Что такое деспот определение. Что такое деспотия

ДЕСПОТИЯ (от греч. despotia - неограниченная власть) - англ. despotism; нем. Despotie. Форма самодержавной, неограниченной законом власти. Д. характеризуется произволом власти и бесправием членов общества. см. АВТОКРАТИЯ, ДИКТАТУРА, ТИРАНИЯ, ТОТАЛИТАРИЗМ. Социологический словарь

  • деспотия - Деспотия, деспотии, деспотии, деспотий, деспотии, деспотиям, деспотию, деспотии, деспотией, деспотиею, деспотиями, деспотии, деспотиях Грамматический словарь Зализняка
  • деспотия - [< гр. неограниченная власть] – 1) форма самодержавной власти, особенно характерная для рабовладельческих монархий; отличается полным произволом власти, бесправием подданных; 2) страна, в которой установлена такая власть Большой словарь иностранных слов
  • ДЕСПОТИЯ - ДЕСПОТИЯ (греч. despoteia - неограниченная власть) - форма самодержавной неограниченной власти. Классическая деспотия - государства Др. Востока (Ассирия, Вавилон и др.). Большой энциклопедический словарь
  • деспотия - Деспот/и́/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  • деспотия - ДЕСПОТИЯ и. ж. despotie f., нем. Despotie <�гр. despoteia. 1. Форма неограниченной самодержавной власти. БАС-2. Неограниченная власть деспота оправдывается и обосновывается религией. В. Авдиев Ист. др. Востока. Словарь галлицизмов русского языка
  • Деспотия - (от греч. despotéia - неограниченная власть) форма государственного устройства и правления, при которой самодержавный властитель неограниченно распоряжается в государстве, выступая по отношению к подданным в качестве господина и хозяина. Классическими... Большая советская энциклопедия
  • Деспотия - Наименование это придают той из установленных Аристотелем форм государственного устройства, которую сам Аристотель называет тиранией. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • деспотия - (гр. despoteia - неограниченная власть) - форма самодержавной неограниченной власти. классическая д. - государства древнего востока (ассирия, вавилон и др.). Большой юридический словарь
  • деспотия - сущ., кол-во синонимов: 4 деспотизм 11 монархия 5 самовластие 24 тирания 10 Словарь синонимов русского языка
  • деспотия - орф. деспотия, -и Орфографический словарь Лопатина
  • деспотия - деспотия I ж. Форма неограниченной самодержавной власти в государстве, которым руководит деспот I II ж. Поведение деспота деспот II; жестокое подавление всех прав и свобод личности; произвол, самовластие, деспотизм II Толковый словарь Ефремовой
  • деспотия - ДЕСПОТ’ИЯ, деспотии, ·жен. (·книж. полит.). Государство, управляемое неограниченной властью деспота. Восточная деспотия. Толковый словарь Ушакова
  • деспотия - ДЕСПОТИЯ, и, ж. Государство, управляемое деспотом (в 1 знач.). | прил. деспотический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • деспотия - -и, ж. Форма неограниченной самодержавной власти, берущая начало в рабовладельческих монархиях древнего Востока; государство, управляемое деспотом (в 1 знач.). [греч. δεσποτεία] Малый академический словарь
  • деспотия - ДЕСПОТИЯ -и; ж. [греч. despoteia] Форма неограниченной самодержавной власти (берущая начало в рабовладельческих монархиях Древнего Востока); государство, управляемое деспотом (1 зн.). ◁ Деспотический (см.). Толковый словарь Кузнецова
  • одна из основополагающих характеристик диктаторского правления, которая связана с властным произволом, усиливаемым концентрацией политической власти в руках главы государства (деспота, вождя, царя и т. п.) и приближенной к нему элиты, отсутствием разделения властей, подавлением инакомыслия любыми, включая насильственные, средствами, использованием армии для подкрепления действий государственного аппарата в целях осуществления монополии на власть. При деспотизме какие-либо юридические ограничения политической власти отсутствуют, что делает невозможным смещение деспота, опираясь на закон. Несуществующие гражданские свободы заменены строгим выполнением норм принудительного труда. Принятие решений носит непредсказуемый, импульсивный характер, объясняемый обычно желанием трансформировать или дисциплинировать общество. Деспотические методы контроля над обществом преследуют одну главную цель-укрепление единоличной власти. Исторически эта форма правления сложилась в восточных деспотиях-древнейших государствах Азии (Китай, Индия, государства Ближнего Востока и др.). Для управления обширным хозяйством создавалась широкая бюрократическая сеть (см. Бюрократия), которая организовывала и планировала принудительный труд земледельцев, распределение воды и т. д. На этой основе возникал деспотизм абсолютистских бюрократических государств. Главные экономические, административные и политические функции находились в руках правящего класса, состоящего из землевладельцев и управляющих землей, офицеров армии, влиятельного духовенства. Личность верховного правителя наделялась высоким светским и отчасти духовным авторитетом. Для обеспечения внутреннего порядка привлекалась армия. Правитель требовал полного подчинения и покорности от своих подданных, подавляя социальные конфликты обычными способами террора.

    Отдельные черты деспотического правления характерны для современных диктаторских режимов.

    Деспотичность – свойство личности, характеризующееся полным и безоговорочным подчинением окружающих своей воле, жестким подавлением чужих прав и свобод.
    сайт

    Агрессивное поведение деспота питается его страхами, постоянными сомнениями и неуверенностью в себе. Подсознательное ощущение неудовлетворенности, обделенности заставляет тирана мстить окружающим, восстанавливая таким образом подорванное самоуважение. Пытаясь навязать окружающим свою волю, деспот часто пользуется своим моральным и физическим превосходством, самоутверждаясь за счет унижения жертвы.

    Психотерапевты и социологи видят причину деспотичности в детстве. Обычно тиранами становятся люди, которые в детском возрасте были подвержены влиянию властных и авторитарных родителей. В будущем они копируют манеру поведения отца или матери, «перенося» обиду на своих детей или супругов. Культивирование в ребенке чувства собственной значимости, уникальности и неповторимости также закладывает фундамент самоуверенности и деспотизма в характере.

    Чтобы избавиться от проявлений деспотизма, необходимо осознать бессмысленность тирании как способа самоутверждения - способа, который ни в коей мере не поможет достичь того, к чему подспудно стремится деспот - ни любви, ни уважения окружающих.

    • Деспотичность - это склонность к психологическому и физическому насилию.
    • Деспотичность - это жесткое навязывание окружающим своей воли.
    • Деспотичность - это страх потери контроля над окружающими.
    • Деспотичность - это месть за свою неполноценность.
    • Деспотичность - это самоутверждение за счет слабых.

    Недостатки деспотичности

    • Деспотичность провоцирует ссоры и конфликты.
    • Деспотичность исключает взаимоуважение и сотрудничество.
    • Деспотичность приводит к ущемлению чужих прав и свобод.
    • Деспотичность порождает враждебность и мстительность.
    • Деспотичность ведет к непониманию, неприятию и одиночеству.

    Проявления деспотичности в повседневной жизни

    • Власть. Деспотия являлась одной из форм самодержавия, неограниченной власти царей, сформировавшейся на Руси в результате правления Золотой Орды. Ярким историческим примером деспотизма являлся царь Иван Грозный (в народе прозванный Мучителем), который якобы за «измену родины» часто подвергал неугодных ему людей жестоким пыткам и широко известен тем, что в припадке ярости убил собственного сына.
    • Семейная жизнь. Деспотизм в семейной жизни - явление частое. Основные методы домашнего тирана: словесные унижения, ревность, постоянный контроль. Деспотия чаще процветает в семьях, когда один партнер (чаще жена) зависит от другого.
    • Детский деспотизм. Необоснованное стремление к лидерству, отказ идти на уступки, своенравие, манипуляция родителями - основные черты детского и подросткового деспотизма. Проблема часто усиливается в кризисные периоды (3-4 года и 14-15 лет) и является отражением острой потребности ребенка в самоутверждении, уважении и ощущении своей значимости в семье.
    • Гитлер. Стремление Гитлера к попранию прав и интересов других наций - яркий пример жестокого деспотизма главы Третьего Рейха, который ради достижения своей личной цели не гнушался ничем - ни уничтожением городов, ни пытками в концлагерях, ни сжиганием заживо в газовых камерах.

    Как преодолеть деспотичность

    • Избавьтесь от комплекса неполноценности. Уверенный в себе человек не видит смысла в подавлении других, тогда как навязывание своей воли для деспота часто является единственным способом доказать себе свою значимость. Сосредоточьтесь на развитии своих реальных достоинств - и в мнимом «превознесении» себя не будет необходимости.
    • Найдите другие источники самоутверждения. Привычка самоутверждаться за счет других - признак слабости. Откажитесь от разрушительного поведения и найдите конструктивные источники самореализации, используя любой из них: творчество, общение или развитие в профессии.
    • Проявляйте уважение к окружающим. Любой человек по праву своего рождения и согласно Конституции РФ имеет право на самостоятельность, свободное волеизъявление и личную свободу, которые вы не вправе ограничивать.
    • Научитесь признавать свою неправоту. Умение принять существование других мировоззрений - свидетельство не слабости, а мудрости. «Умный человек всегда признает, что не прав, тогда как глупец будет упрямо стоять на своем». Признайте право другого человека на собственное мнение - и вы заслужите его уважение без принуждения к этому.

    Золотая середина

    Деспотичность

    Либеральность, демократичность

    Склонность к попустительству, потворству, потаканию

    Крылатые выражения о деспотичности

    Только история свободных народов стоит нашего внимания; история народов, живших под гнетом деспотизма, - это просто коллекция анекдотов. - Николас-Себастьян Чамфорт - Чем завершеннее деспотизм, тем лучше все выглядит на поверхности. - Кади Элизабет Стэнтон - Почти все великие люди бывают деспотичны, но деспоты редко бывают великими людьми. - Пьер Буаст - Хорошая конституция неизмеримо лучше самого лучшего деспота. - Томас Маколей - П.В. Засодимский / Деспотизм: его принципы, применение их и борьба за деспотизм Издание 1911 года, состоящее из очерков по истории государственного устройства - об ограниченном, неограниченном деспотизме и демократии. А. Кронин / Замок Броуди История о деспотичном и жестком отце семейства, державшего своих домочадцев в безоговорочном подчинении. Нарциссизм Джеймса Броуди привел к полному краху семьи: уставшая терпеть унижения жена умерла от рака, безвольный сын стал пустым щеголем и франтом, а младшая дочь, не получившая престижной школьной премии, повесилась из-за страха перед гневом отца.

    Если понятие тирании относится к античности, то научное обоснование деспотизма как формы правления можно найти в эпоху Просвещения - у Монтескье. Понятие также заимствовано у Аристотеля, но оно у него применяется к неэллинским государствам, где власть государя схожа с властью хозяина над рабами. В понимании Аристотеля деспотиями являются государства Древнего Востока (Индия, Ассирия, Вавилон, Древний Египет, Персия).

    Законы для деспотического правления очень просты, по мнению Монтескье, «человек, которому все его пять чувств постоянно говорят, что он - всё, а прочие люди - ничто, естественным образом поручает все государственные дела своим помощникам». Чтобы между ними не возникли разногласия и государю не пришлось бы снова вмешиваться в правление, лучше поручить все дела одному человеку (Монтескье называет его восточным понятием «визирь»). «После этого государю придется только удивляться, до чего же это простое дело - управление государством. Назначение визиря, следовательно, составляет основной закон деспотии» Монтескье Ш. О духе законов (переизд.). М.: 2003 - С.92.

    Честь не может быть принципом деспотического государства: там все люди равны и потому не могут возвышаться друг над другом; там все люди рабы, а рабы не могут превозноситься ни над чем. Как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх. В добродетели оно не нуждается, а честь была бы для него опасна. Суть деспотизма Монтескье выражает в одном предложении: когда дикари Луизианы хотят достать плод с дерева, они срубают дерево под корень и срывают плод. Вряд ли можно найти лучший образ, чтобы показать примитивность, ущербность и расточительность этого типа власти Гаджиев К. С. Введение в политологию. М.: Логос, 2007 - С.97-98. Деспотизм, главный принцип которого страх, можно охарактеризовать следующими чертами: минимум законов; простота политического управления и его единообразие; уподобление политической и гражданской власти домашней. При деспотизме сила государства измеряется не искусством политического управления, а войском, возникает необходимость согласовывать безопасность государства (для чего необходимо сильное войско) и безопасность государя (с возможной угрозой для него со стороны того же самого войска). Большую роль играет религия, обеспечивающая дополнительные источники преданности государю со стороны подданных, а также их единство. При деспотизме отсутствуют гражданские законы о земельной собственности, у государя появляется возможность объявить себя собственником всей земли. Что касается личности, то она не имеет ценности, ее собственность не обеспечена, а это, в свою очередь, приводит к застою в промышленности и торговле и как следствие распространению бедности и нищеты. У личности нет права на защиту, человека можно лишить всех прав без суда и следствия. Естественным при деспотическом правлении является расхищение государственной казны. Несправедливое государство должно иметь в своем распоряжении массу чиновников-казнокрадов, по отношению к которым необходимы конфискации, недопустимые в умеренных правлениях, где они являются посягательством на собственность. Свой непревзойденный анализ деспотизма Монтескье подытоживает известной формулой: «Все люди равны в республиканских государствах, они равны ив деспотических государствах: в первом случае потому, что они -- всё, во втором потому, что все они -- ничто» Монтескье Ш. О духе законов (переизд.). М.: 2003 - С.114. Деспотизм, таким образом, это всеобщее бесправие перед единоличной верховной властью.

    Общая закономерность, открытая Монтескье: разложение каждого правления почти всегда начинается с разложения его принципов.

    Разложение демократии начинается тогда, когда утрачивается дух равенства или, напротив, когда он доводится до крайности и пропадает всякое представление о необходимости подчинения. Свои выводы Монтескье сделал, еще раз проанализировав опыт древнегреческих республик, о которых еще со времен Платона и Аристотеля было известно, что они переживали периоды как умеренной, так и крайней демократии Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции XVIII в. М.: 2003 - С.105.

    Аристократии разлагаются, когда власть знати становится произвольной. В этом случае ее можно уподобить деспотии со многими деспотами. Испорченность достигает высшей степени, когда власть знати становится наследственной, утрачивающей всякую умеренность. В государстве складываются как бы два класса, и для каждого - свой строй.

    Монархии разлагаются при отмене сословных прерогатив и привилегий городов, при отношении государя к сановникам, занимающим высшие должности, как к рабам, лишенным чести. И напротив, она разлагается тогда, когда бесчестный человек украшается почестями.

    Что касается деспотии, то она разлагается не вдруг и не вследствие каких-нибудь особенных обстоятельств, а постоянно вследствие присущего ей внутреннего порока.

    Каждый раз, когда две власти соединяются в одних руках, свободе грозит опасность. Если совмещать законодательную и исполнительную власти, то свободы не будет, а облеченное ими лицо получит возможность издавать тиранические законы, а потом самому тиранически исполнять их. Не будет свободы и в том случае, если судебную власть не отделить от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судьи будут законодателями. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судьи получат возможность стать угнетателями. В результате и в государстве не будет свободы, и у гражданина не будет «душевного спокойствия, основанного на убеждении в своей безопасности» Монтескье Ш. О духе законов (переизд.). М.: 2003 - С.117, которое дает политическая свобода.

    При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью, причем, как правило, они не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Жесткое подавление применяется весьма широко Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции XVIII в. М.: 2003 - С.109. Психологические основы деспотии также своеобразны: страх пронизывает все поры в государстве. Деспотия держится на страхе. Характеризуя деспотию, Монтескье пишет о том, что все должны чувствовать ежеминутно вечно поднятую длань государя. «Если государь хотя бы на мгновение опусти угрожающую руку, если он не может без промедления уничтожить лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как страх - единственное начало этого образа правления - исчез, и у народа нет более защитника» Монтескье Ш. О духе законов (переизд.). М.: 2003 - С.126.

    Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в государствах азиатского способа производства, рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление противников режима и т. д. Формально одним из признаков деспотизма Монтескье называл «огромность завоеваний», но это не обязательно так: в существовавшей в XVI-XVIII вв. Речи Посполитой, довольно значительном по территории государству, формой устройства была не самодержавная монархия, а дворянская анархия.



    Поделиться