Конспект урока описание памятника архитектуры. «Урок развития речи «Описание памятника архитектуры

Урок подготовки к сочинению-описанию памятника

(по учебнику «Русский язык – 8» С. Г. Бархударова и др.)

Слайд 2

Памятник – это…

объект, составляющий часть культурного достояния страны;

произведение искусства, созданное для увековечения людей или исторических событий: скульптурная группа, статуя, бюст.

«Мне нравится, что уходим мы или приходим,

а он - всегда стоит. Под снегом, под летящими листьями, в заре, в мутном молоке зимы - всегда стоит…»

М.Цветаева о памятнике А. С. Пушкину в Москве

Слайд 3

Архитектурные термины

Архитектура, зодчество (син.) – искусство строительства, возведения зданий;

Композиция – построение памятника, соотношение его частей;

Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании его элементов;

Горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема;

Барельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона менее чем на половину своего объема;

Монумент – большой памятник;

Постамент – возвышение, служащее основанием памятника;

Пьедестал – подножие статуи;

Ландшафт – общий вид местности;

Слайд 4

Составьте синонимический ряд:

Скульптор - … (ваятель, зодчий, художник, автор)

Запомни!Памятник (кому? чему? – Д. п.)

Портрет (кого? – Р. п.)

Слайд 5

Работа с текстом упр. № 57(описание Триумфальной арки):

Какова тема текста?

К какому стилю он относится? Докажите.

Определите тип речи.

Кто такие галлы?

Как вы понимаете выражение «двунадесять языков»?

Что значит слово «апофеоз»?

Какому значению слова «памятник» соответствует Триумфальная арка?

АПОФЕОЗ – прославление, возвеличение, торжество, кульминация, наивысшая точка (ср. В.Верещагин «Апофеоз войны»)

Слайд 6

В. Верещагин «Апофеоз войны»

  • Слайд 7

    Работа с текстом упр. №111(описание Храма Василия Блаженного):

    Определите стиль и тип речи этого текста.

    Озаглавьте текст. Что отражено в вашем заглавии – тема или идея?

    Выделите в тексте микротемы и озаглавьте их. Что получилось?

    Сравнивая два описания архитектурных памятников (Триумфальной арки и Храма Василия Блаженного), выявите общее в их структуре и сделайте вывод об обязательных элементах, которые должны войти в описание любого памятника.

    Слайд 8

    План описания памятника архитектуры

    По какому поводу воздвигнут памятник?

    Где и когда сооружен?

    Описание памятника (общий вид и отдельные элементы).

    Описание ландшафта, в который вписан памятник.

    Впечатление, которое он производит.

    Слайд 9

    Домашнее задание ко второму уроку:

    Прочитайте фрагмент стихотворения Д. Кедрина «Зодчие» (упр. №112). Сравните этот поэтический текст с текстом, приведенным в упр. №111. В чем различие между ними (в стиле, типе речи, полноте описания, использовании средств художественной выразительности и т. д.)?

    Составьте (устно) мини-сочинение, заключающее в себе ответы на заданные вопросы.

    Подготовьтесь к словарному диктанту «Узнай слово» (по архитектурным терминам).

    Слайд 10

    Словарный диктант по архитектурным терминам

    Узнай слово по лексическому значению и запиши его:

    Искусство строительства зданий

    Узор, построенный на ритмическом чередовании его элементов

    Общий вид местности

    Скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более (менее) чем на половину своего объема

    Подножие статуи

    Возвышение, служащее основанием памятника

    Проверь себя!

    Архитектура, орнамент, ландшафт, горельеф, барельеф, пьедестал, постамент.

    Слайд 11

    Работа с текстом упр. 108(описание памятника А. С. Пушкину в Петербурге):

    К какому стилю и типу речи относится этот текст? Аргументируйте свой ответ.

    Выделите в тексте микротемы, соответствующие пунктам составленного нами плана описания памятника архитектуры.

    Какими художественными средствами пользуется автор для создания образа великого поэта? Как помогают они ярче представить себе облик А. С. Пушкина?

    Слайд 12

    Работа над текстом«Памятник Минину и Пожарскому»:

    Найдите признаки публицистического стиля в тексте.

    Выделите в тексте микротемы, соответствующие общему плану описания памятника.

    Найдите слова возвышенной лексики. Зачем автор так активно обращается к ним?

    Какие образные средства языка использованы в этом тексте?

    Можно ли понять из текста, с каким чувством автор пишет об этом памятнике? Аргументируйте свой ответ.

    Выборочное мини-изложение

    I вариант: Описание скульптуры Козьмы Минина.

    II вариант: Почему на первом рельефе Мартос

    изобразил самого себя?

    Слайд 13

    Домашнее задание:

    Опишите памятник Владимиру Красное Солнышко или Александру Невскому (на выбор), опираясь на план описания памятника архитектуры.

    Слайд 14

    Спасибо за внимание!

    Посмотреть все слайды

    Урок русского языка в

    8 классе на тему

    «Описание с элементами повествования

    памятника русской архитектуры »

    Цели урока: подготовить учащихся к сочинению-описанию с элементами повествования памятника архитектуры; активизировать лексику, необходимую для описания памятника архитектуры; совершенствовать умение подбирать и использовать специальные языковые средства для сочинения в научно-популярном стиле речи; способствовать формированию интереса к русской культуре.

    Оборудование: иллюстрации, фотографии, ксерокопии изображения храма Василия Блаженного; словарики-иллюстрации понятий некоторых архитектурных терминов. Мультимедийный проектор.

    Подготовка к уроку:

    1.Составить словарик к уроку, посмотрев в толковых словарях определения следующих слов-понятий: зодчие, храм,возводить (здание),увенчать. Записать в словарике, какая стилистическая помета дается к этим словам.

    2.Индивидуальные задания: подготовить рассказ о создании храма Василия Блаженного; подготовить рассказ о композиции храма по плану его построения.

    Ход урока. Слайд№1(Тема урока), №2 (Эпиграф к уроку).

    Говорят, что архитектура – это застывшая музыка.

    Да нет же, не застывшая! У каждого храма на Руси – своя нота.

    У одного торжествующая, у другого щемящая,

    у третьего пронзительная

    Надо только научиться слушать эти ноты…

    (Отрывок из сочинения Кати Ч. 8 класс)

    Вступительное слово учителя.

    «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие. «Государственное правило, -говорит Карамзин, - ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному». Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». А.С. Пушкин.

    Русская земля. Её история… Она осталась в рукописях, сказаниях, песнях. Существует она и в «каменных летописях», как справедливо называл создававшуюся на протяжении столетий старинную архитектуру Н.В. Гоголь.

    Памятники старины – это вкусы времени, представления о прекрасном, духовные идеалы, трудолюбие, мастерство народа. Это история его страдания и мужества, закалявшегося в битвах.

    Сейчас мы совершим экскурсию и уделим внимание сокровищам нашей культуры – древнерусскому зодчеству.

    Каждый собор, монастырь, маленькая церквушка, даже колокольня или звоница могли бы рассказать о себе удивительные истории.

    Слайд №3. (Преподобная колокольня). Например, в Суздале есть Преподобная колокольня (1813 г.) Предание повествует, что во время Отечественной войны 1812 года суздальцы дали обет: в случае изгнания войск Наполеона из России воздвигнуть в городе самую великую колокольню в честь победы русского воинства. Свое обещание суздальцы выполнили. В городе появилась Преподобная колокольня. Её высота составляет 72 метра. В общей панораме города она доминирует над всеми прочими сооружениями и выглядит очень торжественно.

    Слайд №4, №5.(Покровский Монастырь). Покровский монастырь (1364 г. Суздаль) кажется величественным и строгим. Это не случайно. Василий III , делая указ на строительство собора, распорядился устроить под собором полуподвальный обширный склеп для погребения умерших знатных монахинь. И собор стал не только главным храмом монастыря, но и торжественным мавзолеем. В мрачном подцерковье за толстыми стенами нашли своё пристанище опальные царицы, княгини, боярыни. Здесь покоится дочь Ивана III и его племянница, жена Василия III , жена Ивана Грозного и другие представительницы знатных аристократических русских родов. В конце XVII века сюда была отправлена первая жена Петра I Евдокия Лопухина. Именно в старинных русских городах прочитывается наибольшее количество страниц русской истории.

    Слайд №6-37. (Виртуальная экскурсия). Просмотр слайдов.

    После просмотра на экране остается слайд №37.(Храм Василия Блаженного).

    Сегодня на уроке мы будем готовиться к описанию памятника древнерусской архитектуры.Мы будем говорить об одном из самых величественных. Красивых и всемирно известных соборов – храме Василия Блаженного. Об этом храме известный искусствовед Михаил Владимирович Алпатов писал, что в нем русская архитектура достигла «зрелости и классического совершенства».

    Знаете ли вы, где расположен храм Василия Блаженного?

    Кто из Вас бывал на Красной площади и видел этот храм?

    Какое впечатление произвел на вас этот храм, когда вы впервые увидели его?

    Мы выяснили, что храм Василия Блаженного видели почти все, когда бывали в Москве, а кто не был, знают его, потому что не раз видели его изображение. Вы все сказали, что храм вам нравится. Действительно, он очень красив и неповторим. А теперь представьте себе такую ситуацию. Вы приехали в Москву со своим младшим братом или сестрой, которые впервые увидели этот храм. Что вы сможете рассказать об этом соборе? (Как правило, в ответ следует молчание или неуверенное называние фактов, связанных с храмом.)

    Почему же вы не можете справиться с этим заданием? (Не хватает знания фактов: когда был построен храм, в честь каких событий.)

    Тогда я сформулирую другое задание. У каждого из вас на столе лежит фотография храма. Кто из вас сможет описать храм? (Как правило, желающих не бывает.)

    Что же мешает описать храм, изображение которого перед вашими глазами? (Не хватает слов. Для того, чтобы его описать, необходимо знание архитектурных элементов, деталей собора.)

    Действительно, это задание невозможно выполнить без дополнительных сведений как о самом храме, так и о его архитектурных особенностях. А ведь может так случиться, что вы окажитесь в ситуации, когда не на уроке, а в жизни вы будете беспомощны: не сможете ответить на вопросы человека, который спросит вас об этом или любом другом храме, вам нечего будет сказать своим друзьям, родственникам, знакомым, если зайдет разговор на эту тему.

    Каждый человек, живущий на своей земле, должен знать и уметь говорить о наиболее значимых явлениях родной культуры, в том числе и из области архитектуры. Литература не создается только для писателей и поэтов, живопись радует не только живописцев, архитектура существует не только для архитекторов - это наше общее наследие, наше достояние. Поэтому наша задача на уроке будет заключаться в том, чтобы обогатить себя сведениями о культурном наследии России, получить необходимые знания о храме Василия Блаженного, научиться описывать его, используя в речи специальные термины. Итогом урока будет написанное вами сочинение-описание с элементами повествования на тему «Собор Василия Блаженного – памятник русской старины». Помогут вам справиться с этой задачей ваши одноклассники, которые выступят в роли «историка» и «архитектора», а также специальные словарики с иллюстрациями тех понятий, о которых мы будем говорить на уроке (Ксерокопии словариков необходимо разложить на парты, т.к. словарь разделен на два слайда.)

    Сбор фактического материала к сочинению .

    Возможное содержание рассказа ученика, выступающего в качестве «историка» на уроке:

    В середине XVI века сложной проблемой на Руси стали отношения с Казанским царством. Московские князья не раз предпринимали военные походы на Казань. В октябре 1552 года русские войска приступом овладели Казанью. В ознаменование этой победы на большой площади у Кремля (раньше Пожар, сейчас Красная площадь) был построен Покровский собор, названный так в честь общерусского праздника Покрова. Началом сооружения был 1555 год, а окончилось строительство в 1562 году.

    Царь Иван IV , по прозвищу Грозный, пригласил талантливых русских мастеров Барму и Постника Яковлева и « и повеле им здати церкви каменнызаветныявосемь престолов».

    Слайд №38. (Храм Василия Блаженного со строками Д.Кедрина). В своей известной поэме «Зодчие» Дмитрий Кедрин писал об этом событии так:

    Как побил государь

    Золотую Орду под Казанью,

    Указал на подворье свое

    Приходить мастерам.

    И велел благодетель,-

    Гласит летописца сказанье,-

    В память оной победы

    Да выстроят храм.

    А писатель А.Волков рассказывает в книге «Зодчие» о строительстве храма:

    Тысячи людей вовлечены были в строительство Покровского собора. Дровосеки стучали в лесах топорами, валили мачтовые сосны, огромные дубы. Углежоги выжигали уголь, и на этом угле кузнецы ковали железные полосы, скрепы, болты. Глиномесы готовили сотни тысяч кирпича, а обжигщики укладывали кирпич в печи. Плотники резали квадратные дубовые шашки для полов. Купцы доставляли луженое железо для кровель и глав. Столяры делали перегородки для иконостасов, покрывая их тончайшей узорной резьбой. Иконописцы писали иконы. Басменники, постукивая фигурными молоточками по листам золота и серебра, приготовляли драгоценные переплеты для богослужебных книг, а эти книги переписывались трудолюбивыми монахами-переписчиками в тесных кельях. И вся эта многообразная кропотливая работа сходилась в единому центру – к строительной площадке, где властвовали Барма и Постник.

    По замыслу творцов храма, собор воплощал величие Ивана Грозного, победу русского воинства на Волге. Церквам, окружавшим центральную Покровскую церковь, были даны названия святых праздников, которые пришлись на период похода на Казань. Когда работа над проектом была завершена, метрополитМакарий сказал царю, что есть нарушения церковных правил: церкви должны заканчиваться куполами, а тут шатры. Барма произнес речь, что храм ставится в память русского воинства, в память великих жертв, понесенных русскими людьми. А это означает, что архитектура должна быть самобытной.

    Размеры помещений внутри храма были невелики. Однако объяснялось это тем, что изначально храм не предназначался для моления, а задумывался как памятник.

    Строили собор из красного кирпича, пуская пояски и карнизы из белого известнякового камня. Это выглядело очень нарядно и празднично, хотя и нарушало традиции белокаменной Москвы. Так что поначалу храм был красно-белый, и лишь в XVII веке он был раскрашен так причудливо.

      Есть ли у вас вопросы к нашему уважаемому историку?(В докладе было сказано, что храм назывался Покровским, а мы его больше знаем под другим названием.Прочему?)

    Дополнения «историка ».

    Иван Грозный был «на рабы свои жестокосерд вельми и на пролитие крови и на убийство дерзостен и неумолим, множество народа от мала до велика при царствии своем погуби». В Москве никто не решался перечить царю. За исключением одного человека: лишь юродивый (по-старому – блаженный) Василий, ходивший зимой и летом босиком и в рубище, не боялся царя.

    Сын Ивана Грозного Федор тяжело переживал злодеяния своего отца. После смерти Василия Блаженного Федор велел похоронить его в храме. Над его могилой выросла небольшая десятая главка

    Вскоре название собор Покрова на Рву или Покровский собор, данное храму Иваном Грозным, было вытеснено новым названием, которое дал храму народ – храм Василия Блаженного.

      Итак, теперь мы знаем, когда, как строился храм, почему он так назван. Можно ли уже описать храм? Каких знаний нам не хватает? (Необходимо иметь представление об основных архитектурных особенностях храма.)

      В этом нам помогут иллюстрации с изображением храма, а также план собора. Н.В. Гоголь когда-то сказал,что «архитектура – это каменная летопись мира». Давайте попробуем ее прочитать, а поможет нам в этом «архитектор».

    Сообщение «архитектора» о композиции храма.

    Слайд №39.(План собора). Мастера Постник и Барма, как вы слышали, получили приказ царя построить церковь, состоящую из восьми престолов, или церквей. Но мастера изменили первоначальный замысел и,как говорится в летописи, « Божьим промыслом основаша девять пределов, не яко же повелено им, но яко по Бозе разум давася им в разумении основания». Как же расположили эти церкви зодчие? Посмотрите на план собора. В центре плана (рис.№1) находится церковь Покрова. Она самая большая по размерам. По четырем сторонам света расположены четыре крупные башни (рис.2,3,4,5), которые имеют форму восьмигранника, или «восьмерика». Башни № 6,7,8,9 расположены по диагоналям. Эти башни более мелкие, четырехгранные, имеющие форму «четверика». Церковь (№10), нарушающая симметрию,- та самая церковь, которая была построена позднее на месте захоронения Василия Блаженного.

    Писатель А.Волков писал о плане собора:

    План собора таков. Вокруг центрального храма располагаются четыре меньших храма по четырем сторонам света: эти храмы архитекторы называют «Большой четверицей». В промежутках, по диагоналям, размещаются церкви «малой четверицы». Приходится признаться: план задуман с гениальной простотой, с полным пониманием геометрических необходимостей.

    Есть ли вопросы к «архитектору»? Что непонятно в плане собора? (Что за жирная линия вокруг храма?)

    Дополнение «архитектора»:

    Черная линия вокруг храма – это гульбище, или галерея.

    Покажите на фотографии те башни, о которых шла речь в сообщении: центральную, Покровскую башню, башни по сторонам света и диагональные башни.

    В сообщении «архитектора» встретились слова: четверик, восьмерик, гульбище. Давайте обратимся к нашему словарю, ещё раз уточним эти понятия.

    Словарно-стилистическая работа .

    Слайд 40-41 (Словарь к уроку).

    Рассмотрите иллюстрации словаря, а затем найдите восьмерики и четверики на фотографии собора

    Найдите в словаре, а затем на фотографии собора гульбище, или галерею.

    Обратите внимание на слово гульбище. Какие слова вы назвали бы в качестве однокоренных к данному? (Гулять, прогулка.гулянье)

    Слово галерея, вытеснившее исконно русское слово гульбище, не имеет образа. Но посмотрите, какой яркий образ лежит в основе слова гульбище. Нам не нужно переводить его, хотя оно давно ушло из языка, мы зримо представляем себе место, предназначенное для прогулок.

    Рассмотрите иллюстрации, данные к архитектурным терминам в словарике. Найдите эти элементы на фотографии храма. (учащиеся в течение нескольких минут работают со словарями и фотографиями собора, сопоставляя рисунки и детали собора.)

    Все слова в нашем словарике представляют собой архитектурные термины. Вспомните и скажите, для какого стиля речи характерно активное употребление терминов? (Для научного стиля)

    Будем ли мы пользоваться этими терминами в сочинении? (Да.)

    Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что сочинение мы будем писать в научном стиле речи. Но научный стиль также имеет свои разновидности. Вспомнить эти разновидности нам поможет следующая таблица:

    Слайд №42. (Научный стиль).

    Научный стиль речи

    Собственно научный

    Научно-учебный

    Научно-популярный

    используется в

    монографиях,

    научных статьях,

    диссертациях

    учебниках,

    учебных пособиях,

    лекциях

    рецензиях,

    отзывах,

    очерках,

    школьных сочинениях

    Подумайте и скажите, какая разновидность (подстиль) научного стиля речи будет характерна для вашего сочинения. (Скорее всего мы будем писать сочинение в научно-популярном подстиле).

    Вспомним, что характерно для этого подстиля? (Научно-популярный подстиль близок по своим особенностям к художественному и публицистическому стилям речи. Он рассчитан на людей, которые не являются специалистами в той или иной области. Главная задача этого подстиля – занимательно рассказать о чем-то слушателям или читателям, создать своим рассказом положительный настрой. Всколыхнуть чувства, эмоции людей).

    Вы правильно вспомнили все особенности этого подстиля. Но в ваших сочинениях помимо терминов встретятся и слова совершенно другого типа. Дома вам нужно было по толковому словарю уточнить значения некоторых слов и посмотреть, какая стилистическая помета дается в словаре к этим словам: зодчие, храм, возводить, увенчать. Что обозначают эти слова? (Зодчие-строители, архитекторы; храм - собор, церковь; возводить – сооружать, воздвигать, строить; увенчать – завершить, закончить.Возле этих слов указана стилистическая помета - «высокое»).

    Что означает эта помета? (Помета «высокое» означает, что данное слово придает речи оттенок торжественности, приподнятости. «Высокие» слова – это разновидность книжных слов. Чаще всего используются в публицистическом стиле).

    Имеем ли мы право использовать слова такого типа в своем сочинении? (Да, возможно, так как именно эти слова употребляются, когда речь идет о древнерусской архитектуре).

    Давайте ещё раз посмотрим на собор Василия Блаженного. Если бы вас попросили подобрать слова, характеризующие этот храм, его облик, какие слова вы назвали бы в первую очередь? (Оригинальный, непохожий на другие; прекрасный, удивительный; уникальный, своеобразный, величественный, сказочный…)

    Как вы считаете, возможно ли употребление таких слов в сочинении? (Да, возможно, так как эти слова не только характеризуют храм, но и помогают передать чувства людей, видящих эту красоту).

    Верно, ваша задача заключается в том, чтобы не просто механически описать храм, а передать через слова свои чувства и настроения при виде этого величественного памятника древнерусской архитектуры. Прилагательные оценки помогут нам в этом.

    Но не только этот прием вы можете использовать в описании храма. Вспомните и о других средствах художественной выразительности (метафорах, олицетворениях), возможно и они пригодятся вам в работе.

    Орфографическая работа.

    Слайд №43. (Орфографическая работа).

    Задание: Вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания.

    Искусствовед М.В. Алпатов писал о храме Василия Блаженного так: Основу построения образует стройный и вытянутый главный шатер, увенчанный небольшой главкой; он окружен четырьмя более низкими и массивными башнями с мощными главами; между ними расположены другие четыре ещё меньшие главы. Но, нарастая к центру, башни не образуют пирамиды,- если их можно уподобить голосам, составляющим подобие хора, то они не сливаются в один голос; здесь можно усматривать скорее подобие дружеской беседы, в которой каждый собеседник, прислушиваясь к другому, сохраняет свое мнение.

    Слайд №44. (Проверка орфографической работы).

    Какое средство художественной выразительности использовал автор, описывая храм? (Автор дает в тексте развернутое сравнение: композиция храма сравнивается с дружеской беседой, в которой слышен каждый голос).

    Итак, мы с вами, во-первых, рассмотрели ряд слов терминологического характера, которые необходимы, чтобы описать памятник древнерусского зодчества; во-вторых, определили, что сочинение мы будем писать в научно-популярном подстиле, где употребление этих слов традиционно; в-третьих, выяснили, что при написании сочинения можно пользоваться «высокими» словами, необходимыми для описания памятника древнерусской архитектуры; в сочинении будут уместны также эпитеты, сравнения и другие средства художественной выразительности. Теперь нам нужно собрать рабочие материалы, для чего рассмотрим особенности храма.

    Сбор рабочего материала .

    Неповторимый памятник русской старины – собор Василия Блаженного - цветет, по словам А. Волкова, «как прекрасный цветок, как песня, запечатленная в камне». Давайте вместе рассмотрим «ноты» этой «песни». Мы выяснили, что центральная башня собора – Покровская. Что её отличает от остальных башен? (Она не только самая большая, но и самая высокая.)

      Что напоминает её форма? Её форма напоминает шатер.)

      Чем увенчана церковь? (Церковь увенчана куполом.)

      Какова форма купола, что она напоминает? (Форма купола напоминает луковицу.)

      Башня выглядит необычно, красиво благодаря расписным полукруглым украшениям. Вы уже знаете, что эти украшения называются кокошниками. Как вы думаете, почему они так названы? (эти украшения называются кокошниками, потому что они по форме напоминают женский головной убор – кокошник.) В русской культуре всё удивительным образом связано, даже, казалось бы, такие разные вещи, как головной убор и архитектурное украшение, для которого была была позаимствована не только форма кокошника, но и само слово.

      В этой башне три яруса. Уточните по словарю, что такое ярус? (ярус – это убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.) найдите ярусы башни на фотографии собора.

      А что представляют собой окна? (Окна узкие, щелевидные.)

      Как назывались на Руси такие окна? (окна назывались бойницами.)

      Почему эти окна так назывались? (Окна раньше служили не только для того, чтобы пропускать свет в помещение, но при необходимости из них можно было вести бой и наблюдать за врагом.) Верно, но в храмах эти узкие вытянутые окна выполняли ещё одну важную функцию - они служили для украшения собора. Посмотрите, как «вписались» бойницы в общую композицию собора, как они гармоничны и естественны на башнях.

      Рассмотрим четыре башни по сторонам света. Какова их форма? (Башни столпообразные, многоярусные.)

      Какие элементы использовались для их украшения? (Различной формы кокошники, бойницы, украшенные треугольными стрелами.)

      Знакома ли вам форма их куполов? (купола такие же как и у центральной башни – в форме луковиц.)

      Что привлекает ваше внимание в оформлении куполов? (Оформлены причудливо, у каждого свой неповторимый узор, напоминающий то чалму, то шипы.)

      Действительно, когда смотришь на купола собора, кажется, что фантазия зодчих была неисчерпаема:

    Продолжение орфографической работы.

    Слайд №45. (Продолжение орфографич. работы)

    Трудная работа началась, когда дело дошло до сооружения глав. Башни разнились одна от другой архитектурным оформлением.Постник наше различные приемы и для отделки глав. Форма у всех одна – луковичная, но много изобретательности и неистощимой фантазии вложил гениальный зодчий в частности.Одна глава напоминала кедровую шишку из русского бора, по другой извивались причудливые зигзаги, третью покрывала чешуя, словно гигантскую рыбу, четвертая разрезалась на дольки вертикальными разрезами, а на следующей надрезы шли спиралями…

    (А.Волков).

    Слайд №46.(Проверка орфографич работы).

      Что венчает купола? (Кресты.)

      Теперь внимательно рассмотрим диагональные башни. Расскажите о них по тому же плану: размер, форма, украшения. (Диагональные башни самые маленькие. Так же как и башни по сторонам света, они многоярусные. Переход от одного яруса к другому осуществляется постепенно, за счет кокошников, расположенных в шахматном порядке, или «вперебежку». Украшены башни многоцветной росписью.)

      Вы правильно заметили, что кокошники и здесь украшают башни. Это был излюбленный декоративный прием строителей каменных церквей. Красота – один из главных принципов, которым следовал древний зодчий. Кокошники имели и важное конструктивное значение: их стали употреблять для перехода от нижнего восьмерика к верхнему, уменьшая таким образом объем башен. Позднее зодчие стали ставить кокошники в два ряда – то один над другим, то вперебивку.

      Рассмотрим гульбище, или галерею. Где она расположена? (Галерея окаймляет храм.) Галерея проектировалась таким образом, чтобы на нее можно было выходить и изнутри и снаружи.

      Какие архитектурные детали, уже знакомые вам, украшают галерею? (Различной формы арки, которые образуют своды.)

      Особое внимание строителями уделялось отделке порталов. Что это такое? (Портал – вход в церковь.)

      Три портала вели в храм: с севера, с запада, с юга. Мы видим на фотографии один из порталов. Опишите его. (колонны портала украшены каменным орнаментом. Венчает портал шатер, украшенный позолотой. Ко входу в портал ведет высокая лестница.)

    Итак, мы рассмотрели храм, описали и центральную башню, и башни, расположенные по сторонам света и диагональные башни. Теперь нам необходимо составить план будущего сочинения.

    Учитель предлагает восьмиклассникам самостоятельно составить сложный план сочинения на тему «собор Василия Блаженного – памятник русской старины», включив в него и рассказ об истории его создания и описание внешнего вида храма.

    Возможный вариант плана:

    Слайд №47. (Вариант плана).

      ХрамВасилия Блаженного – часть русской истории.

      Чудо русской архитектуры:

    а) композиция храма;

    б) центральная башня;

    в) башни по сторонам света и диагональные башни;

    г) галерея и порталы храма;

    3. «Песня, запечатленная в камне». (Мое мнение о храме.)

    Работа над текстом сочинения .

      Подумайте и скажите, о чем вы будете говорить во вступлении к сочинению? (Во вступлении мы расскажем о том, когда и как возник храм, как он стал частью русской истории.)

      Какой тип речи поможет вам выполнить эту задачу? (Основной тип речи, который будетбудет использоваться – это повествование, поскольку в этой части мы используем информацию, данную нам «историком» и «архитектором».)

      О чем вы скажете в основной части сочинения? (В основной части мы будем описывать храм, как выглядят его церкви, какова их форма, размер, чем они украшены.)

      Что будет представлять собой заключение? (заключение будет содержать вывод, итог всего сочинения.Взаключении можно сказать о своём восприятии и оценке храма.) Интересно, что храм воспринимается людьми по-разному. Исследователь Лев Любимов в своей книге «Искусство Древней Руси» приводит высказывания тех, кто видел это чудо русской архитектуры. Одни сравнивают его с колоссальным растением,другие – с группой скал, третьи – с кондитерским изделием и даже со «зданием из облаков, причудливо окрашенных солнцем». А что бы вы сказали о храме в заключении сочинения, с чем сравнили, как оценили? («Мне кажется, что храм Василия Блаженного напоминает сказочный дворец, который за одну ночь построила Василиса Премудрая из известной сказки. Я бы писала о его сказочности и удивительной красоте.» «Сегодня на уроке, внимательно рассмотрев храм и сопоставив его с планом, я впервые понял. Что храм очень гармоничен по замыслу. Я бы писал о необыкновенной гармонии собора». «Я думаю, что буду писать о русском народе, который много веков назад был способен создать такое чудо, которым мы восхищаемся и по сей день…»)

    Домашнее задание: напишите сочинение-описание с элементами повествования на тему «Собор Василия Блаженного – памятник русской старины» по составленному плану, используя собранные в ходе урока материалы. Необходимо учитывать стилистические особенности научно-популярного стиля речи, в котором должно быть создано сочинение.

    ( Материал взят из журнала «Русский язык в школе» 2004 год №4 Л.И.Новикова.)

    ФИО учителя: Райш Ольга Александровна
    Село, школа: С. Топчиха, МБОУ Топчихинская СОШ №2
    Предмет: русский язык, развитие речи
    Класс: 8
    Тема урока: Подготовка к сочинению- описанию памятника архитектуры родного села.
    Место урока в теме: обобщение, подготовка к написанию сочинения
    Учебники: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков «Русский язык 8 класс» изд. «Просвещение» М. 2012
    Цели урока.
    1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подготовиться к написанию сочинения-описания памятника архитектуры.
    2. Развивающий аспект: развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, творческое мышление, закрепить употребление в речи архитектурных терминов
    3. Воспитательный аспект: привитие эстетического вкуса учащихся, стремления ярко и образно выражать собственные мысли, воспитание любви к культурным ценностям родного села.
    Формирование УУД:
    Личностные:
    - формирование желания выполнять и мотивировать учебные действия;
    -применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения.
    Познавательные:
    - сравнивать различные виды работ;
    - анализировать результаты своей работы;
    - изменять, творчески переделывать;
    - поиск и выделение нужной информации.
    Регулятивные:
    - анализировать собственную работу;
    - находить ошибки, устанавливать их причину;
    - оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
    Коммуникативные:
    - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
    - сравнивать и анализировать разные виды текста;
    - создавать и редактировать собственные тексты;
    -уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать поставленный вопрос.
    Оборудование урока: раздаточный материал, проектор, компьютер.
    Формы организации учебной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.
    Технологии, лежащие в основе конкретной разработки:
    -технология развивающего обучения;
    - личностно-ориентированного обучения.
    Тип урока.
    Интегрированный / урок развития речи/.
    Эпиграф:
    “Ничего не боялся я столько, как жить в городе без истории, преданий и памятников”. Аполлон Григорьев
    Ход урока
    Определение темы, целей.
    А)Работа с эпиграфом.
    Посмотрите внимательно на эпиграф к уроку:
    Аполлон Григорьев, русский критик, поэт, сказал:
    «Ничего не боялся я столько,
    Как жить в городе без истории,
    Преданий и памятников».
    -Как вы понимаете смысл высказывания А.Григорьева?
    -Почему автор боялся жить в таком городе? А у нас в селе есть памятники?
    Б)-Определите, пожалуйста, тему урока.
    -Откройте тетрадь и запишите число, тему.
    В)-Зная тему, поставим цели урока.
    -А помогут вам в этом речевые конструкции: (записаны на доске)
    1)Приготовиться (к чему?)
    2)Собрать (что?)
    3)Развить (что?)
    4) Обогатить (что?)
    5)Анализировать (что?)
    (Совместная формулировка целей урока)
    – Сегодня у нас с вами интересная работа. Мы должны научиться описывать памятник. Как вы понимаете значение этого слова?
    Памятка 1
    1. ПАМЯТНИК | Толковый словарь Ожегова
    , -а, м. 1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-
    чего-н. (выдающейся личности, исторического события). П. Пуш-
    кину. 2. Сохранившийся предмет культуры прошлого.Археологический п. Памятники письменности (древние рукописи) * Памятник природы – природный объект, охраняе-
    мый государством (например, уникальное дерево, водопад, гейзер).
    Беседа по вопросам: 1мин
    1.Какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение).2. Что можно описывать?(природу, человека, действия, картину, помещение и др.)3. Что мы с вами уже описывали? (местность, действия, картину) Начнем с жанра. Мы можем выбрать с вами жанр классического описания, которое строится по строгому плану. Вспомним что такое описание (Описание – это смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов и явлений окружающего мира; К тексту описание можно задать вопрос КАКОЙ?)
    - Какова структура любого описания (общее впечатление, детальное описание, личное отношение). А если это памятник архитектуры? Конкретизируем план.
    Описание памятника архитектуры родного села. 1мин
    -На какие вопросы отвечать во вступлении? В основной части? В заключении? Дети читают план сочинения
    Памятка 2
    Вступление.
    По какому поводу был воздвигнут памятник?
    Краткие сведения об истории создания.
    Основная часть.
    – Каков общий вид памятника?– Как памятник вписывается в пространство местности? Где он расположен?
    – Каков вид на памятник с разных точек обзора (прямо, сбоку, сзади)?– Из какого материала выполнена скульптура и пьедестал?– Каковы особенности скульптурного изображения?
    Заключение.
    -Что в нем особенного?
    -Чем привлекает?
    - Какие впечатления произвёл на вас памятник?
    -Нравится ли вам этот памятник?
    - О чем заставил задуматься?
    Словарная работа.
    Видео-диктант. (Презентация «Архитектурные термины»)
    Архитектура, зодчество (син.) – искусство строительства, возведения зданий;
    Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании его элементов;
    Горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема;
    Барельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона менее чем на половину своего объема;
    Монумент – большой памятник;
    Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.
    Постамент – возвышение, служащее основанием памятника;
    Пьедестал – подножие статуи;
    Ландшафт – общий вид местности;
    Апофеоз – прославление, возвеличивание кого- или чего – либо.
    Достопримечательность – место или предмет, заслуживающие особого внимания в силу каких-нибудь своих качеств.
    Искусство –1. творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; 2. Умение, мастерство, знание дела.
    Искусный – умелый, хорошо знающий свое дело.
    Орфографическая работа, направленная на предупреждение орфографических ошибок.
    Угадай-ка.
    1. творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; 2. Умение, мастерство, знание дела. (искусство) 1вариант-глагольное словосочетание и выполнить разбор
    умелый, хорошо знающий свое дело. (искусный)
    2вариант-именное словосочетание и выполнить разбор
    Конструирование предложений.
    Устно составить предложения, используя данные слова: Искусство+ПГС
    Искусный+СГС
    Тест.
    Задание: найдите слово, в котором пишется одна н
    Белокаме…ый
    Окруж…ый
    Изображе…ый
    Наклоне…ы
    Лексическая работа.
    Подберите синонимы к словам и запишите синонимические ряды:
    1ряд -Скульптор - …(ваятель, зодчий, художник, автор, архитектор)
    2 ряд -Возводить –… строить, сооружать.
    3 ряд -Замысловатый –… сложный, затейливый, оригинальный.

    Работа со словосочетаниями. (Они записаны на доске)
    -Прочитайте. Запишите их по вариантам:
    1вариант- словосочетания, где способ связи –управление
    2вариант-словосочетания, где способ связи - согласование
    Русская архитектура, возводить храм, автор скульптуры, замысловатые детали, памятник старины, современный памятник, хранят тайны, бронзовый горельеф, затейливый орнамент, сделать искусно, почувствовать атмосферу.
    Какое словосочетание никто не выписал? Почему?
    (сделать искусно- примыкание)
    -Памятник - это символ гордости, славы.
    Синтаксическая минутка.
    Во всех уголках нашей страны есть свои памятники, языком искусства рассказывающие о подвигах на полях сражений и в мирном труде.(5)
    -Кто бережёт памятники, тот бережёт память.
    Вопрос: Являются ли слова памятник и память однокоренными?
    (Да, эти слова являются однокоренными. Каждый памятник, кому бы он не был посвящён, своего рода узелок на память в бесконечной нити нашей общей истории и культуры.)
    Слайд №1,№2,№3 Памятник В.И.Ленину
    заочная экскурсия:
    Памятка3.
    Предварительная беседа о специфике памятника как скульптурного произведения.
    -Как звали Ленина?
    Памятник – трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его, в отличии от картины, следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку, сзади, т.е. обойти вокруг.
    Для лучшего обзора скульптура обычно помещается на пьедестал (постамент).
    Рассматривая памятник, надо всегда обращать внимание на то, как статуя (ударение) связана с постаментом, а весь памятник– с пространством улицы, площади, окружающими зданиями.
    Очень важен выбор материала. Обычно памятники превышают натуральную величину, стоят под открытым небом, поэтому материал должен быть особенно прочным: мрамор, гранит, бронза и т.п.
    Устное описание памятника архитектуры родного села. Опирайтесь в его описании на следующие вопросы, используйте архитектурные термины:(Можно сократить вопросы)
    Где он расположен?
    Когда он был создан? Предположите.
    Что в нем особенного?.Какие впечатления он производит на смотрящего?
    Слайд №4,№5,№6 Водонапорная башня
    История возникновения памятника архитектуры (сообщение учащегося Снегирёва Алексея)
    Памятка 4.
    Задание: В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
    А) Она находится около железнодорожного вокзала и
    сохранена почти в первозданном виде.
    Б) Наше время характеризуется пристальным вниманием к памятникам архитектуры.
    В) В 1914 году это сооружение служило для подачи воды паровозам.
    Г) А сегодня башня великолепно вписывается в комплекс железнодорожной станции Топчиха.
    Д) Одной из достопримечательностей нашего села является водонапорная башня. Ответ: б), д), а), в), г).
    Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения
    Наклоны и повороты головы повышают эластичность стенок шейных кровеносных сосудов, раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.
    Вопрос: Народные памятники. Что это значит? (Это значит, что задуманы, спроектированы и построены они самими жителями района и на деньги жителей района, при поддержке районной и сельской администраций. Таких памятников в крае не так уж много. У нас это памятник воинам-землякам, погибшим в локальных войнах и конфликтах, а так же памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС.)
    .Слайд 7. Памятник воинам-землякам, погибшим в локальных войнах и конфликтах
    Отправляемся на поиск предложений. Найдите предложение,
    соответствующее схеме (Схема с обратной стороны доски)
    1)[– - =] устно прокомментируйте.
    Слайд8. Памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС
    Работа с речевыми конструкциями.
    А) Составьте предложения с обращениями, побуждающие наших односельчан к каким - либо действиям, по отношению к памятникам архитектуры родного села. Определите вид этих предложений по цели высказывания. (Работа в парах)
    Предметные результаты: определять вид предложения по цели высказывания, ставить запятые при одиночном обращении, ставить знаки препинания в конце предложения.
    Слайд 9.
    Слайд 10. Памятный знак воинам-танкистам
    -Говоря о памятниках, конечно, не могу обойти вниманием танк т-64, установленный в Топчихе на площади Героя России Михаила Валерьевича Григоревского. Это тоже не государственный памятник, а установленный по инициативе и силами Центральной базы танкового резерва в с. Топчиха. Данный танк когда-то охранял мирное небо на самых крайних западных рубежах, то есть в городе Берлине Германской Демократической Республике, в составе Западной группы войск СССР.
    На доске предложение А.С. Пушкина. Преобразуйте его в предложение с прямой речью и запишите в тетрадь.
    “Уважение к минувшему – вот черта, отделяющая образованность от дикости”. А.С. Пушкин
    -Почему А.С.Пушкин считал, что уважение к минувшему – это черта, отделяющая образованность от дикости?
    Слайд11, 12 Мемориал воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны
    Ученик с обратной стороны доски выполняет задание, а весь класс работает с вопросом.
    Памятка 5.
    Вопрос: На стеле стального цвета изображён … – символ победы нашего народа над фашизмом. Что это? (Орден Победы)
    Слайд 13.
    Пунктуационный практикум С обратной стороны доски написаны предложения Приложение

    2.Ноч..ю ударил моро.., и цв..ты к утру замерзли.
    Вопрос: Какую роль выполняет союз И в 1 и во 2 предложении?
    1) .
    2) [– =], и [– = ]
    Слайд14-16. Задание - Корректор.
    Цель: предупреждение речевых и грамматических ошибок.
    1.Плеоназм (употребление лишнего слова).
    2.Тавтология (неоправданный повтор однокоренных слов).
    3.Неправильное образование форм глаголов. Смешение форм времени и вида глагола.
    Слайд 17-20. Аллея Славы.
    Минутка поэзии. Стихотворение, посвящённое Аллее Славы
    На Земле
    безжалостно маленькой
    жил да был человек маленький.
    У него была служба маленькая.
    И маленький очень портфель.
    Получал он зарплату маленькую...
    И однажды -
    прекрасным утром -
    постучалась к нему в окошко
    небольшая,
    казалось,
    война...
    Автомат ему выдали маленький.
    Сапоги ему выдали маленькие.
    Каску выдали маленькую
    и маленькую -
    по размерам -
    шинель.
    ...А когда он упал -
    некрасиво, неправильно,
    в атакующем крике вывернув рот,
    то на всей земле
    не хватило мрамора,
    чтобы вырубить парня
    в полный рост!
    1969
    Роберт Рождественский.
    Слайд 21
    А теперь Губина Катя расскажет о своём прадедушке, Герое Советского Союза, А.М. Губине.
    Памятка 6.Задание: Выразительно прочитайте текст:Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквях, думать о значении орнамента, высеченного на замшелом камне? Надо ли сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца? Надо. Человек не бабочка-однодневка, весело порхающая на солнце, не знающая, что будет завтра. В судьбе человека сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек – сын своего времени и своей страны, и чувство Родины тесно связано с чувством истории.(Е.Осетров)Выполнить задания:- В каком предложении выражена основная мысль текста?- Как человек должен относиться к своей истории?
    Итог.
    – Давайте попробуем на основании собранного материала составить возможные варианты вступлений.
    (Варианты вступлений.)
    Работа над основной частью.
    – О чем будем писать в основной части?
    Работа над заключительной частью.
    – О чем мы можем писать в заключении?
    Образцы заключений.
    – Человек не может жить только настоящим. Он стремится в будущее, при этом бережно хранит память о прошлом.– Памятник …произвел на меня огромное впечатление.
    Еще раз обращаю внимание детей на план сочинения.
    Учитель: Пройдут годы, и от нас с вами зависит, сможем ли мы не только рассказать, но и показать родную историю своим детям и внукам. Давайте же вместе сохранять, и приумножать памятники, что бы узелков на память не становилось меньше.
    Памятка7.
    Рефлексия.
    Деятельность учителя
    Предлагает продолжить фразы.
    Деятельность ученика
    Учащиеся продолжают предложения:
    Сегодня я узнал(а)…
    -Я научился(ась)…
    -Мне захотелось…
    - Я открыл(а) для себя ….
    -У меня получилось…
    -Теперь я могу…
    Оценивание.
    Памятка 8
    Домашнее задание.
    «ОБ ОДНОМ И ТОМ ЖЕ МОЖНО СКАЗАТЬ И ЯЗЫКОМ ЛИТЕРАТУРЫ, И ЯЗЫКОМ АРХИТЕКТУРЫ».
    Вам предстоит сделать сегодня описать памятник архитектуры,
    написать сочинение-описание по одной из предложенных тем:
    1.Тайны водонапорной башни.
    2.Описание памятника красному пекарю Сизову Ф. на ул. Сизова.
    3.Я стою около памятника…
    4.Описание памятника В.И. Ленину на центральной площади.
    5.Вечная память и слава павшим воинам.
    6.Описание памятника воинам, павшим во время Великой Отечественной войны
    7. Описание памятника воинам-землякам, погибшим в локальных войнах и конфликтах
    8.Пусть стоят памятники-обелиски всем героям! (Описание Аллеи Славы)
    9.Описание памятника ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС.
    Памятка 9
    Советы.
    Чего нужно добиваться в сочинении?
    1)Соответствия речи литературным нормам и грамматическим правилам;2) Точного подбора слова для выражения мыслей;3) Простоты изложения, исключения примитивных выражений и словесных штампов;4) Выразительности и эмоциональности речи;5) Точности в изложении литературных и исторических фактов.

    Запомни! Памятник (кому? чему? – Д. п.)
    Портрет (кого? – Р. п.)
    Приложение.
    Задание: На месте пропусков вставьте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания, определите количество грамматических основ и начертите схемы.
    1.Со..нце с..дилось и к..сыми лучами осв..щало в..рхушки д..ревьев аллеи Славы.
    2.Ноч..ю ударил моро.. и цв..ты к утру замерзли.
    Вопрос: какую роль выполняет союз И в 1 и во 2 предложении?

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

    ШКОЛА № 47 Г. ПЕНЗЫ

    Интегрированный урок

    русский язык + информатика

    Развитие речи

    8 класс

    Разработала:

    учитель русского языка и литературы

    Тема урока: Описание памятника архитектуры

    Тип урока: интегрированный

    Образовательные цели:

      учить составлять тексты искусствоведческого характера;

      совершенствовать монологическую и диалогическую речь;

      формировать навыки творческой и поисковой работы;

      расширить кругозор учащихся, поддерживать их интерес к изучению истории русского искусства;

      отработать навыки редактирования и форматирования текста в текстовом процессоре Word;

      познакомить с дополнительными способами форматирования текста;

      отработать навыки выполнения операций с фрагментами изображения в графическом редакторе Paint;

      расширить представление учащихся об использовании информационных технологий в учебном процессе;

      способствовать развитию межпредметных связей.

    Развивающие цели:

      развивать речь учащихся, совершенствуя ее образность и выразительность;

      развивать коммуникативную деятельность учащихся;

      развивать языковую компетенцию учащихся;

      развивать логический и алгоритмический стили мышления;

      развивать творческие способности учащихся.

    Воспитательные цели:

      воспитывать чувство патриотизма;

      воспитывать нравственные и эстетические начала;

      приобщить учащихся к основам аналитической деятельности;

      способствовать развитию у учащихся трудолюбия, чувства взаимопомощи;

      воспитывать потребность качественного выполнения задания.

    Оборудование:

      компьютеры, проектор;

    Программное обеспечение : Windows XP,Microsoft Word, Paint, Microsoft PowerPoint.

    Продолжительность: 2 урока: 1-ый – с применением компьютера

    2-ой - интегрированный

    Ход урока

    1 урок.

    Вступительное слово учителя русского языка. Сегодняшняя наша встреча поможет нам прикоснуться к высокому, к тому великому, которое до сих пор является загадкой, ибо все великое никогда не познается до конца. Мы будем говорить о памятнике архитектуры – храме Василия Блаженного. Более того, нас ждет творческая работа: описание храма Василия Блаженного.

    Разрешите представить вам ведущих нашей встречи: учителя русского языка, учителя информатики и творческую группу, в которую должны войти: архитектор, художник, историк и искусствовед.

    Учащимся предлагается войти в состав творческой группы.

    Вступительное слово учителя ИИКТ. Встреча с памятником архитектуры всегда познавательна и интересна.И, если при этом используется компьютер, к которому в современном обществе наблюдается повышенный интерес, то его помощь будет просто необходима. Поэтому сегодня уникальные возможности компьютера позволят достаточно быстро осмыслить, достичь понимания и запоминания программного материала.

    Звучит песня О.Газманова «Мой храм». На экране Презентация 1 - виды храма.

    Учитель русского языка. Судьбы храмов чем-то похожи на судьбы людей.

    Ученик-историк. Я как историк знаком с судьбой храма и сейчас вам расскажу.

    Собор Покрова, что на Рву, также называемый Храм Василия Блаженного - православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице; был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха. Покровский собор - одна из самых известных российских достопримечательностей.

    Храм сохранился по особому Промыслу Божиему - не один раз он оказывался на краю гибели и каждый раз оставался цел. По легенде, Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж, а в храме пока поставили лошадей французской армии. Техника того времени оказалась бессильной перед этой задачей, и тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались загасить зажженные фитили, и внезапно хлынувший проливной дождь помог остановить взрыв.

    В XIX веке после того, как Неглинку закрыли в трубу, из ажурной чугунной решетки с ее набережной сделали ограду Покровского храма.

    После революции храм едва не стал жертвой большевистского беспредела. В сентябре 1918 года власти расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола его звонницы переплавили, а сам храм закрыли, но не снесли. В 1936 году Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. Существует легенда, что он изготовил особый макет Красной площади со съемным Покровским храмом и принес его к Сталину, показывая, как собор мешает демонстрациям и машинам. "А если бы его - р-раз!.." - и с этими словами он рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: "Лазарь! Поставь на место!.."

    Снос храма остановило в первую очередь личное мужество архитектора П.Д.Барановского - мученика и подвижника русской культуры. Когда ему приказали готовить храм к сносу, он наотрез отказался и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил очень резкую телеграмму наверх. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Сталина действительно что-то остановило - решение о сносе было отменено, а Барановский поплатился несколькими годами заключения.

    А в Покровском соборе открыли музей и стали водить экскурсии.

    Тогда в соборе Василия Блаженного решено было открыть музей. Несмотря на годы и века, прошедшие с момента возведения собора, он сохранился достаточно неплохо, и после реставрации открыл свои двери уже в новом качестве. Во время реставрации была обнаружена винтовая деревянная лестница, по которой и стали попадать внутрь посетители музея. Внутри собора сохранился ценный иконостас, а также росписи, сделанные выдающимися живописцами. Кроме того, в настоящее время в соборе собрана уникальная коллекция предметов, относящихся к эпохе Ивана Грозного, в частности коллекция оружия.

    Учитель русского языка. А почему за храмом закрепилось название Храм Василия Блаженного?

    Ученик-искусствовед. Я искусствовед исследовал этот вопрос.

    Согласно легенде Василий Блаженный, самый чтимый на Руси юродивый, сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.

    Василий родился в 1469 г., в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, повествует житие, Василий был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. К хозяину Василия пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые прослужили бы несколько лет. Василий при этом улыбнулся. На вопрос хозяина, что значит эта улыбка, Василий ответил, что человек, заказывавший сапоги на несколько лет, умрет завтра. Так действительно и случилось.

    Василий, шестнадцати лет от роду, оставил хозяина и мастерство и начал подвиг юродства, который совершал 72 года, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами, которые и доныне лежат на его гробе. Житие Блаженного описывает, как он и словом и примером учил народ нравственной жизни.

    С именем Василия Блаженного связано много легенд, историй и чудес. Например, однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему боярином, задумали обманом выманить ее у него. Один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий покрыл «мертвого» своею шубой, но, видя обман, сказал при этом: «буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся». Обманщик действительно умер.

    Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией. Василий скончался 2 августа 1552 года.

    Царь сам с боярами нес его одр; митрополит Макарий совершал погребение. Тело Блаженного было похоронено на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, там, где впоследствии построили Покровский собор.

    С 1588 г. стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, на месте, где он был погребен, поэтому сначала народная молва и утвердила название храма, как храм Василия Блаженного.

    Учитель русского языка. Смотрю я на храм и думаю, как же велико мастерство русского человека. Чаще всего великие мастера бывают неизвестны. А имя этих зодчих дошло до нас через века.

    Ученик-архитектор. Я как архитектор, могу вам об этом рассказать.

    Барма и Постник. Один или вдвоем?

    Историки считают, что это был один человек - Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Легенда гласит, когда зодчий представил макет собора Ивану Грозному, тот был восхищен красотой здания, он спросил мастера: может ли он построить другой, подобный, или ещё более прекрасный храм? «Могу», - ответил архитектор. «Ты лжешь!» - вскричал Иван Грозный и велел ослепить его, чтобы Храм Василия Блаженного остался единственным в Русском царстве.

    В других источниках указывается один архитектор - псковитянин Постник Яковлев по прозвищу Барма , и достоверно известно, что все тот же Постник Яковлев после постройки собора в Москве (и, видимо, став "придворным" архитектором) занимался строительством и в Свияжске и в самом казанском Кремле.

    Учитель русского языка. А теперь давайте обратим внимание на внешний вид собора.

    Ученик-архитектор.

    На первый взгляд собор кажется необыкновенно сложным архитектурным сооружением. Композиция храма необычна: Покровский собор является связанной группой девяти отдельных храмов, причем формы этих храмов взяты с разных образцов ("различными образцы и многими переводы"). Центральный из них - шатровый, являющийся осью композиции. Восемь других расположены по сторонам света и выполнены в ярусно-башнеобразной форме, с большими, причудливо украшенными фигурными луковичными главами. В результате получилось исключительно оригинальное, обладающее неисчерпаемым обилием декоративных мотивов сооружение. Особенно выделяются разнообразные формы глав. Ни одна из них не похожа на другую. По многообразию своего архитектурного облика храм Василия Блаженного не знает себе равных ни в России, ни за ее пределами.

    Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятый - самый высокий - храм, увенчанный шатром. Каждая из восьми церквей названа в честь святого, в чей день произошло то или иное важное событие казанских походов Ивана Грозного; центральная церковь посвящена празднику Покрова Богоматери - именно в этот день Казань была взята приступом. Пределы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности. До конца 17 века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров.

    Всего в соборе Василия Блаженного 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон 16-19 веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ. Стены собора оформлены масляной живописью и фресками 16-19 веков. Помимо икон в соборе представлена портретная и пейзажная живопись 19 века, церковная утварь 16-19 веков. Среди особо ценных экспонатов - потир 17 века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.

    В середине 20-х годов 20 века собор Василия Блаженного получил статус музея. С 1934 года он числится филиалом Государственного Исторического музея.

    Интересен храм и своим цветовым оформлением. Об этом расскажет вам мой коллега.

    Ученик-художник. Я как художник, постараюсь вам объяснить символику цвета.

    Внешний цвет храма нередко отражает его посвящение - Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику. Так, например:

      Белый - храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня

      Голубой - в честь Пресвятой Богородицы

      Красный - посвященный мученику (мученикам)

      Зелёный - преподобному

      Жёлтый - святителю

    Учитель русского языка. Однако, надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и не всегда соблюдаемая. Цвет куполов на храме символичен:

    Красный цвет – символ любви.

    Голубой (синий) цвет – символ неба, вечности, жизни вечной.

    Зеленый цвет – символ жизни земной.

    Белый цвет – символ чистоты.

    Смысловая символика цветов храма:


    Через жизнь земную

    можно обрести

    жизнь вечную (зеленый и синий ).

    Обретение вечной жизни

    возможно через чистоту

    сердца (белый ),

    которая есть любовь (красный ).

    Учитель русского языка. Храм Василия Блаженного уникален еще и тем, что вызывает самые разнообразные ассоциации.

    Учащиеся демонстрируют свои рисунки.

    Ассоциации учащихся

    Торт. Можно сравнить храм Василия Блаженного с праздничным тортом. Словно свечи, возвышаются его башенки. Его многоцветность напоминает кремовые розочки на торте.

    Сказочный дворец. Храм выглядит нарядно и празднично и очень похож на сказочный дворец. Так и кажется, что сейчас из него выйдут любимые сказочные герои.

    Кружево. На одной из девяти башен отчетливо виден орнамент, очень напоминающий кружева. Воздушное расположение орнамента удивительно сплетается в замысловатое кружево.

    Рубашка. А вот что общего у храма с рубашкой? Ее раньше называли рубищем. Дело в том, что такую пеструю рубаху носил Василий Блаженный, именем которого назван храм. И как это напоминает об этом замечательном святом человеке.

    Сообщение учащегося из рабочей группы.

    Приключения «бродячей» мечети

    Небезызвестный князь Андрей Курбский, еще задолго до того, как бежал от Грозного царя в Литву и вступил с ним оттуда в бесподобную перебранку «по почте», писал, что за стенами Казанского кремля возвышались «пять прекрасных мечетей». Воевода вполне успел рассмотреть их все, пока командовал осаждавшими татарскую столицу московитами. Однако точного местоположения самой знаменитой из них, носившей имя имама, поэта и солдата Кул-Шарифа, одного из руководителей обороны города, теперь установить нельзя. Рассерженный упорным сопротивлением казанцев, Иван IV велел снести ее тут же после удачного штурма города. Золоченые главы мечети, по преданию, на двенадцати подводах увезли в Москву. Возможно, кстати, именно это документально не подтвержденное сообщение породило другой миф: якобы собор Василия Блаженного, возведенный в честь покорения Казани, несет в себе зашифрованный образ погибшей мечети. Восемь глав московского храма, дескать, повторяют восемь минаретов Кул-Шарифа, а девятый как символ победы господствует над ними. Возможно, доля истины здесь есть, во всяком случае, зодчий Постник Барма одновременно работал тогда и на Красной площади, и в Казани, где возводил новые стены кремля. Жил в вечной дороге между столицами…

    Учитель русского языка.

    2 урок.

    Учитель русского языка. Ребята, ваши рассказы очень содержательны и интересны. Заметно, что вы умело пользуетесь и специальной лексикой. С ней нам сейчас и предстоит поработать. У вас под руками будет страничка из Толкового словаря, которая поможет вам в практической работе.

    Учитель информатики. Для работы со словаремнеобходимо открытьфайл «Словарь». Прочитайте, пожалуйста, все слова. Если значение слова вам неизвестно, то воспользуйтесь подсказкой, наведя указатель мыши на это слово. Из предложенных слов, вы должны выбрать те, которые можно использовать для описания памятника. Выбранные слова следует выделить цветом.

    Учащиеся выполняют задание.

    Учитель русского языка. (Cпрашивает какие слова выбрали)

    Учитель русского языка. А сейчас мы поработаем с таблицей, в которую необходимо поместить рабочий материал для сочинения-описания.

    Учитель информатики. Для работы с таблицейнеобходимо открытьфайл «Таблица». Обратите внимание, таблица состоит из 4-х разделов: «Экспрессивная лексика», «Специальная лексика», «Художественные средства языка» и «Средства грамматической связи частей текста». Раздел «Средства грамматической связи частей текста» уже заполнен. Вам следует заполнить остальные три.

    Материал для таблицы следует выбирать из словаря.

    Учащиеся выполняют задание.

    Учитель русского языка. Проверяет верностьзаполнения 3-х разделов таблицы. А для того, чтобы у нас получился текст-описание, необходимо вспомнить средства грамматической связи частей текста.

    Учащиеся комментируют раздел таблицы «Средства грамматической связи частей текста».

    Учитель информатики. Выкрасить слова в таблице цветом, согласно цвета заголовка, а средства грамматической связи подчеркнуть.

    Учитель русского языка. А сейчас мы поработаем с текстом, который представляет собой один из вариантов описания храма. На примере данного текста можно научиться составлять текст-описание как однозначно оформленный, так и сопровождающийся различными элементами: элементами повествования и элементами рассуждения.

    Учитель информатики. Для работы с текстом необходимо открытьфайл «Текст».

    Учащийся вслух читает текст-описание.

    Учитель русского языка. А теперь вновь обратимся к таблице для того, чтобы понять функцию данной лексики в тексте и увидеть средства грамматической связи его частей.

    Учитель информатики. Работаем с двумя файлами: «Таблица» и «Текст». Переключение между ними осуществлять кнопками на панели задач. Выберите в тексте представленную в таблице лексику и выделите цветом, соответствующем цвету в таблице.

    Учащиеся выполняют задание.

    Учитель русского языка. Задает вопросы.

      Какую функцию выполняет специальная лексика в тексте?

      Какова роль сравнения в тексте?

      Что помогает увидеть градация?

    А теперь обратим внимание на средства грамматической связи в тексте и подчеркнем их.

    Учащиеся выполняют задание.

    Учитель русского языка. Одной из особенностей текста является и его логическая последовательность. Большую услугу здесь оказывает план, который помогает последовательно выстроить текст.

    Учитель информатики. Откройте файл «План». На экране представлены пункты плана в виде графических фрагментов. Их нужно расположить в той последовательности, в которой представлен текст.

    Вспомните, пожалуйста, приемы работы с фрагментами изображения и приступайте к выполнению задания.

    Учащиеся выполняют работу.

    Учитель русского языка. Просит, чтобы учащиеся рассказали о результатах работы и прочитали готовый план.

    Учащийся перечисляет пункты плана.

    Учитель русского языка. Задает домашнее задание: написать сочинение-описание храма Василия Блаженного.

    Учитель информатики. Ребята,этот урок дал возможность использовать знания, полученные на уроках информатики, для изучения программного материала русского языка, а также понять, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в дальнейшей учебной деятельности.

    Учитель русского языка. Храм стоит и остается истинным символом Москвы и России. «Известный всему свету этот памятник, - говорит историк И. Е. Забелин, - по своей оригинальности занял свое место и в общей истории зодчества и вместе с тем служит как бы типической чертой самой Москвы, особенной чертой самобытности и своеобразия, какими Москва, как старый русский город, вообще отличается от городов Западной Европы. В своем роде это такое же, если еще не большее, московское, притом народное диво, как Иван Великий, царь-колокол, царь-пушка. Западные путешественники и ученые исследователи истории зодчества, очень чуткие относительно всякой самобытности и оригинальности, давно уже оценили по достоинству этот замечательный памятник русского художества» («Черты самобытности в древнерусском зодчестве»).

    Звучит колокольный звон.

    Учитель русского языка. Читает стихотворение.

    Когда возрождаются храмы,

    Крепнет, значит, страна.

    Значит, в Святой благодати

    С Богом будет она.

    Значит, пройдет лихолетье,

    Вновь жизнь забурлит.

    И через годы и столетья

    Дух будет крепче отлит.

    Использованная литература

      http://www.hramy.ru/regions/r77/cao/kitay/vasiliy.htm

      http://mag.org.ua/news/494.html

      http://www.rusarch.ru/sizov1.htm

      http://www.zavet.ru/kalendar/bm/pokr-002.htm

      http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?6_1545

      http://days.pravoslavie.ru/Hram/335.htm



  • Поделиться