Антоновские яблоки дом люди сад общее настроение. Анализ рассказа «Антоновские яблоки» И.А

Школьная программа включает изучение творчества Ивана Бунина и его произведения Антоновские яблоки, а чтобы было проще знакомиться с писателем Буниным и его Антоновскими яблоками, предлагаем прочесть произведение Антоновские яблоки в кратком содержании, которое представлено ниже. Как раз, познакомившись с рассказом, вы сможете законспектировать работу Бунина Антоновские яблоки в своем читательском дневнике.

Бунин Антоновские яблоки

Глава 1

Итак, Бунин в произведении Антоновские яблоки делится воспоминаниями. Вспоминает он раннюю осень, когда на улице стояла погожая погода. Автору вспоминается сад, который уже поредел, опавшие листья вокруг и этот непередаваемый аромат антоновских яблок. Повсюду голоса, скрип колес — это мещане наняли мужиков для сбора урожая, чтобы потом отвести яблоки в город на продажу. Причем отвозить яблоки лучше всего ночью. Так можно лечь в телеге и наблюдать за звездами, при этом можно наслаждаться вкусом ароматных и сладких яблок. А там вдали виднеются шалаши, где мещане устроили постели, рядом самовар. В любой праздник возле шалаша всегда организовывается ярмарка. Мещане продают яблоки, торговля идет полным ходом и только к вечеру все стихает. Одни лишь охранники не спят, всегда на чеку, чтобы никто не пробрался в сад и не украл яблоки.

Глава 2

Рассказчику вспоминается деревня Выселки вместе с ее жителями. Здесь люди живут долго. Порой спросишь, сколько лет, а они и не знают, но точно под сто. Здесь же автор радуется, что не застал крепостного права и при этом вспомнил свою тетку Анну Герасимовну, у которой усадьба хоть и не большая, но уютная, а зайдешь в дом, сразу же почувствуешь аромат яблок Антоновки и только потом слышны другие запахи. Тетка сразу угощения предлагает и первое, это яблоки, а уже потом следует вкусный обед.

Глава 3

Продолжая повествование Бунина Антоновские яблоки в кратком содержании по главам, автор вспоминает излюбленное занятие помещиков — охоту. И тут вспомнился ему покойный шурин Арсений Семеныч. Автору вспомнилось, как в его доме все собрались в ожидании предстоящей охоты и вот выходит Арсений, широкоплеч, худощав и всем говорит, что пора отправляться, нечего терять время. И вот автор на коне. Он слился с ним воедино и мчит вслед за псами, которые уже далеко вырвались вперед. Охотники в поисках своей добычи до самого вечера и только вечером возвращались все на усадьбу к какому-то помещику, где могли и несколько дней там ночевать, выезжая по утрам вновь на охоту. Помнится автору, как он проспал охоту. Как же было приятно бродить в тишине по дому, а зайдя в библиотеку, прочесть интересные книги, которых было очень много.

Глава 4

И вот аромат яблок исчезает из помещичьих домов. Автор рассказывает, как повымирали старики в деревне Выселки, застрелился и Арсений, умерла и Анна Герасимовна. Теперь царствует мелкопоместье, но и оно хорошо с его нищенской жизнью. Автор вспоминает как он вновь в деревне. И вновь на коне, скачет по просторам и возвращается только к вечеру. А в доме тепло и трещит в печке огонь.

Жизнь мелкопоместного начинается всегда рано. Он встает, приказывает ставить самовар и идет на улицу, где все просыпается и начинает кипеть работа. А день то должно быть хорошим для охоты, вот только бы борзых псов, вместо гончих, но таковых у знакомого нет. А с наступлением зимы вновь все начинают собираться у друзей, пропивают последние деньги и целыми днями проводят в полях. А вечером вдали можно увидеть флигель, где горят окна, а внутри поются песни под гитару.

И. А. Бунин, «Антоновские яблоки» (краткое содержание следует далее) - это картинка-воспоминание, в которой сочные осенние яблоки становятся главным действующим лицом, потому что без их удушающего аромата не было бы и самого автора. Почему? Звуки, запахи, случайные картинки, яркие образы… Казалось бы, что через всю жизнь их проносятся тысячи, миллионы. Что-то хранится долго в памяти и постепенно забывается. Что-то проходит без следа, стирается, как будто этого никогда и не было. А что-то остается с нами навсегда. Оно непонятным образом просачивается сквозь толщу нашего сознания, проникает вглубь и становится неотъемлемой частью нас самих.

Краткое содержание «Антоновские яблоки», Бунин И. А.

Ранняя погожая осень. Казалось, еще вчера был август с его нередкими теплыми дождями. Крестьяне радовались, потому что, когда на Лаврентия дождик моросит, осень и зима будут хорошими. Но время идет, и вот уже на полях появилось много паутины. Золотые сады поредели, ссохлись. Воздух чист, прозрачен, как будто его совсем нет, и вместе с тем наполнен «доверху» запахами опавшей листвы, меда и антоновских яблок… Так начинает свой рассказ Иван Бунин.

«Антоновские яблоки»: воспоминание первое.

Деревня Выселки, имение родной тетки автора, где он любил бывать и провел свои лучшие годы. Гомон и скрип телег в саду: идет сбор урожая осенних яблок. Мещане-садовники набрали мужиков, чтобы насыпать яблоки и отправить их в город. Работа кипит, хоть и ночь на дворе. Слышится осторожный скрип длинного обоза, в темноте то там, то здесь раздается сочный треск - это мужик ест яблоки одно за другим. И никто его не останавливает, наоборот, хозяева поощряют этот неуемный аппетит: «Вали, ешь досыта, - делать нечего!» Поредевший сад открывает дорогу к большому шалашу - настоящий дом со своим хозяйством. Всюду неимоверно пахнет яблоками, но в этом месте - особенно. Днем возле шалаша собирается народ, и идет бойкая торговля. Кого здесь только нет: и девки-однодворки в пахнущих краской сарафанах, и "барские" в красивых и грубых костюмах, и молодая беременная старостиха, мальчишки в белых рубашках... К вечеру суета и шум стихают. Холодно и росисто. Багровое пламя в саду, душистый дым, трещат вишневые сучья... «Как все-таки хорошо жить на свете!»

И. А. Бунин, «Антоновские яблоки» (краткое содержание читайте далее): воспоминание второе.

Тот год в деревне Выселки был урожайным. Как говорилось, если антоновка уродилась, значит, и хлеба будет много, и деревенские дела будут хороши. Так и жили, от урожая к урожаю, хотя нельзя сказать, что крестьяне бедствовали, наоборот, Выселки считались богатым краем. Старики и старухи жили долго, что являлось первым признаком благополучия: и Панкрату будет уже лет сто, да и Агафье восемьдесят три года стукнуло. Под стать старикам были и дома в деревне: большие, кирпичные, два-три под одной крышей, потому что не принято было жить раздельно. Держали пчел, гордились жеребцами, за железными дверями хранились новые полушубки, холсты, прялки, сбруя. Вспоминается и имение тетки Анны Герасимовны, которое стояло от Выселок в верстах двенадцати. Посреди двора был её дом, вокруг липы, а дальше знаменитый яблоневый сад с соловьями и горлинками. Бывало, переступишь порог, и прежде прочих запахов чувствуется аромат антоновских яблок. Везде чистота и порядок. Минута, другая, доносится покашливание: выходит Анна Герасимовна, и сейчас же под бесконечные суды да пересуды про старину и наследство появляются угощения. Сперва яблоки антоновские. А потом восхитительный обед: вареная ветчина, розовая с горошком, маринады, индюшка, фаршированная курица и крепкий сладкий квас.

И. А. Бунин, «Антоновские яблоки» (краткое содержание): воспоминание третье.

Конец сентября. Погода портится. Все чаще идут дожди. Стоишь вот так у окна. На улице пустынно и скучно. Ветер не унимается. Начинает сеять дождь. Вначале тихо, потом сильнее, сильнее и превращается в густой ливень со свинцовой темнотой и бурей. Наступает тревожная ночь. Наутро после такого боя яблоневый сад почти совсем обнажённый. Кругом мокрые листья. Сохранившаяся листва, уже притихшая и смирившаяся, так и будет мотаться на деревьях до первых морозов. Ну что ж, пора на охоту! Обычно к этому времени все собирались в усадьбе Арсения Семеныча: сытные обеды, водка, раскрасневшиеся обветренные лица, оживленные разговоры о предстоящей охоте. Выходили во двор, а там уже трубит рог, и завывает на разные голоса шумная ватага собак. Случалось - проспишь, пропустишь охоту, но отдых при этом был не менее приятным. Долго лежишь в постели. Вокруг тишина, которую нарушает лишь треск дров в печи. Не спеша одеваешься, выходишь в мокрый сад, где обязательно найдешь случайно оброненное холодное, мокрое антоновское яблоко. Странно, но оно кажется необычайно сладким и вкусным, совершенно не таким, как другие. Позднее принимаешься за книги.

Воспоминание четвертое.

Выселки опустели. Умерла Анна Герасимовна, Арсений Семеныч застрелился, нет уж и тех деревенских стариков. Аромат антоновских яблок постепенно исчезает из некогда зажиточных помещичьих усадеб. Но хороша и эта бедная мелкопоместная жизнь. Глубокой осенью в доме любили при наступлении сумерек не зажигать огня и вести тихие задушевные беседы в полутемноте. На улице шуршат под сапогами почерневшие от мороза листья. Скоро зима, и значит, как в прежние времена, съедутся мелкопоместные друг к другу, будут пить на последние деньги и целыми днями пропадать на охоте на заснеженных полях, а вечером петь под гитару.

И. А. Бунин, «Антоновские яблоки», краткое содержание: заключение

Антоновские яблоки - первое звено в бесконечной цепи воспоминаний. За ним неизменно всплывают другие картинки, которые, в свою очередь, поднимают на поверхность давно забытые чувства и эмоции, счастливые, нежные, иногда грустные, а порой и мучительные. Сочным ароматом антоновских яблок буквально пропитано всё вокруг. Но это в начале осени, в период рассвета и благополучия в деревне. Потом их запах постепенно улетучивается, наступает глубокая осень, беднеет деревня. Но жизнь продолжается, и, может быть, этот запах скоро вновь будет чувствоваться прежде прочих. Кто знает?

Цель:

  • Познакомить с разнообразием тематики прозы Бунина,
  • Научить определять литературные приемы, использованные Буниным для раскрытия психологии человека, и другие характерные черты рассказов Бунина,
  • Развить навыки анализа прозаического текста.

Задачи:

Познавательные:

1) выявить первые впечатления обучающихся о прочитанном произведении;

2) проследить за тем, как меняется возраст героя и вместе с ним восприятие мира;

3) обратить внимание обучающихся на интонацию светлой грусти, печали в рассказе;

4) подвести к выводу, что данный рассказ широко включает в себя пейзажи, которые помогают наиболее глубоко понять внутреннее состояние героя, выражают ностальгию по ушедшему прошлому;

5) рассмотреть образ природы, изображение мира людей, настроение героя-рассказчика, образы символы рассказа "Антоновские яблоки".

Развивающие:

1) развивать у обучающихся навыки литературно-критического анализа произведения;

2) развивать у обучащихся навык полного грамотного устного ответа;

3) развивать умение делать выводы и обобщения.

Воспитывающие:

1) привить обучюащимся чувство прекрасного;

2) воспитание культурного читателя; письменной речи; интерес к истории языка и народа

Тип урока : урок объяснение нового материала

Технология : урок разработан с применением проблемной технологии обучения, здоровьесберегающей, системно-деятельностного подхода и общепедагогических технологий, а также с применением информационно- коммуникативных технологий.

Методы урока : репродуктивный, поисковый, эвристический

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, в парах

Оборудование : рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки», интерактивная доска, презентация, тетрадь.

Этапы урока и виды деятельности обучающихся и преподавателя

Метод, приём

1.Организационный момент

Организация учащихся на уроке

фронтальная

2.Мотивация

Пробуждение познавательного интереса

Чтение стихотворения

фронтальная

эвристический

3.Актуализация

Повторение ранее изученного и его расширение

Активное слушание, беседа

Фронтальная, индивидуальная

Репродуктивный, просмотр презентации

4.Создание проблемной ситуации

Учитель побуждает учеников обратить внимание на тему урока, объяснить ее

фронтальная

Репродуктивный, поисковый

5.Поиск, разрешение проблемной ситуации

Формировать собственное мнение; учиться слушать другого человека;

Работа в тетради, .составление таблицы

Индивидуальная, групповая

исследовательский

6.Обобщение, вывод

Представление полученной таблицы, обощение, вывод

Работа с интерактивной доской

Фронтальная, индивидуальная

Репродуктивный

7.Отработка новых знаний в творческом задании

Работа с индивидуальными заданиями

Слушание

Индивидуальное сообщение

Репродуктивный

8. Подведение итогов

рефлексия услышанного на уроке

Фронтальная, индивидуальная

эвристический

9.Домашнее задание

Вариативное домашнее задание

Письменная работа

индивидуальная

репродуктивный

Ход урока

О счастье мы всего лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно-

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

И. Бунин.

Слово преподавателя: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет очень интересный урок, на котором мы продолжим знакомиться с творчеством И.А. Бунина и поговорим о его рассказе «Антоновские яблоки». Для того, чтобы создать нужную атмосферу, я предлагаю послушать стихотворение И.А. Бунина «Вечер», отрывок из которого я вынесла в качестве эпиграфа к нашему уроку. (Подготовленный обучающийся читает стихотворение «Вечер»)

ВЕЧЕР
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Каким настроением проникнуто это стихотворение? Какая основная мысль этого стихотворения? (настроение тихой грусти, печали. Основная мысль - счастье можно найти в самых простых вещах, которые окружают нас, главное, самому быть счастливым).

И.А. Бунин был убежден, что не должно быть «деления художественной литературы на прозу и стихи», и признавался, что такой взгляд кажется ему «неестественным и устарелым». Он писал: «Поэтический элемент стихийно присущ произведениям изящной словесности одинаково как в стихотворной, так и в прозаической форме. Проза также должна отличаться тональностью. Многие чисто беллетристические вещи читаются как стихи, хоть в них не соблюдаются ни размер, ни рифма... К прозе не менее, чем к стихам, должны быть предъявлены требования музыкальности и гибкости языка».

Наиболее полно эти требования реализовались в шедевре бунинской прозы - рассказе «Антоновские яблоки». Рассказ был написан в 1901 году. Внимательный читатель заметит, что это рассказ представляет собой единый лирический монолог героя, передающий его душевное состояние. Рассказ напоминает стихотворение. Прежде всего тем, как строиться сюжет. Многие могут сказать, что сюжета - то здесь и нет. И будут не правы. Сюжет есть. В основе его - воспоминание. Значимыми становятся ритм поэтического дыхания, неопределенная зыбкость интонации, импрессионистическая образность. Лирика как бы ведет за собой прозу. Благодаря насыщению повествования поэтической образностью вырабатывается особый лаконизм, сопряженный с магической плавностью и завораживающей протяженностью. Повторы слов, паузы создают выразительный музыкальный лад. Послушаем отрывок: «Вспоминается мне ранняя погожая осень…Помню раннее, свежее, тихое утро <…> Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновский яблок, запах меда и осенней свежести. «Предельная концентрированность деталей, смелость сравнений производят впечатления нарядности, богатого убранства повествования, остающегося при этом строгим, резким, четким. В произведении постоянно присутствует аромат антоновских яблок, и этот запах звучит как музыкальный лейтмотив.

Бунин - величайший мастер слова, внимателен к деталям. Часто этот рассказ сравнивают с картинами импрессионистов. Если подойдешь к картине совсем близко, то ничего не увидишь, кроме мазков, чуть отойдешь - появляются отдельные предметы, а отойдешь еще дальше - увидишь всю картину.

Дома вы прочитали этот удивительный рассказ, наполненный запахами, звуками, впечатлениями, воспоминаниями, скажите, какое общее настроение от рассказа? (печаль, ностальгия, уныние, прощание с прошлым).

Давайте внимательно прочитаем тему сегодняшнего урока, о каком «потерянном рае» повествует писатель? (Рай - это прошлая жизнь, жизнь в усадьбе, жизнь в согласии с природой)

Какова композиция произведения? (произведение состоит из 4 частей) И если читать рассказ внимательно, можно заметить, что настроение в каждой части различно. Для того чтобы подтвердить данный тезис, проведем небольшое исследование. Вы разделились на 4 группы, каждая группа будет работать с одной частью рассказа, результатом вашей работы будет таблица, состоящая из следующих граф:

Основная тема части

Основные образы природы

Изображение людей

Образ- символ

Возраст героя

Каким настроением проникнута данная часть рассказа

1.Воспоминания о сборе яблок

Ранняя погожая осень: "свежее утро", "сочный треск" яблок. Прохладная тишина, чистый воздух, бодрое эхо, (август)

"как лубочная картинка", ярмарка, новые сарафаны. Праздничные краски: "черно-лиловая, кирпичного цвета, широким золотым "позументом понева"

Что-то тревожное, мистическое, страшное: костер Ада как символ смерти

подросток

Радостное, бодрое: "Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете"

2.Описание усадьбы тетки - Анны Герасимовны

Вода прозрачная. Лиловый туман, бирюзовое небо (сентябрь начало)

Народ прибран и весел, мужицкая жизнь- богатая, постройки- домовитые. Тетушка ведет разговоры о былом, но она важна, приветлива, угощает славным обедом.

Образ смертной старухи с могильным камнем

Молодой человек

Возникает тема угасания, старения, угасания. Начинают преобладать слова с корнем « старый». Настроение призвано подтвердить былое довольство и благополучие деревенской жизни.

3. Великолепные сцены охоты.

Хмурые низкие тучи, жидкое голубое небо, ледяной ветер, жидкие пепельные облака (конец сентября)

Чтение книг, любование стариной журналы

Мертвая тишина. Овраг - как образ одиночества

Человек в зрелом возрасте

Последняя вспышка жизни перед дальнейшем исчезновением. Усиливается мотив заброшенности.

4. Время разорения, оскудения, конец былого величия.

Пустые равнины, обнаженный сад, Первый снег

Перемерли старики в Выселках, деревня напоминает пустыню.

Взрослый человек

Заупокойная молитва

Обучающиеся работают с текстом, потом представляют свою рабоу.

Общий вывод: четырехчастная композиция «Антоновских яблок» полна глубокого смысла. Судьба конкретной деревни Выселки и конкретных людей воспринимается как общая судьба всего дворянского сословия, да и всей России в целом. Вывод Бунина однозначен: только в воображении, только в памяти остается время счастливой, беспечной молодости, острых ощущений и переживаний, гармоничного существования с природой, жизнью простых людей, величием космоса. Усадебная жизнь представляется неким «потерянным раем», блаженство которого, конечно, не могут возвратить жалкие потуги мелкопоместных дворян, воспринимающиеся скорее как пародия на былую роскошь. Дыхание прекрасного, некогда наполнявший старинные дворянские усадьбы, аромат антоновских яблок уступили место запахам гнилости, плесени, запустения.

Как вы думаете, есть ли в этом произведении центральный образ? (есть, это образ САДА). Реализация домашнего задания, заранее подготовленные учащиеся выступают с сообщением.

Сообщение обучающегося: В «Антоновских яблоках» лексическим центром является слово САД, одно из ключевых не только в творчестве Бунина, но и во всей русской культуре в целом. Слово «сад» оживило воспоминания о чем-то родном, близком душе.

Сад ассоциируется с дружной семьей, домом, с мечтой о безмятежном райском счастье, которого человечество может лишиться в будущем.

Можно найти много символических оттенков слова сад: красота, идея времени, память поколений, родина. Но чаще всего вспоминается знаменитый чеховский образ: сад-дворянские гнезда, недавно переживавшие период расцвета, а теперь пришедши в упадок.

Сад у Бунина - зеркало, отражающее то, что происходит с поместьями и с их обитателями.

В рассказе «Антоновские яблоки» он предстает живым существом со своим настроением и характером. Сад показан всякий раз сквозь призму настроений автора. В благодатную пору бабьего лета он - символ благосостояния, довольства, процветания: «…помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести». Ранним утром он, прохладный, наполнен «лиловым туманом», как будто срывает тайны природы.

Интересно, что ещё в 1891 году Бунин задумал рассказ «Антоновские яблоки», но написал и издал его только в 1900-м. Рассказ имел подзаголовок «Картины из книги “Эпитафии”». Почему? Что хотел подчеркнуть писатель этим подзаголовком?

(Эпитафия-изречение (часто стихотворное), сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи.)

Домашнее задание:
1) Напишите небольшое эссе на тему « Потерянный рай» Ивана Бунина» или «Что сближает комедию А.П. Чехова «Вишневый сад» и рассказ И.А. Бунина « Антоновские яблоки»?.

Если вы начали изучать в школе, колледже рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Антоновские яблоки», анализ и краткое содержание этого произведения помогут лучше понять его смысл, узнать, что хотел донести до читателей писатель.

Прозаический шедевр

Как известно, в начале своего творчества Иван Алексеевич Бунин создавал произведения в стихотворной форме. В рассказе «Антоновские яблоки», анализ которого вы вскоре прочтете, автор передает свою любовь к родному краю, людям, живущим здесь, посредством прозы, но средствами поэтического выражения.

Это первое произведение писателя, в котором он подробно рассказывает о жизни сельских помещиков. С особым восторгом автор повествует и о простых людях, пишет, что хотел бы, как деревенский мужик, встать на рассвете, умыться прохладной водой из бочки и отправиться в гости.

В произведении явственно чувствуется движение времени в трех ипостасях. Это период от осени до зимы, от детства человека до его зрелости, от расцвета усадебной культуры до ее угасания. Читатель становится свидетелем этого, изучив рассказ «Антоновские яблоки». Анализ данного произведения также помогает это понять. Можно сделать вывод, что мы видим временное движение земли, человеческой жизни и поместной культуры. Понять вышесказанное поможет ознакомление с кратким содержанием прозаического творения и его анализ.

«Антоновские яблоки», Бунин: первая глава

В первых строках автор пишет, что ему вспоминается ранняя осень, запах антоновских яблок. Именно в ту пору мещане-садовники нанимали мужиков, чтобы те сортировали и насыпали яблоки, которые затем везли в город на продажу. Работники не упускали случая полакомиться ароматными фруктами. Во время приготовления бражного напитка, когда его процеживали («на сливанье»), все пили мёд. Даже дрозды здесь сытые и довольные сидят возле коралловых рябин.

Рассказ «Антоновские яблоки» Бунина очень позитивен. Автор описывает благополучную деревню, в которой - отменные урожаи, а люди живут долго. Всё здесь славится плодовитостью. Даже старостиха похожа на холмогорскую корову. А, как известно, это животное являлось символом достатка. Автор, описывая эту женщину, говорит, что на голове у нее как будто бы были рога. Такую ассоциацию вызывают косы, которые старостиха уложила особым образом. Несколько повязанных платков делают голову огромной, что придает женщине еще большее сходство с коровой. Старостиха беременна - это еще один прием, помогающий увидеть плодовитость и процветание, царящее в этих благополучных местах. В этом убеждаешься, прочитав начало рассказа «Антоновские яблоки». Анализ данных строк подтверждает эти выводы.

Всё здесь нравится рассказчику: свежий воздух, запах соломы, звездное ночное небо. Всё это мы узнаем из первой главы, как и то, что повествование ведется от лица барчука Николая.

Глава 2

Следующую часть произведения Бунин также начинает с упоминания об антоновских яблоках. Он говорит о народной примете. Считается, что если антоновка уродилась, то и хлеб уродится тоже.

Писатель делится приятными впечатлениями от раннего утра. Иван Алексеевич так явственно описывает, как приятно умыться у пруда, посмотреть в бирюзовое небо, что читателю тоже передаются эти прекрасные ощущения.

Дальше рассказчик говорит, как хорошо после умывания позавтракать с работниками картошкой с взобраться на коня и поскакать вдаль. Об этом мы узнаем, прочитав произведение «Антоновские яблоки». Содержание второй главы раскрывает название той чудесной деревни - Выселки. Именно здесь старики живут по 100 и более лет, как, например, Панкрат, который уже и не помнит, как далеко за сто ему перевалило.

В этой главе рассказчик вспоминает усадьбу своей тетки Анны Герасимовны. У той был сад, и, конечно же, в нем росли антоновские яблоки. Бунин рассказывает о красивом тетушкином доме с колоннами, о богатом хозяйстве. А запах яблок витал даже в комнатах. Этот аромат был связан у автора с приятными ассоциациями. К такому выводу приходишь, анализируя данное произведение.

Глава 3

Из нее мы узнаем о страсти писателя к охоте. Ведь она была популярным развлечением помещиков тех лет. позволяла сократить численность этого опасного хищника, который убивал домашний скот и мог напасть на человека. В компании таких же любителей охоты автор подстреливал волков или других животных и возвращался с трофеями домой к тетушке или останавливался на несколько дней у знакомого помещика.

Последняя глава

Итак, подходит к концу наш анализ. "Антоновские яблоки" Бунина в заключительной главе передают тревогу автора, его впечатления уже не такие радужные, как в начале. Он пишет, что аромат этих фруктов исчезает из помещичьих усадеб. Долгожители умерли, один старик застрелился. И охотится повествователь уже не в компании людей, а в одиночку. Но жизнь в Выселках по-прежнему кипит: суетятся деревенские девки, обмолачивая зерно.

Вот и выпал первый снег. На этом заканчивается рассказ «Антоновские яблоки» Бунина. В финале, как и в начале произведения, автор ставит многоточие, так как он в форме очерка рассказал о небольшом периоде времени, свидетелями которого благодаря ему посчастливилось стать и читателям.

Рассказ «Антоновские яблоки» Бунин написал в 1900 году. Автор постепенно погружает читателя в свои ностальгические воспоминания, создавая нужную атмосферу, путем описания ощущений, цветов, запахов и звуков.

«Антоновские яблоки»: краткое содержание (1 глава)

Лирический герой вспоминает, как жили раньше в помещичьей усадьбе. Он вспоминает раннюю теплую осень. В саду сухо, он поредел. Слышен тонкий запах палой листвы и аромат антоновки. Яблоки садовники продают прямо в саду, потом насыпают в телеги и отправляют в город.

Выбежав в ночной сад и поговорив со сторожами, герой долго смотрит в глубокую и темную синеву неба, усыпанного звездами. Глядит до тех пор, пока земля не начнет кружиться под ногами. И не возникнет ощущение счастья.

«Антоновские яблоки»: краткое содержание (2 глава)

Если хороший урожай антоновских яблок - и на хлеб будет урожай. Значит, год будет хороший.

Герой вспоминает свою деревню Выселки, которую еще при жизни деда все считали богатой. Там долго длился век стариков и старух, что считалось первым признаком благосостояния. Дома у крестьян были добротными, кирпичными. Жизнь дворен среднего достатка мало чем отличалась от жизни богатых мужиков. У Анны Герасимовны, тетки героя, усадьба была небольшой, прочной, хотя и старой. Ее окружали столетние деревья.

Сад тетки был известен своими чудесными яблонями, пеньем соловьев и горлинок, а ее дома была невероятно толстой и очень высокой. Под воздействием времени она затвердела и почернела. Пахло в доме в основном яблоками, а потом уже чувствовались и другие ароматы: запах старой мебели и липового цвета.

«Антоновские яблоки»: краткое содержание (3 глава)

Вспомнил герой-рассказчик и своего покойного шурина - Арсения Семеновича. Он был помещиком и отчаянным охотником. В его просторном доме собиралось много людей. Сначала все вместе плотно обедали, а потом ехали на охоту. Вот уже затрубил рог во дворе, раздается многоголосый собачий лай. Любимая хозяйская черная борзая запрыгнула на стол и прямо из блюда доедает запеченного под соусом зайца. Герой вспоминает, как он скачет верхом на сильном, приземистом и страшно злом киргизе: перед глазами деревья так и мелькают, а вдали слышен собачий лай и крики других охотников. Из глубоких оврагов тянет сыростью, пахнет грибами и сырой корой деревьев. Начинает темнеть, охотники всей ватагою вваливаются в холостую усадьбу кого-нибудь из компании и живут у него иногда несколько дней.

Если целый день провести на охоте, то тепло густонаселенного дома становится особенно приятным.

Если же случайно проспишь охоту, то целый день тогда проведешь в библиотеке хозяина, пролистывая журналы и книги прошлых лет, рассматривая пометки предыдущих читателей на полях. Наполнят душу грустные воспоминания о бабушкиных полонезах, что она играла на клавикордах, и томное чтение ею стихов Пушкина.

И давняя мечтательная дворянская жизнь встает перед глазами… Прекрасной души женщины и девушки жили тогда в больших и богатых дворянских поместьях! Портреты их и сегодня глядят со стен.

«Антоновские яблоки»: краткое содержание (4 глава)

Но старики все в Выселках умерли, угасла и Анна Герасимовна, пустил себе пулю в лоб Арсений Семенович.

Наступает время бедных, обнищавших дворян, владеющих небольшими поместьями. Но и эта жизнь, мелкопоместная, хороша! У героя была возможность наблюдать за жизнью соседа, будучи у него в гостях. Встав рано, он велит сразу самовар ставить. Потом, обувшись в сапоги, он на крыльцо выходит, где к нему сбегаются гончие. Да, денек обещает быть чудным для охоты! Но, сокрушается охотник, по чернотропу нужно охотиться с борзыми, а не с гончими, а их нет у него! Как только наступает зима, снова, как в давние времена, съезжаются мелкопоместные все вместе. Они на остаток денег пьют и целыми днями пропадают на зимней охоте в полях. А поздним вечером далеко видны светящиеся в темноте окна какого-нибудь глухого хутора. Во флигеле тускло горит зыбкий огонь, клубится дым, там поют, и звучит гитара…

«Антоновские яблоки»… краткое описание не способно воссоздать мир старинной дворянской усадьбы. Разве можно, читая его, проникнуть вглубь тончайшей бунинской лирики, где все давние события переживаются читателем так, как будто происходят у него на глазах?



Поделиться