Уравнения химических реакций 8. Составление и решение химических уравнений

как решать химические уравнения по химии 8 класс объясните пожалуйста

  1. 1 год назад
    Определим массу воды, образовавшуюся в результате сгорания водорода в 3,2 г кислорода.

    Чтобы решить эту задачу, сначала необходимо составить уравнение химической реакции и записать над ним данные условия задачи.
    Если бы мы знали количество вещества вступившего в реакцию кислорода, то смогли бы определить количество вещества воды. А затем, рассчитали бы массу воды, зная ее количество вещества и молярную массу. Чтобы найти количество вещества кислорода, нужно массу кислорода разделить на его молярную массу.
    Молярная масса численно равна относительной молекулярной массе. Для кислорода это значение составляет 32. Подставим в формулу: количество вещества кислорода равно отношению 3,2 г к 32 г/моль. Получилось 0,1 моль.
    Для нахождения количества вещества воды оставим пропорцию, используя мольное соотношение участников реакции:
    на 0,1 моль кислорода приходится неизвестное количество вещества воды, а на 1 моль кислорода приходится 2 моля воды.
    Отсюда количество вещества воды равно 0,2 моль.
    Чтобы определить массу воды, нужно найденное значение количества воды умножить на ее молярную массу, т. е. умножаем 0,2 моль на 18 г/моль, получаем 3,6 г воды.

  2. Составление уравнения химической реакции

    Процесс составления уравнения химической реакции состоит из двух стадий (этапов).

    1. Составление схемы реакции. Схема показывает, какие вещества вступили во взаимодействие и какие получились в результате реакции. Надо помнить, что молекулы простых газообразных веществ почти всегда состоят из двух атомов (O2, Cl2, H2 и т. д.)

    2. Подбор коэффициентов к формулам веществ. Необходимо подобрать коэффициенты так, чтобы число атомов каждого элемента в левой и правой частях было одинаково.

    Правила подбора коэффициентов:

    Если число атомов элемента в одной части схемы реакции четное, а в другой нечетное, то перед формулой с нечетным числом атомов надо поставить коэффициент 2, а затем уравнивать число всех атомов.

    Расстановку коэффициентов следует начинать с наиболее сложного по составу вещества и делать это в следующей последовательности:

    сначала надо уравнять число атомов металлов, затем кислотных остатков (атомов неметаллов), затем атомов водорода, и последним атомов кислорода.

    Если число атомов кислорода в левой и правой частях уравнения одинаково, то коэффициенты определены верно.

    После этого стрелку между частями уравнения можно заменить знаком равенства.

    Коэффициенты в уравнении химической реакции не должны иметь общих делителей.

    Пример. Составим уравнение химической реакции между гидроксидом железа (III) и серной кислотой с образованием сульфата железа (III).

    1. Составим схему реакции:

    Fe(OH)3 + H2SO4 Fe2(SO4)3 + H2O

    2. Подберем коэффициенты к формулам веществ. Мы знаем, что надо начать с наиболее сложного вещества и последовательно уравнять во всей схеме сначала атомы металлов, потом кислотных остатков, затем водорода и в конце кислорода. В нашей схеме наиболее сложное вещество - Fe2(SO4)3. В нем два атома железа, а в составе Fe(OH)3 один атом железа. Значит, перед формулой Fe(OH)3 надо поставить коэффициент 2:

    2Fe(OH)3 + H2SO4 Fe2(SO4)3 + H2O

    Теперь уравниваем число кислотных остатков SO4. В составе соли Fe2(SO4)3 три кислотных остатка SO4. Значит, в левой части перед формулой H2SO4 ставим коэффициент 3:

    2Fe(OH)3 + 3H2SO4 Fe2(SO4)3 + H2O.

    Теперь уравниваем число атомов водорода. В левой части схемы в гидроксиде железа 2Fe(OH)3 6 атомов водорода (2

    3), в серной кислоте 3H2SO4 тоже 6 атомов водорода. Всего в левой части 12 атомов водорода. Значит, в правой части перед формулой воды H2O ставим коэффициент 6 и теперь в правой части тоже 12 атомов водорода:

    2Fe(OH)3 + 3H2SO4 Fe2(SO4)3 + 6H2O.

    Осталось уравнять число атомов кислорода. Но делать это уже не надо, потому что в левой и правой частях схемы уже одинаковое число атомов кислорода по 18 в каждой части. Это значит, что схема записана полностью, и мы можем стрелку заменить знаком равенства:

    2Fe(OH)3 + 3H2SO4 = Fe2(SO4)3 + 6H2O.

Для описания протекающих химических реакций составляются уравнения химических реакций. В них слева от знака равенства (или стрелки →) записываются формулы реагентов (веществ, вступающих в реакцию), а справа - продукты реакции (вещества, которые получились после химической реакции). Поскольку говорится об уравнении, то количество атомов в левой части уравнения должно быть равным тому, что есть в правом. Поэтому после составления схемы химической реакции (записи реагентов и продуктов) производят подстановку коэффициентов, чтобы уравнять количество атомов.

Коэффициенты представляют собой числа перед формулами веществ, указывающие на число молекул, которые вступают в реакцию.

Например, пусть в химической реакции газ водород (H 2) реагирует с газом кислородом (O 2). В результате образуется вода (H 2 O). Схема реакции будет выглядеть так:

H 2 + O 2 → H 2 O

Слева находится по два атома водорода и кислорода, а справа два атома водорода и только один кислорода. Предположим, что в результате реакции на одну молекулу водорода и одну кислорода образуется две молекулы воды:

H 2 + O 2 → 2H 2 O

Теперь количество атомов кислорода до и после реакции уравнено. Однако водорода до реакции в два раза меньше, чем после. Следует сделать вывод, что для образования двух молекул воды надо две молекулы водорода и одну кислорода. Тогда получится такая схема реакции:

2H 2 + O 2 → 2H 2 O

Здесь количество атомов разных химических элементов одинаково до и после реакции. Значит, это уже не просто схема реакции, а уравнение реакции . В уравнениях реакций часто стрелку заменяют на знак равенства, чтобы подчеркнуть что, число атомов разных химических элементов уравнено:

2H 2 + O 2 = 2H 2 O

Рассмотрим такую реакцию:

NaOH + H 3 PO 4 → Na 3 PO 4 + H 2 O

После реакции образовался фосфат, в который входит три атома натрия. Уравняем количество натрия до реакции:

3NaOH + H 3 PO 4 → Na 3 PO 4 + H 2 O

Количество водорода до реакции шесть атомов (три в гидроксиде натрия и три в фосфорной кислоте). После реакции - только два атома водорода. Разделив шесть на два, получим три. Значит, перед водой надо поставить число три:

3NaOH + H 3 PO 4 → Na 3 PO 4 + 3H 2 O

Количество атомов кислорода до реакции и после совпадает, значит дальнейший расчет коэффициентов можно не делать.

Решение уравнений химический реакций вызывают затруднения у немалого количества учеников средней школы во-многом благодаря большому разнообразию участвующих в них элементов и неоднозначности их взаимодействия. Но так как основная часть курса общей химии в школе рассматривает именно взаимодействие веществ на основе их уравнений реакций, то ученикам необходимо обязательно ликвидировать пробелы в данной области и научиться решать химические уравнения, чтобы избежать проблем с предметом в дальнейшем.

Уравнением химической реакции называется символьная запись, отображающая взаимодействующие химические элементы, их количественное соотношение и получающиеся в результате взаимодействия вещества. Данные уравнения отражают сущность взаимодействия веществ с точки зрения атомно-молекулярного или электронного взаимодействия.

  1. В самом начале школьного курса химии учат решать уравнения на основе понятия валентности элементов периодической таблицы. На основе данного упрощения рассмотрим решение химического уравнения на примере окисления алюминия кислородом. Алюминий, взаимодействуя с кислородом, образует оксид алюминия. Обладая указанными исходными данными составим схему уравнения.

    Al + O 2 → AlO


    В данном случае мы записали примерную схему химической реакции, которая лишь частично отражает ее сущность. В левой части схемы записываются вещества, вступающую в реакцию, а в правой результат их взаимодействия. Кроме того, кислород и другие типичные окислители, обычно записываются правее металлов и других восстановителей в обоих частях уравнения. Стрелка показывает направление реакции.

  2. Чтобы данная составленная схема реакции приобрела законченный вид и соответствовала закону сохранения массы веществ, необходимо:
    • Проставить индексы в правой части уравнения у вещества, получившегося в результате взаимодействия.
    • Уровнять количество участвующих в реакции элементов с количеством получившегося вещества в соответствии с законом сохранения массы веществ.
  3. Начнем с приостановки индексов в химической формуле готового вещества. Индексы устанавливаются в соответствии с валентностью химических элементов. Валентностью называют способность атомов образовывать соединения с другими атомами за счет соединения их неспаренных электронов, когда одни атомы отдают свои электроны, а другие присоединяют их себе на внешний энергетический уровень. Принято считать, что валентность химического элемента определяет его группой (колонкой) в периодической таблице Менделеева. Однако на практике взаимодействие химических элементов происходит гораздо сложнее и разнообразнее. Например, атом кислорода во всех реакциях имеет валентность Ⅱ, несмотря на то, что в периодической таблице находится в шестой группе.
  4. Чтобы помочь вам сориентироваться в этом многообразии, предлагаем вам следующий небольшой справочный помощник, который поможет определить валентность химического элемента. Выберите интересующий вас элемент и вы увидите возможные значения его валентности. В скобках указаны редкие для выбранного элемента валентности.
  5. Вернемся к нашему примеру. Запишем в правой части схемы реакции сверху над каждым элементом его валентность.

    Для алюминия Al валентность будет равна Ⅲ, а для молекулы кислорода O 2 валентность равна Ⅱ. Находим наименьшее общее кратное к этим числам. Оно будет равно шести. Делим наименьшее общее кратное на валентность каждого элемента и получаем индексы. Для алюминия шесть делим на валентность получаем индекс 2, для кислорода 6/2=3. Химическая формула оксида алюминия, полученного в результате реакции, примет вид Al 2 O 3 .

    Al + O 2 → Al 2 O 3

  6. После получения правильной формулы готового вещества необходимо проверить и в большинстве случаев уравнять правые и левые части схемы согласно закона сохранения массы, так как продукты реакции образуются из тех же атомов, которые изначально входили в состав исходных веществ, участвующих в реакции.
  7. Закон сохранения массы гласит, что количество атомов вступивших в реакцию должно равняться количеству атомов получившихся в результате взаимодействия. В нашей схеме во взаимодействии участвуют один атом алюминия и два атома кислорода. В результате реакции получаем два атома алюминия и три кислорода. Очевидно, что схему необходимо уровнять, используя коэффициенты для элементов и вещества, чтобы соблюдался закон сохранения массы.
  8. Уравнивание выполняют также через нахождение наименьшего общего кратного, которое находится между элементами, обладающими наибольшими индексами. В нашем примере это будет кислород с индексом в правой части равным 3 и в левой части равным 2. Наименьшее общее кратное и в этом случае будет равно 6. Теперь разделим наименьшее общее кратное на значение наибольшего индекса в левой и правой частях уравнения и получим следующие индексы для кислорода.

    Al + 3∙O 2 → 2∙Al 2 O 3

  9. Теперь остается уравнять только алюминий в правой части. Для этого в левую часть поставим коэффициент 4.

    4∙Al + 3∙O 2 = 2∙Al 2 O 3

  10. После расстановки коэффициентов уравнение химической реакции соответствует закону сохранения массы и между его левой и правой частями можно поставить знак равенства. Расставленные коэффициенты в уравнении обозначают число молекул веществ, участвующих в реакции и получающихся в результате нее, или соотношение данных веществ в молях.
После выработки навыков решения химических уравнений на основе валентностей взаимодействующих элементов, школьный курс химии знакомит с понятием степени окисления и теорией окислительно-восстановительных реакций. Данный тип реакций является наиболее распространенным и в дальнейшем химические уравнения чаще всего решают на основе степеней окисления взаимодействующих веществ. О том, рассказано в соответствующей статье на нашем сайте.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: «УРАВНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».

Тип урока: изучение нового материала

Учебник : Габриелян О.С. «Химия. 8 класс»,Из-во «Дрофа»

Номер урока по планированию -№35, в теме «Изменения, происходящие с веществами»- №2.

Задачи:

1. Образоватетельные: 1) сформировать понятие об уравнениях химических реакций; 2)начать формировать умение составлять уравнения химических реакций.

2. Развивающие: 1) развивать у учащихся умение наблюдать и анализировать увиденное; 2) формировать навыки самоконтроля усвоения изученного материала; 3) развивать позн авательный интерес и эмоции учащихся, внося в содержание урока элемент новизны знаний, связь их с другими предметами, с жизнью; 4) активизировать мышление учащихся с помощью беседы и эксперимента.

3 .Воспитывающие: 1) применение полученных знаний на следующих уроках (типы химических реакций);2) содействовать профилактике утомляемости школьников в ходе урока, используя такие приемы поддержания работоспособности, как применение разнообразных видов работы, демонстрации опытов.

ЦЕЛЬ: Сформировать понятие об уравнениях химических реакций как об условной записи, отражающей превращения веществ. Начать формировать у учащихся умение составлять уравнения химических реакций.

ХОД УРОКА.

1.Организация начала урока (2 мин.).

Тема сегодняшнего урока: «Уравнения химических реакций».

Задача: Мы сегодня с вами познакомимся с условной записью химических реакций – уравнениями. Научимся составлять уравнения химических реакций, а также расставлять коэффициенты в них.

2.Проверка домашнего задания(5 мин.).

Давайте с вами повторим, какие явления называются физическими?

Физическими явлениями называются такие, при которых могут изменяться размеры, форма тел и агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным.

А какие явления называются химическими?

Явления, в результате которых из одних веществ образуются другие, называются химическими явлениями, или химическими реакциями.

Какие признаки химических реакций вы знаете?

  • Изменение окраски
  • Появление запаха
  • Образование осадка
  • Растворение осадка
  • Выделение газа
  • Выделение или поглощение тепла, иногда выделяется свет.

А теперь, попробуйте догадаться, о каких явлениях в этих стихах идет речь.

3.Подготовка к усвоению новых знаний(5-7 мин.).

Сейчас я проведу несколько опытов, и мы с вами попробуем составить схему наблюдаемого превращения.

Опыт 1. Горение магния.

Что вы наблюдаете? Составим схему наблюдаемого явления.

Магний + кислород → оксид магния

Исходные вещества продукт реакции

Mg+O 2 → MgO

Эта условная запись называется схемой реакции. В левой части схемы записывают исходные вещества (т. е. те вещества, которые были взяты для взаимодействия), в правой части - продукты реакции (т. е. те вещества, которые образовались в результате взаимодействия).

Опыт 2. Получение углекислого газа

В пробирку положим кусочек мела, нальем 1-2 мл раствора соляной кислоты. Что мы наблюдаем? Что происходит? Каковы признаки этих реакций?

Составим с помощью химических формул схему наблюдаемого превращения:

карбонат кальция + соляная кислота →

исходные вещества

СаСО 3 + HCl→

Хлорид кальция + вода +углекислый газ

продукты реакции

СаСl 2 + Н 2 О + СО 2

4.Усвоение нового материала (10-15мин).

Формирование понятия «коэффициенты и умения расставлять коэффициенты в уравнении химической реакции.

Сейчас мы с вами узнаем о законе сохранения массы веществ, который открыл М.В.Ломоносов в 1756г.

Закон сохранения массы веществ (Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее).

Материальными носителями массы веществ являются атомы химических элементов, т.к. они при химических реакциях не образуются и не разрушаются, а происходит их перегруппировка, то становится очевидным справедливость этого закона.

Число атомов одного элемента в левой части уравнения должно быть равно числу атомов этого элемента в правой части уравнения.

Задание 1 (для групп). Определите число атомов каждого химического элемента, участвующего в реакции. 1. Вычислите число атомов:

а) водорода: 8NH 3 , NaOH, 6NaOH, 2NaOH, Н з РО 4 , 2H 2 SO 4 , 3H 2 S0 4 , 8H 2 SO 4 ;

6) кислорода: C0 2 , 3C0 2 , 2C0 2 , 6CO, H 2 SO 4 , 5H 2 SO 4 , 4H 2 S0 4 , HN0 3 .

2. Вычислите число атомов: а) водорода:

1) NaOH + HCl 2)CH 4 +H 2 0 3)2Na+H 2

б) кислорода:

1) 2СО + 0 2 2) С0 2 + 2Н.О. 3)4NO 2 + 2H 2 O + O 2

Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций (источник: Боровских Т. А. Рабочая тетрадь по химии: 8 класс: к учебнику Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана «Химия. 8 класс», М. «Экзамен», 2011г )

Порядок выполнения операций

пример

1. Определить число атомов

А1 + О 2 → А1 2 О 3

А1-1 атом А1-2 атома

О-2 атома 0-3 атома

О-2 атома слева

О-3 атома справа

3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) числа атомов этого элемента в левой в правой части уравнения

НОК = 6

4. Разделить НОК левой части уравнения, получить коэффициент для левой части уравнения

6:2 = 3

Аl + ЗО 2 → Аl 2 О 3

5. Разделить НОК в правой части уравнения, получить коэффициент для правой части уравнения

6:3 = 2

А1 + ЗО 2 → 2 А1 2 О 3

А1 + ЗО 2 → 2 А1 2 О 3

А1 - 1 атом А1 - 4 атома

НОК = 4

4:1=4 4:4=1

4А1 + ЗО 2 → 2 А1 2 О 3

5.Первичная проверка усвоения знаний(8-10 мин.) . Формирование

В левой части схемы два атома кислорода, а в правой - один. Число атомов нужно выровнять с помощью коэффициентов. Число атомов нужно выровнять с помощью коэффициентов . Подведем итог работы на уроке:

1)2Mg+O 2 →2MgO

2) СаСО 3 + 2HCl→ СаСl 2 + Н 2 О + СО 2

Задание 2

Mg + N 2 → Mg 3 N 2 ;

Al + S → A1 2 S 3 ;

A1 + С → A1 4 C 3 ;

Ca + P → Ca 3 P 2 ;

С + H 2 → CH 4 ;

Ca + С → СаС 2 ;

Fe + O 2 → Fe 3 O 4 ;

Si + Mg → Mg 2 Si;

Na + S → Na 2 S;

CaO + С → CaC 2 + CO;

Ca + N 2 → Ca 3 N 2 ;

Si + C1 2 → SiCl 4 ;

Ag + S → Ag 2 S;

Упражнение (резерв)3.

Н 2 + С1 2 → НС1;

N 2 + O 2 → NO;

СО 2 + С → СО;

HI → Н 2 + 1 2 ;

Mg + НС1 → MgCl 2 + Н 2 ;

Zn+ HC1 → ZnCl 2 + H 2 ;

Br 2 + KI → KBr+ I 2 ;

KC1O 3 + S → KC1+ SO 2 ;

C1 2 + KBr → KC1 + Br 2 ;

SiO 2 + С → Si + CO;

SiO 2 + С → SiC + CO;

Mg + SiO 2 → Mg 2 Si + MgO

6.Подведение итогов(2 мин.).

Итак, мы сегодня с вами познакомились с понятием «уравнение химических реакций», учились расставлять коэффициенты в этих уравнениях на основе закона сохранения массы.

Что такое уравнение химической реакции?

Что записывают в правой части уравнения? А в левой?

Что означает знак «+» в уравнении?

Зачем расставляют коэффициенты в уравнениях химических реакций?

7.Домашнеее задание. § 27, упр. 1,3(пис.).

Оценки за урок.

Раздаточный материал:

Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций

Порядок выполнения операций

пример

1. Определить число атомов каждого элемента в левой и правой частях схемы реакции

А1 + О 2 → А1 2 О 3

А1-1 атом А1-2 атома

О-2 атома 0-3 атома

2. Среди элементов с разным числом атомов в левой и правой частях схемы выбрать тот, число атомов которого больше

О-2 атома слева

О-3 атома справа

3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) числа атомов этого элемента в левой части уравнения и числа атомов этого элемента в правой части уравнения

НОК = 6

4. Разделить НОК на число атомов этого элемента в левой части уравнения, получить коэффициент для левой части уравнения

6:2 = 3

Аl + ЗО 2 → Аl 2 О 3

5. Разделить НОК на число атомов этого элемента в правой части уравнения, получить коэффициент для правой части уравнения

6:3 = 2

А1 + ЗО 2 → 2 А1 2 О 3

6. Если выставленный коэффициент изменил число атомов еще какого-либо элемента, то действия 3, 4, 5 повторить еще раз.

А1 + ЗО 2 → 2 А1 2 О 3

А1 - 1 атом А1 - 4 атома

НОК = 4

4:1=4 4:4=1

4А1 + ЗО 2 → 2 А1 2 О 3

Упражнение 2

Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент изменяет число атомов только одного элемента):

Fe 2 O 3 + А1 → А1 2 О 3 + Fe;

Mg + N 2 → Mg 3 N 2 ;

Al + S → A1 2 S 3 ;

A1 + С → A1 4 C 3 ;

Al + Cr 2 0 3 → Cr + A1 2 O 3 ;

Ca + P → Ca 3 P 2 ;

С + H 2 → CH 4 ;

Ca + С → СаС 2 ;

Fe + O 2 → Fe 3 O 4 ;

Si + Mg → Mg 2 Si;

Na + S → Na 2 S;

CaO + С → CaC 2 + CO;

Ca + N 2 → Ca 3 N 2 ;

Si + C1 2 → SiCl 4 ;

Ag + S → Ag 2 S;

Упражнение 3 * .

Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент одновременно изменяет число атомов двух элементов):

Н 2 + С1 2 → НС1;

N 2 + O 2 → NO;

СО 2 + С → СО;

HI → Н 2 + 1 2 ;

Mg + НС1 → MgCl 2 + Н 2 ;

FeS + НС1 → FeCl 2 + H 2 S;

Zn+ HC1 → ZnCl 2 + H 2 ;

Br 2 + KI → KBr+ I 2 ;

Si + HF (r) → SiF 4 + H 2 ;

HCl+Na 2 C0 3 → C0 2 +H 2 O+ NaCl;

KC1O 3 + S → KC1+ SO 2 ;

C1 2 + KBr → KC1 + Br 2 ;

SiO 2 + С → Si + CO;

SiO 2 + С → SiC + CO;

Mg + SiO 2 → Mg 2 Si + MgO

Mg 2 Si + HC1 → MgCl 2 + SiH 4



Поделиться