Проектирование индивидуальной деятельности ребенка и его развития. Построение индивидуальной траектории образования личности

Проектирование и разработка индивидуального образовательного маршрута - совместная деятельность педагога и обучающегося

Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют систему образования на достижение новых результатов, которые связаны с необходимостью развития личности и определяют это основной целью и смыслом образования. При этом выделяют:

  • личностные результаты – это мотивы деятельности, система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам, которые сформировались в образовательном процессе;
  • метапредметные результаты – обобщенные способы деятельности, которые обучающиеся используют не только в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях, освоенные ими на базе нескольких или всех учебных предметов;
  • предметные результаты, которые выражены в усвоении обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках конкретного учебного предмета.

Для достижения поставленной государством цели основной задачей образования на современном этапе является смена приоритетов в образовательной деятельности и переход от структурированного, последовательного, ясного изложения теоретического материала для всей аудитории к индивидуальному контакту с обучающимися и формированию, развитию образованной, компетентной, творческой личности, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.

  • Содержательное направление - создание индивидуальной образовательной траектории, предоставляя ученику возможность осваивать то содержание образования и на том уровне, который в наибольшей степени отвечает его возможностям, потребностям и интересам.
  • Деятельностное направление - формирование индивидуальной образовательной траектории через современные педагогические технологии и IТ-технологии.
  • Процессуальное направление - организационные аспекты педагогического процесса.

При составлении образовательных программ учитываются следующие показатели:

  • школьная зрелость;
  • состояние здоровья, особенности развития, темп, режим работы;
  • профиль обучения;
  • склонность к конкретной предметной области;
  • уровень образования.

Для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей должна разрабатываться адаптированная образовательная программа, которая при необходимости обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

В практике инклюзивного образования также используется индивидуальная образовательная программа - документ, который отражает общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды, включающей учителя и родителей, в организации обучения и психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в рамках школы.

А.В. Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его организационных, деятельностных, познавательных, творческих и иных способностей.

Индивидуальный подход – это важный психолого-педагогический принцип, основанный на реализации в образовательном процессе индивидуальной модели взаимодействия педагога с отдельными обучающимися. Данная модель создается с учетом их личностных особенностей. Индивидуальный подход ориентирован на учет индивидуальных особенностей обучающегося в процессе обучения, что позволяет обучающемуся организовывать свою деятельность экономно, контролировать свои силы, работать в оптимальном темпе, что способствует достижению высоких результатов в учебной деятельности. Но в таком виде индивидуальное обучение в массовом образовании применяется ограниченно.

Термины «индивидуализация» и «дифференциация», как правило, рассматриваются в единстве. Характер их взаимосвязи рассматривают по-разному:

  • дифференциация приравнивается к индивидуализации;
  • индивидуализация является составляющей дифференциацией (как частный случай);
  • дифференциация является средством индивидуализации образования.

Индивидуализация – это учёт индивидуальных особенностей обучающихся в образовательном процессе, создание оптимальных условий для проявления и развития личности как индивидуальности через выбор соответствующий её возможностям, потребностям и интересам содержания, форм и методов обучения.

Дифференциация – разделение обучающихся для отдельного обучения на основании каких-либо индивидуальных особенностей. Важным дополнением является то, что эти группы могут быть как стабильными, так и относительно стабильными, а отдельное обучение – как постоянным, так и временным.

Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее спланированный путь следования обучающегося, который направлен на его воспитание, развитие, обучение. Ученые определяют данный маршрут как целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, которая обеспечивает обучающемуся позицию субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогами педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Таким образом индивидуальный образовательный маршрут:

Целенаправлен, так как связан с конкретной целью и условиями её достижения;

Разрабатывается до начала реализации и определен уже имеющимися знаниями и опытом обучающегося;

Оформляется как индивидуальная образовательная программа.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями и разрабатывается с учетом способностей и возможностей обучающихся, а также с учетом существующих стандартов содержания образования и содержания базовой образовательной программы.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

– целевой (постановка целей получения образования, которые формулируются на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей обучающегося);

– технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);

– диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

– организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей);

– результативный (формулируются ожидаемые результаты).

Разработка индивидуального образовательного маршрута осуществляется совместно педагогом, обучающимся и его родителями или законными представителями, но приоритетное право выбора варианта маршрута собственного образования принадлежит, в первую очередь, самому обучающемуся.

Основная задача педагога и родителей – это оказать помощь в проектировании и реализации своего проекта целенаправленного развития. Для этого в образовательном учреждении создаются специальные условия, а именно, условия для изучения интересов, потребностей и способностей обучающихся, обеспечение многообразия и разнообразия видов деятельности и программ, предоставление свободы выбора, повышение степени готовности педагога к реализации индивидуального образовательного маршрута, организация мониторинга.

Часто проектирование индивидуальных образовательных маршрутов вызывает у педагогов затруднения в связи с широким спектром индивидуальных различий у обучающихся. В связи с этим разработку маршрутов, чаще всего, рационально начинать с определения особенностей обучающихся. Критериями дифференциации могут быть:

Возраст обучающихся;

Гендерный признак;

Физические и психофизические особенности;

Социальная характеристика;

Уровень владения учебно-предметными знаниями и умениями;

Мотивация обучения детей.

Индивидуальные образовательные маршруты могут различаться по следующим признакам:

Степень сложности, выраженная в широте и глубине раскрытия конкретной темы, проблемы, понятийным аппаратом;

Темп освоения;

Логика преподавания;

Методы, приемы и способы организации образовательного процесса.

Но все они должны быть адекватны конкретному обучающемуся, содержанию и модели образовательного процесса.

Индивидуальный образовательный маршрут состоит из обязательной, вариативной, коррекционной и организационной частей.

1. Обязательная часть состоит из основных для изучения тем.

2. Вариативная часть состоит из набора тем, интересующих обучающегося, которые он может выбрать для дальнейшего изучения.

Эти две части (обязательная и вариативная) направлены на определение содержания изучаемого материала.

3. Коррекционная часть направлена на оказание помощи обучающимся в выборе тем из вариативной части с учетом их индивидуальных особенностей, а также на определение организационной части.

4. Организационная часть включает следующие компоненты методической системы: формы, методы, технологии, средства, контроль изучения выбранного содержания.

Важно помнить, что эта и все другие части индивидуального образовательного маршрута предполагают выбор обучающегося.

Для реализации индивидуального образовательного маршрута разрабатываются индивидуальные образовательные программы:

Программы, направленные на повышение качества обучения по образовательной программе;

Программы, направленные на творчество (участие в олимпиадах, проектах, конференциях, интеллектуальных играх).

Большое значение для успешного прохождения индивидуального образовательного маршрута имеет правильная организация работы на отдельных этапах деятельности.

Каждый обучающийся получает от педагога информацию о формах, расписании деятельности, периодичности и формах контроля. Индивидуальное расписание может включать время на самостоятельное изучение учебного материала, консультации, выполнение учебных проектов, подготовку к мероприятиям, участие в образовательной деятельности и другие формы организации образовательного процесса.

Педагог при разработке индивидуальной программы для конкретного ребенка опирается на содержание базовой программы. Основной вопрос каждой образовательной программы: «Как структурировать материал?». Поэтому, начиная разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.

Существуют разные структуры образовательных программ. Рассмотрим их на примере геометрических линий.



Основная часть традиционных программ выстраивает структуру в аналогии с прямой линией, которая идет вверх. Здесь реализуется принцип систематичности и последовательности: от простого к сложному.

Выстроить программу, которая ориентирована на развитие творческого потенциала конкретного ребенка очень сложно, так как она предполагает задания творческого типа, особенностью которых является наличие множества правильных ответов. Решение подобных задач в рамках программы, основные требования которой системность и последовательность, довольно затруднительно.

Существует и другой способ структурирования учебного материала – по типу нескольких концентрических кругов. В структуру данной программы, как правило, входят несколько более мелких подпрограмм (допускается их автономность). Пройдя первый круг, обучающийся осваивает второй, затем третий. Это принцип возможен при разработке индивидуального образовательного маршрута.

Но наиболее продуктивным является третий вид программы – логарифмическая спираль. Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, с постепенным усложнением содержания за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. Данный тип структурирования материалов открывает большие перспективы для исследовательской деятельности обучающихся.

Индивидуальная образовательная программа имеет ряд функций:

Нормативную – она фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок выполнения учебного плана и обосновывает выбор образовательного маршрута;

Мотивационную – информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени, определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающегося;

Организационную – определяет виды образовательной деятельности обучающегося;

Самоопределения – позволяет реализовывать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора.

Следовательно, индивидуальный образовательный маршрут определяет программу конкретных действий обучающихся через индивидуальную образовательную программу и позволяет конструировать временную последовательность, формы и виды организаций взаимодействия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы.

Рассмотрим схему построения индивидуального образовательного маршрута:

  • Диагностика. Данный этап ориентирован на проведение диагностики уровня развития способностей обучающегося и его индивидуальных особенностей.
  • Определение целей и задач. Проектируются цели и задачи, которые должен достигнуть обучающийся по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута.
  • Определение продолжительности проекта. По согласованию с родителями и самим обучающимся, определяется время, которое необходимо затратить обучающемуся на освоение базовой и специальной программы, в соответствии с поставленными целями и задачами.
  • Определение роли родителей (законных представителей) обучающегося в реализации маршрута. Предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей, совместной практической деятельности со своим ребенком.
  • Разработка учебно-тематического плана (почасового). Педагог совместно с воспитанником и родителями подбирают темы занятий дополнительно к основным темам, ориентируясь на интересы обучающегося.
  • Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов.
  • Интеграция с другими специалистами. На основе анализа диагностики и выбранного содержания программы, педагог принимает решение о необходимости привлечения специалистов из других областей.
  • Определение способов оценки успехов обучающегося на каждом этапе освоения маршрута. Способы выбора оценки и самооценки выбирают педагог совместно с обучающимся. Возможные формы подведения итогов: концерт, показ, открытое занятие, показ достижений, участие в олимпиаде, научно-практической конференции, зачетная работа, экзамен, тест, рефлексия, персональная выставка.

Исходя из выявленных с помощью диагностики характеристик и качеств личности, можно определить формы и методы обучения в рамках технологии индивидуального образовательного маршрута.

Реализация индивидуального образовательного маршрута осуществляется также поэтапно, где предусмотрена деятельность каждого субъекта образовательного процесса.

1 этап «Диагностика».

Деятельность педагога: диагностирование уровня обученности, выявление интересов, уровня сформированности личностных качеств.

Деятельность обучающегося: участие в диагностическом тестировании.

2 этап «Разработка программы».

Деятельность педагога: постановка целей и задач, отбор учебного материала и его организация (адаптация к уровню обученности обучающегося).

Деятельность обучающегося: определение собственной цели и потребности, ознакомление с ожидаемыми результатами.

3 этап «Реализация индивидуальной образовательной программы».

Деятельность педагога: организация образовательного процесса, а именно инструктирование, обеспечение дидактическим материалом, установление благоприятного психологического климата, оказание поддержки обучающемуся.

Деятельность обучающегося: выполнение заданий, инструкций, требований, предусмотренных индивидуальным образовательным маршрутом.

5 этап «Презентация личных образовательных результатов».

Деятельность педагога: Организация контроля (текущего, взаимоконтроля, самооценки).

Деятельность обучающегося: итоговая работа, содержащая в себе теоретическое воспроизведение (демонстрация теоретической компетентности в изученном аспекте), практическое решение поставленных задач.

6 этап «Рефлексивно-оценочный».

Деятельность педагога: оценка путем анализа результатов, полученных в образовательном процессе.

Примерная схема самоанализа обучающегося, проходящего обучение по индивидуальной образовательной программе:

  • Какие цели я ставил перед собой в начале обучения по программе? (Что я хотел?)
  • Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?)
  • Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?)
  • Какая эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо ещё сделать)?

Деятельность обучающихся: оценка проделанной работы, сопоставление поставленной цели и полученных результатов, решение о продолжении обучения по теме или её смене.

В процессе реализации индивидуального образовательного маршрута педагог осуществляет ряд функций:

- тьюторство – руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся, которое предполагает поддержку (решение проблем самим обучающимся), сопровождение учебной деятельности и фасилитацию (сопровождение личностного развития). Педагог-тьютор осуществляет разработку заданий, организацию обсуждения, работу с субъектным опытом обучающегося, анализ познавательных интересов, намерений, личных устремлений, продумывает способы мотивации и фиксации результатов, разрабатывает результаты деятельности.

- консультирование – взаимодействие между педагогом и обучающимся, организованное особым образом и направленное на решение возникающих проблем и внесение позитивных изменений в деятельность обучающегося.

- экспертная – оценка работ, выполненных обучающимся.

- проектная – сопровождение учебной деятельности обучающегося.

- процессная – сопровождение обучающегося во время реализации индивидуального образовательного маршрута.

Литература

  • Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? - М., 2005.
  • Вдовина С. А., Кунгурова И. М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории // Интернет-журнал Науковедение. 2013.
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 г.)
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 N 379н (ред. от 03.06.2013) «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2008 N 12189)
  • Алехина С. В. Принципы инклюзии в практике образования // Аутизм и нарушения развития. 2013. № 1. С.1-6.
  • Микерова Г.Ж., Жук А.С. Алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории обучения // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-1. – С. 138-142

В свете ФГОС общего образования одной из важных идей обозначена индивидуализация образовательного процесса, которая реализуется через построение индивидуальной образовательной траектории ученика.

В современных условиях модернизации образования предпочтение отдается индивидуально-ориентированному обучению и воспитанию детей, что означает их активность и сознательность, формирование субъектной позиции, приобщение детей к проектированию своего жизненного пути.

Индивидуализация предполагает отказ от среднего ученика, выявление и развитие лучших качеств его личности, учет особенностей в организации учебно-воспитательного процесса, прогнозирование и конструирование индивидуальных программ его развития, что обеспечивает развитие индивидуальности как уникальности, неповторимости и особенного в человеке.

Индивидуальная образовательная траектория становится одной из главных характеристик, признаком индивидуализации. Данное понятие тесно связано с индивидуальной жизненной траекторией, являясь составной ее частью. Чаще всего понятие «траектория» отождествляют с понятием «путь». Так, например, Б. Г. Ананьев рассматривает жизненную траекторию как «последовательность событий жизни человека, его формирования как личности и субъекта деятельности в конкретном социальном и историческом контексте» .

Жизненный путь соотносится с развитием человека. Развитие, «определяемое на начальных этапах онтогенеза различными организ- менными факторами и факторами среды, постепенно сменяется само- детерминацией и созданием собственной среды развития» .

Н. В. Гришина отмечает, что «жизненный путь человека как субъекта деятельности - это овладение различными видами деятельности, развитие компетентности человека в учебной и трудовой деятельности, его психологической компетентности как субъекта общения. Жизненный путь личности - это становление человека как социального субъекта, овладение социальными ролями и расширение диапазона социальных ролей человека, последовательная смена социальных ролей и т.д.» .

По мнению Н. В. Гришиной, «описание жизненного пути человека как индивидуальности - это исследование его становления как субъекта собственной жизни. Индивидуальность, потенциально существующая в виде природных задатков, личностных особенностей человека, приобретаемого им социального опыта, может быть реализована только в становлении и в процессе жизненного пути. В этом смысле индивидуальностью не рождаются, но становятся. Именно поэтому индивидуальность может быть выражена в большей или меньшей степени (в том числе на разных возрастных этапах), поскольку субъектом своей жизни можно быть в разной степени - от фактического отсутствия субъектности в выстраивании своего жизненного пути, ограниченного адаптацией к существующим обстоятельствам» , до способности создавать собственную жизненную траекторию, свой мир.

Б. Г. Ананьев неоднократно подчеркивал «субъектный вклад» человека в выстраивание своей жизни. «Несомненно, что человек в значительной степени становится таким, каким его делает жизнь в определенных обстоятельствах, в формировании которых он сам участвовал. Человек, однако, не является пассивным продуктом общественной среды или жертвой игры генетических сил. Создание и изменение обстоятельств жизни собственным поведением и трудом, образование собственной среды развития посредством общественных связей (товарищества, дружбы, любви, брака и семьи, включения в разнообразные малые и большие группы - коллективы) - все это проявления социальной активности человека в его собственной жизни» . Таким образом, речь идет о выстраивании человеком своей жизни, о возможности человека быть субъектом собственной жизни. Самостоятельность в принятии решений в жизненно значимых ситуациях, «способность действовать вопреки складывающимся обстоятельствам неизменно оказывается одной из характеристик успешного, зрелого, реализующегося себя человека, являющегося субъектом собственной жизни» .

Понятие жизненного пути (жизненной траектории) человека - тот фундаментальный концепт, который введен Б. Г. Ананьевым в отечественную науку, сегодня приобретает новое, более объемное звучание, включая не только смену возрастных этапов, раскрытие человеком своих возможностей, но и его экзистенциальный поиск смыслов собственного существования .

Важнейший аспект индивидуальной жизненной траектории - индивидуальная образовательная траектория. Гуманизация образования означает создание гибкой обучающей среды, делающей возможным личностный выбор ребенком образовательного пути, стимулирующий развитие индивидуальности, становление субъектного опыта, выстраивание собственных образовательных моделей.

Для ребенка, особенно старшего возраста, актуальной становится необходимость самостоятельного осознанного движения в получении своего образования, т.е. самостоятельного и осознанного выстраивания индивидуального образовательного пути. Это означает, что ребенку предоставляется возможность:

  • - обоснованно определить цель образовательной деятельности;
  • - выбрать способы, главные пути и средства достижения этих целей;
  • - определить структуру, объем, глубину, степень сложности содержания образовательной деятельности; ее динамику и временные рамки;
  • - подобрать формы, технологии и методы образования, источники и способы получения необходимой информации;
  • - самостоятельно оценить свои достижения, проблемы и пути их решения;
  • - получить внешнюю оценку своей деятельности педагогами, сверстниками и соотнести их с собственной оценкой;
  • - обоснованно определить задачи, содержание, форму, объем, уровень сложности задания или самостоятельной работы;
  • - выбрать способы представления своих образовательных достижений;
  • - обратиться в нужный момент за поддержкой и помощью к педагогам, одноклассникам, специалистам;
  • - уметь определить и изменить свою роль или позицию в деятельности на разных ее этапах (меня учат, учусь сам, обучаю других).

Следует отметить, что большая часть учащихся, родителей хотят, чтобы процесс развития ребенка строился по собственной программе, а педагог при этом оказывал помощь в решении проблем, которые возникают у ребенка. Результаты опытно-экспериментальной работы в ряде учреждений подтверждают: целенаправленная педагогическая работа приводит к тому, что учащиеся хотели бы строить свое образование «от себя», делая его ориентированным на свои потребности. Подчеркнем, что родители также проявляют большую заинтересованность в том, чтобы образование ребенка строилось с учетом возможностей ребенка, его личных и профессиональных планов. В этом случае многие родители становятся активными союзниками педагогов, изменяется их отношение к учреждению, педагогу, они готовы к различным формам взаимодействия с педагогами и специалистами, одной из форм и результатов которого является разработка проектов развития ребенка или проектирование индивидуальной образовательной деятельности ребенка.

Приобретение учеником опыта самостоятельного продвижения, принятия самостоятельных решений, выработки им собственных стратегий образования и развития возможно при:

  • - формировании образовательного и жизненного самоопределения, желании учиться, потребности в самообразовании и саморазвитии;
  • - осознании и понимании своих индивидуальных свойств, интеллектуальных, психологических, социальных возможностей;
  • - адекватной самооценке своих образовательных и жизненных достижений;
  • - овладении умениями и навыками самоорганизации;
  • - рефлексивном отношении ребенка к собственной учебной, познавательной, трудовой деятельности, жизненным и образовательным достижениям.

Приобретение ребенком опыта самостоятельного построения индивидуальной образовательной деятельности, осознанной реализации жизненной траектории требует специального сопровождения, которое осуществляется педагогами и специалистами общеобразовательных школ.

Научно-методический журнал «Классный руководитель» № 1-2012

Байбородова Л .В.,

доктор педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой педагогических технологий

Ярославский государственный педагогический университет

им. , г. Ярославль

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА И ЕГО РАЗВИТИЯ

Педагогическое проектирование является функцией каждого педагога и может рассматриваться на разных уровнях, в разных масштабах и аспектах. Проектировать в педагогике - значит избирать или создавать на основе прогноза такие педагогические средства, технологии, использование которых направлено на достижение поставленных целей, развитие всех участников педагогического процесса. При проектировании создаются предпочтительные варианты предстоящей деятельности и прогнозируется ее результат.

Проектирование индивидуальной деятельности школьника и его развития можно характеризовать:

* как механизм взаимопроникновения и взаимосвязи внешней и внутренней индивидуализации педагогического процесса;

* как интегративную функцию психолого-педагогического сопровождения школьников в реализации их индивидуальной жизненной траектории;

* как способ взаимодействия всех субъектов психолого-педагогического сопровождения;

* как средство интеграции педагогических и учебно-методических средств школы, учреждений дополнительного образования , профессиональных учебных заведений.

Объектов педагогического проектирования много. Это может быть система, процесс, деятельность, ситуация, решение конкретной педагогической задачи. В реальной педагогической практике, например, педагог дополнительного образования сталкивается с проектированием занятия, воспитательного мероприятия, своей деятельности по решению конкретной задачи или принятию решения, деятельности конкретного ребенка или группы детей.


В современных условиях модернизации образования предпочтение отдается индивидуально-ориентированному обучению и воспитанию детей, что означает их активность и сознательность, формирование субъектной позиции, приобщение детей к проектированию своего жизненного пути.

Результатом проектирования являются проекты. Подчеркнем, что следует различать проекты самого школьника и проекты педагогов, обеспечивающие сопровождение образовательной деятельности ребенка и реализацию его индивидуальных проектов.

Какими могут быть проекты деятельности самого ребенка?

К основным проектам деятельности школьника мы относим:

* интуитивные предположения подтверждать материалами анализа объективных данных;

* чаще ставить себя на место воспитанника и мысленно проигрывать его поведение, чувства, возникающие под влиянием создаваемой для него системы.

Принцип саморазвития. Означает, что при проектировании деятельности ученика, его развития невозможно предусмотреть все многообразие жизненных ситуаций, поэтому создаваемые проекты должны быть гибкими, динамичными, способными по ходу их реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Жестко созданный проект почти всегда ведет к насилию над участниками воспитательного процесса. Реализуя данный принцип, следует учитывать следующее:

* жизнь и деятельность ребенка разнообразны, непредсказуемо появление и влияние ряда факторов на его развитие, все в проекте предусмотреть невозможно и не следует к этому стремиться;

* каждый ребенок имеет свои особенности развития и саморазвития, которые должны найти отражение при проектировании;

* разрабатываемый проект должен быть таким, чтобы отдельные его компоненты легко заменялись, корректировались;

* важно предусмотреть возможность многократного использования проекта, приспосабливая его к изменившимся условиям;

Я, папа, мама, бабушка

УДК 378.147.88

Л. Н. Князькова

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

В статье рассматривается проблема проектирования индивидуальной образовательной деятельности студента, подробно рассматриваются этапы разработки проектов индивидуальной образовательной деятельности студента при изучении педагогических дисциплин.

The problem of individual educational activity of students and the stages development of projects at studying pedagogical disciplines are considered in this article.

Ключевые слова: студент, педагогическое проектирование, этапы проектирования, индивидуальная образовательная деятельность, программа деятельности.

Keywords: the student, pedagogical modeling, stages of design, individual educational activity, the program of activity.

Переход системы высшего образования на новые стандарты третьего поколения требует пересмотра подходов в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности. Главными отличительными особенностями новой формы организации образовательной деятельности студента являются: ориентированность на индивидуальные особенности студента; формирование субъектной позиции студента; выделение большего времени для практической самостоятельной деятельности; вариативность заданий; использование современных педагогических технологий и новых форм оценивания результатов деятельности студента. Особый акцент делается на формировании субъектности студента. Целью профессиональной подготовки становится способность молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними задачи. В этом отношении педагогическое проектирование является эффективным средством, способствующим приобретению и развитию профессиональных компетенций. Педагогическое проектирование мы рассматриваем как деятельность, направленную на осмысление и преобразование педагогической действительности, предвидение последствий реализации тех или иных замыслов .

Педагогическое проектирование - одна из важных сторон педагогической деятельности и особенностей педагогической профессии. Проектирование в образовании является мощным механизмом создания разнообразных эффективных педа-

© Князькова Л. Н., 2012

гогических средств, процессов и систем, который позволяет организовывать обучение в процессе деятельности, развивать способности применять знания, умения и навыки для решения практических профессиональных и жизненных задач.

ФГОС ВПО в качестве одного из требований к выпускнику педагогического вуза называет овладение проектировочной компетенцией, которая заключается в построении индивидуальных маршрутов воспитания, обучения, развития обучающихся на основе изучения их возможностей, потребностей, достижений, создании условий для активизации их самостоятельной познавательной деятельности; осуществление самообразования, личностного роста, построение дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. Умение проектировать образовательный процесс является показателем профессионализма педагога, способности применять современные педагогические технологии при решении практических задач.

Педагогический вуз призван подготовить своих выпускников в обновленной системе образования, построенной на основе индивидуализации процесса обучения и воспитания подрастающего поколения - поэтому важно, чтобы система работы преподавателей моделировала индивидуализированную образовательную среду и студенты чувствовали себя полноценными субъектами процесса своего личностного и профессионального развития, а затем могли бы использовать этот опыт в решении проблемы индивидуализации образовательного процесса в школе . Педагогические дисциплины сегодня рассматриваются как важнейшее средство развития субъектности студента, его индивидуальности, творческих способностей, самореализации, овладения навыками самоорганизации, самоанализа, проектирования профессиональной и собственной жизнедеятельности.

Одной из эффективных технологий становления субъектности будущего педагога и формирования проектировочной компетенции мы считатем технологию проектирования индивидуальной образовательной деятельности (ИОД) студента в процессе изучения педагогических дисциплин, которая может быть представлена последовательностью следующих этапов совместной деятельности преподавателя и студента.

1. Подготовительный этап основывается на совместной практической деятельности всех преподавателей педагогических курсов, подготовке к реализации технологии проектирования ИОД студента через различные формы: методологические семинары, совместные заседания кафедр, заседания проблемных групп, индивидуальные встречи-беседы, позволяющие обсудить, проанализировать опыт применения данной технологии и выделить основные, общие идеи, подходы к организации процесса.

2. Мотивационный этап. Целью данного этапа является осознание значимости дисциплины для будущей профессиональной деятельности через формирование личностного отношения к изучаемой предметной области, определение проблем, которые могут возникнуть при ее изучении, рефлексию имеющихся знаний и опыта. Для того чтобы стимулировать мотивационную сферу студента, можно использовать различные методики и приемы:

Методика «Кластер», которая направлена на выявление и оформление личностных смыслов студента, развитие способности устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемого понятия, явления, помогает студенту выйти на собственное целеполагание; создание ситуаций учебного, познавательного спора на различные темы;

Методика «Размышление», где студенты выдвигают предположения в ответ на вопросы: а) Что может изучать педагогика? б) Для чего нужна педагогика?;

Прием «Решение педагогических ситуаций» -преподаватель демонстрирует видеоролики с проблемными педагогическими ситуациями, а студенты предлагают варианты их решения;

Создание «модели» современного педагога. Целесообразно перед началом изучения дисциплин педагогического блока обсудить вопросы социального назначения профессии «педагог», особенности педагогической деятельности, личностных и профессионально значимых качеств учителя. В процессе групповой работы студенты могут «нарисовать» портрет, создать «модель современного педагога». Созданная «модель» педагога может стать основой для обсуждения и сравнения требований, которые сегодня предъявляются к педагогу.

Мотивационный этап проектирования ИОД может содержать знакомство студентов со стандартами, с учебными разделами и темами, которые входят в дисциплину. Проявление мотивационной установки характеризует активность, направленность на поиск и достижение цели, помогает пониманию своих эмоций и формированию образа «Я».

3. Диагностический этап заключается в изучении и оценке студентом индивидуально-психологических особенностей личности и уровня сфор-мированности профессиональных качеств с целью отслеживания динамики их развития. Мы предлагаем каждому студенту изучить особенности формирования сущностных сфер индивидуальности, мотивации профессиональной деятельности, самооценки, определить тип профессиональной направленности, уровень развития рефлексивности. Сам процесс диагностики проходит на первом занятии со студентами и тесно взаимосвязан с мотиваци-онным этапом. Результаты стартовой диагностики предлагается занести в «Диагностическую карту». Совместно с преподавателем происходит обсуждение полученных результатов, что позволяет сту-

дентам получить информацию об их индивидуальных особенностях и возможностях, склонностях и способностях, жизненных замыслах и ориента-циях, обеспечивает субъектную позицию студента, формирует аналитическое мышление, развивает навыки рефлексии. Студенты разрабатывают рекомендации по развитию индивидуальных особенностей, проектируют пути, средства совершенствования профессионально важных качеств личности через организацию образовательной деятельности.

Основываясь на идее формирования и развития необходимых педагогу компетенций, на этапе диагностики студентам предлагается «Карта профессионального роста», с помощью которой происходит диагностика самооценки и взаимооценки сфор-мированности компетенций, демонстрирующая его индивидуальное развитие в процессе изучения всего курса «Педагогика», а также прохождения педагогической практики.

Работа с «картой» заключается в оценивании студентами степени сформированности у них компетенций, которые должен формировать блок дисциплин, оценивание производится через шкалирование предложенных компетенций. Особенности введения «Карты профессионального роста» заключается в мониторинге и самонаблюдении индивидуальных изменений студента на протяжении всего обучения в вузе.

4. Этап целеполагания предполагает осознание и постановку цели образовательной деятельности студента, которая оказывает решающее воздействие на содержание, средства обучения, представляет собой обобщенный идеальный результат, к которому стремится студент совместно с преподавателем. Для более успешного процесса целеполагания преподаватель совместно со студентами обсуждает содержание дисциплин, определяя общую цель изучения предметной области. На этапе целеполагания продолжается работа с «Картой профессионального роста». На основе результатов диагностики, самодиагностики, взаимооценок, содержания дисциплины студент формулирует перспективную личностно-профессиональную цель на период изучения дисциплины, курса, темы и делает предположения о возможных средствах достижения поставленной цели, что обеспечивает возможность включения студента, в определение смысла и отношения к изучаемым курсам и дисциплинам.

5. Этап планирования ИОД осуществляется на основе результатов диагностики, поставленных целей, представлений студента о дальнейшей профессиональной деятельности. При изучении каждой темы дисциплины студентам предлагаются вариативные задания различного характера. Например, вариативные задания могут быть предложены в зависимости от дальнейших планов студента: задания исследовательского характера рекомендуются

студентам, планирующим продолжать обучение в магистратуре, задания практического характера -студентам, желающим работать в избранной профессиональной сфере, задания базового уровня направлены на формирование базового уровня компетенций.

Возможно применение уровневых заданий:

Репродуктивный уровень, задания предназначены для формирования умений выполнять задания по определенному алгоритму действий - задания по образцу: конспектирование, заполнение таблиц, схем и т. п.;

Конструктивный уровень, задания позволяют сформировать умения воспроизведения усвоенной информации и решения на ее основе типовых учебных задач - составление плана, тезирова-ние, аннотирование, создание тематического порт-фолио и т. п.;

Творческий (эвристический) уровень заданий предполагает решение нестандартных учебных задач на основе имеющихся знаний и опыта. Такие задания требуют выделения проблемы, поиска способов ее решения и их реализации - написание эссе, моделирование и решение педагогических ситуаций, постановка и решение педагогических задач, создание творческого проекта, творческой работы и т. п.;

Исследовательский уровень заданий ориентирован на творческую поисковую работу, деятельность исследовательского характера, направленную на формирование способности устанавливать новые факты, выделять и обосновывать причинно-следственные связи - проведение микроисследования, создание исследовательских, поисковых, прикладных проектов, создание «проблемно-исследовательского портфолио» и т. п.

При обсуждении содержания дисциплины, темы каждый студент может определить уровень ее освоения (базовый, повышенный, научно-практический), оценить их значимость в достижении поставленной цели.

6. Содержательно-технологический этап предполагает активную деятельность по выполнению индивидуальной программы и индивидуальных планов студентов. При изучении дисциплины студенты выполняют вариативные задания, большинство которых является примером, схемой выполнения деятельности в период прохождения педагогической практики. При выполнении заданий целесообразно создать портфолио изучения дисциплины, которое будет являться, с одной стороны, основой для отслеживания динамики развития студента, с другой - накопителем выполненных практических заданий к педагогической практике и результатом ИОД.

Важно выстроить систему контроля и оценивания деятельности студента на занятии, при выполнении заданий и самостоятельной деятельности вне

аудитории. Внедряемая сегодня балльно-рейтинго-вая система оценки результатов обучения и достижений обеспечивает формирование у студентов мотивации к систематической работе, развитие у студентов способностей к самооценке, реализацию индивидуального подхода в образовательном процессе, дифференциацию в оценивании, стимулирование студентов к освоению образовательных программ, повышение объективности оценки достижений студентов, активизацию студентов при организации деятельности на занятии.

7. Итогово-аналитический этап предусматривает повторную диагностику, изучение и анализ динамики формирования компетенций, анализ результативности и эффективности проектирования ИОД, постановку целей на педагогическую практику, перспективных целей, самоанализ профессиональных достижений.

Результатом проектирования индивидуальной образовательной деятельности могут быть следующие проекты:

Индивидуальная образовательная программа; программа самообразования; программа развития качеств, необходимых для овладения компетентно-стями, в которых отражаются основные образовательные, профессиональные замыслы студента и предлагаются пути реализации этих замыслов;

Индивидуальный образовательный план; индивидуальный план педагогической практики; индивидуальный план подготовки к экзамену по конкретной дисциплине, где отражены действия по достижению целей, а также порядок, формы и время выполнения;

Индивидуальный маршрут освоения программы, построения деятельности, развития профессионально важных качеств, раскрывающий программу относительно индивидуальных замыслов каждого студента и условий ее оптимальной реализации.

Следует отметить, что проектирование индивидуальной образовательной деятельности студента должно строиться на добровольном решении самого студента, необходимо мотивировать студентов на проектирование и организацию собственной деятельности, так как процесс проектирования помогает осмыслить будущее, сделать осознанный выбор и принять правильное решение.

Таким образом, наше исследование показало, что вышеописанная организация образовательной деятельности студента дает позитивные результаты с точки зрения освоения учебного материала и развития индивидуальных и профессиональных качеств студента.

Проектирование индивидуальной образовательной деятельности студента при изучении педагогических дисциплин является основой для дальнейшего проектирования различных видов деятельности на занятиях, видов самостоятельной ра-

боты, педагогических задач, исследовательской работы.

Примечания

1. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие. М.: Академия, 2005.

2. Индивидуализация образовательного процесса в педагогическом вузе: монография / под ред. Л. В. Байбородовой, И. Г. Харисовой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2011.

УДК 37.018.26

Н. А. Тупицына

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СООБЩЕСТВА ПЕДАГОГОВ, ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ГИМНАЗИИ

Статья посвящена проблеме использования современных интерактивных гуманитарных технологий с целью формирования личностных и профессиональных компетентностей сообщества педагогов, детей и родителей в гимназии. В ней раскрываются особенности реализации данных технологий в образовательной среде гимназии.

The article is devoted to the problem of using modern interactive humanitarian technologies aiming at shaping personal and professional competences of the community of teachers, students and parents of gymnasia. It reveals peculiarities of realization of such technologies in the educational environment of gymnasia.

Ключевые слова: современные интерактивные гуманитарные технологии, личностные и профессиональные компетентности, педагогические идеи С. Л. Соловейчика, сообщество педагогов, детей и родителей.

Keywords: modern interactive humanitarian technologies, personal and professional competences, the system of pedagogical ideas of S.L. Soloveichic, the community of teachers, students and parents.

Согласно Концепции модернизации российского образования воспитание должно стать «органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития» . Важнейшие задачи воспитания -формирование у школьников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности,

© Тупицина Н. А., 2012 16

толерантности, способности к успешной социализации и активной адаптации на рынке труда.

Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации, проявляющейся в способности личности выполнять многообразные виды социально-профессиональной деятельности. Компетенции -это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовы-вать на практике свою компетентность. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт - интеграция усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач. Формирование совместного опыта интеллектуально-творческой деятельности сообщества педагогов, детей и родителей - одна из задач реализации авторской воспитательной программы «Семья + школа + педагогические идеи С. Л. Соловейчика = сотрудничество» в образовательной среде КОГОКУ «Вятская гуманитарная гимназия с углублённым изучением английского языка». Программа включает методические рекомендации по изучению педагогического наследия С. Л. Соловейчика и разработки различных воспитательных и образовательных событий, реализующие идеи педагогической системы С. Л. Соловейчика. Результаты мониторинга свидетельствуют, что в условиях совместной интеллектуально-творческой, учебно-воспитательной и проектно-организационной деятельности происходит становление и развитие единства мотива-ционно-смысловой, духовно-нравственной и интеллектуально-коммуникативной сфер личности всех участников детско-взрослого сообщества: учащихся, педагогов и родителей.

Применение в учебно-воспитательном процессе гимназии гуманитарных интерактивных технологий, включающих педагогов, детей и родителей в совместную интеллектуально-творческую деятельность по формированию отношений сотрудничества, является одним из главных педагогических условий, способствующих формированию личностных, профессиональных и общекультурных компетентностей. Мы понимаем современные гуманитарные интерактивные технологии как «разновидности социальных технологий» , основанные на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развития личности в интерактивном взаимодействии с другими представителями социума. К таким технологиям мы относим.

Используя некоторые общие принципы педагогического проектирования, разработанные М.И. Рожковым, дополним их и охарактеризуем те, которые целесообразно учитывать при проектировании деятельности ребенка, его жизненных и профессиональных планов.

Принцип прогнозирования. Каждый участник образовательного процесса, и в первую очередь педагог, должен предвидеть результаты деятельности, которые выражаются в изменениях ребенка и его отношениях с окружающим миром. Прогноз, как правило, базируется на анализе данных, которые получены в ходе диагностики его обучаемости, обученности, подготовленности, воспитанности, социализированности, а также материалов текущего наблюдения за поведением, деятельностью, отношениями ребенка в процессе деятельности, с окружающими.

При прогнозировании большое значение имеет не только анализ объективно имеющихся данных о ребенке и его отношениях, но интуиция педагога, основой которой является интериоризированный опыт педагогической деятельности. Педагогическая интуиция – это способность педагога предчувствовать последствия реализации педагогических действий.

Данный принцип требует:

Определяя цель, представлять те изменения, которые должны произойти в результате ее достижения (любой педагогический проект должен быть гуманистичен и не приносить вреда воспитаннику);

При создании проекта опираться на уже достигнутый образовательный и воспитательный результат;

Ориентироваться на близкие, а также средние и дальние перспективы развития ребенка;

Интуитивные предположения подтверждать материалами анализа объективных данных;

Чаще ставить себя на место воспитанника и мысленно проигрывать его поведение, чувства, возникающие под влиянием создаваемой для него системы.

Принцип саморазвития . Означает, что при проектировании деятельности ученика, его развития невозможно предусмотреть все многообразие жизненных ситуаций, поэтому создаваемые проекты должны быть гибкими, динамичными, способными по ходу их реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Жестко созданный проект почти всегда ведет к насилию над участниками воспитательного процесса.

Реализуя данный принцип, следует учитывать следующее:

Каждый ребенка имеет свои особенности развития и саморазвития, которые должны найти отражение при проектировании;

Жизнь и деятельность ребенка разнообразны, не предсказуемо появление и влияние ряда факторов на его развитие, все в проекте предусмотреть невозможно и не следует к этому стремиться;

Разрабатываемый проект должен быть таким, чтобы отдельные его компоненты легко заменялись, корректировались;

Важно предусмотреть возможность многократного использования проекта, приспосабливая его к изменившимся условиям;


Целесообразно иметь вариативную часть проекта или создавать несколько вариантов проектов.

Принцип мотивационного обеспечения проектировочной деятельности. Предполагает формирование положительного, заинтересованного отношения участников педагогического процесса к разработке и осуществлению проектов индивидуальной деятельности ученика, его развития, которое проявляется в их добровольном и активном участии в проектировочной деятельности.

Данный принцип требует осуществлять следующее:

Проводить разъяснительную работу о необходимости и целесообразности разработки проектов индивидуальной деятельности каждого воспитанника, опираясь на убедительные аргументы, мнение авторитетных педагогов, учеников, родителей, имеющих такой опыт;

Включать педагогов, родителей и детей в коллективное обсуждение достоинств, проблем, трудностей проектирования и путей их преодоления;

Привлекать участников образовательного процесса к разработке методического обеспечения проектировочной деятельности;

Учитывать интересы, потребности и возможности всех участников педагогического процесса при разработке проекта;

Обеспечивать добровольность участия педагогов, детей, родителей в проектировочной деятельности, не допускать навязывания проектов;

Осуществлять контроль за ходом проектирования, поощрять инициативу участников образовательного процесса в создании и реализации проектов.

Принцип субъектной позиции ребенка. Проект деятельности учащегося становится реальным, если он создается им самим, то есть сам ребенок является активным участником проектировочной деятельности на всех ее этапах, при этом необходимо обеспечить соответствующее психолого-педагогическое сопровождение такой деятельности.

Реализуя данный принцип, педагоги должны обеспечить следующее:

Организовать самодиагностику школьника, самоанализ его достижений, возможностей, проблем и трудностей, чтобы ребенок получил необходимую информацию о себе и возможных перспективах;

Осуществлять процесс целеполагания с участием ребенка, научить его определять свои образовательные и профессиональные планы, предоставить ему возможность составить самостоятельно вариант проекта, обосновать и защитить его;

Организовывать анализ и рефлексию деятельности ребенка на каждом этапе проектирования;

Давать возможность ученику первому высказывать свои мнения и суждения в процессе проектировочной деятельности;

Поощрять, поддерживать любую инициативу ребенка;

Обучать ребенка самоконтролю, помогая выполнить проект и получить намеченный результат, тем самым подтверждая целесообразность проектирования.

Принцип взаимодействия участников проектирования. В создании проекта ребенка, кроме него самого, могут участвовать в той или иной мере классный руководитель, учителя, администрация школы, психолог, родители, также специалисты-консультанты. К проектированию индивидуальных образовательных проектов на ряде этапов, например, в качестве экспертов, могут привлекаться его одноклассники, друзья и те, чье мнение для ребенка является значимым.

Для реализации принципа следует:

Изучить возможности участия в проектировании субъектов психолого-педагогического сопровождения развития ребенка;

Определить функции, обязанности, права каждого субъекта проектировочной деятельности;

Организовать совместную деятельность участников проектирования при решении вопросов психолого-педагогического сопровождения этого процесса, сообща обсуждать организацию и результаты проектировочной деятельности;

Регулировать взаимодействие педагогов, специалистов и семьи в процессе создания и реализации индивидуальных проектов развития ребенка на разных уровнях (класса, группы, семьи, конкретного ученика, УДО, кружка, школы).

Принцип технологичности. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности учащегося можно представить как алгоритм действий педагогов, ребенка и его родителей, обеспечивающий в своей совокупности решение педагогической задачи (создание плана действий ученика, разработку индивидуальной образовательной программы и др.). В процессе проектирования осуществляется выбор технологий обучения и воспитания ребенка, которые станут основой взаимодействия педагогов и ребенка.

Этот принцип требует:

Определения конкретной цели (системы целей) для ученика;

Конкретизации критериев, по которым отслеживается его движение к цели (целям);

Разработки этапов деятельности и плана действий ребенка по достижению намеченной цели (системы целей);

Выстраивания последовательных действий, шагов педагогов и родителей, обеспечивающих продвижение школьника к намеченным целям;

Разработки мониторинга обучения и воспитания ребенка.

Принцип непрерывности и цикличности. Означает, что проектирование деятельности школьника целесообразно осуществлять на протяжении всего периода обучения и воспитания, создавая перспективные проекты (на год, два и более), ближайшие (полугодие, месяц) и текущие (неделя, день, конкретное занятие). Чтобы реализовать перспективный проект, необходимо выстроить серию промежуточных проектов, при этом ребенок проходит одни и те же этапы, совершает каждый раз сходные действия. Это позволяет определить некоторую цикличность в проектировании образовательной деятельности ученика.

Реализуя данный принцип, педагоги осуществляют следующее:

Систематически отслеживают результаты проектирования деятельности детей и вносят соответствующие коррективы как в сами проекты, так и в организацию проектирования;

Обеспечивают преемственность в проектировании, опираются на имеющийся опыт, постоянно его развивая, внося новые привлекательные для участников проектирования методики и технологии;

Организуют разработку системы перспективных и ближайших проектов, предлагая участие в этом процессе всем желающим педагогам, детям и родителям и мотивируя его.

Все принципы проектирования тесно взаимосвязаны. Реализация совокупности перечисленных выше принципов может обеспечить успешность проектирования деятельности ребенка, его развития и достижение намеченных образовательных и воспитательных целей.



Поделиться