Сергей Шнуров и «Ленинград» собрали полный зал. Нью-Йорк наш! Сергей Шнуров и «Ленинград» собрали полный зал Документальные фильмы про блокаду со шнуровым

Можно испытать своего рода эстетическое потрясение на почти часовом документальном фильме «Блокада» Сергея Лозницы, смонтированном из практически не виденной кинохроники. А точнее - она преподнесена так (изображение специально очищено на компьютере, кадры искусно продлены, из соединения разных планов созданы невероятные панорамы камеры), что возникает полное впечатление первого знакомства с подобным материалом.

Но, прежде всего, поражает не столько естественность и подлинность существования людей на экране, сколько вовсе не ожидаемая сосредоточенность и даже некая медитативность, как будто речь идёт не о кошмарной странице в истории сравнительно недавней второй мировой войны, а об отделённом целыми веками от нас эпическом событии.

Причём большую часть экранного времени мы видим отнюдь не то, как горожане изо всех сил пытаются выжить в условиях блокады. А ведь богатая кинематографическая память услужливо подбрасывает нам буквально впечатанные в сознание образы с замёрзшими трупами на заснеженных улицах и еле передвигающимися жалкими фигурками тех, кто ещё умудрился остаться в живых посреди холодного ада. Напротив, складывается парадоксальное впечатление, что ленинградцы пытаются просто жить - обычной бытовой жизнью, изо дня в день, из месяца в месяц, лишь вынужденно приспосабливаясь к меняющимся внешним обстоятельствам. Сначала наблюдают с любопытством прохожих за устраиваемыми на улицах зенитными расчётами, провожают взглядом доставленные в город аэростаты или следуют за небольшой колонной немецких военнопленных, а потом, по мере приближения зимы, сталкиваются с более жестокими лишениями блокады.

И возникает редкостное ощущение чуть ли не физической сопричастности происходящему, когда поневоле постигаешь, как медленно и незаметно сжималось кольцо вокруг города, а жизнь всё равно продолжала течь и струиться, подобно бьющему фонтанчику из взорванной водопроводной трубы или же ручейку среди сугробов, из которого горожане черпают воду для своих хозяйских нужд. Вдумчиво отобранная хроника, которая, видимо, снималась операторами на свой страх и риск, по велению души, без особой надежды увидеть это в выпусках киножурналов, где приветствовались крайне полярные сюжеты пропагандистского плана, призванные воодушевить советским пафосом стойких защитников отечества или вызвать яростный гнев к безжалостному врагу, воздействует теперь по контрасту.

Чем тише и спокойнее поведение людей на экране даже в момент бомбёжек, пожаров, зимней стужи, непосредственно перед лицом неотступной смерти, тем страшнее впечатление «экзистенциальной трагедии», переживаемой ими во время блокады. Война как таковая находится где-то за пределами этого мира, но «здесь и сейчас» она гораздо ужаснее и абсурднее, поскольку вторгается тихой сапой, подкрадывается исподтишка, проникает подобно чуме, голодному и холодному мору. Пограничная ситуация между бытием и небытием усугублена тем, что город попал в капкан, оказался в безвыходной ловушке, приговорён к медленной смерти, как к жесточайшей пытке, когда, например, на головы вниз повешенных надевают мешки с крысами.

Аналогия с этим тоже не случайна, потому что завершается фильм отнюдь не салютом по поводу снятия блокады, а сценой публичной казни, когда собравшаяся на площади огромная толпа молча взирает на повисшие трупы. И когда уже думаешь о теме возмездия в расширительном плане, предполагая возможность самых разных трактовок финала (в конце концов, не одни лишь немцы повинны в осаде Ленинграда), досадное включение единственного титра, привязывающего событие к конкретной дате (приговор приведён в исполнение в конце января 1946 года, то есть во вторую годовщину снятия блокады), заставляет усомниться в последней точке повествования.

Однако «Блокада» преподаёт настоящий урок игровому кино не только по степени невероятной натуральности и практически недостижимой гиперреальности происходящего, но в первую очередь - по эпичности мышления. В данной ленте не сказано вообще ни слова, и даже город не назван, как и война не поименована. Нам не навязывается в чередовании кадров никакая авторская концепция, помимо той, что мы сами должны извлечь из видимого на экране, если, конечно, пожелаем это сделать, не будучи окончательно испорченными насквозь фальшивым и отрепетированным кинематографом (включая многие документальные картины), якобы оснащённым всевозможными дискурсами и симулякрами. Ведь тут в постепенно мертвеющем и замерзающем пространстве всё ещё теплится жизнь - и чёрно-белое, почти графическое изображение с внезапно открывающейся глубиной кадра и поразительными городскими панорамами рождает восхитительное чувство «запечатлённого времени», которое никуда не исчезает, а пребывает вовеки.

Нью-Йорк наш! Вчера Сергей Шнуров и группировка «Ленинград» собрали полный зал в Нью-Йорке. Это, конечно, невероятно, когда смотришь на работу команды и на темп, в котором она отжигает. В этом году уже почти 100 концертов и корпоративов! В четверг был концерт в Нью-Йорке, в пятницу — в Торонто, а в воскресенье будет в Сан-Франциско. Везде полные залы, везде распроданы все билеты. Совершенно не понятно, как в таком темпе удается каждый раз выдавать фантастическое качество.

Подписаться на мой канал

Что такое качество? Вчера галерка в театре Мэдисон-сквер-гарден, состоящая сплошь из аборигенов Брайтон Бич, встала и начала танцевать! Вам не кажется это чудом? Да вы просто не знаете этих людей. Последний раз они вставали в зале на XXVII съезде КПСС в 86-м году прошлого века. Я в начале не верил, что получится. Сотни людей сидели с серыми лицами и осторожно хлопали в ладоши. Как они обычно хлопают на концертах Вилли Токарева или Игоря Саруханова. Их лица не выражали никаких эмоций, словно они пришли на допрос к следователю. Они смотрят на сцену как карпы в магазине смотрят на покупателя. Кто-то дрыгал ножкой — это было сильной эмоцией на задних рядах. Кто-то непонимающе смотрел на сцену и спрашивал соседа: «Витя, мы же вроде на Шуфика покупали билеты! Шо это такое творится?» Витя пожимал плечами, но ножка продолжала дрыгаться. И вот через час все встали и подняли руки! Это ли не чудо?

01. В гримерке театра Мэдисон-сквер-гарден атмосфера праздника в тесной однушке советской хрущевки. Между людьми протиснуться еще можно, но с большим трудом. Кто-то не помещается и стоит в коридоре. На стенах временные указатели на буфет, сцену и курилку. В Штатах с курением строго, так что приходится выходить на улицу.

02. Матильда Шнурова танцует в глубине сцены и еще успевает вести трансляции в инстаграм и делать фото.

03. На сцене вообще народу довольно много.

04. На танцполе нет мест. Кстати, помните была песня "На танцполе слёзы любви и боли", потом ее удалили с канала Ленинграда. В чем причина?

05. Ленинград - это настоящий праздник. Невероятная атмосфера в зале.

06.

07. Я, кстати, не понимаю, как на концерте «Ленинграда» можно сидеть в кресле. А некоторые сидят.

08. Пошла жара.

09.

10. Переломным моментом концерта была песня «Сиськи». Именно на ней сломались аборигены с галерки и пустились в пляс.

11.

12. Эй! Где же ваши руки? Бейте в ладоши, суки!

13.

14. Сидячие еще раскачиваются.

15.

16.

17. Звук

18.

19. Матильда ведет онлайн в Инстаграм, но в Москве 4 часа ночи и все спят)

20. Шнур вообще очень круто с залом работает. Постоянно кого-то выдергивает, общается, держит народ в тонусе, чтобы не тупил в телефонах. С телефонами вообще беда. Каждый второй норовит вести трансляции, делать фотки и срочно делиться происходящим через соцсети. И это вместо того, чтобы ТАНЦЕВАТЬ.

21.

22.

23.

24. Зал на 5600 мест был полный.

25. Народ пришел подготовленный)

26. Кстати, вопреки сложившемуся образу почти никто не бухает) Хотя в гримерке было немного алкоголя, но его выпили гости.

27. Флорида

28.

29. Когда уже закончился концерт, в гримерке Шнуров посмотрел на часы: «Еще 5 минут есть! А пойдемте "Сумку" сыграем!» И пошли, и сыграли.

30.

31. Во всем зале был только один человек, который весь концерт простоял словно садовый гном. Никаких эмоций.

Ведущий: Сергей Шнуров
Режиссер: Игорь Безруков

Документальный четырехсерийный фильм - уникальный проект Пятого канала: впервые за послевоенные годы зрители всех поколений получат возможность узнать трагические и героические подробности одного из величайших сражений Второй мировой войны - битвы за Ленинград.

Интереснейшие архивные материалы, опубликованные и неопубликованные немецкие источники, личные свидетельства ветеранов и участников боев, материалы энтузиастов исторических реконструкций, коллекционеров оружия и военного костюма.
В работе над сериалом приняли участие историки из России, Финляндии и Германии. Съемки велись на местах боев в Пскове, Тихвине, Царском Селе, на Пулковских высотах.
В роли ведущего в сериале выступает рок-музыкант Сергей Шнуров. Взгляд представителя поколения внуков и правнуков участников Великой войны придает непростому разговору о нашей военной истории новый смысл и новую актуальность.

«Ленинградский фронт». Первая серия «Вторжение»


История боев на дальних подступах к Ленинграду. Время действия: июль-начало сентября 1941 года. Таллиннский переход, бои на Лужском рубеже, подвиг танкиста капитана Колобанова. Прорыв группы армий «Север» к Шлиссельбургу и начало блокады. Положение города кажется безнадежным, командующим Ленинградским фронтом назначается Георгий Константинович Жуков.

«Ленинградский фронт». Вторая серия «Враг у ворот»

Время действия -- осень 1941 года. Захватив Петергоф, выйдя к Пулкову и Неве, немцы решают не брать город штурмом, а уничтожить его голодом и холодом, потом ограбить и взорвать. Но этот план сорван в декабре 1941 года советским наступлением под Тихвином, первой победой Красной армии над вермахтом. Появляется возможность для открытия ледовой Дороги Жизни.

«Ленинградский фронт». Третья серия «Прорыв»

Время действия -- зима 1941-зима 1943 года. Апогей блокады, попытки прорвать ее, Невский пятачок, гибель Второй ударной армии Андрея Власова и, наконец, операция «Искра» -- прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 года.

«Ленинградский фронт». 4-ая серия «Освобождение»

Считается, что Ленинград не был под оккупацией. Но это не совсем так. Немецкий «новый порядок» существовал в Пушкине, Павловске, Петергофе, и мы можем представить себе, чтобы случилось, если бы нацисты действительно оказались в городе. Впрочем, и оккупанты бывают разные. Русская жизнь под немцами, испанцами, финнами. Финал -- январские бои 1944, разгром группы армий «Север», полное освобождение Ленинграда от блокады.



Поделиться