Духовный мир и повседневный быт советского человека. Послевоенный быт в ссср Быт советских людей в 20 30 годы

Оригинал взят у mgsupgs в Быт советского студента 20-х годов.

В 1920-е гг. XX в. закладывался фундамент построения нового советского общества, в котором одной из наиболее активных страт априори должна была стать студенческая молодежь.Необходимость в кратчайшие сроки восстановить народное хозяйство страны вызывала потребность в увеличении количества специалистов, но с условием их полной лояльности к новому политическому режиму.Именно пролетарское студенчество, прежде всего, в том состоянии высшей школы воспринималось советской властью в качестве своей опоры. Студенческая молодежь должна была принимать активное участие в преобразованиях, проводимых государственными органами в вузах.

Поэтому власть обязана была обеспечить бытовые условия и материальное положение формирующегося советского студенчества. А отслеживание ситуации было одной из основных тем молодежных изданий на протяжении 1920-1930-х гг. Само же количество студентов после Октябрьской революции в советской России резко увеличилось. Если в 1914 г. в государственных и частных учебных заведениях империи обучалось около 90 тыс. студентов, то в 1918/19 уч. г. в советских российских вузах их было 110 тыс., в 1919/20 уч. г. - 170 тыс., в 1920/21 уч. г. - 200 тыс. .

К началу же 1930-х. гг. - и вовсе 358 тыс. студентов . Увеличению количества студентов в вузах способствовал декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения», декларировавший преимущественное право рабочих и беднейших крестьян на высшее образование. Были отменены образовательный ценз при приеме и прежняя система дипломов. В связи с военным положением осенью 1918 г. прием студентов был неограничен во времени .

Несмотря на то что рост числа студентов происходил за счет увеличения числа вузов, все же они оказывались переполненными. Например, если в Петроградском университете в 1914 г. было 8 тыс. студентов, то в 1924 г. - уже 11,5 тыс. Схожая картина наблюдалась и в других университетах и институтах: в Томском университете в 1914 г. - 1,5 тыс., а в 1924 г. - почти 2,2 тыс., в МВТУ - 2,4 тыс. и 3,5 тыс., в Московском институте путей сообщения - 0,55 тыс. и 1,4 тыс. соответственно .

Резкое увеличение количества студентов серьезно обострило жилищную проблему и вопросы материального обеспечения. Много лиц, командировавшихся на учебу из провинции, а также неспособность вузов Москвы и Петро­града принять всех желающих заставило ЦК РКП(б) запретить обкомам направлять в Москву на учебу партийцев. Командирование осуществлялось только с разрешения отдела агит­пропаганды ЦК РКП(б), а ходатайство должно было быть подробно мотивировано .

Даже к началу 1930-х гг. жилищный вопрос оставался крайне сложным. Например, в 1929/30 уч. г. вузы Москвы приняли 6 тыс. студентов, 75 % из которых нуждались в жил­площади. Однако только 2 тыс. студентов могли быть размещены в общежитиях. В связи с этим Московский отдел народного образования (МОНО) решил принимать в московские техникумы граждан, проживавших в Москве и Московской области, а освободившиеся места в общежитиях передать студентам вузов. Кроме этого, уже с середины 1920-х гг. МОНО практиковал устройство общежитий для студентов на своих подмосковных дачах. Также для размещения студентов использовались подвалы, чердаки, пустые фабричные корпуса и т. д. .

Не лучше ситуация была и в провинции: например, в Саратовском университете на 670 принятых студентов предоставлялось только 40 свободных мест в общежитии .

Однако студенту не только сложно было получить место для проживания. «Счастливчикам» сложно было приспособиться к условиям, которыми располагали вузовские общежития.

Их описывает периодическая печать. Так, в статье, посвященной изучению бытовых условий в Самарском сельскохозяйственном институте, указывалось, что 80 % студентов не имели отдельной комнаты, а 82 % из проживавших не располагали даже простыми удобствами (мебель, постель). Лишь 15 % проживавших были обеспечены одеждой и обувью, 50 % жили почти при полном отсутствии каких-либо гигиенических условий .

Жилищные условия студенчества Москвы и Ленинграда также были далеки от элементарно приемлемых. Ряд интересных фактов приводится в статье о Ленинградском кораблестроительном институте. Этот институт был организован на базе кораблестроительного факультета Ленинградского политехнического института и подлежал выселению с территории Политехнического института. В связи с этим Союзверфь пообещала предоставить своему втузу помещение для аудиторий и общежитие.

Несколько раз администрация втуза находила необходимое помещение, но всякий раз чиновники этой организации отказывались выделять необходимые средства. Наконец, Союзверфь сообщила институту, что ему предоставляется четвертый этаж здания ФЗУ Балтзавода. Администрация втуза поехала принимать помещение, но оказалось, что здание имеет всего три этажа, а четвертый только в перспективе будет надстраиваться .

И подобные «игры» первых советских чиновников были не редкостью. В публикации, повествующей о только что построенном общежитии одного из московских институтов, находим: «…штукатурка облупилась, в комнатах густой запах сырости, новые полы необходимо перестилать, из 48 комнат, по заключению врача, непригодными для жилья являются 28. Нет ни уборных, ни умывальников» .

Другой автор рассказывает о ситуации в общежитии ВХУТЕИН: «…в комнатах нас помещается человек по 15, хотя должно быть в два раза меньше. Первое время не хватало на всех коек и матрацев, спали на полу, простужались. Ночью жизнь в комнатах продолжают наши нелегальные жильцы - крысы. Пищат, лазят всюду, грызут, портят вещи, одним словом хозяйничают на все лады, как будто знают, что изживать их вовсе не собираются» .

Положение необходимо было исправлять. С августа 1928 г. начали отпускаться средства на ремонт старых и строительство новых общежитий. Так, СНК РСФСР выделил 443 тыс. руб. на ремонт старых общежитий и 50 тыс. - для обеспечения жильем студентов только нового приема . И все же средств, выделяемых из бюджета, было недостаточно.

Одной из мер правительства стала организация коммун. Однако сразу возникли сложности: членские взносы и выплаты вначале не регулировались и взимались бесконтрольно, что приводило к отказу студентов их уплачивать. Один из студентов Томского рабфака заявил: «У меня нет пальто, а они грабят, заем индустриализации выпускают и навязывают его всякому» .

Подобные возмущения жестко пресекались - «несознательность» приравнивалась к оппортунизму и антисоветской пропаганде. Для снижения социальной напряженности Центральное Бюро студенчества установило четкую шкалу взимания членских взносов: 8-10 % от заработка студента и членов его семьи с расчетом по прогрессивной шкале . Но и это вызывало недовольство и сокрытие доходов: «Зачем мне работать на других, ведь плата увеличится и мне ничего не останется» .

В сущности, коммуна не могла решить проблемы студенческого быта. Вот один из примеров: «Коммуна на проспекте Добролюбова отличается не только антисанитарными условиями, но и отношением между коммунарами отчетливо воскрешает отвратительный мещан­ский быт дореволюционных “меблирашек”. Грязь повсюду на лестницах, в коридорах, в уборных, больше всего на кухне, где работа производится без спецодежды, где посуда вытирается грязными тряпками» .

Были и примеры показательно-образцовых коммун, где все приближалось к идеалу. Однако общая культура первых поколений советского студенчества не позволяла наладить сносные условия их проживания в «очагах образования и науки».

Нельзя обойти в контексте данных примеров и рассуждений вопрос о финансово-материальном положении студенчества. Основным источником дохода для студента являлась стипендия. Она должна была гарантировать студенту определенный материальный достаток.

В первые годы советской власти в условиях острого финансового кризиса стипендии зачастую заменяли продпайком. Однако им обеспечивались далеко не все студенты, имевшие «пролетарское» происхождение. Иным же, «непролетарским» студентам, пайки и стипендии и вовсе не полагались. Более того, они были обязаны платить за обучение.

Ситуация начала меняться к середине 1920-х гг., когда уже около 75 % пролетарского студенчества по стране имело стипендии. Но их размер был недостаточным для покрытия даже минимума расходов. Средняя стипендия равнялась 20 руб. для столиц и рабочих центров и 15 руб. - для провинции. По расчетам журнала «Красное студенчество», московскому студенту для самого скромного существования было необходимо около 40 руб. (на 1925 г.) .

Из опросов выяснилось, что процент живших только на стипендию незначителен. Большинство имело дополнительные источники финансирования: помощь родственников, случайные заработки . Существовал интересный способ получения дополнительного заработка. Студенты заключали письменные договоры с «нэпманом», по условиям которого он ежемесячно выплачивал, до окончания вуза, студенту 25 руб. По окончании вуза студент обязывался выплачивать всю сумму в двойном размере и плюс 8 % годовых .

Кроме государственных стипендий существовали и хозяйственные. Чтобы получать стипендию от какого-либо хозоргана, необходимо было явиться к его руководителям или, что практиковалось гораздо чаще, обратиться к ним через общих знакомых с просьбой предоставить стипендию, обещая после окончания вуза пойти в данную организацию работать. Размер стипендии устанавливался по соглашению сторон, подписывался договор. На деле его условия не выполнялись: предприятие могло лишить студента стипендии, а студент мог заключить подобный договор с другим предприятием, предлагавшим ему лучшие условия.

Обратим внимание также на повседневную жизнь студенчества, как то: на их распорядок дня, отдых и развлечения, интимные взаимоотношения, психологическое состояние. Согласно опросам и исследованиям различных организаций, к середине 1920-х гг. бюджет времени выглядел следующим образом: на учебу студент тратил 45 %, на общественную работу - 5,5 %, на самообслуживание - 14 %, на сон, отдых и развлечения - 35,5 % .

Интерес вызывает время, которое студент отводил на отдых и развлечения. Где и как он проводил свое свободное время? Театры, кино, концерты, выставки, как свидетельствовали соцопросы, посещало около 18 - 20 % студентов .

И это с учетом того, что приобщение к культурным ценностям требовало определенной материальной обеспеченности, а лишних денег у студентов не было. Досуг организовывали различными способами: устраивали вечера, создавали кружки по интересам и т. д. Однако и здесь не все было так просто. Студенческие вечера иногда представляли собой причудливую смесь «пролетарской» и «буржуазной» культур. Например, журнал «Красное студенчество» так описывает вечер в городе Тула. За несколько дней до мероприятия на улицах города были вывешены афиши: «Госдрамтеатр. 5-го января грандиозный вечер пролетарского студенчества. Концерт-бал. Танцы до утра». Молодежь не осталась равнодушной, и ее ожидания в полной мере оправдались: «Первым номером был балет, голая женщина сделала несколько колен и скрылась, после этого появилась фигура, напоминающая бездарного клоуна, потом пели песни, потом балет. Вслед за этим начался американский аукцион, акционировались шоколад, конфеты и коньяк. После этого начались танцы, делающие эскимосскую кровь цыганской» .

Не менее характерен пример вечеринки в ветеринарном институте: «Группа мещански настроенной молодежи “разлагается”. Танцульки с полуобнаженными женщинами, пьянки, разврат. Студентка первого курса Попова, оснащенная, как дикарка, браслетом, серьгами и брошкой. Студенты целуют ей ручки, ухаживают по всем правилам буржуазного этикета» .

Сложно разрешимой в студенческой жизни была проблема алкоголизма. Например, как писалось в «Красном студенчестве», студент Московского пединститута комсомолец Шумкин три месяца учебы систематически пьянствовал, но все ему сходило с рук. Студент же Никифоров, который последовал его примеру, тут же был подобран на улице милицией.

Причин, вызывавших у студентов тягу к спиртному, можно назвать множество. Наиболее серьезной для большинства студентов была материальная необеспеченность и от этого ощущение безысходности. Для исправления ситуации создавались суды общественности, но нередко они лишь усугубляли эту безысходность. Так, студент владимирского рабфака, не дождавшись общественного суда, повесился. Оценка трагедии в периодической печати была крайне жесткой: «Этот факт не так страшен. Безвольные люди не могут рассчитываться за собственные поступки. Сил не хватает. Но дело идет дальше» .

Не оставалась без общественного внимания и сексуальная жизнь студентов. Примечательно название статьи, которую прислал в редакцию журнала «Красное студенчество» студент провинциального сельскохозяйственного института: «Половой вопрос у студенчества в связи с переходом на новые методы преподавания в вузах».

Статья была написана с пафосом и пропагандировала воздержание. Но жизнь диктовала свои правила поведения в интимной сфере. По данным анонимного анкетирования, из 126 студентов Самарского сельскохозяйственного института воздерживаются от половых отношений 82 чел. Досужие социологи докапывались даже до причин воздержания: а) неимение объекта - 32 чел.; б) неимение потребностей - 19 чел.; в) боязнь заболевания - 12 чел.; г) боязнь обязательств - 4 чел. Некоторые создавали семьи или же прибегали к услугам проституток .

Разумеется, на отдельных примерах сложно воспринять общее положение дел. Однако подобных примеров, которыми наполнены и официальные документы, и страницы совет­ской прессы, множество. А это и дает возможность для обобщений. Хотя выяснить психологическое состояние студенчества в 1920-х - начале 1930-х гг. является сложной задачей, так как источниковая база по этому вопросу все же недостаточна. Тем не менее, основываясь на данных комиссии по изучению быта студенчества, можно назвать господствующие настроение студентов.

Из заключения комиссии следовало, что оно у большинства студентов являлось переменчивым - 45 %, ровным - 16 %, спокойным - 13 %, угнетенным - 10 %, пассивным - 7 %, переживающих подъем - 7 % . Был также подвергнут анализу характер поведения студентов: веселое - 20 %, общительное - 42 %, молчаливое - 20 %, угрюмое - 18 %. Но только 7 % студентов выразило свое недовольство условиями жизни, хотя 20 % из них пытались покончить с собой . И не только по причине пьянства.

Отношение к попыткам самоубийства в периодической печати было двояким. Во-первых, авторы некоторых публикаций (достаточно редко) стремились разобраться в обстоятельствах, ведших к попытке самоубийства. Например, «…студент Павлов мобилизован на ликвидацию прорыва. В коммуне остались больная жена и двое ребятишек. После отъезда Павлова, сначала один, затем другой, заболели ребята. В комнате, нетопленной четыре дня, под плач больных детей мучилась в припадке аппендицита Павлова. Никто из соседок не пришел ей на помощь. Револьвер дал осечку. Самоубийство не удалось. Павлова осталась жива. И это в коммуне, где сорок квартир и где проживают сорок семейств» .

Второй подход как бы отражал жестокость времени революционных переустройств, в том числе и человеческих взаимоотношений: «…когда суровая действительность нарушает мелкобуржуазную идиллию белоручек, они трусливо убегают с общего поля борьбы, прибегая к самоубийству <…> Хныкающие и пессимисты - живые мертвецы, кандидаты в самоубийцы - враги социализма» .

Таким образом, изучение основных аспектов жизни студенческой молодежи показывает, что в 1920-е - начале 1930-х гг. у подавляющей части студенчества отсутствовали нормальные бытовые условия для организации быта и учебы. Такое положение дел явилось причиной возникновения серьезных межличностных и внутриличностных конфликтов.

Хотя студенчество стремилось улучшить свой быт (организацией коммун, коллективного отдыха и т. д.), но эти попытки не могли кардинально изменить общее положение. Финансово-экономиче­ская помощь со стороны советского государства никак не могла удовлетворить запросы стремительно растущего пролетарского студенчества, его возрастающие культурные и бытовые потребности.
Литература:

1. Красная молодежь. 1924. № 1.
2. Красное студенчество. 1928. № 28.
3. Сборник декретов и постановлений рабочего и крестьянского правительства по народному образованию. Вып. 1. М., 1919.
4. Красное студенчество. 1924. № 1.
5. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 60. Д. 60.
6. Красное студенчество. 1929. № 1.
7. Красное студенчество. 1928. № 1.
8. Красное студенчество. 1925. № 5.
9. Красное студенчество. 1931. № 12.
10. Красное студенчество. 1929. № 25.
11. Красное студенчество. 1929. № 8.
12. Красное студенчество. 1930. № 27.
13. Красное студенчество. 1931. № 19.
14. Красное студенчество. 1930. № 15.
15. Красное студенчество. 1925. № 6-7.
16. Красный студент. 1925. № 1.
17. Красное студенчество. 1925. № 6-7.
18. Студент пролетарий. 1924. № 6-7.
19. Красное студенчество. 1931. № 16.
20. Красное студенчество. 1931. № 6.

Светлана Агафонова
Конспект урока по истории 9 класс «Жизнь и быт советских людей в 20–30 годы» в специальной (коррекционной) школе 8 вида

Тип урока

Комбинированный

Жизнь и быт советских людей в 20-30-е годы .

Цель : Дать учащимся общее представление о жизни и быте советских людей в 20-30 –е годы .

Задачи :

Образовательные

Дать сведения, что с проведением индустриализации и коллективизации в жизни всех простых людей произошли большие изменения;

Разъяснить, что у всех простых граждан жизнь и быт были одинаковыми;

Подчеркнуть изменения в психологии людей .

Коррекционные

Развивать познавательные способности в ходе беседы.

Воспитательные

Прививать интерес к истории своего Отечества .

Оборудование : мультимедийная презентация, карточки (инд. ,перфокарта, учебник

Ход урока

1. Оргмомент

Проверка готовности к уроку

II.Актуализация и проверка пройденного материала

1. Карточки (с индивид. опросом)

2. Фронтальный опрос :

Какую тему изучали на предыдущем уроке (Вспоминают тему предыдущего урока .)

О чем шла речь на уроке ?

Какие события оказали влияние на развитие советской культуры , науки, образования?

Какие области науки развивались успешно?

Какое изобретение сделал С. В. Лебедев?

В чем польза данного изобретения?

Почему в то время обществу нужны были полезные ископаемые?

Что нового появилось в киноискусстве?

О чем писали свои произведения писатели, поэты, художники?

III.Сообщение новых знаний

«людей жизнь Советских 20-30г . в быт и»

(Тему урока вы узнаете ,если поставите слова в нужном порядке)

Сообщение темы урока :

«Жизнь и быт советских людей в 20-30 годы

Вводное слово учителя.

С проведением индустриализации и коллективизации в жизни советских людей произошли большие изменения.

Эти изменения были связаны со строительством новых промышленных предприятий.

В годы первых пятилеток тысячи молодых людей по путевкам комсомола ехали строить новые промышленные предприятия и электростанции.

Им приходилось жить в тяжелых условиях,в палатках или бараках. Питались в столовых.

Вокруг строящегося предприятия постепенно отстраивался и рабочий поселок. Домов на всех не хватало,поэтому строили общие бараки, где в одной комнате проживали несколько десятков человек.

Отдельных квартир рабочим не полагалось.

Молодые люди взрослели,обзаводились семьями. Для них стали строить дома коммуны или общежития. Такие дома напоминали многоэтажные бараки.

На каждом этаже располагался длинный коридор с множественными дверями. За каждой дверью находилась отдельная комната.

Кухня, ванная и туалет располагались в конце коридора, которыми пользовались все семьи, живущие на этом этаже.

По утрам в туалет и ванную выстраивалась большая очередь,т. к все начинали работать в одно и то же время.

На кухне у каждой семьи был свой стол с керосинкой, на которой готовилась еда.

Здесь же стирали и сушили белье. На общих кухнях соседи постоянно ссорились и скандалили между собой.

Во многих городах в старых жилых зданиях все квартиры были превращены в коммунальные. Коммунальные квартиры напоминали общежитие. Перед дверью в квартиру на стене было несколько звонков. Под каждым звонком писали фамилию, имя проживающего в одной из комнат квартиры. По количеству звонков можно было определить сколько семей живет в квартире. Но жилья все равно всем не хватало. Средств на строительство жилых домов правительство не выделяло. Поэтому в старых домах заселялись подвалы и даже чердаки. Питались люди плохо. Продукты распределялись по карточкам.

Это были хлеб, крупы, рыба,рыбные консервы . Мясо и масло давали редко. За всеми продуктами всегда выстраивалась очередь.

Все были одинаково равны. Кроме бедности люди жили в постоянном страхе. За любую критику правительства их могли посадить и расстрелять. Горожане боялись друг друга, т. к среди них было немало доносчиков.

По доносам арестовывали и отправляли в лагеря сотни тысяч людей .

Одевались горожане просто.

Мужчины в основном носили полотняные брюки, рубашку на выпуск и кепку. Женщины надевали темные юбки длиной чуть ниже колен и блузки с длинным рукавом. Роскошь в одежде и в быту осуждалась.

Если у кого-то из соседей в комнате видели хрустальную или дорогую посуду,то тут же доносили на него. Появилось слово «мещанин» , которым презрительно называли такого человека.

IV.Закрепление пройденного материала

А)Перфокарта (инд. карточки)

(см. в приложении)

Б)Вопросы для беседы :

1. Как вы думаете, насколько было неудобно жить в таких квартирах (см. иллюстрацию учебника на стр. 147)

2. Почему продукты выдавались по карточкам?

3. Что характерного было в их одежде?

А)Разгадывание кроссворда

По горизонтали :

1. На чем люди готовили еду?

По вертикали :

2. Если жилья не хватало, то куда еще заселяли людей ?

3. Что стали строить для тех, кто обзаводился семьями?

4. Где приходилось жить людям на новостройках?

По горизонтали :

V.Заключительная часть

1. Запись домашнего задания

2. Выставление оценок

3. Итог урока

Что мы изучали на уроке ?

В связи с чем произошли такие изменения?

Приложение перфокарты (для сильного ученика)

Вопросы общежития индустриализация бараки Промышленные предприятия карточка

1. С проведением чего в жизни людей произошли большие изменения?

2. Что строили молодые люди?

3. Где приходилось жить молодым людям на новостройке?

4. Что начали строить для тех, кто обзаводился семьями?

5. Как распределялись продукты?

Для среднего ученика

Вопросы общежития бараки Промышленные предприятия карточка

1. Что строили молодые люди?

2. Где приходилось жить молодым людям на новостройке?

3. Что начали строить для тех, кто обзаводился семьями?

4. Как распределялись продукты?

Для слабого ученика

Вопросы карточки бараки керосинка

1. Где приходилось жить молодым людям на новостройке?

2. На чем готовили еду?

3. Как распределялись продукты?

Список литературы :

1. История России . 9 класс . Учебник для специальных (коррекционных ) школ 8 вида .

Публикации по теме:

Конспект урока по чтению в 5 классе коррекционной школы 8 вида «К. Паустовский «Кот-ворюга» Тема К. Паустовский «Кот-ворюга» Тип урока Изучение нового материала. Цель Познакомить с произведением К Паустовского «Кот-ворюга». Задачи.

Конспект урока по чтению во 2 классе коррекционной школы VIII вида по сказке «Заяц и белка» Н. Сладкова. Урок чтения во 2 классе сказка «Заяц и белка» Н. Сладкова. Цели урока: 1. Коррекционно-образовательные: - познакомить учеников с произведением.

Тема: Все действия с многозначными числами Цель: Закреплять вычислительные навыки, совершенствовать умение решать задачи. Задачи Образовательные.

Конспект урока по природоведению 5 класс в школе 8 вида «Население и народы России» Тип урока Урок изучения нового материала Цель: Задачи: Образовательные Познакомить с народами России, их промыслом и традициями. Коррекционные.

Первая половина 20-х годов ХХ века – расцвет НЭПа. И Москва этого времени – противоречивая, многоликая, с ужасными гримасами и попытками сохранить культурные традиции.

Что же творилось в городе, который примерял на себя облик первой в мире столицы социалистического государства?

После революции нахлынули в стольный град пролетарии из всех областей и регионов: люди простые, еще вчера стоявшие за сохой и не имеющие никакого понятия об этикете. Именно тогда и началось это вечное шариковское: "Взять и все поделить!". Ковры – долой, лестницы не моем, потому как решить не можем, кто первый, парадные входы –заколотить, так как все равно света нет. И началось повсеместное отторжение старорежимного строя.

В невежественных умах трепетало слово "Свобода", и это сыграло злую шутку с обывателями. Поруганию предавалось все старорежимное, вплоть до таких вечных ценностей, как семья и дом. В Москве процветала свободная любовь. Послабление властей в вопросах регистрации браков привело к тому, что увеличилось количество разводов, абортов, брошенных детей. Свободные граждане стремились полной мерой вкусить такую свободу. К половым связям относились очень свободно, брак и семья не имели никакой ценности. Стало модно кутить, прожигать жизнь и менять партнеров. Москву 20-х наводнили проститутки. Были слабые попытки вразумить сиих барышней – этим занималась жена самого С. Кирова. Устраивала для дамочек известного пошиба концерты и лекции, пыталась насильно лечить и отвадить от пьянства. Как известно, ничего не получилось.

Удивительный факт, но Москву не тронули "винные бунты", которые душили соседний Петербург. Хотя, пили много. Среднестатистическая московская семья мясо ела 2 раза в месяц, молоко считалось роскошью, но бутылка "Зубовки" была ежедневно. Кто не мог потратить 1 рубль на государственную водку, гнали самогон, в который для крепости добавляли керосин.

Сверху насаждалось повальное обобществление. Зачем советскому человеку личная жизнь? Достаточно закутка, где можно поспать, а все остальное – только строем, сообща. Отсюда очередные гримасы того времени: дома-коммуны. На личное пространство отводилось 6 кв. м. Туалеты и столовые, учебные кабинеты и детские, гардеробные и балконы – все общее. С одной стороны это было оправдано, так как Москва 20-х задыхалась от обилия приезжих. Впервые поднимался квартирный вопрос, и появилось понятие "квадратный метр". За эти метры шло настоящее сражение, вплоть до поножовщины, склок, драк и даже убийств. А московские коммуналки великолепно описаны в бессмертном творении Ильфа и Петрова. Помните "Воронью слободку"?

А Москва… Москва звенела трамвайными перезвонами, ощетинивалась криками торговок и шарманщиков. И над всем этим плыл благовест. Колокольный звон в столице полностью запретят лишь к 1930 году. А пока он еще лился с церквей и звонниц, и москвичи, как не странно, после революции хлынули в церковь. Храмы были переполнены. Удивительно, но в государстве, которое позиционировало себя как атеистическое, ходить в церковь считалось правильным. Интеллигенты искали какого-то оплота, а понаехавшие крестьяне – просто тишины.

А еще первопрестольная задыхалась: от смрада конюшен и канализационного амбре, от невероятного душка солонины и непереносимого запаха немытых тел, от удушливого аромата духов "Красная Москва" (они только появились) и стойкой вони нафталина (его скупали килограммами). Вопрос о санитарии рассматривался на правительственном уровне. Людей в срочном порядке учили мыть руки перед едой, ходить в баню хотя бы раз в неделю.

Но были и положительные стороны. На фоне общей разрухи и голода витрины магазинов ломились от обилия продуктов. НЭП позволил возродиться кооперативам и частному предпринимательству. К примеру, А.Райкин вспоминал, как в детстве с диким восторгом они с мальчишками бегали глазеть на горы шоколада и тортов к ближайшей кондитерской.

Нэпман – фигура одиозная, некий шарж на успешного и богатого. Помните Эллочку Людоедочку? Вот она – нэпманка того времени: денег за душой – ни гроша, в голове – ветер, зато бесконечные потуги жить богато, по примеру миллионеров. Нет, появились в Москве и по-настоящему богатые люди. Эти лихо подъезжали к ресторанам на такси, устраивали бесконечные оргии, ели рябчиков и ананасы. И называли их "буржуями". Именно это слово первым произносит и булгаковский Шариков. Вообще, бессмертное творение Булгакова – прекрасная зарисовка московского быта того времени. Разруха, бесконечные песни на бессмысленных собраниях, отключенное отопление и электричество и никаких калош. Прав, прав был гений, утверждающий, что разруха – не в клозетах, а в головах.

А что делать? Ушибленное трагедией войны и революции, поколение срочно нуждалось в "культуротерапии". Предложить большевикам было нечего, все старое – на поругание. Потому и гримасничала культура, выдавая немыслимые выверты в пролетарском сознании. В Москве впервые проводятся конкурсы красоты, где победительниц награждают россыпями бриллиантов. А на соседней улице греются возле костра стайки беспризорных детей, вечно голодных, замерзших, озлобленных. Москва пестрит афишами об открытии театральных лавочек и продаже "чудодейственного средства от геморроя". Но в театрах – пафосный "Красный мак" или вовсе непривычное для славянской души – эротика, кабаре и канкан.

Москва в годы НЭПа – это еще и культурный разгул. Любимый досуг – поход в кинематограф. Наряду с творениями С.Эйзенштейна (чего стоит один только "Броненосец Потемкин") в чести были американские комедии и фильмы с Мэри Пикфорд. Одних издательств в первопрестольной открылось свыше 300. Печатали все и всех! И сочинения Ленина, и печально знаменитую "Переписку Энгельса с Каутским", и бесконечные километры виршей новоявленных талантов. Маяковский был культовой фигурой, но даже он "плевался на богему" того времени, утверждая, что такое количество гениев, рожденных за 24 часа ему не осилить.

Москва 20-х – еще и торговая. Казалось, что все жители торгуют всем, что еще осталось. Говорили, что на Сухаревском рынке можно было купить даже "черта лысого". НЭП правил бал вплоть до конца 20-х. Город одевался по последней моде, маялся в очередях на бирже труда, кутил в ресторанах и подсчитывал трудовую копеечку, толкался в трамваях и ходил строем на партсобрания.

Лишь в конце 20-х, когда пришел к власти Сталин, начались перемены. НЭП "задушили" и искоренили, а москвичи с великим азартом кинулись строить новое, коммунистическое. Но это уже совсем другая история.

Новый социалистический быт в СССР


Выполнил:

Проверил:


Волгоград 2009


Введение

1. Быт и жизненный уклад населения Советской России 1920-30 гг.

2. Культура и искусство, как модель социалистического общества

3. Реформирования в области образования и науки

4. Изобразительное искусство, архитектура, театр и киноискусство в 1920-30 гг.

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в., составная часть социалистических преобразований. Теория культурной революции была разработана В.И. Лениным. Культурная революция и построение нового социалистического быта направлено на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и на разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры.

Построение нового социалистического быта предусматривало ликвидацию неграмотности, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. В результате осуществления культурной революции СССР были достигнуты значительные успехи: по переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 70%; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн. чел; наблюдался расцвет науки и искусства. В культурном развитии СССР вышел на передовые рубежи в мире.

Отличительной особенностью советского периода истории культуры является огромная роль в ее развитии партии и государства. Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества.

В 20-30-е годы в СССР, несомненно, произошел мощный культурный сдвиг. Если социальная революция уничтожила в стране полусредневековую сословность, разделявшую общество на «народ» и «верхи», то культурные преобразования за два десятка лет двинули ее по пути преодоления цивилизационного разрыва в повседневной жизни многих десятков миллионов людей. В невообразимо короткий срок материальные возможности людей перестали быть существенным барьером между ними и по крайней мере элементарной культурой, приобщение к ней значительно меньше стало зависеть от социально-профессионального статуса людей. И по масштабу, и по темпам эти изменения и в самом деле можно считать общенародной «культурной революцией».

1. Быт и жизненный уклад населения Советской России 1920-30 гг.


Существенные изменения произошли в 20-е гг. в быте населения России. Быт, как уклад повседневной жизни, нельзя рассматривать для всего населения в целом, ибо он различен у разных слоев населения. Ухудшились бытовые условия высших слоев российского общества, занимавших до революции лучшие квартиры, потреблявших качественные продукты питания, пользовавшихся достижениями образования и здравоохранения. Был введен строго классовый принцип распределения материальных и духовных ценностей и представители высших слоев лишались своих привилегий. Правда, Советская власть поддерживала нужных ей представителей старой интеллигенции через систему пайков, комиссию по улучшению быта ученых и т.п.

В годы нэпа зарождались новые слои, которые жили зажиточно. Это так называемые нэпманы или новая буржуазия, уклад жизни которых определялся толщиной их кошелька. Им было предоставлено право тратить деньги в ресторанах и других развлекательных учреждениях. К этим слоям можно отнести и партийную, и государственную номенклатуру, доходы которой зависели от того, как они исполняли свои обязанности. Серьезно изменился уклад жизни рабочего класса. Именно ему предстояло занять ведущее место в обществе и пользоваться всеми благами. От Советской власти он получил права на бесплатное образование и медицинское обслуживание, государство постоянно повышало ему заработную плату, обеспечивало социальное страхование и пенсионное содержание, через рабфаки поддерживало его стремление к получению высшего образования. В 20-е гг. государство регулярно проводило обследование бюджетов рабочих семей и следило за их наполняемостью. Однако часто слова расходились с делами, материальные трудности ударяли прежде всего по рабочим, чьи доходы зависели только от размеров заработной платы, массовая безработица в годы нэпа, низкий культурный уровень не позволяли рабочим серьезно улучшить свои бытовые условия. Кроме того, на быте рабочих сказывались многочисленные эксперименты по насаждению «социалистических ценностей», трудовые коммуны, «общие котлы», общежития.

Крестьянский быт в годы нэпа изменился незначительно. Патриархальные отношения в семье, общий труд в поле от зари до зари, желание приумножить свое достояние характеризовали уклад основной массы российского крестьянства. Оно стало более зажиточным, у него развивалось чувство хозяина. Маломощное крестьянство объединялось в коммуны и колхозы, налаживало коллективный труд. Крестьянство больше всего волновало положение церкви в Советском государстве, ибо с ней оно связывало свое будущее. Политика Советского государства в отношении церкви в 20-е гг. не была постоянной. В начале 20-х гг. на церковь обрушились репрессии, изымались церковные ценности под предлогом необходимости борьбы с голодом. Затем в самой православной церкви произошел раскол по вопросу об отношении к Советской власти и группа священников образовала «живую церковь», отменила патриаршество и выступила за обновление церкви. При митрополите Сергии церковь встала на службу Советской власти. Государство поощряло эти новые явления в жизни церкви, продолжало проведение репрессий против сторонников сохранения старых порядков в церкви. В то же время оно проводило активную антирелигиозную пропаганду, создало разветвленную сеть обществ и периодических изданий антирелигиозного толка, внедряло в быт советских людей социалистические праздники в противовес религиозным, даже пошло на изменение сроков рабочей недели, чтобы выходные дни не совпадали с воскресеньями и религиозными праздниками.


2. Культура и искусство, как модель социалистического общества


В начале ХХ века В.И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения Коммунистической партии к творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики Советского государства. В работе “Партийная организация и партийная литература” (1905 г) В.И. Ленин утверждает, что несостоятельным является стремление некоторых творческих людей быть “вне” и “над” классовой борьбой, поскольку “…жить в обществе и быть свободными от общества нельзя”. Классовой подход к культуре - определяющий принцип коммунистов к культурному наследию и происходящим культурным процессам. Основной целью культуры, по мнению В.И. Ленина, является не служение “…пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения “верхним десяти тысячам”, а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее “будущность”. Таким образом, культура и, в частности, такая ее сфера как искусство, должны стать “частью общепролетарского дела”, выражать интересы этого класса.

В марксистской концепции содержалась мысль о взаимосвязи всемирно-исторической миссии пролетариата с перспективами развития культуры: в какой степени пролетариат как революционный класс выразит интересы общества в целом, усвоит, переработает, разовьет “…все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры”, в такой мере зависит ее развитие. Отсюда следует вывод, что гуманистической, в полном смысле этого слова, становится та культура, которая порождена классом, борющимся за свое освобождение. “Класс, совершающий революцию, - писал В.И. Ленин, - уже по одному тому, что он противостоит другому классу, с самого начала выступает как класс и как представитель всего общества”.

Вместе с тем Ленин обращал внимание на следующее крайне важное обстоятельство: “С точки зрения основных идей марксизма интересы общественного развития выше интересов пролетариата, интересы всего рабочего движения в целом выше интересов отдельного слоя рабочих или отдельных моментов движения”.

Серьезной задачей культурной революции провозглашалось приобщение народа к культурным ценностям, изменение его сознания, перевоспитание самого человека. “Раньше, - говорил В.И. Ленин, - весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого - просвещения и развития. Теперь все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации…”.

Государство взяло на себя финансирование всех отраслей культуры: образование, материально-техническое обеспечение, все виды искусства, установив строжайшую цензуру над литературой, театром, кинематографом, учебными заведениями и т.п. Была создана стройная система идеологической обработки населения. Средства массовой информации, оказавшись под жесточайшим контролем партии и государства, наряду с достоверной информацией использовали прием манипулирования сознанием населения. Внушалась народу мысль о том, что страна представляет осажденную крепость, и право находиться в этой крепости имеет лишь тот, кто ее защищает. Постоянный поиск врагов становится отличительной чертой деятельности партии и государства.


3. Реформирования в области образования и науки


В рассматриваемый период культурная жизнь страны развивалась весьма неоднозначно. Вместе с тем, во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успехи. К таковым прежде всего относится сфера образования.

Историческим наследием царского режима явилась значительная доля неграмотного населения. Между тем необходимость быстрой индустриализации страны требовала огромное количество грамотных производительных работников.

Планомерные усилия советского государства, начавшиеся еще в начале 1920-х годов, привели к тому, что доля грамотного населения в России неуклонно росла. К 1939 г. количество грамотных в РСФСР составляло уже 89 процентов. С 1930/31 учебного года вводилось обязательное начальное образование. Кроме того, к тридцатым годам советская школа постепенно отошла от многих не оправдавших себя революционных нововведений: была восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены предметы, прежде исключенные из программы как «буржуазные» (прежде всего история, всеобщая и отечественная). С начала 30-х гг. быстро росло число учебных заведений, занимавшихся подготовкой инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических кадров. В 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам высшего образования.

Сложными оказались 30-е годы для отечественной науки. С одной стороны, в СССР разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются новые научно-исследовательские институты: в 1934 г.С.И. Вавилов основал Физический институт АН им.П.Н. Лебедева (ФИАН), тогда же создан Институт органической химии, в Москве П.Л. Капица создает Институт физических проблем, в 1937 г. создан Институт геофизики. Продолжают работу физиолог И.П. Павлов, селекционер И.В. Мичурин. Результатом работы советских ученых были многочисленные открытия как в фундаментальных, так и в прикладных областях. В частности, на этот период приходятся значительные открытия в изучении Арктики (О.Ю. Шмидт, И.Д. Папанин), разработке космических полетов и реактивного движения (К.Э. Циолковский, Ф.А. Цандлер). Возрождается историческая наука. Как было сказано, возобновляется преподавание истории в средней и высшей школе. Создается научно-исследовательский Институт истории при АН СССР. В 30-е г. работают выдающиеся советские историки: академик Б.Д. Греков - автор трудов по истории средневековой России («Киевская Русь», «Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVIII в. « и др.); академик Е.В. Тарле - знаток новой истории стран Европы и прежде всего Наполеоновской Франции («Рабочий класс во Франции в эпоху революции», «Наполеон» и др.).

В то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук. В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву и подчинена Совнаркому. Утверждение административных способов руководства наукой привело к тому, что многие перспективные направления исследований (например, генетика, кибернетика) по произволу некомпетентных партийных функционеров были на долгие годы заморожены. В обстановке всеобщего доносительства и набирающих размах репрессий академические дискуссии часто заканчивались расправой, когда один из оппонентов, будучи обвинен (пусть и необоснованно) в политической неблагонадежности, не просто лишался возможности работать, но подвергался физическому уничтожению. Подобная участь была уготована очень многим представителям интеллигенции. Жертвами репрессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник советской генетики академик и президент ВАСХНИЛ Н.И. Вавилов, ученый и конструктор ракетной техники, в будущем академик и дважды Герой Социалистического Труда С.П. Королев и многие другие.

Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны. Особенно сильно пострадала старая дореволюционная интеллигенция, большинство представителей которой добросовестно служили советскому государству. В результате фальсифицированных разоблачений ряда «вредительских контрреволюционных организаций» («Шахтинское дело», процесс «Промпартии») в массах разжигалось недоверие и подозрительность по отношению к представителям интеллигенции, что в результате облегчало расправу с неугодными и гасило всякое проявление свободной мысли. В общественных науках определяющее значение приобрел «Краткий курс истории ВКП (б)», вышедший в 1938 г. под редакцией И.В. Сталина. В качестве оправдания массовых репрессий была выдвинута идея о неизбежном усилении классовой борьбы по мере продвижения к построению социализма. История партии и революционного движения была искажена: на страницах ученых трудов и периодических изданий превозносились несуществующие заслуги Вождя. В стране утверждался культ личности Сталина.


4. Изобразительное искусство, архитектура, театр и киноискусство в 1920-30 гг.


В данный период происходят значительные изменения и в изобразительном искусстве. Несмотря на то, что в 20-е годы продолжают существовать Товарищество передвижных выставок и Союз русских художников, появляются и новые объединения в духе времени - Ассоциация художников пролетарской России, Ассоциация пролетарских художников.

Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стали работы Б.В. Иогансона. В 1933 г. была написана картина «Допрос коммунистов». В отличии от появившихся в то время в изобилии «картин», изображающих и прославляющих Вождя или нарочито оптимистических полотен вроде «Колхозного праздника» С.В. Герасимова, работа Иогансона отличается большой художественной силой - несгибаемая воля обреченных на смерть людей, которую мастерски удалось передать художнику, трогает зрителя независимо от политических убеждений. Кисти Иогансона принадлежат также большие картины «На старом уральском заводе» и «Выступление В.И. Ленина на 3-м съезде комсомола». В 30-е года продолжают работать К.С. Петров-Водкин, П.П. Кончаловский, А.А. Дейнека, серию прекрасных портретов современников создает М.В. Нестеров, пейзажи Армении нашли поэтическое воплощение в живописи М.С. Сарьяна. Интересно творчество ученика М.В. Нестерова П.Д. Корина. В 1925 г. Кориным была задумана большая картина, которая должна был изображать крестный ход во время похорон. Художником было сделано огромное количество подготовительных этюдов: пейзажи, множество портретов представителей православной Руси, от нищих до церковных иерархов. Название картины предложил М. Горький - «Русь уходящая». Однако после смерти великого писателя, оказывавшего художнику покровительство, работу пришлось прекратить. Наиболее известной работой П.Д. Корина стал триптих «Александр Невский» (1942 г).

Вершиной развития скульптуры социалистического реализма стала композиция «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной (1889-1953). Скульптурная группа была изготовлена В.И. Мухиной для советского павильона на всемирной выставке в Париже в 1937 г.

В архитектуре в начале 30-х гг. ведущим продолжает оставаться конструктивизм, широко использовавшийся для строительства общественных и жилых зданий. Эстетика простых геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в 1930 г. по проекту А.В. Щусева. Мавзолей по-своему замечателен. Архитектору удалось избежать излишней помпезности. Гробница вождя мирового пролетариата представляет собой скромное, небольшое по размерам, очень лаконичное строение, прекрасно вписывающееся в ансамбль Красной площади. К концу 30-х гг. функциональная простота конструктивизма начинает сменяться неоклассикой. В моду входит пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями, проявляется гигантомания и склонность к нарочитому богатству убранства, часто граничившему с безвкусицей. Стиль этот иногда именуют «сталинским ампиром», хотя с настоящим ампиром, для которого характерна прежде всего глубочайшая внутренняя гармония и сдержанность форм, в реальности его роднит лишь генетическая связь с античным наследием. Вульгарное порой великолепие сталинской неоклассики призвано было выразить силу и мощь тоталитарного государства.

Отличительной чертой в области театра было становление новаторской деятельности театра Мейерхольда, МХАТа и др. Театр имени Вс. Мейерхольда работал в 1920-38 под руководством режиссёра В.Э. Мейерхольда. При театре существовала специальная школа, сменившая несколько названий (с 1923 Государственные экспериментальные театральные мастерские - ГЭКТЕМАС). Почти все спектакли ставил сам Мейерхольд (в редких случаях в сотрудничестве с близкими ему режиссёрами). Характерное для его искусства в начале 1920-х гг. стремление сомкнуть новаторские эксперименты («конструктивистские» постановки «Великодушного рогоносца» Ф. Кроммелинка и «Смерти Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина, обе - 1922) с демократическими традициями простонародного площадного театра особенно заметно проступило в чрезвычайно вольной, откровенно осовремененной режиссёрской композиции «Леса» А.Н. Островского (1924); игра велась в шутовской, балаганной манере. Во второй половине 1920-х гг. на смену стремлению к аскетичности пришло тяготение к эффектному зрелищу, которое проявилось в спектаклях «Учитель Бубус» А.М. Файко (1925) и особенно в «Ревизоре» Н.В. Гоголя (1926). Среди других спектаклей: «Мандат» Н.Р. Эрдмана (1925), «Горе уму» («Горе от ума») А.С. Грибоедова (1928), «Клоп» (1929) и «Баня» (1930) В.В. Маяковского, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина (1933). Огромный успех театру принёс спектакль «Дама с камелиями» А. Дюма-сына (1934). В 1937-38 театр был подвергнут резкой критике как «враждебный советской действительности» и в 1938 решением Комитета по делам искусств закрыт.

В театре начинали свой творческий путь режиссёры С.М. Эйзенштейн, С.И. Юткевич, И.А. Пырьев, Б.И. Равенских, Н.П. Охлопков, В.Н. Плучек и др. В труппе театра раскрылись актёрские дарования М.И. Бабановой, Н.И. Боголюбова, Э.П. Гарина, М.И. Жарова, И.В. Ильинского, С.А. Мартинсона, З.Н. Райх, Е.В. Самойлова, Л.Н. Свердлина, М.И. Царёва, М.М. Штрауха, В.Н. Яхонтова и др.

Быстро развивается кинематограф. Увеличивается количество снимаемых картин. Новые возможности окрылись с появлением звукового кино. В 1938 г. на экраны выходит фильм С.М. Эйзенштейна «Александр Невский» с Н.К. Черкасовым в главной роли. В кино утверждаются принципы социалистического реализма. Снимаются фильмы на революционную тематику: «Ленин в Октябре» (реж. М.И. Ромм), «Человек с ружьем» (реж. С.И. Юткевич); фильмы о судьбе человека-труженика: трилогия о Максиме «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» (реж. Г.М. Козинцев); музыкальные комедии Григория Александрова с жизнерадостной, зажигательной музыкой Исаака Дунаевского («Веселые ребята», 1934, «Цирк» 1936, «Волга-Волга» 1938), идеализированные сцены жизни Ивана Пырьева («Трактористы», 1939, «Свинарка и пастух» 1941) создают атмосферу ожидания «счастливой жизни». Огромной популярностью пользовался фильм братьев (в действительности же только однофамильцев, «братья» - своеобразный псевдоним) Г.Н. и С.Д. Васильевых - «Чапаев» (1934 г).


Заключение


Преобразования, проводившиеся в стране, не могли не коснуться и перестройки жизни общества. Этот процесс получил название культурной революции., которая начала осуществляться с первых лет Советской власти, но которая широко развернулась лишь в период реконструкции народного хозяйства.

Преобразования в духовно-культурной сфере и построение нового социалистического быта развертывались по следующим направлениям: - ликвидация неграмотности и введение всеобщего обучения; - подготовка специалистов для народного хозяйства через высшее и среднее специальное образование; - развитие науки как фундаментальной, так и прикладной; - создание творческих союзов и развитие художественной культуры; - становление многонациональной культуры; - идеологическая работа по пропаганде социалистического образа жизни и мобилизации масс на социалистическое строительство.

Осуществление преобразований в культурно-духовной сфере осуществлялось в особых условиях переходного периода, когда в большой мере сказывались: во-первых, поголовная неграмотность населения; во-вторых, сохранение культуры царского времени с большим влиянием религии, великодержавной духовной и национальной политики; в-третьих, влияние буржуазной культуры и ее носителей в лице старой интеллигенции; в-четвертых, эмиграция значительной части научной и творческой интеллигенции, и, в-пятых, необходимость ускоренной подготовки технических кадров для промышленности.

Список используемой литературы


Боханов А.Н., Горинов М.М. и др. История России ХХ век. - М.: Издательство АСТ, 1996.

Голубков М.М. Утраченные альтернативы. Формирование монистической концепции советской литературы в 20 - 30-е годы. М.: Правда, 1992.

Полевой В.М. Малая история искусств. Искусство ХХ века. 1901 - 1945. М.: Искусство, 1991.

Репрессированная наука / Под ред. М.Г. Ярошевского. Л., 1991.

Хрестоматия по истории СССР. 1917 - 1945 гг. Учебное пособие для педагогических институтов - М.: Просвещение, 1991.

Похожие рефераты:

Целью статьи является краткий анализ особенностей системы гуманитарного образования республики Башкортостан второй половины 30-х годов.

Рабселькоровское движение - участие в печати рабочих и широких масс трудящихся, свойственное только коммунистической прессе. Принципиальное обоснование Р. д. дано в брошюре т. Ленина «С чего начать».

Это вовсе не работы профессиональных фотографов, которых можно попытаться обвинить в том, что они односторонни. Это фотографии из частных альбомов - реальная жизнь, которой жили обычные среднестатистические советские люди 20-х - 50-х годов. Безусловно, они не могут сравниться с уровнем работ профессиональных фоторепортеров, большинство из них делались любителями. Но они отражают жизнь такой, какой они ее видели те люди и частично сумели сохранить в семейных фотографиях.
За кадром осталось очень многое. Например, ликбезы, где учили читать и писать 80% неграмотного населения страны - откуда у крестьян тех лет фотоаппараты? Но дело не в этом.
Посмотрите на то, что окружает советских людей тех лет, одежду, на лица, отражающие свое время. Порой они скажут о своем времени лучше всяких историков, пропагандистов и аналитиков.

Дети Середины 20-х


Школьные учебники - впервые в жизни. Образование для всех впервые в мире дала Советская Власть.




Рядом с трибуной беспризорники - последствия Гражданской. Беспризорность будет ликвидирована только к началу 30-х.


1928 год. Красноярский край. Съезд партийных работников.


Посмотрите, как одеты партийные работники - так же, как средний человек тез лет.
В 20-х костюм был далеко не у всех. А у партийных работников обычным гардеробом было 2 гимнастерки, а то и одна.


Семейное торжество, 20-30-е годы



Фото женщины. 1930 Москва



Группа людей 1930 г. Место неизвестно



Сельсовет нач. 30-х. Павло-Посадский р-н Московской обл.



Автомобиль на Дровах (!) Авто пробег 1931 г.


Энтузиасты-конструкторы 30-х. С нефтью в СССР тогда было не очень хорошо - практически вся разведанные запасы были сосредоточены на Кавказе. Нефтяные поля Татарии и Сибири были открыты только в 40-х -

50-х годах, когда была создана база для геологических изысканий. До этого стране катастрофически не хватало геологов, оборудования, инженеров, транспорта... не было практически ничего. Все это было создано в 30-е.



1931 г. Лучшая бригада на строительстве Кузнецкого металлургического комбината, г.Новокузнецк.


Закладывается база тяжелой промышленности. И нечего врать, что ее "построили зэки в 37" - она уже была давно построена к тому времени, а вклад труда заключенных в экономику тех лет составляет менее 1%.
Теперь этот комбинат "приватизирован", то есть украден у народа непонятными личностями. Недавно "губернатор" Тулеев заявил, что у комбината "наконец появился хозяин" - непонятная группа подставных лиц. Теперь комбинатом, наконец, можно управлять, с хозяином-то. Страшно представить, как тогда его могли построить без хозяина, не то что управлять.
Для этого что-ли его строили наши деды, чтобы его украла всякая мразь?
Посмотрите не лица этих людей. Они, не жалея себя, строили заводы и города для своих потомков, для нас. Через 10 лет они защитят сделанное ими в самой страшной войне человеческой истории, умирая для того, чтобы жили мы. А мы все это позволили украсть и разрушить. Могли бы мы посмотреть им в глаза?



Семья. Ленинград 1930-31г.


Интеллигенция и специалисты в те годы зарабатывали очень неплохо.



Отдых на воде. Кировская обл. 1932 - 1936



18 апр. 1934. "Рабочая бригада". Неверовско-Слободская сельскохозяйственная артель "Завет Ленина" С.Неверово-слобода Вер.Ландех. р-на Шуйск. окр.


Сельскохозяйственные рабочие глухой сибирской провинции. Артель - это негосударственная организация, а кооператив объединившихся предпринимателей, которые сами заключали договора с государством и другими кооперативами, платили налоги и т.д.
Тот, что заявляет, что СССР тех лет был сверх централизованным государством, где все жестко регламентировалось из центра - вообще не знает своей истории и не понимает структуры общества тех лет, либо целенаправленно лжет.
Кооперативное движение было чрезвычайно развито в Сталинском СССР. Кроме колхозов, которые были кооперативными организациями, тогда было свыше 114 тысяч промышленных мастерских, где работали около 2 миллионов человек. Они производили почти 6 % валовой продукции промышленности СССР в ее составе: 40% всей мебели страны, 70% всей металлической посуды, 35 % верхнего трикотажа, почти 100% игрушек.
В кооперативных сельских артелях работники (как колхозники, так и единоличники) обычно были заняты частично. Они включали в 30-е годы до 30 миллионов человек.
Кооперативное движение в СССР было уничтожено во Хрущевым одновременно с развертыванием анти сталинской истерии.



1934 г.Турпоход по Военно-грузинской дороге


Можете представить рабочего царской России, который за государственный счет пошел в турпоход? Как сказал Г. Уэллс - это единственная страна в мире, где рабочим играют классическую музыку.



"После купания" Середина 30-х годов.


"Запуганные советские люди. " (С) Посмотрите, есть ли страх на этих лицах? На любой из фотографий. Открытые, оптимистичные и светлые лица.



Колхозники. Кировская обл между 1932 и 1936 гг


Обычные советские колхозники на сенокосе.



Коломенский район. Середина 30-х.



1935, Орловская область, дом отдыха "Богдановский".


Вся страна занималась спортом. Это обычные советские девушки, вовсе не сборная по гимнастике. Попробуйте повторить то, что они делают.



Учащиеся педтехникума, 1935 год, Кировская область


Форму ученикам выдавало Советское Государство. Это страна, которая несколько лет назад ходила в лаптях и не умела читать и писать.



Юноши 30-х годов, Кировская область.


Значки - сданы нормы ГТО (Готов к Труду и Обороне) и ГТСО (то же, но санитарный). В те годы получить такой значок уважающему себя мальчишке было совершенно необходимо. Человека ценили по личным качествам, а не по кошельку и связям родителей. Пользовавшихся связями - презирали. Такие люди через несколько лет выиграют Войну, почти с нуля построят мировую державу, запустят человека в космос.
Обратите внимание на собранные, волевые, взрослые лица этих мальчишек - им примерно по 16 лет. И сравните их с нынешними.



Игра "Пионерская Скамеечка". Пионерлагерь 1937 год


Каждый ребенок практически бесплатно мог поехать на все лето в пионерский лагерь, где их воспитывали, тренировали и обучали. В западных странах до сих пор об этом нельзя и мечтать. А это у нас было обыденностью с 30-х.



Аэросани на льду Волги у Канавдинского моста. Середина 30-х.


Хай-тек тех лет. Они сыграли важную роль в отработке авиа технологий и широко использовались в освоении Севера, Финской и Отечественной войнах.



1936 г. Москва Вид на Парашютную Вышку со стороны наб. М. Горького (Центральный Вход в Парк)


Что, не ожидали? Чтобы в "ужасном сталинском СССР, где не было секса" в Москве выставлена скульптура прекрасной обнаженной женщины? Да, более того, она стояла и "в страшном 37-м". Если Вы думаете, что же все жили в постоянном ужасе под тотальным контролем ханжеского тиранического государства, то совсем не представляете и не понимаете то время - оно не имеет практически ничего общего с тем, как его представлет россиянское ТВ и писульки всяких подонков.
Тому обществу, тому времени, были нужны не рабы и трусы, а храбрые, отважные и решительные люди. Общественный парк тогда был почти немыслим без парашютной вышки, тира и летнего стадиона. В каждом городе был аэродром, где миллионы молодых людей осваивали планеры и легкие самолеты. Воспитывали волю, отвагу, храбрость
"Здравствуй, Страна Героев, Страна Мечтателей, Страна Ученых..."
Только такие могли построить великую Державу. В одном только 1935 г. парашютным спортом занималось более 800 000 человек. В те годы почти в каждом городе, каждом крупном парке была парашютная вышка, их строили даже в крупных колхозах.
Парашютные вышки стали ликвидироваться сразу после смерти Сталина. Тогда же стало запрещено иметь личное оружие. Парашютные вышки в парках были закрыты примерно к середине 60-х годов. Неспроста - с разрушением Сталинской системы мужественные храбрецы стали не просто не нужны, а опасны. Уж сталинские чудо-богатыри не дали бы провести "перестройку".
Кстати, было в Сталинском СССР немало и скульптур, и картин обнаженной натуры, просто из этого никогда не разжигали ажиотажа, превращая человека с неустойчивой психикой в раба своих страстей, а это было просто спокойной и достойной частью культуры.


Вера Волошина, 1 октября 1941. Через два месяца - 29 ноября эта на редкость красивая девушка погибнет.


Восьмиметровая скульптура Девушка с веслом замечательного скульптора Ивана Шадра (Иванова), моделью была замечательная советская спортсменка Вера Волошина, пропавшая без вести в ноябре 1941 года во время диверсионной операции в тылу врага. За месяц до ее гибели скульптуру разрушила немецкая бомба. Только через четверть века стали известны подробности ее гибели - она была тяжело ранена, когда возвращалась с задания, схвачена немцами и после долгих пыток повешена в лесу. Это произошло в 10 км от места гибели Зои Космодемьянской, в тот же самый день. Вера Волошина, совершившая такой же подвиг была комсоргом комсомольской разведывательно-диверсионной группы, в которую входила Зоя.
Вера была еще и прекрасной парашютисткой и скульптор полушутливо говорил, что специально поставил ее смотреть на парашютную вышку.



Студенты-геологи 1937 г.



О чем фотография, ясно из надписи вверху. Обратите внимание - почти у всех юношей - значки ГТО. Быть комсомольцем-дистрофиком было просто дико. Комсомольцы и коммунисты могли иметь личное оружие.



Обычная Московская Семья 1939-1940



1939 год. Хакасия. Село


Велосипед в Стране Советов стал обыденностью - его могли позволить себе и своим детям практически все. На Западе, например, велосипед в те годы мог позволить себе далеко не каждый. Начиналась пятилетка товаров народного потребления, выполнявшаяся исключительно успешно. Жизненный уровень советских людей стремительно рос с 1939 года... до 22 июня 1941.



1942 год, через два месяца он погибнет в боях под Вязьмой.



На Развалинах Родного Дома 1942. Московская обл.





1947г. Сельская школа в Вологодской обл.


На фотографиях первых лет после Войны даже на детских лицах видны следы сильного стресса и тяжелой жизни. Следы Войны видны на человеческих лицах еще и в начале 50-х и затем они постепенно исчезают, а лица 10-летних детей перестают быть не по-детски взрослыми. Почти у всех из них погиб или тяжело ранен кто-то из близких людей, если не из семьи, то из друзей, их семей, одноклассников. У многих из них матери остались вдовами.



Деревенские Мальчишки 1947 г.



4"А" класс, конец октября 1948 г, деревня под Смоленском.



"Троица, 1949 год". Кировская область


Последние 20 лет "всем известно", что за религиозные обряды в СССР были строжайше запрещены и особенно свирепым был террор во времена Сталина. Как нас уверяют: поставил крест на могиле, нарядил ёлку - и маршируй в колонне на Колыму. А было вот так.



Класс 1950 г. Одной из Московских школ.



"Отдых на природе" - конец 40-х - начало 50-х




Поделиться