как решать химические уравнения по химии 8 класс объясните пожалуйста
- 1 год назад
Определим массу воды, образовавшуюся в результате сгорания водорода в 3,2 г кислорода.Чтобы решить эту задачу, сначала необходимо составить уравнение химической реакции и записать над ним данные условия задачи.
Если бы мы знали количество вещества вступившего в реакцию кислорода, то смогли бы определить количество вещества воды. А затем, рассчитали бы массу воды, зная ее количество вещества и молярную массу. Чтобы найти количество вещества кислорода, нужно массу кислорода разделить на его молярную массу.
Молярная масса численно равна относительной молекулярной массе. Для кислорода это значение составляет 32. Подставим в формулу: количество вещества кислорода равно отношению 3,2 г к 32 г/моль. Получилось 0,1 моль.
Для нахождения количества вещества воды оставим пропорцию, используя мольное соотношение участников реакции:
на 0,1 моль кислорода приходится неизвестное количество вещества воды, а на 1 моль кислорода приходится 2 моля воды.
Отсюда количество вещества воды равно 0,2 моль.
Чтобы определить массу воды, нужно найденное значение количества воды умножить на ее молярную массу, т. е. умножаем 0,2 моль на 18 г/моль, получаем 3,6 г воды. - Составление уравнения химической реакции
Процесс составления уравнения химической реакции состоит из двух стадий (этапов).
1. Составление схемы реакции. Схема показывает, какие вещества вступили во взаимодействие и какие получились в результате реакции. Надо помнить, что молекулы простых газообразных веществ почти всегда состоят из двух атомов (O2, Cl2, H2 и т. д.)
2. Подбор коэффициентов к формулам веществ. Необходимо подобрать коэффициенты так, чтобы число атомов каждого элемента в левой и правой частях было одинаково.
Правила подбора коэффициентов:
Если число атомов элемента в одной части схемы реакции четное, а в другой нечетное, то перед формулой с нечетным числом атомов надо поставить коэффициент 2, а затем уравнивать число всех атомов.
Расстановку коэффициентов следует начинать с наиболее сложного по составу вещества и делать это в следующей последовательности:
сначала надо уравнять число атомов металлов, затем кислотных остатков (атомов неметаллов), затем атомов водорода, и последним атомов кислорода.
Если число атомов кислорода в левой и правой частях уравнения одинаково, то коэффициенты определены верно.
После этого стрелку между частями уравнения можно заменить знаком равенства.
Коэффициенты в уравнении химической реакции не должны иметь общих делителей.
Пример. Составим уравнение химической реакции между гидроксидом железа (III) и серной кислотой с образованием сульфата железа (III).
1. Составим схему реакции:
Fe(OH)3 + H2SO4 Fe2(SO4)3 + H2O
2. Подберем коэффициенты к формулам веществ. Мы знаем, что надо начать с наиболее сложного вещества и последовательно уравнять во всей схеме сначала атомы металлов, потом кислотных остатков, затем водорода и в конце кислорода. В нашей схеме наиболее сложное вещество - Fe2(SO4)3. В нем два атома железа, а в составе Fe(OH)3 один атом железа. Значит, перед формулой Fe(OH)3 надо поставить коэффициент 2:
2Fe(OH)3 + H2SO4 Fe2(SO4)3 + H2O
Теперь уравниваем число кислотных остатков SO4. В составе соли Fe2(SO4)3 три кислотных остатка SO4. Значит, в левой части перед формулой H2SO4 ставим коэффициент 3:
2Fe(OH)3 + 3H2SO4 Fe2(SO4)3 + H2O.
Теперь уравниваем число атомов водорода. В левой части схемы в гидроксиде железа 2Fe(OH)3 6 атомов водорода (2
3), в серной кислоте 3H2SO4 тоже 6 атомов водорода. Всего в левой части 12 атомов водорода. Значит, в правой части перед формулой воды H2O ставим коэффициент 6 и теперь в правой части тоже 12 атомов водорода:
2Fe(OH)3 + 3H2SO4 Fe2(SO4)3 + 6H2O.
Осталось уравнять число атомов кислорода. Но делать это уже не надо, потому что в левой и правой частях схемы уже одинаковое число атомов кислорода по 18 в каждой части. Это значит, что схема записана полностью, и мы можем стрелку заменить знаком равенства:
2Fe(OH)3 + 3H2SO4 = Fe2(SO4)3 + 6H2O.
Для описания протекающих химических реакций составляются уравнения химических реакций. В них слева от знака равенства (или стрелки →) записываются формулы реагентов (веществ, вступающих в реакцию), а справа - продукты реакции (вещества, которые получились после химической реакции). Поскольку говорится об уравнении, то количество атомов в левой части уравнения должно быть равным тому, что есть в правом. Поэтому после составления схемы химической реакции (записи реагентов и продуктов) производят подстановку коэффициентов, чтобы уравнять количество атомов.
Коэффициенты представляют собой числа перед формулами веществ, указывающие на число молекул, которые вступают в реакцию.
Например, пусть в химической реакции газ водород (H 2) реагирует с газом кислородом (O 2). В результате образуется вода (H 2 O). Схема реакции будет выглядеть так:
H 2 + O 2 → H 2 O
Слева находится по два атома водорода и кислорода, а справа два атома водорода и только один кислорода. Предположим, что в результате реакции на одну молекулу водорода и одну кислорода образуется две молекулы воды:
H 2 + O 2 → 2H 2 O
Теперь количество атомов кислорода до и после реакции уравнено. Однако водорода до реакции в два раза меньше, чем после. Следует сделать вывод, что для образования двух молекул воды надо две молекулы водорода и одну кислорода. Тогда получится такая схема реакции:
2H 2 + O 2 → 2H 2 O
Здесь количество атомов разных химических элементов одинаково до и после реакции. Значит, это уже не просто схема реакции, а уравнение реакции . В уравнениях реакций часто стрелку заменяют на знак равенства, чтобы подчеркнуть что, число атомов разных химических элементов уравнено:
2H 2 + O 2 = 2H 2 O
Рассмотрим такую реакцию:
NaOH + H 3 PO 4 → Na 3 PO 4 + H 2 O
После реакции образовался фосфат, в который входит три атома натрия. Уравняем количество натрия до реакции:
3NaOH + H 3 PO 4 → Na 3 PO 4 + H 2 O
Количество водорода до реакции шесть атомов (три в гидроксиде натрия и три в фосфорной кислоте). После реакции - только два атома водорода. Разделив шесть на два, получим три. Значит, перед водой надо поставить число три:
3NaOH + H 3 PO 4 → Na 3 PO 4 + 3H 2 O
Количество атомов кислорода до реакции и после совпадает, значит дальнейший расчет коэффициентов можно не делать.
Решение уравнений химический реакций вызывают затруднения у немалого количества учеников средней школы во-многом благодаря большому разнообразию участвующих в них элементов и неоднозначности их взаимодействия. Но так как основная часть курса общей химии в школе рассматривает именно взаимодействие веществ на основе их уравнений реакций, то ученикам необходимо обязательно ликвидировать пробелы в данной области и научиться решать химические уравнения, чтобы избежать проблем с предметом в дальнейшем.
Уравнением химической реакции называется символьная запись, отображающая взаимодействующие химические элементы, их количественное соотношение и получающиеся в результате взаимодействия вещества. Данные уравнения отражают сущность взаимодействия веществ с точки зрения атомно-молекулярного или электронного взаимодействия.
- В самом начале школьного курса химии учат решать уравнения на основе понятия валентности элементов периодической таблицы. На основе данного упрощения рассмотрим решение химического уравнения на примере окисления алюминия кислородом. Алюминий, взаимодействуя с кислородом, образует оксид алюминия. Обладая указанными исходными данными составим схему уравнения.
Al + O 2 → AlO
В данном случае мы записали примерную схему химической реакции, которая лишь частично отражает ее сущность. В левой части схемы записываются вещества, вступающую в реакцию, а в правой результат их взаимодействия. Кроме того, кислород и другие типичные окислители, обычно записываются правее металлов и других восстановителей в обоих частях уравнения. Стрелка показывает направление реакции.
- Чтобы данная составленная схема реакции приобрела законченный вид и соответствовала закону сохранения массы веществ, необходимо:
- Проставить индексы в правой части уравнения у вещества, получившегося в результате взаимодействия.
- Уровнять количество участвующих в реакции элементов с количеством получившегося вещества в соответствии с законом сохранения массы веществ.
- Проставить индексы в правой части уравнения у вещества, получившегося в результате взаимодействия.
- Начнем с приостановки индексов в химической формуле готового вещества. Индексы устанавливаются в соответствии с валентностью химических элементов. Валентностью называют способность атомов образовывать соединения с другими атомами за счет соединения их неспаренных электронов, когда одни атомы отдают свои электроны, а другие присоединяют их себе на внешний энергетический уровень. Принято считать, что валентность химического элемента определяет его группой (колонкой) в периодической таблице Менделеева. Однако на практике взаимодействие химических элементов происходит гораздо сложнее и разнообразнее. Например, атом кислорода во всех реакциях имеет валентность Ⅱ, несмотря на то, что в периодической таблице находится в шестой группе.
- Чтобы помочь вам сориентироваться в этом многообразии, предлагаем вам следующий небольшой справочный помощник, который поможет определить валентность химического элемента. Выберите интересующий вас элемент и вы увидите возможные значения его валентности. В скобках указаны редкие для выбранного элемента валентности.
- Вернемся к нашему примеру. Запишем в правой части схемы реакции сверху над каждым элементом его валентность.
Для алюминия Al валентность будет равна Ⅲ, а для молекулы кислорода O 2 валентность равна Ⅱ. Находим наименьшее общее кратное к этим числам. Оно будет равно шести. Делим наименьшее общее кратное на валентность каждого элемента и получаем индексы. Для алюминия шесть делим на валентность получаем индекс 2, для кислорода 6/2=3. Химическая формула оксида алюминия, полученного в результате реакции, примет вид Al 2 O 3 .
Al + O 2 → Al 2 O 3
- После получения правильной формулы готового вещества необходимо проверить и в большинстве случаев уравнять правые и левые части схемы согласно закона сохранения массы, так как продукты реакции образуются из тех же атомов, которые изначально входили в состав исходных веществ, участвующих в реакции.
- Закон сохранения массы гласит, что количество атомов вступивших в реакцию должно равняться количеству атомов получившихся в результате взаимодействия. В нашей схеме во взаимодействии участвуют один атом алюминия и два атома кислорода. В результате реакции получаем два атома алюминия и три кислорода. Очевидно, что схему необходимо уровнять, используя коэффициенты для элементов и вещества, чтобы соблюдался закон сохранения массы.
- Уравнивание выполняют также через нахождение наименьшего общего кратного, которое находится между элементами, обладающими наибольшими индексами. В нашем примере это будет кислород с индексом в правой части равным 3 и в левой части равным 2. Наименьшее общее кратное и в этом случае будет равно 6. Теперь разделим наименьшее общее кратное на значение наибольшего индекса в левой и правой частях уравнения и получим следующие индексы для кислорода.
Al + 3∙O 2 → 2∙Al 2 O 3
- Теперь остается уравнять только алюминий в правой части. Для этого в левую часть поставим коэффициент 4.
4∙Al + 3∙O 2 = 2∙Al 2 O 3
- После расстановки коэффициентов уравнение химической реакции соответствует закону сохранения массы и между его левой и правой частями можно поставить знак равенства. Расставленные коэффициенты в уравнении обозначают число молекул веществ, участвующих в реакции и получающихся в результате нее, или соотношение данных веществ в молях.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: «УРАВНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».
Тип урока: изучение нового материала
Учебник : Габриелян О.С. «Химия. 8 класс»,Из-во «Дрофа»
Номер урока по планированию -№35, в теме «Изменения, происходящие с веществами»- №2.
Задачи:
1. Образоватетельные: 1) сформировать понятие об уравнениях химических реакций; 2)начать формировать умение составлять уравнения химических реакций.
2. Развивающие: 1) развивать у учащихся умение наблюдать и анализировать увиденное; 2) формировать навыки самоконтроля усвоения изученного материала; 3) развивать позн авательный интерес и эмоции учащихся, внося в содержание урока элемент новизны знаний, связь их с другими предметами, с жизнью; 4) активизировать мышление учащихся с помощью беседы и эксперимента.
3 .Воспитывающие: 1) применение полученных знаний на следующих уроках (типы химических реакций);2) содействовать профилактике утомляемости школьников в ходе урока, используя такие приемы поддержания работоспособности, как применение разнообразных видов работы, демонстрации опытов.
ЦЕЛЬ: Сформировать понятие об уравнениях химических реакций как об условной записи, отражающей превращения веществ. Начать формировать у учащихся умение составлять уравнения химических реакций.
ХОД УРОКА.
1.Организация начала урока (2 мин.).
Тема сегодняшнего урока: «Уравнения химических реакций».
Задача: Мы сегодня с вами познакомимся с условной записью химических реакций – уравнениями. Научимся составлять уравнения химических реакций, а также расставлять коэффициенты в них.
2.Проверка домашнего задания(5 мин.).
Давайте с вами повторим, какие явления называются физическими?
Физическими явлениями называются такие, при которых могут изменяться размеры, форма тел и агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным.
А какие явления называются химическими?
Явления, в результате которых из одних веществ образуются другие, называются химическими явлениями, или химическими реакциями.
Какие признаки химических реакций вы знаете?
- Изменение окраски
- Появление запаха
- Образование осадка
- Растворение осадка
- Выделение газа
- Выделение или поглощение тепла, иногда выделяется свет.
А теперь, попробуйте догадаться, о каких явлениях в этих стихах идет речь.
3.Подготовка к усвоению новых знаний(5-7 мин.).
Сейчас я проведу несколько опытов, и мы с вами попробуем составить схему наблюдаемого превращения.
Опыт 1. Горение магния.
Что вы наблюдаете? Составим схему наблюдаемого явления.
Магний + кислород → оксид магния
Исходные вещества продукт реакции
Mg+O 2 → MgO
Эта условная запись называется схемой реакции. В левой части схемы записывают исходные вещества (т. е. те вещества, которые были взяты для взаимодействия), в правой части - продукты реакции (т. е. те вещества, которые образовались в результате взаимодействия).
Опыт 2. Получение углекислого газа
В пробирку положим кусочек мела, нальем 1-2 мл раствора соляной кислоты. Что мы наблюдаем? Что происходит? Каковы признаки этих реакций?
Составим с помощью химических формул схему наблюдаемого превращения:
карбонат кальция + соляная кислота →
исходные вещества
СаСО 3 + HCl→
Хлорид кальция + вода +углекислый газ
продукты реакции
СаСl 2 + Н 2 О + СО 2
4.Усвоение нового материала (10-15мин).
Формирование понятия «коэффициенты и умения расставлять коэффициенты в уравнении химической реакции.
Сейчас мы с вами узнаем о законе сохранения массы веществ, который открыл М.В.Ломоносов в 1756г.
Закон сохранения массы веществ (Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее).
Материальными носителями массы веществ являются атомы химических элементов, т.к. они при химических реакциях не образуются и не разрушаются, а происходит их перегруппировка, то становится очевидным справедливость этого закона.
Число атомов одного элемента в левой части уравнения должно быть равно числу атомов этого элемента в правой части уравнения.
Задание 1 (для групп). Определите число атомов каждого химического элемента, участвующего в реакции. 1. Вычислите число атомов:
а) водорода: 8NH 3 , NaOH, 6NaOH, 2NaOH, Н з РО 4 , 2H 2 SO 4 , 3H 2 S0 4 , 8H 2 SO 4 ;
6) кислорода: C0 2 , 3C0 2 , 2C0 2 , 6CO, H 2 SO 4 , 5H 2 SO 4 , 4H 2 S0 4 , HN0 3 .
2. Вычислите число атомов: а) водорода:
1) NaOH + HCl 2)CH 4 +H 2 0 3)2Na+H 2
б) кислорода:
1) 2СО + 0 2 2) С0 2 + 2Н.О. 3)4NO 2 + 2H 2 O + O 2
Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций (источник: Боровских Т. А. Рабочая тетрадь по химии: 8 класс: к учебнику Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана «Химия. 8 класс», М. «Экзамен», 2011г )
Порядок выполнения операций | пример |
1. Определить число атомов | А1 + О 2 → А1 2 О 3 А1-1 атом А1-2 атома О-2 атома 0-3 атома |
О-2 атома слева О-3 атома справа |
|
3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) числа атомов этого элемента в левой в правой части уравнения | НОК = 6 |
4. Разделить НОК левой части уравнения, получить коэффициент для левой части уравнения | 6:2 = 3 Аl + ЗО 2 → Аl 2 О 3 |
5. Разделить НОК в правой части уравнения, получить коэффициент для правой части уравнения | 6:3 = 2 А1 + ЗО 2 → 2 А1 2 О 3 |
А1 + ЗО 2 → 2 А1 2 О 3 А1 - 1 атом А1 - 4 атома НОК = 4 4:1=4 4:4=1 4А1 + ЗО 2 → 2 А1 2 О 3 |
5.Первичная проверка усвоения знаний(8-10 мин.) . Формирование
В левой части схемы два атома кислорода, а в правой - один. Число атомов нужно выровнять с помощью коэффициентов. Число атомов нужно выровнять с помощью коэффициентов . Подведем итог работы на уроке:
1)2Mg+O 2 →2MgO
2) СаСО 3 + 2HCl→ СаСl 2 + Н 2 О + СО 2
Задание 2
Mg + N 2 → Mg 3 N 2 ;
Al + S → A1 2 S 3 ;
A1 + С → A1 4 C 3 ;
Ca + P → Ca 3 P 2 ;
С + H 2 → CH 4 ;
Ca + С → СаС 2 ;
Fe + O 2 → Fe 3 O 4 ;
Si + Mg → Mg 2 Si;
Na + S → Na 2 S;
CaO + С → CaC 2 + CO;
Ca + N 2 → Ca 3 N 2 ;
Si + C1 2 → SiCl 4 ;
Ag + S → Ag 2 S;
Упражнение (резерв)3.
Н 2 + С1 2 → НС1;
N 2 + O 2 → NO;
СО 2 + С → СО;
HI → Н 2 + 1 2 ;
Mg + НС1 → MgCl 2 + Н 2 ;
Zn+ HC1 → ZnCl 2 + H 2 ;
Br 2 + KI → KBr+ I 2 ;
KC1O 3 + S → KC1+ SO 2 ;
C1 2 + KBr → KC1 + Br 2 ;
SiO 2 + С → Si + CO;
SiO 2 + С → SiC + CO;
Mg + SiO 2 → Mg 2 Si + MgO
6.Подведение итогов(2 мин.).
Итак, мы сегодня с вами познакомились с понятием «уравнение химических реакций», учились расставлять коэффициенты в этих уравнениях на основе закона сохранения массы.
Что такое уравнение химической реакции?
Что записывают в правой части уравнения? А в левой?
Что означает знак «+» в уравнении?
Зачем расставляют коэффициенты в уравнениях химических реакций?
7.Домашнеее задание. § 27, упр. 1,3(пис.).
Оценки за урок.
Раздаточный материал:
Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций
Порядок выполнения операций | пример |
1. Определить число атомов каждого элемента в левой и правой частях схемы реакции | А1 + О 2 → А1 2 О 3 А1-1 атом А1-2 атома О-2 атома 0-3 атома |
2. Среди элементов с разным числом атомов в левой и правой частях схемы выбрать тот, число атомов которого больше | О-2 атома слева О-3 атома справа |
3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) числа атомов этого элемента в левой части уравнения и числа атомов этого элемента в правой части уравнения | НОК = 6 |
4. Разделить НОК на число атомов этого элемента в левой части уравнения, получить коэффициент для левой части уравнения | 6:2 = 3 Аl + ЗО 2 → Аl 2 О 3 |
5. Разделить НОК на число атомов этого элемента в правой части уравнения, получить коэффициент для правой части уравнения | 6:3 = 2 А1 + ЗО 2 → 2 А1 2 О 3 |
6. Если выставленный коэффициент изменил число атомов еще какого-либо элемента, то действия 3, 4, 5 повторить еще раз. | А1 + ЗО 2 → 2 А1 2 О 3 А1 - 1 атом А1 - 4 атома НОК = 4 4:1=4 4:4=1 4А1 + ЗО 2 → 2 А1 2 О 3 |
Упражнение 2
Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент изменяет число атомов только одного элемента):
Fe 2 O 3 + А1 → А1 2 О 3 + Fe;
Mg + N 2 → Mg 3 N 2 ;
Al + S → A1 2 S 3 ;
A1 + С → A1 4 C 3 ;
Al + Cr 2 0 3 → Cr + A1 2 O 3 ;
Ca + P → Ca 3 P 2 ;
С + H 2 → CH 4 ;
Ca + С → СаС 2 ;
Fe + O 2 → Fe 3 O 4 ;
Si + Mg → Mg 2 Si;
Na + S → Na 2 S;
CaO + С → CaC 2 + CO;
Ca + N 2 → Ca 3 N 2 ;
Si + C1 2 → SiCl 4 ;
Ag + S → Ag 2 S;
Упражнение 3 * .
Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент одновременно изменяет число атомов двух элементов):
Н 2 + С1 2 → НС1;
N 2 + O 2 → NO;
СО 2 + С → СО;
HI → Н 2 + 1 2 ;
Mg + НС1 → MgCl 2 + Н 2 ;
FeS + НС1 → FeCl 2 + H 2 S;
Zn+ HC1 → ZnCl 2 + H 2 ;
Br 2 + KI → KBr+ I 2 ;
Si + HF (r) → SiF 4 + H 2 ;
HCl+Na 2 C0 3 → C0 2 +H 2 O+ NaCl;
KC1O 3 + S → KC1+ SO 2 ;
C1 2 + KBr → KC1 + Br 2 ;
SiO 2 + С → Si + CO;
SiO 2 + С → SiC + CO;
Mg + SiO 2 → Mg 2 Si + MgO
Mg 2 Si + HC1 → MgCl 2 + SiH 4