Каким предстает образ родного дома в лирике С. А

Дисциплина: русский язык и литература

Раздел: поэзия начала XX века

Тема урока: «Тема Дома в лирике С. Есенина»

Время реализации урока : 45 минут
Цели :
- показать в развитии художественный образ Дома в творчестве С. Есенина, его философскую ёмкость, глубину;
- ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии С. Есенина;
- учить анализировать лирическое стихотворение;
- показать глубокое чувство родной природы и Родины в поэзии С. Есенина;
- воспитывать любовь к Отечеству, нравственные идеалы;
- пробудить в обучающихся эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки, живописи.

Тип урока : изучение нового материала
Вид урока : урок художественного восприятия текста произведений автора

Оборудование: компьютер, творческие листы, оценочные листы

Эпиграф:

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Ход урока

    Организационный момент

Учитель. Мне хотелось бы начать урок с чтения отрывка из ученического сочинения. Вы внимательно послушайте и после скажите, знакомо ли вам то чувство, о котором пишет автор. Вслушиваясь в текст, постарайтесь представить картины своей малой Родины, отчего дома, любимого уголка природы.

    Подготовка к восприятию темы урока

    Новоселицкое – один из уголков Ставрополья. Однако сколько можно рассказать об этом уголке! Я люблю своё село. Я люблю его в любое время года. Уже наступила весна. Настраиваюсь на весенний лад. Скоро земля начнёт отогреваться под солнцем, пахнёт в лицо свежим ветром, небо обрушится потоками синевы, зазвучат птичьи трели, станут радостными и праздничными знакомые улицы. И это видение хочется сохранить в своей душе навсегда, потому что знаю, что наступит время, когда буду мечтать хоть на день – другой оказаться в родном селе, там, где останется детство, первая учительница и первая школьная любовь. Самое главное в нас только одно – наша память и родители, малая Родина и истоки.

    Память, истоки. Какие вечные и простые слова. Нет этих понятий – значит, и нет жизни, нет продолжения. Есть они – поднимается в душе обновление и продолжается жизнь.

    Самое главное, в суматохе дней не забывать об утренней заре, о том, как блещет гладь рек и озёр, как полыхает закатом небо, как играют в первых лучах солнца капельки росы.

    Беседа по прочитанному тексту с показом слайдов

    Учитель. О каком чувстве говорится в этом сочинении?

    Учитель. Какие картины вы смогли представить, слушая данные строки сочинения?

    Учитель. Возможно, эти картины могли быть такими:

    /демонстрация на экране видов, связанных с теми картинами, которые представили ученики/. Вступительное слово учителя

    Учитель . Мысли, воспоминания, связанные с домом, с родиной, вызывают в душе человека прилив нежности, теплоты. Тема Родины,

    природы, любви, милосердия, чести и долга – это традиционная тема в русской литературе. Она находит отражение во многих произведениях великих поэтов и писателей. Сегодня предлагаю поразмышлять над темой дома, семейного очага, которая с особенной силой звучит в лирике всеми любимого поэта Сергея Есенина. Очень важно, чтобы вы смогли увидеть в стихах Есенина художественный образ Дома в развитии, его

    философскую глубину, ёмкость. Мне хочется, чтобы у вас была возможность ещё раз соприкоснуться с высоким искусством, помогающим испытать эстетические переживания, воспитывающим любовь к Отечеству, утверждающим нравственные идеалы. Для успешной и плодотворной работы на уроке я разработала необходимый раздаточный материал: творческие листы, оценочные листы, тексты стихотворений, Раздаточный материал находится на ваших рабочих столах.

    3. Работа над новой темой

    * Работа в творческих листах Задание№1. Слова: хата, околица, стёжка, рай, яблоко, мёд, поле, приволье, синь, святость распределить на две группы. В первую группу должны войти слова, соответствующие представлению о возвышенном. Во вторую группу будут включены слова, связанные с представлением о прозаическом, обыденном.

    Учитель. Опираясь на результаты работы над заданием№1, давайте вместе создадим схему «солнышко» и поработаем над этой схемой.

Какой вывод можно сделать?
Учитель. Все эти слова вы встретите при прослушивании стихотворения «Гой ты, Русь моя родная …». Прослушав стихотворение, ответьте, сохраняется ли привычное восприятие обыденных слов или они звучат также приподнято, как и те слова, которые свидетельствуют о возвышении.
Чтение учителем стихотворения /на экране/ Учитель. Сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов, связанных с представлением об обыденном, прозаическом?
Учитель. Как добивается поэт такого превращения «прозаизмов» в стихотворении?
Учитель . Каким настроением проникнуто стихотворение?
Учитель. Почему лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем?
Учитель. Благодаря чему в первой строфе рождается характерный образ крестьянской избы? Что такое образа и ризы?
Учитель. С каким цветовым образом соседствует метафора «ризы – образа»?
Учитель. Вслушайтесь внимательно в звучание строки «Только синь сосёт глаза». Здесь поэт использует аллитерацию.

Повторите понятие «аллитерация».
/на экране/ Учитель. Для чего автор использует аллитерацию? Какая рождается картина?
Учитель. Когда возникает такое ощущение?
Учитель. Но цветопись у Есенина символична. Что означает синий, голубой в ранней лирике?
Учитель. «Синее что-то…» Есенин слышал даже в слове «Россия»: «В нём и роса, и сила, и синее что-то…» Выходит, что нарядная крестьянская изба не просто жилище, это нечто святое. Дом – воплощение любви.

Учитель. Какими звуками наполнено стихотворение?

Учитель. Это мажорные звуки. И хотя в стихотворении нет людей, но они незримо присутствуют в звуках народного гулянья. Поэт не один, он ощущает себя частью своего народа.

Учитель. Какие запахи передаёт поэт, и с каким праздником это связано?

Учитель. Замечательная традиция – нести в храм первый урожай яблок, первый сбор мёда. Наши предки тонко чувствовали свою связь с природой; не хозяевами, не покорителями, а детьми природы они ощущали себя и «кротко» благодарили Творца за щедрость – может быть, поэтому Есенин назвал Спас «кротким».

Итак, все образы стихотворения, цветопись и даже древнерусское «Русь» вместо «Россия» утверждают нерасторжимую связь времён, человека и природы. Такая глубина нам открывается в 20-ти строках юношеского стихотворения.
О том, как произошло так, что у Сергея Есенина не было практически ученического периода, и он сразу заявил о себе как большой самобытный поэт, мы услышим из сообщения.

Выступление учащегося

Материал сообщения.

/Звучит романс на стихи С. Есенина, демонстрируются виды русской деревни 20-х годов/.

Учитель. Вернёмся к стихотворению «Гой ты, Русь моя родная…» и подведём итог нашему разговору об образе крестьянской избы в лирике Сергея Есенина. Я начну фразу, а вы закончите. Итак, образ крестьянской избы в ранней лирике поэта – это олицетворение…

Учитель. Образ избы, родного дома встречается во многих стихотворениях поэта. Прочитайте стихотворение «Край ты мой заброшенный…».
/на экране/ Учитель. Какие ноты вкрадываются в эти стихи?
Учитель. Прочитайте стихотворение «Где ты, где ты, отчий дом…».
/на экране/ Учитель. Каким настроением овеяно это стихотворение?

Учитель. В 20-е годы резко изменилось настроение есенинских стихов, и на смену романтическому образу избы пришёл жуткий образ «скелетов домов».

Всё настойчивее в 20-е годы звучит мотив возвращения в родной дом. В стихотворении «Возвращение на родину» Есенин не узнаёт родного дома, в котором на стене вместо иконы – «календарный Ленин». Город надвигается на деревню. Город у Есенина не только воплощение технической цивилизации, это новая идея, враждебная человеку. Есенин раньше других почувствовал гибель деревни. И всё же, хотя икону заменил «календарный Ленин», а вместо библии в избе «Капитал» Маркса, Есенин признаётся:

Но отчего-то всё-таки с поклоном

Сажусь на деревянную скамью.

Учитель. Прочитайте стихотворение «Спит ковыль, равнина дорогая…».
/на экране/ Учитель. Какой вывод можно сделать из этого произведения о дальнейшем творчестве поэта?
Учитель. Сергей Есенин очень тосковал по дому, по матери, часто навещал Константиново. В 1925 году, в последний год жизни, поэт был дома пять раз. В этот период он пишет стихи – послания деду, сестре. Три стихотворения посвящает матери, Татьяне Фёдоровне. Прочтите стихотворение «Письмо матери».

/на экране/ Учитель. Почему это стихотворение близко каждому из нас?
Учитель. Щемяще – нежные слова поэт нашёл для матери. Обратите внимание на задание №2 в творческих листах. В нём даны вопросы к стихотворению «Письмо матери». Ответьте на эти вопросы. Эта работа вам поможет более активно проявить себя в устной беседе по стихотворению «Письмо матери».

Задание№2:

1. Слова какого стиля преобладают в стихотворении?

2. Каким вы зрительно представляете «вечерний свет»?

3. Найдите в тексте стихотворения выражение, употреблённое в высоком стиле.

4. Какое местоимение указывает на высшее происхождение «света», и что это значит?

Беседа

Учитель. Почему поэт использует в стихотворении разговорные слова?
Учитель. Могут ли простые слова употребляться в высоком смысле?
Учитель. Почему свет «струится» над избушкой?
Учитель. Образ матери в «старомодном ветхом шушуне» - образ ангела – хранителя.

У художника К. Петрова – Водкина, современника С. Есенина, есть картина «Мать». В чём вы улавливаете созвучие стихотворения «Письмо матери» и картины «Мать»?

/на экране иллюстрация картины К. Петрова – Водкина «Мать»/

Учитель. Богородица не покинула матерей: ни старую, ни молодую. Любовь матери всепрощающая, связывающая мир дома с огромным миром. Мать всегда защищает своих детей. Вернёмся к стихотворению. В творческих листах в задании№3 закончите фразу: Дом у Есенина в его поздних стихотворениях – это воплощение…
Учитель. Прочитайте, как вы закончили фразу.

4.Итог урока

Учитель. Наш урок подходит к концу. Ещё раз обратите внимание на тему урока и скажите, что же значит Дом в лирике Сергея Есенина?

Учитель. Обратите внимание на задание№4 в творческих листах. Составьте сиквейны о нашем уроке, о том, что вы узнали на нём.

Прослушивание творческих работ

Учитель. В оценочных листах оцените указанные этапы работы, применяя пятибалльную систему. Я думаю, что вы обьективно сможете оценить себя.

Уже сейчас я смогу некоторым из вас поставить оценки за художественное чтение стихов, за участие в устном анализе стихотворений. Обработав ваши творческие и оценочные листы, я объявлю каждому из вас оценку за сегодняшний урок на следующем занятии. Пусть не огорчаются те ребята, которые сегодня не высказали своих мыслей. Всё равно душой и сердцем они были с поэзией С. Есенина. Да иначе и быть не может. Начиная с детских лет, эта поэзия живёт в нас. Мы читаем есенинские стихи и слушаем романсы. Ведь многие известные русские композиторы писали музыку к стихам Сергея Есенина. Звучит романс на стихи С. Есенина.

/на экране демонстрация фотографий С. Есенина/

Как часто люди, говоря слово “дом”, не отделяют его от восприятия родного села, малой Родины. Приезжают в родительский дом, покинувшие его дочери и сыновья, чтобы отдохнуть здесь измученной душой. Так было и с великим поэтом С. А. Есениным.

Родина Есенина – это бабы с мужиками, работающие на токах, “малиновое поле”, “духовитые дубравы”, “берёзовые чащи”, “алые зори”, “желтая крапива”, “старая мельница – кормилица”, и, конечно, дом поэта, который был для Есенина опорой и поддержкой в жизни. В одном из стихотворений

автор говорит: “Все мы бездомники, много ли нужно нам.”. Оказывается, немного: чтобы был где-то отчий дом, “старушка-мать”, “родительский ужин” и “тепло семьи”. В трудные минуты испытаний поэту достаточно было “глаза закрыть”, чтобы увидеть родительский дом, “родную околицу, через метель огонёк у окна”.

По крупицам из множества стихотворений поэта можно собрать и представить, каким он был, родной дом Есенина. Несомненно, это “низкий дом с голубыми ставнями”, рядом “сухой плетень”, чуть подальше “старый клён на одной ноге”. А отворишь дверь в хату и увидишь скромное

крестьянское жильё. В углу икона Божьей матери с расшитым “красными нитями” полотенцем; чуть поодаль – люлька, с лежащим в ней “ребятёнком” и печь!

Какая русская изба могла обойтись без огромной, чисто выбеленной печи, которая “как-то дико и странно завывала в дождливую ночь”.Что значила русская печь для человека той эпохи? Это и возможность согреться в морозные дни, и “выгнать хворь, изрядно пропотев”. А что могло быть ароматнее и вкуснее пирогов с чуть подгоревшей корочкой, которые с любовью готовила мать-старушка! Сколько сказок было рассказано, сколько песен спето на горячей лежанке! Не случайно, находясь в разлуке с родимым домом, Есенин просит свою сестру Шуру:

Ты запой мне ту песню, что прежде

Напевала нам старая мать.

Не жалея о сгибшей надежде,

Я сумею тебе подпевать.

Ты мне пой. Ведь моя отрада –

Что вовек я любил не один

И калитку осеннего сада,

И опавшие листья рябин.

“Калитка осеннего сада”, “листья рябин” – это тоже родина Есенина. Дом, сад, “старый кот”, “беспокойные квохчущие куры”, “кудлатые щенки”, “дряхлая корова” и даже запах “парного молока” в избе – все это так близко, дорого сердцу поэта. Не нужна Есенину другая сторона:

Ах, и я эти страны знаю –

Сам немалый прошел там путь,

Только ближе к родному краю

Мне б хотелось теперь повернуть.

Но угасла та нежная дрема,

Все истлело в дыму голубом.

Мир тебе – полевая солома!

Мир тебе – деревянный дом!


Другие работы по этой теме:

  1. Есенин охарактеризовал творческий путь, который был им пройден, коротко – для него основным всегда было чувство Родины. Первым делом именно Родина являлась родным домом для...
  2. Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить… С. Есенин. Из цикла “Любовь хулигана” Традиционно...
  3. Ой ты Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу… С. Есенин Сергей Есенин – великий русский поэт. Главная и определяющая черта его...
  4. Цель: Дать детям представление об укладе и традициях жизни крестьян, устройстве русской избы. Учащиеся должны знать, что в старину сказки передавались из уст в уста,...
  5. Свое творчество А. Блок осмыслял как единое, называя все написанное “романом в стихах”, “трилогией вочеловечения”. Главная идея этой трилогии Блока – идея трагического пути лирического...
  6. Тема Родины – одна из главных в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из...
  7. Когда человек рождается, то все вокруг него наполнено любовью, он не знает чувства ненависти и обиды. Любовь – первая и основополагающая эмоция и чувство. Но...

«ГДЕ ТЫ, ГДЕ ТЫ, ОТЧИЙ ДОМ?» ОБРАЗ ИЗБЫ / ДОМА В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА.

Аннотация. В статье рассматриваются образы избы /дома в лирике С.Есенина на различных этапах его творчества.

Первоначально изба (хата) в поэзии Есенина имеет конкретное значение и обозначает крестьянское жилище и главные атрибуты
крестьянской жизни. Так, в стихотворении «В хате» Есенин подробно останавливается на отдельных локусах избы (хаты). Но это не
статичные картины и зарисовки. Изба Есенина наделена своими запахами (чахнет рыхлыми драчёнами, квасом), звуками (шорох
тараканов, кудахтанье кур), в ней разворачивается своя жизнь. Всё это позволяет поэту представить избу объёмно и целостно.

Читатель словно сам находится в избе, видит её изнутри в реальном времени:

Пахнет рыхлыми драченами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою -

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Юный поэт сумел опоэтизировать прозу крестьянской жизни. Под его пером обыденные картины, которые приобретают высокое поэтическое содержание и, главное, передают поэзию тысячелетней крестьянской культуры.

В мире Есенина эта поэтическая модель «избяного космоса» не получила достаточного развития, хотя в своём раннем творчестве он ещё неоднократно будет воспевать русскую избу или хату как главный символ крестьянской жизни, своей родины, «голубой Руси», как, например,

в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная … ».

В нём не только воссоздан образ крестьянского рая, но и сами избы (хаты) предстают в виде икон в окладах (ризах):

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа …
Не видать конца и края —
Только синь сосёт глаза.

Но уже примерно к 1917 году ключевой образ избы в лирике Есенина расширяется, перерастая в дом-избу, дом-семью, дом-Храм, дом-Россию. Происходит смена лексемы «изба» на лексему «дом». Если изба определяет хронотоп крестьянской жизни, то дом означает отцовский дом, семью, малую родину, Россию. Это и конкретный константиновский дом, и родная деревня, семейный и интимный мир человека:

Где ты, где ты, отчий дом,

Гревший спину под бугром?
Синий, синий мой цветок,
Неприхоженный песок.
Где ты, где ты, отчий дом?

Родной дом крепко держит человека на земле, помогает выстоять среди жизненных невзгод. О таком доме хорошо сказал Ф.Абрамов в романе с одноимённым названием: «Главный-то дом человек в душе у себя строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет»

Есенинский образ Дома вбирает в себя и мифопоэтические представления русского народа, и сакральное, символическое значение дома, характерное для русской национальной литературной традиции. В современных исследованиях выделяется множество значений семантики дома, которые также свойственны и для лирики Есенина. Дом — это и жильё, здание, место, где человека ждут, любят, где складываются
определённые отношения с другими людьми, где есть семья, определённый уклад жизни, связь поколений, где можно укрыться, уединиться, место, которое человек ощущает как собственное «я». Но дом также и духовный дом, Храм, место, где начинается Родина.

Сквозным мотивом его лирики является мотив расставания и встречи с родным домом. Но при этом расставание с родимым домом для поэта одновременно и прощание с «голубой Русью». Этот «низкий дом с голубыми ставнями» — символ родины, он неотделим от природного мира. Поэтому грусть матери, от которой уезжает сын, передаётся самой природе:

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Родимый дом всегда присутствует в сознании, в сердце поэта, и встречи с ним, реальные и воображаемые, поддерживают в самые трудные минуты жизни, воскрешают нежные чувства и воспоминания:

Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом.
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном.

Были годы тяжелых бедствий,
Годы буйных, безумных сил.
Вспомнил я деревенское детство,
Вспомнил я деревенскую синь.

Не искал я ни славы, ни покоя,
Я с тщетой этой славы знаком.
А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом.

Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.

Есенинская тема покинутого и вновь обретённого дома, ухода и возвращения, включает в себя и мотив блудного сына, который
особенно пронзительно звучит в лирике и лирическом эпосе 1920-х годов:

Снова вернулся я в край родимый.
Кто меня помнит? Кто позабыл?
Грустно стою я, как странник гонимый,
Старый хозяин своей избы.

Образ дома в лирике Есенина связан с домом-Россией. Но в трагический период послереволюционной реальности рушится
традиционный крестьянский дом, его пытаются заменить «общепропетарским домом» (Платонов. «Котпован»). Вымирает традиционная русская деревня, утрачивает свои духовные грибницы крестьянская культура, сгорел от пожара родительский дом. На смену «голубой Руси» приходит «Русь советская», и в ней нет места её недавнему певцу:

я никому здесь не знаком,
А те, что помнили, давно забыли.
И там, где был когда-то отчий дом,
Теперь лежит зола да слой
дорожной пыли.

Творчество Есенина 1920-х годов всё проникнуто мотивом бесприютности, скитальчества, бездомности. Бездомности лирического героя в общероссийском доме, родной стране:

и в голове моей проходят роем думы:
Что родина?
Ужели это сны?
Ведь я почти для всех здесь пилигрим
угрюмый
Бог весть с какой далёкой стороны

Строительство в революционные и послереволюционные годы нового, советского дома обернулось всеобщим бездомьем и бесприютством. В то время, когда пролетарские поэты воспевали «коммуной вздыбленную Русь», Есенин одним из первых в нашей литературе с болью в сердце пишет о Руси бесприютной, судьбе тысяч и тысяч советских Оливеров Твистов. Нет будущего у страны, у которой дети беспризорные, оставлены на произвол судьбы:

Но есть на этой
Горестной земле,
Что всеми добрыми
И злыми позабыты.

Мальчишки лет семи-восьми
Снуют средь штатов без призора,
Бестелыми корявыми костьми
Они нам знак
Тяжёлого укора.

В советские годы изба с её вековыми традициями уходит из русской поэзии. В последний раз пропоёт ей песню поэт в известном стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая … », хотя «золотая бревенчатая изба» здесь уже осталась вся в прошлом вместе с его «голубой Русью».

В последние годы жизни Есенина меняется система ключевых образов его художественного творчества. Поэт проделывает сложный путь от крестьянского поэта к поэту всероссийского и мирового масштаба, от воспевания дома-избы — к дому в душе человека. Дому, который предполагает самоценность индивидуального человеческого существования в самых разнообразных формах бытия, того, что художественно ёмко сформулировал его любимый поэт Пушкин: «Самостоянье человека — залог величия его».

Хулиганство Есенина и его «Москва кабацкая» — это не столько побег от бездушного мира, сколько вызов ему своим неподчинением, маргинальным поведением. К сожалению, некоторые исследователи любят смаковать факты биографии Есенина, связанные с его хулиганством. Значительно «перегнули палку» в этом отношении и создатели телесериала «Есенин» с Сергеем Безруковым в главной роли.
Да, Есенин — певец «золотой бревенчатой избы», «малинового поля», «голубой Руси». И таким его хотели видеть и видят многие его читатели и исследователи творчества. Но Есенин несводим только к этой теме.

Его всерусскость и всемирность прежде всего в том, что он — выразитель души человека с её радостями и болями, перепадами настроения, грустью и печалью, верой и безверием, надеждой и отчаянием, того, что открывается нам в высокие, решающие моменты нашего бытия. К сожалению, долгое время такого поэта мы не знали и не понимали, а стихи о драме человека в «разворочённом бурей быте» считали «упадническими».

Природа живёт своей глубинной, цельной жизнью: она радуется, сияет в минуты восхода солнца, грустит и печалится в часы вечернего заката. Лирический герой Есенина, кажется, отзывается на всё это, чувствует и переживает, но это всё чувства, вызванные созерцанием, они вторичны. Его бессмертная душа испытывает неутолённую тоску оттого, что её пребывание на земле кратко, мгновенно, но она так сильно полюбила эту землю, что каждый день пребывания на ней воспринимается как ещё один день расставания с её нивами, полями, лугами и чащами:

Милые берёзовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

Но несмотря на усиливающийся трагизм восприятия бытия поэтом, «печаль его светла», в ней нет безысходности. Его лирический герой ищет и находит гармонию в самой жизни, мимолетных её радостях и разнообразных проявлениях. В общности с людьми, с которыми довелось жить, бессмертной природе с её нетленной красотой. А «низкий дом с голубыми ставнями», который всё чаще и чаще
появляется в стихах поэта его последних лет жизни, является уже не только отчим домом, символом Родины, но и спасительным домом-Храмом:


Тема родины и любви к ней является неотъемлимой чертой лирики Сергея Есенина. Этот поэт очень трепетно относится к местам где он вырос и где остались его родители. В своих стихах он воспевает природу России и простых людей, живущих в этой стране. Образ родного дома и родины присутствует в таких произведениях как: "Я покинул родимый дом…", "Спит ковыль. Равнина дорогая…" и "Возвращение на родину".

Стихотворение "Спит ковыль.Равнина дорогая..." состоит из нескольких пейзажных зарисовок демонстрирующих природу России, которая так нравится поэту: "Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя".Есенину свойственно не только хвалить родину, но и указывать на её недостатки, например на тяжелые условия жизни: "радуясь свирепствуя и мучась" - живут люди на Руси, однако, по мнению лирического героя, "никто под окрик журавлиный не разлюбит отчие поля".

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Заканчивает стихотворение поэт такими строчками:"дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть" - это говорит о том, что родные места для Сергея Александровича это как место где он рос и воспитывался так и последнее пристанище, и другого пути для себя он не видит.

В произведении "Возвращение на родину" поэт от лица лирического героя рассказывает о своем возвращении в родные края и о изменениях произошедших там. "Отцовский дом не смог я распознать" - говорит лирический герой - это показывает читателю, что о былых временах у Есенина остались только воспоминания. Символично то, что узнаваемым осталось лишь кладбище у горы - будто на нём и похоронено всё то, чего Сергей Александрович не смог найти в деревне. Автор не забывает высказать свою позицию насчет коммунизма и событий, произошедших в стране, в целом: "Ты коммунист?Нет!...Такая гадость!Просто удавись!" - он считает, что идеология, распространяемая властями вредит народу и молодое поколение перестает уважать старшее:"Чем мать и дед грустней и безнадежней, тем веселей сестры смеется рот".В этом стихотворении Сергей Есенин с иронией повествует о проблемах общества на стыке убеждений: "И мне смешно, как шустрая девчонка меня во всем за шиворот берет..."

Лирическое произведение "Я покинул родимый дом..." повествует о ностальгии по дому и родным.Сергей Александрович видит мать, скучающую по нему на фоне деревенского пейзажа: "В три звезды березняк над прудом теплит матери старой грусть"- и уже поседевшего отца "Словно яблонный цвет, седина у отца пролилась в бороде". Сравнивая себя со старым клёном поэт показывает, что частичка его души все еще живет в родных краях, как и это дерево: "Есть радость в нем тем, кто листьев целует дождь, оттого что старый клен головой на меня похож".

Образ дома в лирике Сергея Есенина представляет собой красивые деревенские пейзажи, портреты постаревших родителей и ностальгия по детским временам, когда многое было иначе:"Ах, милый край! Не тот ты стал, не тот".

Обновлено: 2018-04-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


Образу родного дома отведена значительная роль в лирике С.А. Есенина. Будучи родом из деревни, поэт питал особую любовь к своему дому, крестьянской избе, в которой он родился. В своих стихотворениях поэт часто ностальгирует по своему отчему дому, изображая его как некий идеальный уголок. Часто встречаются сказочные и мифологические мотивы, а также и религиозные.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Так, в стихотворении "Письмо

матери" поэт противопоставляет тихую, спокойную жизнь в родном доме своей хулиганской жизни в городе. Родной дом предстает в образе некого "райского уголка", где можно спрятаться от "тоски мятежной". Это чувство усиливает описание "несказанного света" над избушкой. Использование автором уменьшительно-ласкательных слов подтверждает искреннюю его любовь к своей скромной родной избушке.

Любовь к родной крестьянской деревне отражена и в стихотворении "Гой ты, Русь моя родная", в котором поэт сталкивает два мира - крестьянский бытовой и религиозный, придавая особую образность деревенским избам: "Хаты - в ризах образа". Родной дом способен заменить поэту рай: "Я скажу: "Не надо рая, // Дайте родину мою". Поэт создает уникальный образ родного дома, сочетающего в себе бытовые и религиозные мотивы.

Центральное место в лирике А.С. Есенина о родном доме занимает стихотворение "Низкий дом с голубыми ставнями". Как и в предыдущих стихотворениях дом здесь предстает в образе идиллического мира, который невозможно не полюбить: "Как бы я и хотел любить // Все равно не могу научиться". Поэт снова говорит о том, что родной дом дорог ему воспоминаниями о счастливом детстве, которые навсегда врезались ему в память.

Таким образом, мы видим, что родной дом в лирике С.А. Есенина изображается как спокойное, тихое место, необычайно дорогое сердцу автору, хранящее воспоминание о самой счастливой поре его жизни.

Обновлено: 2018-03-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.



Поделиться