ещё не войдя в квартиру, что мама к твоему приходу испекла торт?

3. Можешь ли ты привести примеры, когда человек воспринимал бы что-либо в окружающем его мире не с помощью своих органов чувств?

4. Как ты думаешь, может ли человек узнать о существовании таких предметов, которые не вызывают в нем никаких ощущений?

5. Всегда ли с помощью органов чувств мы получаем правильные представления об окружающем нас мире?

В результате дети делают вывод:

Все окружающие нас вещи, предметы так или иначе воздействуют на наши органы чувств. Любую вещь, предмет человек может или видеть, или слышать, или осязать, или чувствовать по запаху, по вкусу. Мы не можем знать о существовании таких вещей и предметов, которые не вызывают у нас никаких ощущений.

Используя только органы чувств, человек оказывается в состоянии получить лишь ограниченные знания об окружающем мире.

С помощью органов чувств мы не всегда получаем правильные представления об окружающем мире.

Возможности органов чувств расширяют многочисленные приборы, которые люди уже научились делать и которые постоянно продолжают создавать.

Занятие № 10, 3 класс

Тема: «Эксперимент, планирование деятельности»

Цель: Формирование исследовательских умений планировать и проводить эксперимент»;

Закреплять умение выдвигать гипотезы

Формировать умение отбирать и использовать методы исследования;

Учить составлять план эксперимента;

Учить обрабатывать результаты эксперимента;

Развивать коммуникативные умения, навыки сотрудничества;

Ход занятия.

1 этап. Введение в проблему.

Учитель: На уроке окружающего мира мы познакомились с основными частями растений. Вас заинтересовал вопрос «Для чего нужен растению цветок?» Давайте посмотрим сказку, попробуйте найти ответ на вопрос. (Учитель показывает программу «Мир природы», тему «Многообразие растений»). Ученики знакомятся с познавательной сказкой «Цветок-недотрога». Узнают, как размножаются цветковые растения. Учитель спрашивает: «Любое ли, на ваш взгляд, семя прорастёт?» Ученики делают вывод, что необходимы какие-то определённые условия для прорастания семени. Учитель предлагает сформулировать проблему. Формулировка выносится на доску: «Какие условия необходимы семени для прорастания?»

2 этап. Мозговой штурм.

Учитель: С чего нужно начать решать проблему?

Дети: С выдвижения гипотез.

Учитель: Пожалуйста, сформулируйте свои предположения.

Ответы детей:

Солнечный свет;

Удобрения;

3 этап. Планирование деятельности.

Дети: Выберем методы и составим план.

Дети выбирают эксперимент, наблюдение.

Учитель: Предлагаю вам посмотреть, как провести

эксперимент (диск «Мир природы», тема: Прорастание семян).

Дети: Составим план.

1. Разобьёмся на группы;

2. Подготовим оборудование;

3. Проведём эксперимент;

4. Проведём наблюдение;

5. Обсудим способы оформления результатов;

6. Оформим результаты наблюдения;

7. Сделаем вывод.

4 этап. Проведение эксперимента.

1 группа: помещают семена фасоли в стакан с водой, полностью покрывающей семена.

2 группа: помещают семена фасоли в пустой стакан;

3 группа: помещают в стакан, где семена лишь слегка покрыты водой;

4 группа: помещают семена в стакан с водой, но стакан ставят за окно.

5 группа: сажают семена в стакан с землёй;

5 этап. Обсуждение. Дети обсуждают, как лучше оформить результаты. Останавливаются на форме таблицы. Предлагают каждый день проводить наблюдение и записывать результаты в таблицу.

день Стакан №1 Стакан №2 Стакан №3 Стакан №4 Стакан №5

10.ноября Семена залили водой, темп. + 20°С Семена положили в пустой стакан Семена покрыты не полностью водой Семена поместили в стакан с водой, поставили за окно, темп. +5°С Семена поместили в стакан с землёй

11 ноября Вода помутнела Без изменений Воды стало меньше, семена набухли Вода покрылась корочкой льда Без изменений

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

Педагогическая мастерская

6 этап. Заключительный. На этом занятии дети зарисовывают в тетрадь по группам свой опыт. Затем записывают предположения, что будет в их стакане. Через неделю таблица пополняется наблюдениями. На следующем занятии дети подводят итоги, обобщая свои наблюдения и записи в тетради, делают выводы. Для прорастания семян необязательны земля и удобрения. Но необходимы следующие условия: тепло, вода, воздух, солнечный свет. (Учитель в подтверждение выводов детей, показывает продолжение познавательного фильма «Мир природы», тема «Многообразие растений»).

Занятие № 25, 2 класс

/уч. Кутерова Д.А./

Тема: «Методы исследования (эксперимент)»

Тема: «Почему вода реки течёт и не может вытечь?»

Цели занятия: в результате ученики

Должны различать реки как формы земной поверхности;

Должны узнать об образовании и питании рек;

Установят с помощью наблюдений и экспериментально, что водоносность рек зависит от круговорота воды, подземных вод и сезонного таянья снега.

На занятии формируются:

Представления о логике научного познания;

Знания о методах исследования;

Техника исследовательского поиска.

Развивающие цели:

1. Развитие и совершенствование умений и навыков учебной деятельности.

2. Развитие и совершенствование умений выдвигать гипотезы, составлять план исследования, формулировать выводы.

3. Развитие умения применять логические операции (анализ, сравнение, обобщение).

4. Развитие мышления, восприятия, памяти, речи, внимания, воображения.

Оборудование занятия: компьютер, плакат «Круговорот воды в природе», карта полушарий, «Детская Энциклопедия», энциклопедии «Аванта», «Кирилл и Мефодий», штатив, спиртовка, декоративный фонтан.

Методическая структура занятия:

1. Актуализация опорных знаний и умений.

2. Формирование новых знаний и способов деятельности.

3. Применение сформированных знаний и способов деятельности.

Метод обучения - исследовательский (метод научного познания).

Решение исследовательской задачи предполагает выполнение исследовательских действий:

Постановка исследовательской задачи (проблемы)

Сбор исходной информации

Выдвижение гипотез

Планирование и разработка учебных действий

Обработка данных и их обобщение (выводы). Представленный фрагмент включает следующие

этапы данной технологии:

Сбор данных с помощью исследовательских методов

Обработка данных и их обобщение (вывод)

Ход занятия.

На прошлом занятии Вероника задала нам вопрос «Почему вода реки течёт и не может вытечь?» Сразу мы не смогли решить эту проблему. Ребята предложили провести исследование, целью которого будет узнать «Почему вода реки течёт и не может вытечь?»

Нами были поставлены задачи, узнать:

1. Что такое река?

2. Откуда река получает свою воду?

Вы выдвинули разные гипотезы:

1. Предположим, что на постоянное течение воды реки влияет круговорот воды в природе.

2. Допустим, что родники, ключи - это подземные воды, их под землёй много и они питают реки.

3. Возможно, это таяние ледников, снега весной.

4. Что, если вода циркулирует из реки в море и обратно.

5. Предположим, что под действием тяготения вода с возвышенностей и гор течёт вниз.

Для решения проблемы мы используем план исследования:

1. Подумать самостоятельно.

2. Спросить у других людей.

3. Посмотреть книги о том, что исследуешь.

4. Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования.

5. Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет.

6. Понаблюдать.

7. Спросить у специалиста.

8. Провести эксперимент.

Таянье снега, льда в комнатных условиях. Испарение воды из ёмкости (наблюдение несколько дней).

Фонтанчик.

Круговорот воды (опыт)

Дети знакомят с собранным материалом, исключают ошибочные гипотезы, делают вывод:

Река течёт постоянно. Река получает и пополняет воду из родников, подземных вод, на водоносность рек влияет круговорот воды в природе, весной, в период половодья, таянье снега.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6








Формировать и развить у детей умений и навыков исследовательского поиска Формировать и развить у детей умений и навыков исследовательского поиска Развитие познавательных потребностей и способностей Развитие познавательных потребностей и способностей Формировать представления об исследовательском обучении. Как ведущем способе учебной деятельности Формировать представления об исследовательском обучении. Как ведущем способе учебной деятельности Обучить детей специальным знаниям,необходимым для проведения самостоятельных исследований Обучить детей специальным знаниям,необходимым для проведения самостоятельных исследований ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВОЗРАСТУТ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОБСТВЕННАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА РАСШИРИТ КРУГОЗОР РЕБЕНКА, ПОЗВОЛИТ ОСВОИТЬ МЕХАНИЗМ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОЛУЧЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ. В ХОДЕ ТРЕНИНГОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РАЗВИТВАЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ПОИСКЕ. В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНЫХ КРИТЕРИЕВ ВЫСТУПАЮТ СТРЕМЛЕНИЕ И ПОПЫТКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МИРОМ. Основные требования к ОСВОЕНИЮ ПРОГРАММЫ




1.ИНДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Возникновение проблемы и формулирование вопроса,который вызывает необходимость поиска и является регулятором этого поиска 2.ДЕДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Возникновение предположений, на основании которых формулируется гипотеза- обобщение (поиск фактов для ее обоснования) Мотивация(создание проблемной ситуации)






ИНДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Сортировка полученных фактов для связывания разнородных данных и открытия нового принципа, идеи,обобщения ДЕДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Сортировка полученных фактов с целью их оценки по отношению к гипотезе-обобщению и осознания обоснованности гипотезы ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ




ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, РЕФЛЕКСИЯ ИНДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Оценивание, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме, рефлексия ДЕДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Оценивание малых гипотез вытекающих из основной гипотезы –обобщения, осмысление ее значения,уточнение,развитие. Рефлексия


ПРИМЕНЕНИЕ ИНДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Использование найденного принципа, идеи, нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия ДЕДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Использование обоснований в ходе исследования гипотезы- обобщения в новых условиях для понимания новых частных случаев


НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЗАНЯТИЯ- ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТИ УЧАТСЯ Ставить исследовательские вопросы Формулировать проблемы Выдвигать гипотезы Составлять план работы Вести наблюдения Планировать, проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез Выделять существенную информацию из разных источников Систематизировать информацию Представлять результаты в разных формах(схема, таблица, график,рисунок, устное или письменное сообщение

Развитие исследовательских умений младших школьников

Исследовать - извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по признакам, отпечаткам общего закона в конкретных случайных предметах или явлениях.

Принципиальная особенность организации мышления при исследовании: наблюдение, концентрация внимания, анализ.

Развитие свойств: наблюдательность, внимательность, аналитические навыки.

В современной педагогике, по степени самостоятельности ребенка, выделяется три уровня реализации «исследовательского обучения»:

    Первый и самый простой – когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти ребенку.

    Второй уровень – взрослый ставит проблему, но уже метод её решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.

    На третьем – высшем уровне постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно.

Если рассматривать структуру учебного исследования ребенка , то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает следующие основные этапы:

    Постановка проблемы (выбор темы исследования);

    Прояснение неясных вопросов;

    Формулирование гипотезы исследования;

    Планирование учебных действий (поиск и предложение возможных вариантов ответа);

    Сбор данных;

    Анализ и синтез данных;

    Подготовка сообщений;

    Выступление с сообщениями, доклад, макет и др.;

    Ответы на вопросы, корректировка;

    Обобщения, выводы.

    Самооценка.

Самое решающее звено - учитель. Меняется роль учителя и не только в исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Работа по развитию исследовательских умений

В 1 классе:

Проблемное, частично - поисковое обучение под руководством учителя;

Урок - исследование (в начале года постановка проблемы осуществляется

учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопро­сам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоя­тельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений мак­симально самостоятельно; выводы под руководством учителя);

Кратковременные исследования- наблюдения с описанием (под руко­водством учителя).

В 1 классе на уроках возможно включение заданий, направленных на овладе­ние общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, окружающего мира.

Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:

1.Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание, гипотеза и др.

2.Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам. Учитель организует сов­местную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в про­цессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследова­тельской деятельности. Например, тема исследования «Наша школа». Проблема: противоречие меж­ду потребностью и возможностью знать историю своей школы и отсутствием знаний по данной теме. Цель: организовать поиск сведений, связанных с разными сторонами существования школы. Задачи исследования: найти ин­формацию об истории школы, сведения о кружках и секциях, существующих в школе, выяснить количественных характеристики (сколько учеников, учи­телей, классов, кабинетов и т. д.), изучить строение школы, ее окрестности и др. Методы исследования: опрос, поиск литературы, наблюдение и т. д. С це­лью выполнения каждой задачи назначаются группы учащихся, работающих по исследованию определенного направления. Учащиеся имеют право выбо­ра наиболее интересной для них задачи.

3. Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.

4. На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками инфор­мации.

5. На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последова­тельности действий; сравнение предметов и множеств предметов, предлага­ются логические задачи. Проводится работа по выявлению причинно- след­ственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания.

6. Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследо­вания по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под ру­ководством учителя, затем с помощью родителей.

В 3 классе:

1 .Учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, методами ис­следований. На уроках используются игровые методы, путешествия, сказоч­ный материал.

2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У третьекласс­ников активность выше, неординарных подходов и предложений в осуще­ствлении исследовательской деятельности.

3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследова­ние с применением имеющихся знаний и умений (осуществляется поиск ин­формации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирования.

4. Ход исследований обсуждается, учителем оказывается консультативная помощь. К концу года большая часть учащихся должна с достаточной степе­нью самостоятельности выбирать тему исследования, составлять план иссле­дования, определять одну - две задачи, находить материал, представлять доклад с показом.

В 4 классе внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, схемы, модели

Для их формирования можно решать учебно-исследовательские задачи (задачи, процесс решения которых требует выполнения одного или нескольких исследовательских умений), используя традиционные технологии в сочетании с информационными.

Например, развитие исследовательского умения - умения устанавливать влияние изменения условий на изменение свойств объекта. Это умение, в отличие от многих общих исследовательских умений, требующих высокого уровня мыслительной деятельности (и доступных лишь в старших классах), можно начать формировать уже в младших классах. Работа над этим умением осуществляется в ходе выполнения исследовательских заданий, которые предполагают осуществление одного или нескольких этапов исследовательской деятельности:

    анализ исходной информации;

    обнаружение, формулировка, осознание проблемы;

    выдвижение гипотезы; постановка эксперимента;

    теоретическое обоснование;

    доработка и уточнение исходной гипотезы, формулировка выводов; обобщение и применение новых знаний.

Задания обучения математике, больше всего подходят для развития исследовательского умения устанавливать влияние изменения условий на изменение объекта. Интерактивные задания хороши тем, что позволяют ученику видеть, как вводимые им данные влияют на ситуацию, к каким изменениям они приводят. При этом можно использовать разные модели: материальные, вербальные, символические, графические. Овладение моделированием как математическим методом и общим методом исследования является одной из целей начального математического образования. Главное отличие компьютерных моделей в том, что они могут быть динамическими. Их использование вместе с другими моделями позволяет ученикам наблюдать процесс изменения и по-разному фиксировать его результат.

Виды учебных исследований:

По количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;

По месту проведения: урочные, внеурочные;

По времени: кратковременные или долговременные;



Поделиться