Зимин историк. Витязь на распутье: феодальная война

Году. В том же году поступил в аспирантуру Института истории АН СССР (научный руководитель - чл.-кор. АН СССР С. В. Бахрушин).

Труды

Характерной чертой творчества Александра Александровича было сочетание поисков новых архивных документов с исследовательской деятельностью и разработкой теории и методики источниковедения и других специальных дисциплин. Перу Зимина принадлежит 14 монографий (половина опубликована посмертно), посвященных проблемам социально-политической истории России, истории общественной мысли, вопросам историографии и источниковедения.

Зимин внес значительный вклад в источниковедение истории Церкви. Ученый опубликовал ряд древнерусских произведений, связанных с ранним периодом христианства на Руси, напр. «Память и похвала Иакова Мниха и Житие князя Владимира по древнейшему списку» . Подготовил к печати делопроизводственные материалы Иосифо-Волоцкого монастыря , ряд документов в изд.: «Акты феодального землевладения и хозяйства» (М., 1956. Ч. 2). В инициированной Зиминым и им же издаваемой сер. «Памятники русского права» (1952. Вып. 1; 1953. Вып. 2; 1955. Вып. 3; 1956. Вып. 4; 1959. Вып. 5) было опубликовано значительное число церковно-правовых актов: Уставы равноап. кн. Владимира Святославича и кн. Ярослава Владимировича (ПРП. 1952. Вып. 1), Уставная грамота св. кн. Ростислава Мстиславича 1137-1150 гг. в редакции 1150 г., грамоты новгородских князей XII в. на села и земли новгородским Юрьеву, Пантелеимонову и Антония Римлянина мужским монастырям (Там же. 1953. Вып. 2).

Зимин исследовал историю «Краткого собрания» ханских ярлыков, в т. ч. определявших взаимоотношения Русской Церкви и монгольских властей (ПРП. 1955. Вып. 3), уточнил датировку отдельных документов и всей коллекции. Вместе с изд. «Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV - нач. XVI в.» (М., 1952-1964. 3 т.) названные публикации составили прочный фундамент для изучения средневекового периода истории Русской Церкви. Зимин был редактором и составителем многих других сборников исторических документов, сопровождавшихся его статьями и комментариями .

Публикация источников привела Зимина к разработке ряда вопросов дипломатики и генеалогии, в т. ч. в сфере церковной истории. Перу исследователя принадлежат многочисленные источниковедческие статьи, в т. ч. посвященные церковным документам: «Актовые подделки Троице-Сергиева монастыря 80-х гг. XVI в.» , «Переписка старцев Иосифо-Волоколамского монастыря с Василием III» , «Выпись о втором браке Василия III» и др. В 1963 году Зимин подготовил к изданию хронологический перечень актов архива суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, на основе данного перечня в 1998 г. были опубликованы грамоты обители за 1506-1608 гг.; в последние годы жизни Зимин обратился к изучению жалованных грамот Спасо-Евфимиева монастыря. Методику генеалогического анализа Зимин активно использовал при комментировании актов, изучении княжеской и боярской аристократии, монашества, дьячества и др. социальных слоев русского средневекового общества. В нач. 1950-х Зимин читал курс дипломатики в Историко-архивном институте, приобщил к ее изучению С. М. Каштанова.

Общие вопросы церковной истории не входили в сферу научных интересов Зимина, что не помешало ему во многих статьях и монографиях исследовать отдельные аспекты церковной жизни, преимущественно в XVI в. Оставаясь в рамках советской исторической терминологии, Зимин в своих работах сумел нарисовать широкое полотно политической и духовной жизни России; всеобъемлющее использование научной литературы и источников придает мн. его наблюдениям фундаментальный характер. На протяжении всей научной деятельности в поле внимания Зимина находились вопросы, связанные с историей Иосифо-Волоцкого монастыря . Канд. диссертация (6 т. текста и приложений) была написана ученым по рукописным материалам пяти архивных хранилищ страны, а также по спасенным Зиминым двум хозяйственным книгам монастыря. В монографии, посвященной Волоколамскому монастырю (Крупная феодальная вотчина. 1977), Зимин впервые рассмотрел основной состав вкладчиков, братии, слуг и «детенышей» обители с т. зр. их социального происхождения, в значительной степени повлиявшего на позицию духовной корпорации и в политической жизни, и в идеологической борьбе. Зимин подробно описал жизнь и творчество прп. Иосифа Волоцкого, историю строительства Волоколамского монастыря ученый дополнил анализом двух редакций общежительного устава, составленного прп. Иосифом. Переход Волоколамского монастыря под патронат вел. кн. Василия III Иоанновича , как считал историк, привел к формулировке прп. Иосифом принципа: "Царь… властию… подобен есть вышнему Богу" . Занесенная в чин венчания на царство, данная формулировка легла в основание идеологии самодержавия, как показал Зимин в монографии «И. С. Пересветов и его современники» на примере митр. Макария, ученика прп. Иосифа. В этом же труде историк привел исчерпывающие биографии свящ. Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестра и его сына Анфима. Вместе с Я. С. Лурье Зимин издал «Послания Иосифа Волоцкого» (М.; Л., 1959). В связи с изучением истории Волоколамского монастыря Зимин написал статьи, посвященные спорам иосифлян и нестяжателей («Беседа валаамских чудотворцев» как памятник позднего нестяжательства // ТОДРЛ. 1955. Т. 11. С. 198-208; Источниковедческие проблемы истории раннего нестяжательства // Вопросы историографии и источниковедения. Каз., 1974. С. 87-103. (УЗ Казанского пед. ин-та; Вып. 121) и др.). В монографиях «Опричнина Ивана Грозного » (М., 1964) и «Россия на пороге Нового времени: (Очерки политической истории России 1-й трети XVI в.)» (М., 1972) дана характеристика участия в гос. управлении митр. Даниила . Отдельную статью Зимин посвятил отношению к опричнине митр. Филиппа (Колычева) (Митрополит Филипп и опричнина // ВИРА. 1962. Т. 11. С. 269-292). В 1968 году вышла работа Зимина, посвященная борьбе дворянства с монастырским землевладением в кон. XVI - нач. XVII в. (Из истории Татарии. Каз., 1968. Сб. 3. С. 109-124. (УЗ Казанского пед. ин-та; Вып. 52)).

Одной из тем, активно разрабатывавшихся ученым, была история еретических («реформационно-гуманистических», по формулировке историка) движений в России в XV-XVI вв. В 1963 году Зимин сделал обобщающий доклад на эту тему на V Международном съезде славистов (Основные проблемы реформационно-гуманистического движения в России XIV-XVI вв. // История, фольклор, искусство славянских народов: V Междунар. съезд славистов (София, сент. 1963): Докл. сов. делегации. М.,1963. С. 91-119). В ст. «Античные мотивы в русской публицистике конца XV в.» (Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. М., 1972. С. 128-138) и в монографии «Россия на рубеже XV-XVI вв.» (М., 1982) историк писал о связи взглядов еретиков жидовствующих с античным наследием. Воззрения еретиков сер. XVI в. М. Башкина, Феодосия Косого, а также «дело» троицкого старца Артемия подробно рассмотрены в кн. «И. С. Пересветов и его современники».

Зимин принял участие в издании первой в советский период коллективной монографии, посвященной истории Русской Церкви : «Церковь в истории России (IX в.- 1917 г.): Критические очерки» (М., 1967. С. 110-125, 145-161 (гл. 7: «Борьба за подчинение Церкви государству. Учреждение патриаршества» (совм. с В. И. Корецким); гл. 9: «Церковная реформа и раскол» (совм. с А. М. Сахаровым и Е. Ф. Грекулом)). Историк выступил соавтором и др. коллективных научных трудов: «История Москвы» (М., 1952. Т. 1), «Очерки по истории СССР: Период феодализма (кон. XV - нач. XVI в.)» (М., 1955), «Всемирная история» (М., 1958. Т. 4), «История СССР с древнейших времен до наших дней» (М., 1966. Т. 2). Зимин был редактором и составителем собрания сочинений В. О. Ключевского (Ключевский В. О. Собр. соч.: В 8 т. М., 1957. Т. 2, 3 (подгот. текста и коммент. совм. с В. А. Александровым); Он же. Неопубликованные произведения. М., 1983 (сост. и коммент. совм. с Р. А. Киреевой)).

Зимин - автор концепции о позднем (1780-е годы) происхождении «Слова о полку Игореве » (см. монографию Зимина: «Слово о полку Игореве». М., 2006). Историк утверждал, что «Слово...» вторично по отношению к «Задонщине» (памятник кон. XIV или XV в.), автором «Слова...» он считал архим. ярославского Преображенского монастыря Иоиля (Быковского) . Данная теория в момент появления была встречена резкой критикой и позднее не была принята научным сообществом.

Архив ученого хранится у его вдовы В. Г. Зиминой.

Памяти Зимина посвящены сборники статей: «Россия на путях централизации» (М., 1982; вышел без печатного посвящения) и «Essays in Honor of A. A. Zimin» (Columbus (Ohio), 1985), ряд научных трудов его коллег и учеников. 13-18 мая 1990 г. в Московском историко-архивном институте прошли I чтения в память Зимина (публ. тезисов: Спорные вопросы отеч. истории XI-XVIII вв.: Тез. докл. и сообщ. М., 1990. 2 вып.). Вскоре проведение чтений стало регулярным (публ. тезисов и докладов: Россия в X-XVIII вв.: Пробл. истории и источниковедения: Тез. докл. и сообщ. II чт. пам. А. А. Зимина. М., 1995. 2 ч.; Россия в IX-XX вв.: [Сб. ст. и тез. докл. II чт., посвящ. памяти Зимина]. М., 1999; Историк во времени: III Зиминские чтения: Докл. и сообщ. науч. конф. М., 2000; IV чтения памяти д-ра ист. наук А. А. Зимина: Тез. докл. Москва, 19-22 апр. 2005 г. М., 2005. 2 ч.).

Сочинения

  • О политической доктрине Иосифа Волоцкого ». ТОДРЛ. Т. 9. 1953. С. 159-177;
  • Реформы Ивана Грозного: Очерки соц.-экон. и полит. истории России сер. XVI в. М., 1960;
  • Митрополит Филипп и опричнина // ВИРА. 1962. Т. 11. С. 269-292
  • Холопы на Руси: (С древнейших времен до кон. XV в.). М., 1973;
  • Из истории собрания рукописных книг Иосифо-Волоколамского монастыря. Зап. ОР ГБЛ. Вып. 38. М., 1977. С. 15-29
  • Государственный архив России XVI ст.: Опыт реконструкции. М., 1978;
  • Вкладные и записные книги Волоколамского монастыря XVI в.» (Из истории феодальной России: Статьи и очерки к 70-летию со дня рождения проф. В. В. Мавродина. Л., 1978. С. 77-84)
  • Россия времени Ивана Грозного. М., 1982 (совм. с А. Л. Хорошкевич);
  • В канун грозных потрясений: Предпосылки первой крестьянской войны в России. М., 1986;
  • Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV - 1-й трети XVI в. М., 1988;
  • Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. М., 1991;
  • Правда русская. М., 1999; Опричнина. М., 2001.
  • "Слово о полку Игореве". М., 2006

Литература

  • Каштанов С. М. А. А. Зимин - исследователь и педагог // История СССР. 1980. № 6. С. 152-157;
  • Лурье Я. С. Об А. А. Зимине - источниковеде и текстологе // ВИД. 1982. Вып. 13. С. 329-331;
  • он же. Из восп. об А. А. Зимине // Одиссей: Человек в истории, 1993. М., 1994. С. 194-208;
  • Панеях В. М. Вспомогательные науч. дисциплины в науч. наследии А. А. Зимина // ВИД. 1983. Вып. 14. С. 107-135;
  • Хорошкевич А. Л. Памяти А. А. Зимина // Историографический сб. Саратов, 1983. Вып. 10. С. 107-122;
  • Waugh D. C. A. A. Zimin"s Study of the Sources for Medieval and Early Modern Russian History // Essays in Honor of A. A. Zimin / Ed. D. C. Waugh. Columbus (Ohio), 1985. P. 1-58;
  • Кобрин В. Б. Кому ты опасен, историк? М., 1992. С. 177-180, 187-191;
  • он же. А. А. Зимин: Ученый. Человек // Ист. наука в России в XX в. М., 1997. С. 353-368;
  • Буганов В. И. А. А. Зимин о социальных движениях в феод. России // ОИ. 1995. № 4. С. 153-158;
  • Киреева Р. А. Из истории советской ист. науки кон. 1940-х гг.: Первое вето в науч. жизни А. А. Зимина // АЕ за 1993 г. М., 1995. С. 222-228;
  • А. А. Зимин: [Сб.] / Сост.: В. Г. Зимина, Л. Н. Простоволосова. М., 2005.
  • Хорошкевич А. Л. Список печатных трудов А. А. Зимина: // АЕ за 1980. М., 1981. С. 274-284;
  • Библиография тр. А. А. Зимина: / Сост.: Дж. Афферика // Essays in Honor of А. А. Zimin. Columbus (Ohio), 1985. P. 59-88;
  • Гульчинский В. И. А. А. Зимин: Биобиблиогр. указ. М., 2000.

Использованные материалы

  • А. Л. Хорошкевич. "Зимин Александр Александрович" // Православная энциклопедия, Т. 20, С. 139-142

Частично изд.: Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977

Опубл.: И. С. Пересветов и его современники: Очерки по истории рус. обществ.-полит. мысли сер. XVI в. М., 1958

КСИС. 1963. Вып. 37. С. 66-75

Книга ключей и Долговая книга Иосифо-Волоколамского монастыря XVI в. М.; Л., 1948; совм. с М. Н. Тихомировым

Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х гг. XVI в. М.; Л., 1950; Троицкий список Новгородской первой летописи // Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 510-561 (совм. с А. Н. Насоновым); Пересветов И. С. Соч. М.; Л., 1956; Иоасафовская летопись. М., 1957; ПСРЛ. Т. 29. С. 3-116; Первое послание Курбского Ивану Грозному // Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / Текст подгот.: Я. С. Лурье, Ю. Д. Рыков. М., 1981. С. 7-9, 352-355; Сказание о Мамаевом побоище: Осн. ред. по Ермолаевскому списку // Памятники Куликовского цикла / Гл. ред.: Б. А. Рыбаков, В. А. Кучкин. СПб., 1998. С. 223-250, и др.

Вопросы социально-экономической истории и источниковедения периода феодализма в России: Сб. ст. к 70-летию А. А. Новосельского. М., 1961. С. 247-251

Лингвист. источниковедение. М., 1963. С. 131-135

ТОДРЛ. 1976. Т. 30. С. 132-148

Александр Александрович (22.02.1920, Москва - 25.02. 1980, там же), специалист в области отечественной истории XI-XVIII вв. А. И. Зимин, отец З., как и ряд др. представителей рода, был коннозаводчиком, к 1917 г. имел чин полковника. В 1938-1941 гг. З. учился на историческом фак-те МГУ, после эвакуации из Москвы в нояб. 1941 г. зачислен на историко-филологический фак-т Среднеазиатского гос. ун-та, к-рый окончил в 1942 г. В том же году поступил в аспирантуру Ин-та истории АН СССР (научный руководитель - чл.-кор. АН СССР С. В. Бахрушин). В 1947 г., после защиты канд. диссертации о землевладении и хозяйстве Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (частично изд.: Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977), был принят на работу в Ин-т истории (с 1968 Ин-т истории СССР) АН СССР, начал преподавание в Московском гос. историко-архивном институте (с 1970 профессор кафедры вспомогательных исторических дисциплин), в 1951/52 уч. г. преподавал в МГУ, в 1967-1970 гг.- в Гос. педагогическом ин-те им. В. И. Ленина. В 1956-1980 гг. З. являлся членом Археографической комиссии (в 1957-1963 член ее бюро). В 1959 г. защитил докт. дис. «И. С. Пересветов и его современники» (опубл.: И. С. Пересветов и его современники: Очерки по истории рус. обществ.-полит. мысли сер. XVI в. М., 1958). Характерной чертой творчества З. было сочетание поисков новых архивных документов с исследовательской деятельностью и разработкой теории и методики источниковедения и др. специальных дисциплин. Перу З. принадлежит 14 монографий (половина опубл. посмертно), посвященных проблемам социально-политической истории России, истории общественной мысли, вопросам историографии и источниковедения.

З. внес значительный вклад в источниковедение истории Церкви. Ученый опубликовал ряд древнерус. произведений, связанных с ранним периодом христианства на Руси, напр. «Память и похвала Иакова Мниха и Житие князя Владимира по древнейшему списку» (КСИС. 1963. Вып. 37. С. 66-75). Подготовил к печати делопроизводственные материалы Иосифова Волоколамского мон-ря (Книга ключей и Долговая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в. М.; Л., 1948; совм. с М. Н. Тихомировым), ряд документов в изд.: «Акты феодального землевладения и хозяйства» (М., 1956. Ч. 2). В инициированной З. и им же издаваемой сер. «Памятники русского права» (1952. Вып. 1; 1953. Вып. 2; 1955. Вып. 3; 1956. Вып. 4; 1959. Вып. 5) было опубликовано значительное число церковно-правовых актов: Уставы равноап. кн. Владимира Святославича и кн. Ярослава Владимировича (ПРП. 1952. Вып. 1), Уставная грамота св. кн. Ростислава Мстиславича 1137-1150 гг. в редакции 1150 г., грамоты новгородских князей XII в. на села и земли новгородским Юрьеву , Пантелеимонову и Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужским монастырям (Там же. 1953. Вып. 2). Под рук. З. канд. диссертацию о древнерус. княжеских уставах написал Я. Н. Щапов (опубл.: Щапов Я. Н. Княжеские уставы и Церковь в Древней Руси XI-XIV вв. М., 1972). З. исследовал историю «Краткого собрания» ханских ярлыков, в т. ч. определявших взаимоотношения Русской Церкви и монг. властей (ПРП. 1955. Вып. 3), уточнил датировку отдельных документов и всей коллекции. Вместе с изд. «Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV - нач. XVI в.» (М., 1952-1964. 3 т.) названные публикации составили прочный фундамент для изучения средневек. периода истории Русской Церкви. З. был редактором и составителем мн. др. сборников исторических документов, сопровождавшихся его статьями и комментариями (Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х гг. XVI в. М.; Л., 1950; Троицкий список Новгородской первой летописи // Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 510-561 (совм. с А. Н. Насоновым); Пересветов И. С. Соч. М.; Л., 1956; Иоасафовская летопись. М., 1957; ПСРЛ. Т. 29. С. 3-116; Первое послание Курбского Ивану Грозному // Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / Текст подгот.: Я. С. Лурье, Ю. Д. Рыков. М., 1981. С. 7-9, 352-355; Сказание о Мамаевом побоище: Осн. ред. по Ермолаевскому списку // Памятники Куликовского цикла / Гл. ред.: Б. А. Рыбаков, В. А. Кучкин. СПб., 1998. С. 223-250, и др.).

Публикация источников привела З. к разработке ряда вопросов дипломатики и генеалогии, в т. ч. в сфере церковной истории. Перу исследователя принадлежат многочисленные источниковедческие статьи, в т. ч. посвященные церковным документам: «Актовые подделки Троице-Сергиева монастыря 80-х гг. XVI в.» (Вопросы социально-экономической истории и источниковедения периода феодализма в России: Сб. ст. к 70-летию А. А. Новосельского. М., 1961. С. 247-251), «Переписка старцев Иосифо-Волоколамского монастыря с Василием III» (Лингвист. источниковедение. М., 1963. С. 131-135), «Выпись о втором браке Василия III» (ТОДРЛ. 1976. Т. 30. С. 132-148) и др. В 1963 г. З. подготовил к изданию хронологический перечень актов архива Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря , на основе данного перечня в 1998 г. были опубликованы грамоты обители за 1506-1608 гг.; в последние годы жизни З. обратился к изучению жалованных грамот Спасо-Евфимиева мон-ря. Методику генеалогического анализа З. активно использовал при комментировании актов, изучении княжеской и боярской аристократии, монашества, дьячества и др. социальных слоев рус. средневек. общества. В нач. 50-х гг. З. читал курс дипломатики в Историко-архивном ин-те, приобщил к ее изучению С. М. Каштанова .

Общие вопросы церковной истории не входили в сферу научных интересов З., что не помешало ему во мн. статьях и монографиях исследовать отдельные аспекты церковной жизни, преимущественно в XVI в. Оставаясь в рамках советской исторической терминологии, З. в своих работах сумел нарисовать широкое полотно политической и духовной жизни России; всеобъемлющее использование научной лит-ры и источников придает мн. его наблюдениям фундаментальный характер. На протяжении всей научной деятельности в поле внимания З. находились вопросы, связанные с историей Иосифова Волоколамского мон-ря. Канд. диссертация (6 т. текста и приложений) была написана ученым по рукописным материалам 5 архивных хранилищ страны, а также по спасенным З. 2 хозяйственным книгам мон-ря. В 1953 г. увидела свет ст. «О политической доктрине Иосифа Волоцкого» (ТОДРЛ. Т. 9. С. 159-177), впосл. были опубликованы статьи: «Из истории собрания рукописных книг Иосифо-Волоколамского монастыря» (Зап. ОР ГБЛ. Вып. 38. М., 1977. С. 15-29), «Вкладные и записные книги Волоколамского монастыря XVI в.» (Из истории феодальной России: Статьи и очерки к 70-летию со дня рождения проф. В. В. Мавродина. Л., 1978. С. 77-84). В монографии, посвященной Волоколамскому мон-рю (Крупная феодальная вотчина. 1977), З. впервые рассмотрел основной состав вкладчиков, братии, слуг и «детенышей» обители с т. зр. их социального происхождения, в значительной степени повлиявшего на позицию духовной корпорации и в политической жизни, и в идеологической борьбе. З. подробно описал жизнь и творчество прп. Иосифа Волоцкого, историю строительства Волоколамского мон-ря ученый дополнил анализом 2 редакций общежительного устава, составленного прп. Иосифом. Переход Волоколамского мон-ря под патронат вел. кн. Василия III Иоанновича , как считал историк, привел к формулировке прп. Иосифом принципа: «Царь… властию… подобен есть вышнему Богу». Занесенная в чин венчания на царство, данная формулировка легла в основание идеологии самодержавия, как показал З. в монографии «И. С. Пересветов и его современники» на примере ученика прп. Иосифа митр. св. Макария . В этом же труде историк привел исчерпывающие биографии свящ. Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестра и его сына Анфима. Вместе с Я. С. Лурье З. издал «Послания Иосифа Волоцкого» (М.; Л., 1959). В связи с изучением истории Волоколамского монастыря З. написал статьи, посвященные спорам иосифлян и нестяжателей («Беседа валаамских чудотворцев» как памятник позднего нестяжательства // ТОДРЛ. 1955. Т. 11. С. 198-208; Источниковедческие проблемы истории раннего нестяжательства // Вопросы историографии и источниковедения. Каз., 1974. С. 87-103. (УЗ Казанского пед. ин-та; Вып. 121) и др.). В монографиях «Опричнина Ивана Грозного» (М., 1964) и «Россия на пороге Нового времени: (Очерки политической истории России 1-й трети XVI в.)» (М., 1972) дана характеристика участия в гос. управлении митр. Даниила . Отдельную статью З. посвятил отношению к опричнине митр. св. Филиппа (Колычева) (Митрополит Филипп и опричнина // ВИРА. 1962. Т. 11. С. 269-292). В 1968 г. вышла работа З., посвященная борьбе дворянства с монастырским землевладением в кон. XVI - нач. XVII в. (Из истории Татарии. Каз., 1968. Сб. 3. С. 109-124. (УЗ Казанского пед. ин-та; Вып. 52)).

Одной из тем, активно разрабатывавшихся ученым, была история еретических («реформационно-гуманистических», по формулировке историка) движений в России в XV-XVI вв. В 1963 г. З. сделал обобщающий доклад на эту тему на V Международном съезде славистов (Основные проблемы реформационно-гуманистического движения в России XIV-XVI вв. // История, фольклор, искусство славянских народов: V Междунар. съезд славистов (София, сент. 1963): Докл. сов. делегации. М.,1963. С. 91-119). В ст. «Античные мотивы в русской публицистике конца XV в.» (Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. М., 1972. С. 128-138) и в монографии «Россия на рубеже XV-XVI вв.» (М., 1982) историк писал о связи взглядов еретиков жидовствующих с античным наследием. Воззрения еретиков сер. XVI в. М. Башкина , Феодосия Косого , а также «дело» троицкого старца Артемия подробно рассмотрены в кн. «И. С. Пересветов и его современники».

З. принял участие в издании 1-й в советский период коллективной монографии, посвященной истории Русской Церкви: «Церковь в истории России (IX в.- 1917 г.): Критические очерки» (М., 1967. С. 110-125, 145-161 (гл. 7: «Борьба за подчинение Церкви государству. Учреждение патриаршества» (совм. с В. И. Корецким); гл. 9: «Церковная реформа и раскол» (совм. с А. М. Сахаровым и Е. Ф. Грекулом)). Историк выступил соавтором и др. коллективных научных трудов: «История Москвы» (М., 1952. Т. 1), «Очерки по истории СССР: Период феодализма (кон. XV - нач. XVI в.)» (М., 1955), «Всемирная история» (М., 1958. Т. 4), «История СССР с древнейших времен до наших дней» (М., 1966. Т. 2). З. был редактором и составителем собрания сочинений В. О. Ключевского (Ключевский В. О. Собр. соч.: В 8 т. М., 1957. Т. 2, 3 (подгот. текста и коммент. совм. с В. А. Александровым); Он же. Неопубликованные произведения. М., 1983 (сост. и коммент. совм. с Р. А. Киреевой)).

З.- автор концепции о позднем (80-е гг. XVIII в.) происхождении «Слова о полку Игореве» (см. монографию З.: «Слово о полку Игореве». М., 2006). Историк утверждал, что «Слово...» вторично по отношению к «Задонщине» (памятник кон. XIV или XV в.), автором «Слова...» он считал архим. ярославского в честь Преображения Господня муж. мон-ря Иоиля (Быковского). Данная теория в момент появления была встречена резкой критикой и позднее не была принята научным сообществом.

З. был награжден медалями «В память 800-летия Москвы», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», почетными грамотами Президиума АН СССР, Мин-ва высшего и среднего образования СССР, ВООПИК. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Архив ученого в наст. время хранится у его вдовы В. Г. Зиминой. Памяти З. посвящены сборники статей: «Россия на путях централизации» (М., 1982; вышел без печатного посвящения) и «Essays in Honor of A. A. Zimin» (Columbus (Ohio), 1985), ряд научных трудов его коллег и учеников. 13-18 мая 1990 г. в Московском историко-архивном ин-те прошли I чтения в память З. (публ. тезисов: Спорные вопросы отеч. истории XI-XVIII вв.: Тез. докл. и сообщ. М., 1990. 2 вып.). Вскоре проведение чтений стало регулярным (публ. тезисов и докладов: Россия в X-XVIII вв.: Пробл. истории и источниковедения: Тез. докл. и сообщ. II чт. пам. А. А. Зимина. М., 1995. 2 ч.; Россия в IX-XX вв.: [Сб. ст. и тез. докл. II чт., посвящ. памяти Зимина]. М., 1999; Историк во времени: III Зиминские чтения: Докл. и сообщ. науч. конф. М., 2000; IV чтения памяти д-ра ист. наук А. А. Зимина: Тез. докл. Москва, 19-22 апр. 2005 г. М., 2005. 2 ч.).

Соч. (осн.): Реформы Ивана Грозного: Очерки соц.-экон. и полит. истории России сер. XVI в. М., 1960; Холопы на Руси: (С древнейших времен до кон. XV в.). М., 1973; Государственный архив России XVI ст.: Опыт реконструкции. М., 1978; Россия времени Ивана Грозного. М., 1982 (совм. с А. Л. Хорошкевич); В канун грозных потрясений: Предпосылки первой крестьянской войны в России. М., 1986; Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV - 1-й трети XVI в. М., 1988; Витязь на распутье: Феод. война в России XV в. М., 1991; Правда русская. М., 1999; Опричнина. М., 2001.

Лит.: Каштанов С. М. А. А. Зимин - исследователь и педагог // История СССР. 1980. № 6. С. 152-157; Лурье Я. С. Об А. А. Зимине - источниковеде и текстологе // ВИД. 1982. Вып. 13. С. 329-331; он же. Из восп. об А. А. Зимине // Одиссей: Человек в истории, 1993. М., 1994. С. 194-208; Панеях В. М. Вспомогательные науч. дисциплины в науч. наследии А. А. Зимина // ВИД. 1983. Вып. 14. С. 107-135; Хорошкевич А. Л. Памяти А. А. Зимина // Историографический сб. Саратов, 1983. Вып. 10. С. 107-122; Waugh D. C. A. A. Zimin"s Study of the Sources for Medieval and Early Modern Russian History // Essays in Honor of A. A. Zimin / Ed. D. C. Waugh. Columbus (Ohio), 1985. P. 1-58; Кобрин В. Б. Кому ты опасен, историк? М., 1992. С. 177-180, 187-191; он же. А. А. Зимин: Ученый. Человек // Ист. наука в России в XX в. М., 1997. С. 353-368; Буганов В. И. А. А. Зимин о социальных движениях в феод. России // ОИ. 1995. № 4. С. 153-158; Киреева Р. А. Из истории советской ист. науки кон. 1940-х гг.: Первое вето в науч. жизни А. А. Зимина // АЕ за 1993 г. М., 1995. С. 222-228; А. А. Зимин: [Сб.] / Сост.: В. Г. Зимина, Л. Н. Простоволосова. М., 2005.

А. Л. Хорошкевич

Семья

Мать происходила из рода графов Каменских. Отец умер до рождения сына от тифа (1919). Мальчика воспитывал отчим, зубной врач.

Образование

Окончил историко-филологический факультет Среднеазиатского университета (1942, в 1938-1941 учился на историческом факультете МГУ), аспирантуру Института истории АН СССР в 1947 году. Кандидат исторических наук (1947, диссертация о землевладении и хозяйстве Иосифо-Волоколамского монастыря в конце XV - начале XVIII вв.). Доктор исторических наук (1959, «И. С. Пересветов и его современники»), профессор (1970).

Научная и педагогическая деятельность

С 1947 - младший научный сотрудник, с 1951 - старший научный сотрудник Института истории (затем - Института истории СССР) АН СССР.

С 1947 по 1972, одновременно, преподавал в Московском государственном историко-архивном институте: старший преподаватель (1947-1950), доцент (1950-1970), профессор (1970-1973).

Специалист в области истории России с XI по XVIII вв. Автор многочисленных фундаментальных работ по проблемам социально-политической истории страны. Специалист по истории общественной мысли России, вопросам историографии и источниковедения. Создатель научной школы.

В конце жизни работал над мемуарами и историко-генеалогическим исследованием «Сумерки и надежды», посвященным роду графов Каменских и их потомству.

Исторические взгляды учёного

Считал, что опричнина была направлена против трех очагов феодального сепаратизма, которые могли представлять угрозу царскому самодержавию - Старицкого удела, церкви и Новгорода. Выступал как против апологетики политического курса Ивана Грозного, так и против того, чтобы представлять этот курс следствием исключительно маниакального психоза царя.

В последних работах пришёл к выводу о том, что процесс централизации в средневековой Руси носил противоречивый характер. Признавая историческую закономерность централизации и её положительные стороны, обращал внимание на тяжёлые последствия роста самодержавия, подавлявшего свободолюбивые устремления народа, ликвидировавшего политические свободы. Отошёл от «промосковской» интерпретации хода и результатов династической борьбы на Руси. Был склонен рассматривать участвовавших в феодальной войне XV века галицких князей как носителей определённого прогрессивного начала, как представителей некой демократической вольницы, за которыми стояло населения, ещё не подчинившееся московскому диктату, напр., жители Вятской земли.

Версия происхождения «Слова о полку Игореве»

Зимин - автор концепции о времени создания «Слова о полку Игореве» и его авторе, согласно которой это произведение было написано в 80-х годах XVIII в. российским духовным писателем архимандритом Иоилем (Быковским) и является выдающейся имитацией памятника древнерусской литературы. Он считал, что произведение в то время откликалось на актуальные политические проблемы и могло восприниматься как «призыв к присоединению Крыма и победоносному окончанию русско-турецкой войны». По мнению Зимина, источниками «Слова о полку Игореве» были «Задонщина», русские летописи (по преимуществу Ипатьевская), памятники русского, украинского и белорусского фольклора. Версия Зимина опирается на его трактовку текстологической проблемы соотношения «краткой» и «пространной» редакции Задонщины, которую он детально разрабатывал на протяжении многих лет.

Свою концепцию изложил в книге «„Слово о полку Игореве“. Источники, время написания, автор», изданной ротапринтом тиражом 101 экз. и розданной (с условием возврата) участникам дискуссии, состоявшейся в Отделении истории АН СССР 4-6 мая 1964. Большинство участников дискуссии не согласилось с точкой зрения Зимина, а его работа так и не была опубликована, что было связано с административным запретом, притом, что целый ряд оппонентов Зимина считали, что его исследование носило серьёзный аргументированный характер и имело право на публикацию. До конца жизни продолжал придерживаться своей точки зрения, уточняя и дополняя текст рукописи. Частично точка зрения Зимина изложена в его статьях, посвящённых «Слову о полку Игореве». Окончательный вариант книги А. А. Зимина о «Слове о полку Игореве» (увеличенный в два раза по сравнению с ротапринтным изданием), был опубликован лишь в 2006 году тиражом 800 экземпляров.

Оценка научной деятельности

Основные труды

  • И. С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI в. М., 1958;
  • Методика издания древнерусских актов. М., 1959;
  • Русские летописи и хронографы конца XV-XVI вв. Учебное пособие. М., 1960;
  • Реформы Ивана Грозного: Очерки социально-экономической истории России середины XVI в. М., 1960;
  • Законодательные памятники русского государства конца XV - начала XVII вв. Учебное пособие. М., 1961;
  • Опричнина Ивана Грозного. М., 1964 (второе издание, исправленное и дополненное, под названием «Опричнина». М., 2001);
  • Россия на пороге нового времени: Очерки политической истории России первой трети XVI в. М., 1972;
  • Холопы на Руси (с древнейших времён до конца XV в.). М., 1973;
  • Из историографии советского источниковедения («Русская Правда» в трудах С. В. Юшкова).//В кн.:Проблемы истории общественной мысли и историографии. М.,1976.-С.275-282.
  • Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV-XVI вв.). М., 1977;

Посмертные публикации

  • Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времени Ивана Грозного / Отв. ред. член-корр. АН СССР В. Т. Пашуто . - М.: Наука, 1982. - 185 с. - (Из истории нашей Родины). - 100 000 экз.
  • Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV - первой трети XVI в. М.: Наука, 1988, 350 с.;
  • Слово о полку Игореве. - СПб.: "Дмитрий Буланин", 2006. - 516 стр. ISBN 5-86007-471-9.

Зимин, Александр Александрович

Александр Александрович Зимин
Дата рождения:
Дата смерти:
Страна:

СССР

Научная сфера:
Место работы:

Московский государственный историко-архивный институт

Учёная степень:
Альма-матер :
Известные ученики:
Награды и премии


Алекса́ндр Алекса́ндрович Зими́н (22 февраля , Москва - 25 февраля , там же) - советский историк , исследователь русского средневековья.

Семья

Научная и педагогическая деятельность

Специалист в области истории России с XI по XVIII вв. Автор многочисленных фундаментальных работ по проблемам социально-политической истории страны. Специалист по истории общественной мысли России, вопросам историографии и источниковедения. Создатель научной школы.

В конце жизни работал над мемуарами и историко-генеалогическим исследованием «Сумерки и надежды», посвященным роду графов Каменских и их потомству.

Исторические взгляды учёного

Считал, что опричнина была направлена против трех очагов феодального сепаратизма, которые могли представлять угрозу царскому самодержавию - Старицкого удела, церкви и Новгорода . Выступал как против апологетики политического курса Ивана Грозного , так и против того, чтобы представлять этот курс следствием исключительно маниакального психоза царя.

В последних работах пришёл к выводу о том, что процесс централизации в средневековой Руси носил противоречивый характер. Признавая историческую закономерность централизации и её положительные стороны, обращал внимание на тяжёлые последствия роста самодержавия, подавлявшего свободолюбивые устремления народа, ликвидировавшего политические свободы . Отошёл от «промосковской» интерпретации хода и результатов династической борьбы на Руси. Был склонен рассматривать участвовавших в феодальной войне XV века галицких князей как носителей определённого прогрессивного начала, как представителей некой демократической вольницы, за которыми стояло население, ещё не подчинившееся московскому диктату, напр., жители Вятской земли.

Версия происхождения «Слова о полку Игореве»

Зимин - автор концепции о времени создания «Слова о полку Игореве » и его авторе, согласно которой это произведение было написано в 80-х годах XVIII в. российским духовным писателем архимандритом Иоилем (Быковским) и является выдающейся имитацией памятника древнерусской литературы. Он считал, что произведение в то время откликалось на актуальные политические проблемы и могло восприниматься как «призыв к присоединению Крыма и победоносному окончанию русско-турецкой войны». По мнению Зимина, источниками «Слова о полку Игореве » были «Задонщина », русские летописи (по преимуществу Ипатьевская), памятники русского, украинского и белорусского фольклора. Версия Зимина опирается на его трактовку текстологической проблемы соотношения «краткой» и «пространной» редакции Задонщины, которую он детально разрабатывал на протяжении многих лет.

Свою концепцию изложил в книге «„Слово о полку Игореве“. Источники, время написания, автор», изданной ротапринтом тиражом 101 экз. и розданной (с условием возврата) участникам дискуссии, состоявшейся в Отделении истории АН СССР 4-6 мая . Большинство участников дискуссии не согласилось с точкой зрения Зимина, а его работа так и не была опубликована, что было связано с административным запретом, притом, что целый ряд оппонентов Зимина считали, что его исследование носило серьёзный аргументированный характер и имело право на публикацию. До конца жизни продолжал придерживаться своей точки зрения, уточняя и дополняя текст рукописи. Частично точка зрения Зимина изложена в его статьях, посвящённых «Слову о полку Игореве ». Окончательный вариант книги А. А. Зимина о «Слове о полку Игореве » (увеличенный в два раза по сравнению с ротапринтным изданием), был опубликован лишь в 2006 году тиражом 800 экземпляров.

Оценка научной деятельности

При жизни Зимин по печальной российской традиции не был избалован официальным признанием. Во всяком случае семь написанных им монографий остались неизданными.

В.Б. Кобрин, Я.С. Лурье, А.Л. Хорошкевич. Послесловие к книге А.А. Зимина «Витязь на распутье: феодальная война в России XV в.»

Зимин был и остаётся гордостью российской исторической науки. Учёный с огромным творческим потенциалом, широчайшим кругозором и редкой научной интуицией, он вызывал уважение и восхищение и своими трудами, и своей личностью. Обладая ярко выраженным холерическим темпераментом, Зимин буквально «горел» жаждой творчества… Зимин был «учёным с мировым именем» в полном смысле этого слова. Не только российские, но и иностранные коллеги относились к нему с глубочайшим почтением, я бы сказал, с преклонением, а также с большой душевной теплотой. Ценились его труды, ценилась его эрудиция, острота мысли, остроумие, раскованность, искренность и желание помочь.

- (С. М. Каштанов - член-корреспондент РАН).

Основные труды

  • Зимин, А. А. И. С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI в. - М., 1958;
  • Зимин, А. А. Методика издания древнерусских актов. - М., 1959;
  • Зимин, А. А. Русские летописи и хронографы конца XV-XVI вв. Учебное пособие. - М., 1960;
  • Зимин, А. А. Реформы Ивана Грозного: Очерки социально-экономической истории России середины XVI в. - М., 1960;
  • Зимин, А. А. Законодательные памятники русского государства конца XV - начала XVII вв. Учебное пособие. - М., 1961;
  • Зимин, А. А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964 (второе издание, исправленное и дополненное, под названием «Опричнина». - М., 2001);
  • Зимин, А. А. Новое о восстании Михаила Глинского в 1508 году // Советские архивы. - № 5. - 1970. - С. 69 - 73.
  • Зимин, А. А. Россия на пороге нового времени: (Очерки политической истории России первой трети XVI в.). - М .: Мысль , 1972. - 456 с. - 40 000 экз. (в пер.);
  • Зимин, А. А. Холопы на Руси (с древнейших времён до конца XV в.). - М., 1973;
  • Зимин, А. А. Из историографии советского источниковедения («Русская Правда» в трудах С. В. Юшкова). // Проблемы истории общественной мысли и историографии. - М., 1976. - С.275-282.
  • Зимин, А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV-XVI вв.). - М., 1977;

Посмертные публикации

  • Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времени Ивана Грозного / Отв. ред. член-корр. АН СССР В. Т. Пашуто . - М .: Наука , 1982. - 185 с. - (Из истории нашей Родины). - 100 000 экз.
  • Зимин, А. А. Россия на рубеже XV-XVI столетий (очерки социально-политической истории) . - М., 1982;
  • Зимин, А. А. В канун грозных потрясений: Предпосылки первой крестьянской войны в России . - М., 1986:
  • Зимин, А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV - первой трети XVI в. - М.: Наука , 1988, 350 с.;
  • Зимин, А. А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. - М., 1991;
  • Зимин, А. А. Правда Русская. - М., 1999.;
  • Зимин, А. А. Слово о полку Игореве. - СПб.: "Дмитрий Буланин", 2006. - 516 стр. ISBN 5-86007-471-9 .

Литература

  • Каштанов С. М. Александр Александрович Зимин // Портреты историков. Время и судьбы. Т. 1 (Отечественная история). М. - Иерусалим, 2000.
  • Каштанов С. М. , Чернобаев А. А. Зимин Александр Александрович (1920-1980) // Историки России: Биографии / Сост., отв. ред. А. А. Чернобаев. - М .: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) , 2001. - С. 803-814. - 912 с. - 2 000 экз. - ISBN 5-8243-0113-1 (в пер., суперобл.)
  • Зимин Александр Александрович // Историки России XX века: Биобиблиографический словарь / Автор-составитель А. А. Чернобаев. Под ред. В. А. Динеса. - Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет , 2005. - Т. 1 (А-Л). - С. 349. - 576 с. - 2 000 экз. -

ЗИМИН Александр Александрович (22.2.1920, Москва - 25.2.1980, там же), российский историк, археограф. Учился на историческом факультете МГУ (1938-41), образование завершил в Среднеазиатском государственном университете в Ташкенте (1942). Ученик С. В. Бахрушина. В 1942-80 годах в Институте истории Академии Наук СССР (с 1968 Институт истории СССР Академии Наук СССР), с 1951 старший научный сотрудник. Одновременно в 1947-73 преподавал в Московском государственном историко-архивном институте (профессор с 1970), а также в МГУ (1951/52) и в Московском государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина (1967/68). В 1956-80 член Археографической комиссии.

Сочетал интенсивные поиски и публикацию новых архивных документов с многоплановой исследовательской деятельностью и разработкой теории и методики археографической работы. Подготовил к печати делопроизводственные документы внутреннего управления хозяйством Иосифо-Волоколамского (Иосифо-Волоцкого) монастыря («Книга ключей и Долговая книга Иосифо-Волоколамского монастыря», 1948; совместно с М. Н. Тихомировым), акты этого же монастыря («Акты феодального землевладения и хозяйства», часть 2, 1956). Опубликовал важнейшие памятники истории военно-служилого сословия времени правления Ивана IV Васильевича Грозного («Тысячная книга 1550 и Дворовая тетрадь 50-х годов XVI в.», 1950); документы по истории центрального управления Смутного времени - расходные книги Разрядного приказа со сведениями о Болотникова восстании 1606-07 (1953, совместно с Р. Г. Королёвой), по истории реформирования местного управления (губные грамоты XVI века, 1956), а также памятники истории общественной мысли - сочинения И. С. Пересветова (1956), послания Иосифа Волоцкого (1959, совместно с Я. С. Лурье) и др. Публиковал также летописи: краткие летописцы 16 века (1950), Троицкий список Новгородской 1-й летописи (1950, совместно с А. Н. Насоновым), Иоасафовскую летопись (1957, совместно с С. А. Левиной). Реконструировал и опубликовал с комментариями опись Царского архива Ивана Грозного («Государственный архив России XVI столетия: Опыт реконструкции», выпуски 1-3, 1978). В конце 1970-х годов завершил многолетнее исследование Русской правды на фоне социально-экономических процессов в Русском государстве, воссоздал и обосновал архетипы её основных редакций («Правда русская», 1999). Участвовал в подготовке к публикации историографического наследия С. В. Бахрушина (тома 1-4, 1952-59), сочинений В. О. Ключевского (тома 1-8, 1956-59).

Одно из центральных направлений исследовательской работы Зимина - социально-политическая история России 15 - начала 17 века. Он воссоздал картину столкновения различных взглядов в русской общественной мысли середины 16 века («И. С. Пересветов и его современники», 1958). Детально изучил складывание системы государственных учреждений 16 века, их состав, основные направления и ход реформ Избранной рады, развил концепцию С. В. Бахрушина о ней как о «правительстве компромисса» («Реформы Ивана Грозного», 1960). В отличие от господствовавших в советской историографии 1940-х - начала 1950-х годов оценок опричнины как борьбы «прогрессивного дворянства» против «реакционного боярства», а также в отличие от появившейся с середины 1950-х годов тенденции представлять опричнину как бессмысленную политику психически больного царя, Зимин трактовал её как орудие самодержавной власти в борьбе против различных проявлений феодального сепаратизма («Опричнина Ивана Грозного», 1964).

Проследил послеопричную политику Ивана Грозного, изменения в составе Государева двора, события периода правления царей Фёдора Ивановича и Бориса Фёдоровича Годунова («В канун грозных потрясений: предпосылки первой крестьянской войны в России», 1986). Показал основные тенденции развития русского государства при великих князьях московских Иване III Васильевиче и Василии III Ивановиче [«Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории)», 1982; «Россия на пороге нового времени», 1972]. Подробно исследовал события Московской усобицы 1425-53 («Витязь на распутье: феодальная война в России XV в.», 1991). В победе московских князей над галицкими князьями усматривал отрицательные последствия, выразившиеся в укреплении деспотичной власти и ликвидации политических свобод. Возникновению и эволюции холопства посвятил книгу «Холопы на Руси с древнейших времен до конца XV в.» (1973), считал, что роль холопства в социальной жизни Древней Руси преуменьшена и недооценена.

В исследовании (впервые полностью опубликован в 2006), посвящённом «Слову о полку Игореве», пытался доказать вторичность текста этого памятника по отношению к «Задонщине» и Ипатьевской летописи, выдвинул гипотезу о позднем (18 век) происхождении «Слова...». Во время закрытого обсуждения рукописи в Отделении Истории Академии Наук СССР (1964) позиция Зимина была подвергнута резкой критике многими учёными.

Содействовал возобновлению исследований в области генеалогии и дипломатики, которые в 1920-е годы и в начале 1950-х годов были осуждены как «дворянские» и «буржуазные» направления науки. Проследил генеалогию ряда княжеских и боярских родов 14-16 века («Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV - первой трети XVI в.», 1988).

В 1970-е годы Зимин обратился к историко-философским проблемам российского прошлого, в том числе к проблеме власть - личность - общество. Выдвинул теорию длительного сосуществования в истории России не только двух культур, но двух цивилизаций - крестьянской и дворянской («О книгах, театре, кино и прочем», опубликован в журнале «Отечественная история», 2002, №1). Некоторые воспоминания Зимина опубликованы в книге «А.А. Зимин» (2005). Большая часть его историко-философских, историографических и мемуарно-публицистических сочинений, дневников не издана (находится в частном архиве).

С 1990 в РГГУ проводятся научные Зиминские чтения.

Лит.: Essays in honor of А. А. Zimin / Ed. By D.С. Waugh. Columbus, 1985; А. А. Зимин. Биобиблиографический указатель. М., 2000; Каштанов С. М., Чернобаев А. А. Зимин А. А. // Историки России. Биографии. М., 2001.



Поделиться